Три команды «Ф-1» делят одного запасного гонщика. Как это устроено?
Каждая команда «Формулы-1» представлена на Гран-при двумя пилотами.
Но что, если один из них не сможет участвовать в гонке? Даже самые закаленные атлеты, привыкшие к перегрузкам и высоким скоростям, могут травмироваться или заболеть.
На помощь придут резервисты, которых иногда называют третьими пилотами. Обычно у команды один-два таких гонщика (хотя, например, в прошлом сезоне у «Макларена» было три). Возможно и такое, что один резервист доступен сразу для нескольких команд – так произошло с Валттери Боттасом, потерявшим место в «Заубере» (будущем «Ауди»).
После трех лет в команде-аутсайдере финн вернулся в «Мерседес», где выступал с 2017-го по 2021-й, теперь уже в качестве резервного пилота. При этом его могут призвать на замену не только в «Мерседесе», но и в «Макларене» или «Уильямсе».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/0/37/8a417a4ef49cfb37ef8ac1fec737b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Звучит странно, но в «Формуле-1» это вполне привычная практика. Вот почему.
Резервисты закреплены за одной командой (но есть нюанс!)
Формально Боттас – резервист «Мерседеса». Однако благодаря партнерскому соглашению «Макларен» и «Уильямс», использующие моторы «Мерседеса», тоже вправе рассчитывать на его услуги. Например, в 2022 году пилот «Уильямса» Алекс Албон пропустил Гран-при Италии из-за приступа аппендицита, его заменил резервист «Мерседеса» Ник де Врис.
Такая практика, конечно, не ограничивается только «Мерседесом». «Феррари» может предоставить запасных Антонио Джовинацци и Чжоу Гуаньюя клиентскому «Хаасу». Более того, новичок «Хааса» Оливер Бермэн оказался в команде во многом благодаря сотрудничеству со Скудерией, а американцы в случае чего посадят в болид пилота программы «Тойоты» Ре Хиракаву.
Доход резервиста зависит от условий контракта.
Обычно минимальная сумма составляет около $100 тысяч в год, но многое зависит от графика, бонусов и участия в тестах. Если пилот выходит на старт, его зарплата значительно увеличивается. Например, в 2020 году «Рейсинг Поинт» (нынешний «Астон Мартин») заплатил Нико Хюлькенбергу чуть больше $500 тысяч за замену Ланса Стролла на Гран-при Германии.
Некоторые команды предпочитают самостоятельно подбирать резервистов. «Макларен» и «Астон Мартин» отказались от помощи «Мерседеса», сформировав собственные группы запасных.
«Астон Мартин» сделал ставку на Стоффеля Вандорна и Фелипе Друговича, который фактически купил место, вложив в команду 7 миллионов евро спонсорских средств. А с 2026 года, когда «Астон Мартин» перейдет на моторы «Хонды», появится новый пул резервистов.
У жизни резервиста две стороны: сплошная работа сочетается с бездействием
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/08/3d78293e94d0ba67e4d5709210e80.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Роль запасного пилота зачастую совмещается с обязанностями тестера. В его задачи входит работа на симуляторе, участие в тестах шин и старых болидов (TPC – Testing Previous Cars), а также помощь инженерам во время гоночных уик-эндов.
Однако степень занятости зависит от конкретной команды и самого пилота. Многие совмещают роль резервиста с выступлениями в других сериях, чтобы поддерживать форму. Например, Джовинацци гоняет за «Феррари» в WEC, а Лиам Лоусон участвовал в японской «Супер-Формуле», оставаясь при этом резервистом «Ред Булл».
Тем не менее основы основ – сессии на симуляторе – никому не избежать. У пилотов из главного состава далеко не всегда находится время на виртуальные заезды (из-за плотного графика и работы со спонсорами), так что команды прибегают к помощи юниоров, тестеров или резервистов (иногда это один и тот же человек).
В симуляторе пилот помогает с корреляцией данных, собранных по ходу последнего этапа, а также ищет начальный вариант наиболее подходящих для следующего Гран-при настроек.
Вся работа включает постоянное общение с инженерами и поиск оптимальных решений для развития болида. Но для этого нужно провести в виртуальной реальности очень много времени: в 2019-м Пьетро Фиттипальди из «Хааса» гонял в симуляторе 80 рабочих дней – с 8 утра и до 6 вечера с двумя-тремя перерывами. Каждый день он проезжал от 100 до 150 кругов – если брать усредненные значения, то за это время пилот накатал дистанцию примерно в 10 сезонов «Ф-1». И это при том, что «Хаас» пользуется симулятором меньше всех в пелотоне!
Что касается самих этапов чемпионата, то на каждом требуется присутствие минимум одного резервиста (туда они, кстати, летают за свой счет). Если есть второй запасной, то от него больше пользы на расстоянии в виде дополнительной работы на симуляторе – команда так проверяет новые данные для корректирования настроек по ходу практик.
Приехавшему на этап резервисту по большей части делать нечего – нужно просто быть в курсе дел команды.
«[Вместе с гонщиками из основного состава] вы ходите на те же брифинги, те же собрания, прогуливаетесь по треку, тренируетесь с теми же физиотерапевтами, придерживаетесь той же диеты. У вас такой же график. Вы просто не получаете возможность выступать за рулем болида.
И пока парни вытворяют крутые вещи и гоняются, вы посиживаете в уюте или в боксах, попивая капучино и поигрывая в Candy Crush», – рассказывал пилот «Индикара» и победитель «Инди 500» Александр Росси, который занимал должность резервиста в уже не существующей «Марусе» (позже «Маноре»).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/9/2f/0576eed5c487490b0b08965bc53df.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Нечто подобное говорил другой пилот из «Индикара» – Пато О’Уорд, действующий резервист «Макларена»:
«Время от времени ты запрыгиваешь в болид «Формулы-1», что всегда здорово. Но все остальное – я бы сказал, это худшая часть работы. Знаю, я не должен так говорить, но большую часть времени ты сидишь и слушаешь про чужой опыт, который сам не испытываешь. Просто слышишь рассказы о чужих ощущениях».
