Гран-при Тихого Океана 95-го: Михаэль Шумахер стал двухкратным чемпионом «Формулы-1»

Предыстория
Гонка, первоначально запланированная как третий этап сезона на 16 апреля 1995 года, была перенесена на октябрь, поскольку местная инфраструктура и коммуникации были сильно повреждены Великим землетрясением Хансин.
Перед 15-й гонкой сезона пилот «Бенеттона» Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате пилотов с 82 очками; пилот «Уильямса» Дэймон Хилл был вторым с 55 очками, отставая от Шумахера на 27 очков. В оставшихся трех гонках можно было набрать максимум 30 очков, что означало, что Хилл все еще мог выиграть титул. Шумахеру достаточно было финишировать четвертым, чтобы стать чемпионом среди пилотов, так как даже если бы Хилл выиграл, Шумахер все равно опережал бы Хилла более чем на 20 очков за две гонки до конца чемпионата. В чемпионате пилотов позади Хилла и Шумахера шел Дэвид Култхард на «Уильямс» с 43 очками, а Джонни Херберт и Жан Алези имели по 40 очков. В Кубке конструкторов «Бенеттон» лидировала со 112 очками, а «Уильямс» была второй с 92 очками, при этом можно было набрать максимум 48 очков. За две недели до гонки Хилл подвергся резкой критике: эксперты считали, что британец был недостаточно «напорист» в своей борьбе с Шумахером на Гран-при Европы ранее. В интервью перед гонкой Мартин Брандл, выступавший за «Лижье» на частичной основе, сказал: «Дэймону нужно сделать две вещи. Во-первых, он должен утвердиться в качестве первого номера команды на следующий год, чтобы команда могла оказать ему полную поддержку. Во-вторых, он должен вновь зарекомендовать себя как гонщик. Возможно, ему нужно пару раз потерять переднее колесо, чтобы вновь утвердиться».

Шумахер, его соперник в борьбе за титул, сказал, что Хилл предпринимал «нерешительные попытки» обгона, что приводило к тому, что он «попадал в неприятности». Эти комментарии были вызваны серией сражений между Хиллом и Шумахером на предыдущих этапах, особенно на Гран-при Бельгии, где Хилл обвинил Шумахера в блокировке. На заседании Всемирного совета по автоспорту Международной автомобильной федерации («ФИА») 19 октября, посвященном обсуждению этикета пилотов, было решено не вводить новые правила по этому вопросу. Руководящий орган «Формулы-1» подчеркнул, что Международный спортивный кодекс будет применяться исходя из того, что гонщики вольны вести машину так, как они хотят, «при условии, что они не подвергают умышленно опасности другого гонщика и не препятствуют ему многократно на прямой», после инцидентов в течение года с участием Хилла и Шумахера.
Команда «Уильямс» считалась фаворитом гонки из-за характера трассы — их болид FW17 лучше подходил для трасс с высокой прижимной силой, таких как Аида, и, таким образом, имел преимущество перед «Бенеттоном». В попытке соответствовать темпу болидов «Уильямса», команда «Бенеттон» внедрила пересмотренную геометрию задней подвески на B195 для этой гонки.

Перед Гран-при произошло пять замен пилотов. Мартина Брандла, выступавшего в одном из двух болидов «Лижье» с десятой гонки сезона в Германии, заменил Агури Сузуки в рамках соглашения о разделении места пилота на сезон. Ян Магнуссен был приглашен в команду «Макларен» на замену Мике Хаккинену из-за операции финна по поводу аппендицита. Третьей заменой стало возвращение Укио Катаямы в «Тиррелл» после пропуска Гран-при Европы из-за аварии на Гран-при Португалии. Джанни Морбиделли вернулся в команду «Футвоорк», заменив Макса Паписа, а в «Пацифик» Бертран Гашо вернулся на место Жана-Дени Делетраза; оба пилота уже выступали за эти команды в начале сезона. Делетраза заменили, поскольку он не внес согласованные платежи команде за право выступать. Изначально «Пацифик» намеревалась выставить местного гонщика Кацуми Ямамото вместо Делетраза, но он не получил Суперлицензию «ФИА», и поэтому место вновь занял Гашо. Аналогичным образом, планы команды «Форти» заменить Роберто Морено на Хидеки Ноду провалились по той же причине, хотя Нода стартовал в трех Гран-при за команду «Ляррусс» в предыдущем году.

