Что случилось на Гран-при Британии: Норрис ошибками сдал победу Хэмилтону – первую с 21-го
Стратегия и поворотные моменты.
Первый тройник «Формулы-1» сезона завершал домашний этап большинства команд и пилотов – Гран-при Великобритании, где в 1950-м все и началось. Отличное место для закрытия первой половины сезона с закручиванием интриги до максимума!
«Сильверстоун» – трек с наивысшими требованиями к аэрообвесу машины и ее прижимной силе, и потому особенно важны настройки. Особенно сложно командам с «пиковыми» болидами – техникой, которая генерирует максимум прижимной силы только в узком окне условий «как в аэротрубе» с перебоями в других – ведь в Британии постоянно меняется ветер, его направление и погода.
А еще из-за его конфигурации трек требует и много мощности, потому нельзя просто срезать кусок прижимной силы ради скорости на прямых или добавить антикрыльев без вреда «максималке» – идеальный баланс крайне узок, и обладателям «пиковых» болидов приходится гнать как на острие ножа в каждом повороте, рискуя срывом в каждый момент. И отловить практически невозможно – особенно есть машина слегка перевешивает и лениво реагирует на руль.
Оттого на «Сильверстоуне» важнее всего именно попадание в идеальную точку сочетания всех факторов, чем максимальные возможности машины, ее аэроэффективность или скорость в любых типах поворотов. Иначе у пилота не будет уверенности в самых быстрых связках и он проиграет кучу времени просто на неспособности дожать.
Попытки совместить трудносовместимое в настройках, стремление угадать погоду, эволюцию трека и условия для момента идеального выезда – сошлись все условия для крайне близкой и непредсказуемой квалы. И ее итоги – словно вернулась эпоха доминирования «Мерса»! А «Хаас» – выше «Феррари»:
Тем не менее, именно из-за трудностей с настройками и огромным износом покрышек даже обладание первым рядом ничего не гарантирует – в гонке все может перевернуться несколько раз. Оттого «Макларен» вполне высоко расценивал шансы на успех даже с 3-й и 5-й позиции.
Да и распределение симулированного гоночного темпа показывало, насколько мелочи могут все перевернуть.
А что же покрышки? По данным производителя «Пирелли», разница между «софтом» и «хардом» заключалась в 0,84 секунды, а между к ним и «медиумом» – в 0,44 секунды . Причем самый жесткий состав по расчетам из практик оказался еще и более выносливым помимо более высокой ожидаемой скорости на нем – однако из-за предположительно холодной погоды центральным стратегическим элементом для планирования сухой гонки все равно стал самый мягкий состав.
Особенно с учетом его сцепных свойств на ключевых для первых кругов торможений – аж 4 метра выигрыша по отношению к желтым ободкам (целый корпус болида!) только со скорости 150 км/ч! Между средним и самым жестким – только 2 метра.
Но погода и вероятность автомобиля безопасности все равно могли все перевернуть в одну секунду: всего 17 градусов по прогнозу, от 40 до 60% вероятности дождя (из вариантов – и легкий душ, и бурный Апокалипсис) и целых 89% на сэйфти-кар трудно игнорировать. Стратегическим штабам точно требовалось заготовить кучу альтернатив.
Еще до начала Гран-при в пелотоне произошла волна смен силовых установок из-за повышенных требований к мощности. Пьер Гасли на «Альпин» взял так много элементов, что заработал сразу 50 мест штрафа и улетел на последнее, а помимо него новые детали получили сразу 13 гонщиков: все пилоты программы «Ред Булл» (включая Ферстаппена – он еще в Испании, причем тот двигатель стал последним четвертым «предштрафным»). Также все на «Феррари» и «Мерседесе» взяли по новому ДВС, турбо и гибридной установке – только Хэмилтон оставался на старом.
Пересу после провала в квалификации сменили мотор на новый еще раз, и он отправился на пит-лейн.
Ферстаппену поменяли поврежденное в квалификации днище без штрафа – и он сможет сразиться на подиум.
Дождь прошел за 1,5 часа до начала и смыл весь накат субботы. Потому топ-13 выбрали «медиум» – явно в ожидании новой порции дождя.
Гасли пожаловался на техническую проблему и нырнул в боксы перед стартом – сошел после прогревочного круга.
Ход гонки: безумная смена лидеров, прорыв и падение Норриса, стабильность Хэмилтона
Хэмилтон лучше сорвался с места, но Расселл быстро занял оборонительную траекторию. Льюис попытался воспользоваться слипстримом, но Джордж отбился, а затем Ферстаппен опередил Норриса в первой же связке поворотов!
Норрис явно не сумел справиться с прогревом шин и проиграл еще и Пиастри. Стролл рванул на 7-е, Леклер – на 8-е, Хюлькенберг едва удержался в топ-10.
Перестановки в середине пелотона: Хюлькенберг выехал слишком широко и потому потерял позиции, сбив траекторию Алонсо – испанец же из-за реакции захлопнул калитку Албону и сломал тому антикрыло.
К концу 2-го круга Норрису удалось прогреть шины, он вновь вышел на 4-е мимо Пиастри и приблизился в секунду до Ферстаппена.