Но тут все зависит от подхода самого пилота – к примеру, Пьетро Фиттипальди действует иначе. Последние несколько сезонов он числился запасным в «Хаасе» (во многом благодаря связям отца Эмерсона – двукратного чемпиона «Ф-1») и старался выжать из этой возможности максимум. Во время гоночных уик-эндов Пьетро стремился проявить себя:
«Я помогал с обратной связью пилотам во время сессий, чтобы они могли улучшить темп – так у меня появился большой опыт в работе с анализом данных и онбордов, что было очень полезно и мне, когда я оказывался за рулем. Я и сам стал своего рода инженером.
При работе с данными я сначала изучаю, где именно пилот проехал быстрее, делаю заметки и убеждаюсь в том, что понимаю, как максимально быстро пройти каждый поворот. Затем анализирую множество онбордов и прочей информации, чтобы сформировать представление о трассе и в точности определить, где зоны торможения и апексы. Вот моя задача».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/e/19/15f082afe4feda76074d1accb046b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Зачастую резервисты также обязаны участвовать в рекламных проектах и спонсорских мероприятиях, где пилотируют болиды прошлых лет.
Некоторых гонщиков и вовсе берут из-за маркетингового потенциала: например, именно поэтому Даниэля Риккардо взяли запасным в «Ред Булл» в 2023-м (об этом рассказал советник команды Гельмут Марко).
Но зачем все это, если в итоге вся слава достается другим?
Работа запасным дает шанс пробиться в пелотон
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/c/1d/0c37075604713b700538df642dc4c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Должность резервиста – неплохой способ оказаться в основном составе команды «Ф-1». За последние годы набралось немало примеров, когда пилоты получали места в чемпионате благодаря роли запасного:
● Ник де Врис заменил Албона в Италии в 2022-м, приехал 9-м, и его позвали в младшую команду «Ред Булл».
● Позже просевшего по результатам Ника заменили на Даниэля Риккардо, а самого Дэна в итоге сместил другой резервист – Лиам Лоусон. Он впечатлил всех еще в 2023-м, подменив сломавшего руку австралийца.
● В прошлом году в «Уильямсе» устали от провалов Логана Сарджента и посадили вместо него Франко Колапинто до конца сезона. Тот был так убедителен, что получил место резервиста в «Альпин», где очень заинтересованы в его полноценном участии в «Ф-1» (в «Уильямсе» аргентинец не мог остаться боевым пилотом из-за ранее перешедшего в команду Карлоса Сайнса).
● Тогда же в самой «Альпин» долго не могли определиться со вторым пилотом после новостей об уходе Эстебана Окона и в итоге остановились на кандидатуре запасного гонщика Джека Дуэна, который порадовал команду качественным техническим фидбэком.
Валттери Боттас вернулся в «Мерседес» как раз с той же целью: найти обратный путь в «Формулу-1». Финн признал, что если к концу сезона-2026 не найдет хороший вариант, то использует другие пути для продолжения карьеры – например, отправится в другие гоночные серии.
Но пока – весь упор на работу резервистом и поиск места в пелотоне. Все-таки в случае форс-мажора Боттаса вполне могут призвать в «Уильямс» или чемпионский «Макларен» – а там одна успешная гонка может напомнить всему паддоку о скорости Валттери (как-никак на его счету 67 подиумов – среди которых 10 побед).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/3/15/6a70c32334680ae5f8bf6e5ccfdba.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
По той же причине Чжоу Гуаньюй – другой брошенный «Заубером» пилот – отправился в резервисты «Феррари» (где с 2014-го по 2018-й участвовал в молодежной программе). По данным итальянской редакции Motorsport, решение китайца связано с приходом «Кадиллака» в 2026-м.
Американцы перейдут на собственный мотор только через пару лет после дебюта, а пока будут выступать при поддержке «Феррари». По слухам, Чжоу возглавляет список кандидатов на место одного из пилотов «Кадиллака», так что роль резервиста Скудерии позволит ему держаться еще ближе к потенциальному работодателю.
«Это необходимая работа, это первый шаг на пути к «Формуле-1», – объяснил Александр Росси. – Это важная должность, ведь пилоты могут заболеть, могут повредить себе что-нибудь. В жизни многое может произойти, не так ли? Резервисты входят в игру не так часто, но в конце концов ты готовишься к уик-энду и проводишь его так, будто сам собираешься пилотировать болид».
В последнее время у запасных пилотов все больше шансов себя проявить (благодаря росту объема данных), да и команды стали серьезнее к ним относиться.
Во многом это связано с тем, что на должность резервиста берут пилотов из собственной молодежной программы (Джек Дуэн, Лиам Лоусон, Франко Колапинто) – и командам хочется довести своих гонщиков до финала, если они, конечно, демонстрируют уровень. А потому теперь эту работу нельзя воспринимать как нечто номинальное.
Резервисты то и дело мелькают в трансляциях, присутствуют в паддоке, общаются с представителями других команд – иными словами, дают пелотону знать о своем существовании. И как показывает практика последних лет, это работает.
Что еще почитать о резервных пилотах:
Как вообще пробиться в «Формулу-1»? Супергид по гоночной вселенной
Сколько зарабатывают команды «Ф-1»? А на что тратят? Чемпион – не самый богатый?
Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Jared C. Tilton / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer; Rudy Carezzevoli / Stringer/Global Look Press