Тренировки и квалификация
В пятничной утренней тренировке быстрейшим был Михаэль Шумахер (1:16.057), опередив Култхарда и Хилла. В субботней практике лучшее время показал Култхард (1:15.730), Хилл снова был вторым, а Жан Алези («Феррари») – третьим.
Квалификация состояла из двухчасовых сессий (в пятницу и субботу), лучшее время определяло стартовую позицию. Дэвид Култхард завоевал четвертый поул подряд (1:14.013), опередив напарника Дэймона Хилла на 0.2 секунды. Михаэль Шумахер квалифицировался третьим. Его быстрая попытка в конце сессии вынудила Култхарда выехать на трассу для подстраховки, из-за чего оба пилота «Уильямса» остались лишь с двумя новыми комплектами шин на гонку, в то время как у Шумахера их было три.
Четвертое время показал Герхард Бергер («Феррари»), несмотря на вылет в гравий, его напарник Алези стал пятым. Эдди Ирвайн («Джордан») показал лучший результат в сезоне, став шестым. Новичок «Макларена» Ян Магнуссен квалифицировался 12-м. Вернувшиеся пилоты Сузуки, Катаяма, Морбиделли и Гашо заняли 13, 17, 19 и 24 места соответственно. Весь пелотон уместился в 7.392 секунды.

Разминка перед гонкой
В 9:30 утра по японскому времени пилоты выехали на трассу для 30-минутной разминки. Оба болида «Уильямса» подтвердили свою высокую скорость, показанную в квалификации. Дэвид Култхард установил лучшее время сессии — 1:16.831. Деймон Хилл на втором «Уильямсе» стал третьим, а между ними на второе место неожиданно вклинился Жан-Кристоф Буйон на «Заубер». Оливье Панис на «Лижье» замкнул первую четверку, отстав от Хилла на восемь десятых секунды. Примечательно, что Хилл проехал на запасном болиде по внутренней стороне стартовой прямой, пытаясь очистить свою стартовую позицию от пыли. Михаэль Шумахер завершил сессию на восьмой позиции; по ходу разминки он вылетел с трассы, повредив свой основной гоночный болид.
Старт гонки: Култхард впереди, Хилл теряет позиции
Гонка проходила по сухой трассе при температуре воздуха 21 °C. Удалённость трассы и проведение Гран-при Японии через неделю привели к низкой посещаемости – всего 15 000 зрителей. Старт гонки состоялся в 14:00 по японскому времени. Култхард, стартовавший с поула, уверенно захватил лидерство в первом повороте. Хилл, стартовавший рядом, провалил старт. Шумахер предпринял попытку обогнать Хилла по внешней траектории, но тот отстоял свою позицию. В результате оба гонщика оказались за пределами гоночной линии, что позволило Алези вырваться на второе место. К концу первого круга Култхард опережал Алези на 2,8 секунды, а Хилл отставал ещё на три десятых. Бергер занимал четвёртое место, а Шумахер откатился на пятое.

Первые сходы: техника подводит гонщиков
На втором круге Бертран Гашо из «Пацифик» сошёл с дистанции из-за проблем с коробкой передач. Вскоре за ним последовали Юкио Сузуки и Лоран Бульон, которые оба вылетели с трассы. Бульон обвинил в своём развороте Педро Лами из «Минарди», заявив, что тот опасно маневрировал перед ним.
Шумахер прорывается: борьба за второе место обостряется
На пятом круге Михаэль Шумахер обогнал Герхарда Бергера, выйдя на четвёртое место, и начал стремительно догонять Дэймона Хилла, который, в свою очередь, незначительно отставал от Жана Алези. На одиннадцатом круге Шумахер попытался обогнать Хилла в шпильке, но тот сумел удержать свою позицию. Пока Хилл и Шумахер вели борьбу с медленными автомобилями «Феррари», Дэвид Култхард на первых восьми кругах наращивал отрыв более чем на секунду за круг. К 18-му кругу его преимущество над вторым местом составляло уже 14 секунд, и казалось, что победа у него в кармане.

Первая волна пит-стопов: «Бенеттон» удивляет скоростью
На 18-м круге Алези, Хилл и Шумахер одновременно отправились на свои первые из трёх запланированных пит-стопов. Механики команды «Бенеттон» сработали молниеносно, позволив Шумахеру выехать из боксов впереди Алези и Хилла. Хилл же потерял драгоценное время из-за заклинившего клапана топливозаправщика, в результате чего его пит-стоп оказался почти вдвое дольше, чем у Шумахера. После пит-стопа Шумахер вернулся на трассу четвёртым (позади лидировавшего Култхарда и ещё не заезжавших в боксы Бергера и Херберта), Алези оказался на седьмом месте (между ним и Шумахером расположился Эдди Ирвайн), а Хилл – на десятом (между ним и Алези оказались Хайнц-Харальд Френтцен и Марк Бланделл).
Шумахер наступает: стратегия меняет ход гонки
Пока Алези и Хилл вынуждены были пробиваться через медленных гонщиков, выбравших стратегию двух пит-стопов, Шумахер стремительно сокращал отставание от Култхарда. На следующем круге Марк Бланделл отправился в боксы, а на 22-м круге Хилл обогнал Френтцена. Кругом позже Алези опередил Ирвайна в шпильке; Хилл попытался последовать его примеру, но его переднее антикрыло зацепило заднюю часть машины Ирвайна, причинив незначительные повреждения. В конце 25-го круга Ирвайн совершил пит-стоп, что позволило Хиллу беспрепятственно продолжить погоню за Алези.

