9 мин.

Расселл потерял победу в «Ф-1» из-за недовеса в 1,5 кг, пройдя проверки на старте? Разбираемся

В «Формуле-1» до сих пор пытаются разобраться в главной загадке Гран-при Бельгии – как же Джордж Расселл мог провалить такую простую проверку, как взвешивание, и где-то потерять по пути 1,5 кг? Ведь победителей гонок не так уж часто дисквалифицируют в принципе, а уж по таким рамочным причинам – в особенности: казалось, в супертехнологичной «Ф-1», нашпигованной данными и датчиками, за массой точно можно уследить.

«Мерседес» все еще расследует причины, поскольку нужно тщательно изучить практически каждый элемент болида и сопоставить результат с данными, происходившим на треке и стратегией.

Но в традиционном видео об этапе главный гоночный инженер Эндрю Шовлин изложил знания команды на утро 31-го:

«Машина может потерять довольно много. Износ шин, планки, тормозов, расход масла – да и сам гонщик тоже может потерять вес. А в этой конкретной гонке Джордж потерял довольно много веса.

Однако машины начали гонку в одинаковых условиях.

Обоих пилотов с машинами взвесили после квалификации. Болиды – в пределах 500 граммов. Проблема после финиша возникла только у Джорджа, и видна связь с намного большим износом покрышек. Плюс, похоже, мы стесали больше материала на планке под днищем.

Получил ли Джордж преимущество? В начале гонки – ноль, потому что машины Джорджа и Льюиса стартовали с одинаковым весом. Очевидно, раз машина Джорджа теряла вес быстрее, это давало ему прибавку. Но речь лишь о сотых долях секунды с круга, потому что когда речь идет о таких количествах, как один или два килограмма, они не влияют на общее время критически. Но гонку они начали в одной массе».

Но как же тогда Расселл прошел предгоночное взвешивание? Правдивы ли оправдания «Мерседеса»? Бывшая стратег «Астон Мартин» (разрабатывала планы для Себастьяна Феттеля!) и нынешний технический эксперт F1TV и Sky Sports F1 Бернадетт Коллинс выпустила колонку на официальном сайте с пояснениями нюансов правил – где и как в действительности мог произойти дополнительный износ.

Например, вы знали, что даже между новыми и заверенными производителем покрышками бывает разница в 1,2 кг массы?

Правила

«В техническом регламенте здесь есть два важных пункта. Во-первых – в отношении минимальной массы болида, который гласит: «Масса болида без топлива на борту не может быть меньше 798 кг в любой момент по ходу соревнований».

И второй пункт, который касается необходимости сохранить достаточно топлива после финиша для взятия пробы: «Участники должны убедиться, что в баках болида имеется минимум 1 литр топлива для взятия пробы в любой момент по ходу проведения соревнований».

Так что когда представители ФИА провели процедуру взвешивания болида Расселла, как они делают со всеми машинами после финиша, они обнаружили, что он уже весит меньше допустимых 798 кг. Поэтому сразу стало понятно, что в данном случае в баках либо не хватает топлива для взятия образца, либо же машина весит меньше положенного.

В ФИА начали процедуру слива топлива из баков болида, чтобы взять пробу, и на этом этапе обнаружилось, что вес болида на 1,5 кг меньше допустимого минимума. Содержание официальных документов ФИА позволяет предположить, что с учетом доступного для взятия пробы объема топлива на самом деле масса болида была еще меньше.

Как это вообще случилось?

Цель инженеров – сделать болиды максимально легкими и в квалификации, и в гонке. Каждые лишние 10 кг массы болида эквивалентны примерно 0,3 секунды времени прохождения круга. Поэтому очевидно, что чем легче машина – тем она быстрее.

Масса болида складывается из суммы нескольких элементов. Показатели массы некоторых из них обычно не меняются по ходу гонки – вроде шасси и многих других компонентов болида. А вот масса других элементов – расходуемых, – снижается с каждым пройденным кругом.

В список этих расходуемых материалов входят такие вещи, как шины, масло в двигателе и коробке передач, питьевая вода для пилота, тормозные диски, а также нижняя планка под днищем болида. Мы не включаем в этот список топливо, поскольку, как уже было указано выше, оно при взвешивании болида не учитывается.

