10 мин.

В «Ф-1» новая звезда – «гонщик дня» из команды-аутсайдера. Красиво обгоняет и собирает респекты Алонсо и Ферстаппена!

Еще один новичок «Ф-1» доказал – будущий топ!

В 2025-м в паддоке произошло настоящее наводнение из дебютантов: целых 6 пилотов отправились в первый полноценный сезон. Среди них многообещающие таланты, о которых не переставали говорить еще с прошлого года: 18-летний сменщик Хэмилтона в «Мерседесе» Кими Антонелли и блеснувшая на заменах в 2024-м звезда академии «Феррари» Оливер Бермэн.

Но вот про Габриэла Бортолето писали немного – в основном сомневались в его успехе. Бразилец попал в «Ф-1» без всякого наката и опыта за рулем болидов (ни тестов, ни роли резервиста), да еще и оказался в аутсайдере «Заубере».

Команда со следующего года превратится в заводскую «Ауди», ее болид оставляет желать лучшего, а новое руководство пытается что-то придумать после глобальной перестройки – и в таких условиях в напарники к опытнейшему и стабильному Нико Хюлькенбергу подписали совсем «зеленого» паренька. Чего тут еще ждать?

Очевидно, Бортолето было трудно проявить талант. Потенциал чувствовался (Габриэл несколько раз опережал Нико в гонках и квалификациях) – но слабый темп болида никак его не обрисовывал.

Однако прошедший Гран-при Австрии все исправил: в Штирии пилот «Заубера» оказался главным героем уик-энда – даже ярче победителя Ландо Норриса.

Суббота: сказочная квалификация – при поддержке Ферстаппена!

Все три сегмента квалификации Бортолето творил чудеса: демонстрировал темп на уровне «Феррари», «Мерседеса» и Ферстаппена. Разница между их кругами была всего несколько сотых – топы оторвались от Габриэла только в финальной сессии.

Бразилец показал 8-е время, что для его команды просто невероятное достижение! А ведь это даже не лучший круг №5 в квалификации: он мог пройти еще быстрее – и даже попасть на шестую строчку. Но вмешалась пара небольших ошибок из-за избыточной поворачиваемости.

Кстати, обратили внимание на начало круга? Там Макс Ферстаппен раздал Габриэлу слипстрим.

Причем он сделал это специально: финальную попытку Макса испортили желтые флаги из-за разворота Пьера Гасли, так что раз уж терять было нечего, нидерландец решил помочь юному другу (они часто общаются вне трассы и гоняются вместе в симуляторе iRacing).

«Да, [я раздал ему слипстрим], ведь мой круг в любом случае был испорчен. Я увидел его позади себя, а он проводил хороший уик-энд – так что я подумал и решил ему немного помочь», – рассказал Ферстаппен.

Бортолето оценил:

«Макс всегда раздает мне слипстрим, он лучший. Он очень добрый, я тоже пытался раздать ему слипстрим между 8-м и 9-м поворотом, но затем возник желтый флаг».

Бразилец впервые в карьере участвовал в третьем сегменте квалификации «Ф-1» – и такое не могло не оставить ярких эмоций:

«В первую очередь надо быть благодарным, правда? Я в третьем сегменте, и важно ценить наши достижения.

Полагаю, мой круг в третьем сегменте мог получиться чуть лучше, но я вряд ли оказался бы выше, если посмотреть на времена – я был в 0,2 секунды от Ферстаппена. Неидеальный круг – даже не думаю, что я улучшил время второго сегмента. На последнем комплекте шин болид стал испытывать больше избыточной поворачиваемости.

Я очень доволен. Я впервые попал в третий сегмент и даже не знал, какие именно настройки поставить. Подумал: «Блин, надо что-то менять или нет?» Я решил оставить все как есть и доволен результатом.

В последних двух поворотах во втором сегменте [сердце забилось сильнее], когда я увидел, что проезжаю очень хороший круг, однако я подумал: «Не знаю». Я не знал, какое время нужно поставить, но круг, который вывел меня в третий сегмент, вышел идеальным.

Я действительно ехал на пределе, машину почти развернуло, но я все-таки завершил круг, опустив голову, чтобы уменьшить лобовое сопротивление на прямой. Когда я пересек черту и посмотрел на время, то увидел, что я пятый».

Воскресенье: чистый пилотаж, борьба с Алонсо и награда лучшему гонщику дня

На следующий день Бортолето продолжил блистать: выдал мини-коллекцию ярчайших моментов заезда.

На 12-м круге красиво разобрался со страдавшим от износа резины Пьером Гасли.

А через некоторое время – после первых пит-стопов – вновь схлестнулся с французом. Очередной изящный обгон.

На предпоследнем круге Бортолето даже поборолся со своим ментором Фернандо Алонсо – но опыт и мастерство двукратного пока превзойти не удалось.

Габриэл финишировал восьмым и заработал первые очки в «Формуле-1». Фанаты оценили выступление бразильца: его назвали пилотом дня.

По возвращении на пит-лейн Алонсо сразу же поздравил подопечного.