Неожиданный ход «Уильямса»: Култхард меняет стратегию
Стратегия Дэвида Култхарда, как и его напарника, изначально предусматривала три пит-стопа, но команда приняла решение изменить её на два, продлив первый отрезок на шесть кругов и увеличив количество топлива при первой остановке на 24-м круге.
Битва тактик: лёгкий болид Шумахера против свежих шин Дэвида
Благодаря более лёгкой топливной нагрузке из-за разницы в стратегиях, Михаэль Шумахер начал показывать стабильно более быстрое время на круге, чем шотландец. Шумахер совершил свой второй пит-стоп на 38-м круге и выехал с пит-лейна прямо перед Алези, занимавшим третье место, но более чем на двадцать секунд позади Култхарда. Немец немедленно начал устанавливать быстрейшие круги и снова принялся сокращать отставание. Хилл смог подняться на третье место, опередив Алези во время их вторых пит-стопов на 38-м и 39-м кругах соответственно. «Феррари» Алези затем начала отставать, поскольку напарник Бергер обогнал его в шпильке на 45-м круге, выйдя на четвёртое место.

Финальный рывок: Шумахер вырывает победу и титул
Култхард совершил свой второй и последний пит-стоп для смены шин на 49-м круге, выехав на 14 секунд позади Шумахера, который продолжал увеличивать отрыв. Он не смог в полной мере воспользоваться преимуществом новых шин из-за трафика круговых. Михаэль Шумахер совершил свой третий и последний пит-стоп на 60-м круге, имея преимущество в 21 секунду, и выехал из боксов впереди Култхарда, возглавив гонку. Немец уверенно нарастил отрыв до 15 секунд и одержал победу после 83 кругов. Эта победа стала для него восьмой в сезоне и принесла ему титул чемпиона мира 1995 года досрочно, так как Дэймон Хилл уже не мог набрать достаточное количество очков в оставшихся двух гонках. Шумахер также стал самым молодым двукратным чемпионом мира в истории «Формулы-1».

Финиш: подиум и итоговые результаты
Култхард финишировал вторым, отстав от Шумахера на 14 секунд, а его напарник Хилл занял третье место. Пилоты «Феррари» Герхард Бергер и Жан Алези финишировали четвёртым и пятым соответственно, но значительно отстали, поскольку Шумахер обогнал их обоих на круг на последних этапах гонки. Бергер испытывал проблемы с двигателем на протяжении всей гонки. Джонни Херберт на «Бенеттоне» замкнул шестёрку лидеров, завоевав последнее очко, опередив Хайнца-Харальда Френтцена, Оливье Паниса и Марка Бланделла. На протяжении всей гонки Рубенс Баррикелло и Ян Магнуссен вели упорную борьбу за десятое и одиннадцатое места, Магнуссен удерживал позицию до 37-го круга, когда Баррикелло смог обогнать его в шпильке. Магнуссен финишировал десятым, так как Баррикелло впоследствии сошёл с дистанции на 67-м круге из-за проблем с двигателем. Дебют Яна Магнуссена был назван «весьма успешным». Эдди Ирвайн, показавший отличную квалификацию, претендовал на восьмое место, но совершил незапланированный пит-стоп на 72-м круге и откатился на одиннадцатую позицию. Гонка отличалась низким процентом сходов: из 24 стартовавших финишировали 17 гонщиков.

После гонки
После финиша выяснилось, что у Шумахера возникла проблема с переключением передач вниз после последнего пит-стопа, и ему повезло закончить гонку. Михаэль высоко оценил работу своей команды, особенно быстрый первый пит-стоп. В закрытом парке Шумахер и Хилл возобновили спор о допустимой степени блокировки, возникший после инцидента в первом повороте. Шумахер выразил недовольство маневрами Хилла на протяжении всей гонки, обвинив его в «торможении перед ним» при попытках обгона. Хилл отверг обвинения, заявив, что ему непонятно недовольство Шумахера, и отметил, что считает себя более сильным гонщиком в этом году. Несмотря на это, британская пресса критиковала Дэймона, появились слухи о его возможной замене на Френтцена в «Уильямсе» на следующий сезон. Однако Фрэнк Уильямс выразил Хиллу полную поддержку. Позже Шумахер, посмотрев видеозапись, изменил своё мнение об инциденте и перестал винить Хилла. Култхард, финишировавший вторым, признался, что сам принял решение перейти на стратегию двух пит-стопов, о чём впоследствии пожалел.
Гран-при Тихого Океана 1995 года стал последней гонкой «Формулы-1», проведённой на трассе Аида, поскольку владелец трассы не смог обеспечить её финансовую рентабельность.

Статистика
Шумахер в возрасте 26 лет и 292 дней стал самым молодым двухкратным чемпионом на тот момент.
100-й старт в карьере Жана Алези.
Ян Магнуссен стал первым с 1974-го датским гонщиком, когда выступал Том Бельсе.
18-я победа Михаэля.
25-я победа «Бенеттона» в качестве конструктора.
72-я победа болидов с мотором «Рено».