С 4-го круга «Мерседесам» и «Макларенам» начали передавать о потенциальном дожде – ожидался с 6 до 16 круга.
К 5-му кругу Леклер намертво уперся в Стролла. Они насобирали паровозик из Хюлькенберга и Алонсо к 12-му, Сайнс оторвался на 4 секунды.
На 13-м круге Чжоу открыл окно пит-стопов – стартовавшие на «софте» не дотянули до дождя.
На 13-м круге у Леклера наконец получилось обогнать Стролла.
На 15-м круге Норрис с первого же раза сумел объехать Ферстаппена мощным выстрелом из слимпстрима, выбором траектории и точкой торможения. Без шансов для Макса.
На 17-м круге Пиастри почти повторил маневр Норриса – но из-за Оскару пришлось намного тяжелее с поиском сцепления, точкой торможения и поворота.
На 18-м круге сохранивший лучше шины Хэмилтон сожрал все отставание от Расселла и вырвал лидерство с DRS.
На 19-м круге Джордж пошел в контратаку, оба вылетели с трека и позволили Норрису приблизиться – Ландо тут же объехал Расселла.
На 19-м круге Хюлькенберг обогнал Стролла в битве за 8-е.
На 20-м круге Норрис обогнал Хэмилтона, а Пиастри параллельно достал Расселла – и опередил Расселла. Леклер тут же первым заехал в боксы за промежуточными шинами.
На 21-м круге Пиастри обогнал и Хэмилтона!
На 22-м круге дождь прекратился и начал быстро высыхать – через круг перешедшие на промежуточные уже начали терять по 10 секунд.
На 26-м круге Леклера объехали на круг все топ-6, но дождь начался вновь. DRS опять отключили.
А на 27-м круге Ферстаппен и Сайнс нырнули в боксы вместе с Хюлькенбергом и Строллом за промежуточными.
На 28-м круге в боксы зазвали Норриса, Хэмилтона и Расселла – Джорджа даже не особенно задержали (3,3 секунды против 3,1 секунды). И этого хватило, чтобы Ферстаппен опередил второй «Мерседес» и вышел на 4-е. Инженер похвалил Макса за решение перейти на промежуточные – видимо, именно пилот выбрал момент.
Пиастри заехал в боксы на 29-м – и вернулся на 6-м из-за задержи в несколько кругов. Норрис вернулся в лидеры с тремя секундами задела перед Хэмилтоном и семью – перед Ферстаппеном.
На 34-м круге Расселлу приказали завести машину в боксы и сойти.
Причина – проблемы с водяной системой (вероятно, охлаждением). Лицо Джорджа выражало всю внезапность произошедшего:
На 36-м круге Норрис слишком глубоко заехал на поребрик и дистабилизировал машину – одной ошибкой отдал 1,5 секунды Хэмилтону.
На 38-м круге Магнуссен, Риккардо и Боттас заскочили в боксы за «софтом». И тут же туда же направились Хэмилтон («софт»), Ферстаппен («хард») и Пиастри («медиум»).
На 40-м круге Норрис получил «софт», но из-за пит-стопа на 4,5 секунды Хэмилтон вылетел в лидеры! Сайнс тоже побывал на пит-стопе и получил «хард». Из-за ошибки Ландо на въезде ему не поменяли и угол атаки антикрыла для сухой погоды.
На 44-м круге Ферстаппену сообщили о начале деградации шин на болиде Хэмилтона. Макс проигрывал Норрису 2,2 секунды и 4,5 секунды Хэмилтону.
На 48-м круге Ферстаппен обогнал Норриса и забрал второе!
На 51-м круге Сайнс воспользовался шансом на заполучение лучшего круга из-за преимущества над 6-м и заехал в боксы за новыми покрышками.
Льюис Хэмилтон все-таки дотерпел до финиша и приехал на первом под клетчатым флагом, которым размахивал сэр Брайан Мэй. Вторым прилетел Ферстаппен – ему не хватило 1,5 секунды. Норрис только третий, а Сайнс все-таки забрал лучший круг.
Да, №44 уходит из «Мерседеса» с домашней победой! Маршалы даже вынесли ему британский флаг – и Льюис стал первым, кому удалось победить после 300-го старта. История!
Огромный контраст с уничтоженным Норрисом:
Неудивительно: Пиастри в итоге и то подобрался ближе к Ландо, чем сам лидер ораженвых – к победе:
При этом он упустил ее сам! После гениального исправления провала первого круга и шикарного первого рывка в дождевой и промежуточной фазе с обгонами Ферстаппена и «Мерседесов» Ландо сам подбил лидерство мелкими фэйлами. То заездом на поребрик и вылетом, то ошибкой с выбором шин («Макларен» предложил ему «софт», «медиум» и «хард», как и Пиастри, и Норрис остановился на красных ободках), то с промахом мимо зоны остановки на пит-стопе, то с распределением ресурса покрышек на финальный отрезок… Последние 20 кругов выдались откровенно плохо.