На пресс-подходе Бортолето тепло пообщался с Ферстаппеном – Макс явно порадовался за друга.

Команда тоже в восторге: встретила пилота аплодисментами. Правда, Габриэла слегка шокировал внешний вид напарника.

В интервью – сплошь позитивные эмоции и надежда на такие же яркие результаты в будущем: 

«Мне кажется, у нас [с Фернандо Алонсо] была очень напряженная борьба – вероятно, самая напряженная схватка, в которой мне довелось участвовать в «Ф-1». Мы выбирали внешние траектории, внутренние, затем была игра с синими флагами – когда сначала подъехал [Ландо] Норрис, а потом Оскар [Пиастри].

Это было безумно, знаете? Мне нечего сказать, просто потрясающая борьба. Я рад, что мне удалось побороться с Фернандо за эти очки вплоть до конца гонки.

Мы отлично постарались с пит-стопами, со стратегией. Мне кажется, мы сделали все, что было в наших силах. Я просто надеюсь, что мы сможем продолжить выступать в том же духе, что сможем повторять подобное каждый уик-энд… Думаю, в этом сезоне мы сможем заработать еще больше очков и добиться хороших результатов».

Причины успеха – удачное обновление болида и природный талант

Для Бортолето первые гонки сезона – это авария на сложнейшей дождевой Австралии и многочисленные финиши на последних местах. Слабый болид превратил бразильца в фонового героя, который изредка напоминал о себе в квалификациях: когда опережал напарника с выходом во второй сегмент.

Почему все так изменилось?

Несколько недель назад «Заубер» привез на Гран-при Испании большой пакет новинок. Команда изменила форму краев днища, строение кожуха двигателя и переднее антикрыло – это комплексное обновление, которое улучшило взаимодействие болида с потоками воздуха и стабилизировало их.

В Австрии новинки дополнили: доработали среднюю часть днища и поставили новое заднее антикрыло.

«Изменения направлены на более равномерное распределение прижимной силы, – пояснял еще в Барселоне спортивный директор «Заубера» Иньяки Руэда. – В аэротрубе максимальная прижимная сила достигается при определенном клиренсе. Но в ней трудно смоделировать «переходные» условия: например, поведение болида в повороте, при движении за другой машиной или при боковом ветре. Это очень сложно.

Мы надеемся, что новый пакет обновлений даст пилотам более предсказуемый уровень прижимной силы – что прибавит им уверенности. Это трудно выразить в цифрах: мы задаем числовые параметры в симуляторе, но не в трубе. Обновление как раз про это.

В пелотоне это весьма распространенная проблема: вы добавляете прижимную силу и получаете более «заостренный» профиль болида. То есть прижимная сила есть, но в сложных условиях машина становится неуправляемой.

Мы заметили это еще на первых тестах. Новый пакет обновлений – решение данной проблемы. Новое днище даже увеличивает пиковые показатели прижимной силы – но это не основное его преимущество».

Обновления сработали сходу: Нико Хюлькенберг уже трижды финишировал в очках – во всех гонках после внесенных изменений. Причем в Испании он прорвался с 16-го места на 5-е (еще помог штраф Ферстаппена), а в Австрии с 20-го на 9-е (тоже не без везения: в гонке четыре схода).

Нико был уверен: скоро блеснет и Габриэл.

«Разумеется, [опыт] помогает во многих ситуациях. Я должен быть в тонусе, ведь Габи действительно зажигает. Он молодой пилот, новичок, но он очень впечатляет. Скорость, насколько чисто он пилотирует, подход, настрой, трудолюбие. Да, пока результатов нет, но это просто вопрос времени, потому что у него есть все необходимое. Он очень впечатляет и, безусловно, подгоняет меня», – говорил Хюлькенберг перед уик-эндом в Штирии.

Такая вера в Бортолето неудивительна. Бразилец с первого раза выиграл «Ф-3» и «Ф-2». Его карьерой занимается менеджерская компания Фернандо Алонсо – испанец поздравлял его с победой в каждой серии. Двукратный чемпион даже лично вел переговоры о переходе Габриэла в «Ф-1» и называл его «невероятным талантом».

С обновлениями «Заубера» №5 наконец получил возможность подтвердить слова ментора. И теперь Бортолето нацелен добиться еще большего:

«Я всегда знал, что способен набрать очки. Я в «Формуле-1» не по случайности. Приятно наконец оказаться в очках – и я больше рад за команду, чем за себя, потому что она заслужила этот результат.

Что касается меня, то я здесь, потому что однажды хочу победить. Я не буду доволен потому, что заработал несколько очков, понимаете? Но, конечно, это уже достижение. Мы должны быть довольны любым небольшим достижением.

Движемся в правильном направлении, чтобы достичь еще более крупной мечты – взять однажды титулы».

Что еще почитать про Гран-при Австрии:

Фото: Gettyimages/Clive Rose / Staff, Joe Portlock / Stringer, Mark Thompson / Staff, Joe Portlock / Stringer