В промежутке между квалификацией и гонкой в болид разрешается доливать различные жидкости – это в том числе является методом увеличить массу болида и получать больше свободы расхода данных жидкостей по ходу гонки. Объем питьевой воды для гонщика ограничивается 1,5 литрами.

Инженеры должны просчитать приблизительный расход всех этих материалов, чтобы убедиться в том, что на финише гонки машина соответствовала регламенту. Все расчеты должны предусматривать самые разные варианты развития событий в гонке. И вариативность действий.

Например, износ тормозных дисков будет заметно ниже, если гонщик по ходу Гран-при часто будет пользоваться техникой «отпусти и катись» (lift and coast, Хэмилтона попросили перейти к ней на 8-м круге – Спортс’‘). Эта техника подразумевает, что гонщик раньше снимает ногу с педали газа на подъезде к повороту, а также аккуратнее работает педалью тормоза. Эта техника может использоваться для того, чтобы экономить топливо, а также беречь шины и тормоза. Например, в Спа Льюис Хэмилтон использовал данную технику, чтобы не перегревать шины.

Закладывая погрешность расхода каждого из материалов, инженеры полагаются на исторические данные выступлений на конкретной трассе в прошлом и на данные с пятничных свободных заездов. Но в пятницу, во второй практике, тренируя темп на длинной дистанции Джордж Расселл проехал всего 10 кругов подряд – это меньше четверти дистанции гонки.

Эндрю Шовлин в пресс-релизе после гонки дал намек на то, что у команды есть подозрения относительно источника такой потери массы болида:

«Мы предполагаем, что потеря резины из-за стратегии с одним пит-стопом внесла свой вклад, но надо разобраться, как все случилось. В то же время мы не будем искать оправдания. Безусловно, такое не должно происходить, и надо сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось».

Так почему же ответ кроется именно в шинах?

Каждое переднее колесо весит примерно 11 кг. Задние весят по 13 кг каждое. Даже у совершенно новых комплектов шин допустимая, согласно «Пирелли», разница в весе может составлять до 1,2 кг. Команды взвешивают каждый комплект шин в начале уик-энда, чтобы вычислить точную массу каждого комплекта.

Опять же, после пятничных тренировок шины чистят от налипшего на них мусора и снова взвешивают. И команда может использовать эти данные, вкупе с информацией, полученной в предыдущие годы, для приблизительной оценки ожидаемого уровня износа шин на каждом круге по ходу гонки.

Как уже упоминалось, команды готовились к гонке, предполагая использование стратегии с двумя пит-стопами. И потеря массы шинами рассчитывалась на основе того, что гонщики проведут по два пит-стопа. Конечно, в таких случаях всегда оставляют небольшой запас, но потенциально его было недостаточно, чтобы компенсировать уровень износа комплекта шин, который преодолеет три четверти дистанции гонки.

Учитывая возможный разброс в весе новых комплектов, расчетная разница между сильно изношенным и просто нормально изношенным комплектом шин к концу гонки может оказаться весьма значительной.

На большинстве трасс гонщикам также говорят «собрать червячков» на круге возвращения в боксы – то есть съезжать с накатанной траектории, чтобы на сильно нагретые шины налипли резиновые остатки, которые отходят от шин по ходу гонки. Что позволяет добрать массы и повысить общий вес болида.

В Спа круга возвращения в боксы нет – просто из-за длины трассы, – и возможность использовать такую опцию отсутствует. Хотя понятно, что данный фактор был изначально учтен «Мерседесом» при подсчетах перед гонкой. Просто если бы все это происходило на другой трассе – возможно, что Расселлу бы удалось избежать штрафа даже в такой ситуации.

Результат?

Хотя по ходу гонки болид Расселла не являлся нелегальным ни в один момент времени – из-за наличия на борту топлива, – после финиша и слива топлива достичь показателей минимально допустимой массы болида «Мерседесу» никак не удалось. Единственным итогом такого нарушения является дисквалификация – и у стюардов и делегатов ФИА просто не было другого выбора. Теперь и «Мерседес», и все остальные команды, без сомнения будут тщательнее проверять уровень расхода всех материалов, готовясь к гонкам в будущем.

Источник: Formula1.com

Что еще почитать о Гран-при Бельгии? О да, он вышел скандальным!

Фото: Jay Hirano/AFLO, Alessio De Marco/IPA Sport, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press;