Без схода Расселла Ландо, вероятно, не попал бы и на подиум. И на его фоне титанская стабильность Хэмилтона сияет еще ярче: Льюис удержал болид в нужных окнах ровно когда нужно, атаковал ровно когда нужно и сделал все в точности как и требовалось чемпиону для домашней победы.
Ферстаппен тоже вытаскивал гонку как мог: все его стратегические решения оказались верными, и он гнал Льюиса до последнего. Если бы не ошибся в квалификации и стартовал бы повыше – точно претендовал бы на победу еще активнее.
И Оскар Пиастри в своем юном возрасте тоже поразительно спокойно выбрал верный состав шин в трудный момент. А решение «Макларена» не рисковать с двойной остановкой под дождем – явно не его вина: из результата можно вычитать виртуальные 10 потерянных на мокром треке секунд.
Быстрые выводы по Гран-при: «Мерседес» точно в борьбе, «Феррари» хорошая только в переменчивых условиях, «Макларен» пока не готов к титулам
Результаты команд во многом исходят из свойств трека.
«Мерседес» теперь, кажется, чемпион по балансу – может, их машина не лучшая, но чемпионы действительно понимают, что ей нужно и для какого поворота. Вместе со стабильными умными пилотами выходит сильное сочетание.
«Ред Булл» же крайне труден в балансе, и когда команде не удается найти идеальную точку сочетания требований к прижимной силе, подвеске и скорости на прямых, Ферстаппен компенсирует мелкие пробелы как может. Иногда выходит, иногда нет.
Трудности «Феррари» исходят оттуда же – их обновления добавили прижимной силы, но испортили управляемость (подпрыгивания на поребриках, «пиковость»). Эксперименты с разделением пакетом и откатом на старую версию сработали частично: команда не успела хорошо подготовиться к решающей битве и хорошо выглядела только в переменчивых условиях, когда большая роль выпала на пилотов, а замедлились все.
То же самое и с «Альпин» – по возвращению на трек с требованиями к мотору, массе и управляемости французы вновь упали в хвост пелотона.
«Астон Мартин» решил часть проблем с балансом, но, очевидно, еще не все. Они уже не в аутсайдерах, но и не в средней группе.
«Хаас» же доказал: он действительно разобрался с пониманием машины. У них нет гениального болида, но американцы прекрасно осознают, как обращаться с тем, что у них есть. Обновления сработали, и суперстабильный Хюлькенберг теперь еще напряжет фаворитов. «РБ» стоит начинать беспокоиться:
«Макларен» же явно обойдет «Феррари» в скором времени. Но успеет ли достать Скудерию и возродившийся «Мерседес»?
А в личном зачете главный проигравший – Перес. Он все-таки упал на 6-е – которое, по слухам, позволяет команде досрочно разорвать его контракт.
Такими темпами мексиканцу еще повезет, если к концу года он не приедет 8-м – пока Ферстаппен продолжает понемногу отрываться, битва за второе место только ожесточается.
Хюлькенберг же доказал, зачем он «Ауди» на столько лет вперед – уже достал ребят из полузаводской «Астон Мартин»!
И да, Сарджент больше не последний. Достойный ответ на досрочную высадку еще по ходу этого сезона? Найдет ли место Боттас на следующий год с такими результатами?
Следующий раунд – 19-21 июля в Венгрии. Будет жарко!
Что еще почитать о Гран-при Великобритании?
Первый домашний топ-3 англичан в квале – как так вышло? Быстрые выводы
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Британии: город, как там смотрят гонку и развлекают
Англия пропустила схватку Ханта и Лауды за титул «Ф-1». Из-за рекламы презервативов на машине
Фото Елизаветы II на первой гонке в истории «Ф-1» – миф: на снимках не она
Фото: Hasan Bratic/Global Look Press
1. прогресс Маков, Норриса и Пиастри. кажется, впервые после удачного сезона они не откатываются назад, а делают ещё один шаг вперёд. надеюсь, в следующем году Норрис будет бороться за победу в чемпионате.
2. конец доминирования РБ. впрочем, это ожидаемо - устоявшийся регламент позволяет командам сокращать отставания.
3. плохая доводка машины от Феррари. думается, что после сегодняшней гонки Хэмилтон может пожалеть о своём решении сменить команду. впрочем, новый регламент опять смешает все карты.
4. бедный Леклер. кто-то скажет, что он сам ошибается. это правда. но когда команда ставит тебя на грань нервного срыва, очень тяжело сохранять ясность ума. для сравнения, Максу вылизывают каждый квадратный сантиметр туловища всей командой, давая доминирующую машину и плюшевого напарника.
5. Перец в РБ. 3-летний контракт мне показался клиническим бредом, сейчас Хорнер должен прийти к такому же выводу.
6. всё вышеперечисленное приводит к борьбе в КК. если Перец продолжит тонуть, Маки могут замахнуться и на первое место. тогда Перец вряд ли сохранит место. самое смешное, что на его место возьмут Риккардо.
7. если РБ сольёт КК, а Мерсы продолжат хватать победы, уйдёт ли Макс туда уже в этом году?
Итог - полотенце текста)
но за 6 последних гонок Перец набрал 15 очков. Макс взял 3 победы и 2 вторых места.