15 мин.

Что случилось на Гран-при Британии: Норрис ошибками сдал победу Хэмилтону – первую с 21-го

Стратегия и поворотные моменты.

Первый тройник «Формулы-1» сезона завершал домашний этап большинства команд и пилотов – Гран-при Великобритании, где в 1950-м все и началось. Отличное место для закрытия первой половины сезона с закручиванием интриги до максимума!

«Сильверстоун» – трек с наивысшими требованиями к аэрообвесу машины и ее прижимной силе, и потому особенно важны настройки. Особенно сложно командам с «пиковыми» болидами – техникой, которая генерирует максимум прижимной силы только в узком окне условий «как в аэротрубе» с перебоями в других – ведь в Британии постоянно меняется ветер, его направление и погода.

А еще из-за его конфигурации трек требует и много мощности, потому нельзя просто срезать кусок прижимной силы ради скорости на прямых или добавить антикрыльев без вреда «максималке» – идеальный баланс крайне узок, и обладателям «пиковых» болидов приходится гнать как на острие ножа в каждом повороте, рискуя срывом в каждый момент. И отловить практически невозможно – особенно есть машина слегка перевешивает и лениво реагирует на руль.

Оттого на «Сильверстоуне» важнее всего именно попадание в идеальную точку сочетания всех факторов, чем максимальные возможности машины, ее аэроэффективность или скорость в любых типах поворотов. Иначе у пилота не будет уверенности в самых быстрых связках и он проиграет кучу времени просто на неспособности дожать.

Попытки совместить трудносовместимое в настройках, стремление угадать погоду, эволюцию трека и условия для момента идеального выезда – сошлись все условия для крайне близкой и непредсказуемой квалы. И ее итоги – словно вернулась эпоха доминирования «Мерса»! А «Хаас» – выше «Феррари»:

Тем не менее, именно из-за трудностей с настройками и огромным износом покрышек даже обладание первым рядом ничего не гарантирует – в гонке все может перевернуться несколько раз. Оттого «Макларен» вполне высоко расценивал шансы на успех даже с 3-й и 5-й позиции.

Да и распределение симулированного гоночного темпа показывало, насколько мелочи могут все перевернуть.

А что же покрышки? По данным производителя «Пирелли», разница между «софтом» и «хардом» заключалась в 0,84 секунды, а между к ним и «медиумом» – в 0,44 секунды . Причем самый жесткий состав по расчетам из практик оказался еще и более выносливым помимо более высокой ожидаемой скорости на нем – однако из-за предположительно холодной погоды центральным стратегическим элементом для планирования сухой гонки все равно стал самый мягкий состав.

Особенно с учетом его сцепных свойств на ключевых для первых кругов торможений – аж 4 метра выигрыша по отношению к желтым ободкам (целый корпус болида!) только со скорости 150 км/ч! Между средним и самым жестким – только 2 метра.

Но погода и вероятность автомобиля безопасности все равно могли все перевернуть в одну секунду: всего 17 градусов по прогнозу, от 40 до 60% вероятности дождя (из вариантов – и легкий душ, и бурный Апокалипсис) и целых 89% на сэйфти-кар трудно игнорировать. Стратегическим штабам точно требовалось заготовить кучу альтернатив.

Еще до начала Гран-при в пелотоне произошла волна смен силовых установок из-за повышенных требований к мощности. Пьер Гасли на «Альпин» взял так много элементов, что заработал сразу 50 мест штрафа и улетел на последнее, а помимо него новые детали получили сразу 13 гонщиков: все пилоты программы «Ред Булл» (включая Ферстаппена – он еще в Испании, причем тот двигатель стал последним четвертым «предштрафным»). Также все на «Феррари» и «Мерседесе» взяли по новому ДВС, турбо и гибридной установке – только Хэмилтон оставался на старом.

Пересу после провала в квалификации сменили мотор на новый еще раз, и он отправился на пит-лейн.

Ферстаппену поменяли поврежденное в квалификации днище без штрафа – и он сможет сразиться на подиум.

Дождь прошел за 1,5 часа до начала и смыл весь накат субботы. Потому топ-13 выбрали «медиум» – явно в ожидании новой порции дождя.

Гасли пожаловался на техническую проблему и нырнул в боксы перед стартом – сошел после прогревочного круга.

Ход гонки: безумная смена лидеров, прорыв и падение Норриса, стабильность Хэмилтона

  • Хэмилтон лучше сорвался с места, но Расселл быстро занял оборонительную траекторию. Льюис попытался воспользоваться слипстримом, но Джордж отбился, а затем Ферстаппен опередил Норриса в первой же связке поворотов! 

Норрис явно не сумел справиться с прогревом шин и проиграл еще и Пиастри. Стролл рванул на 7-е, Леклер – на 8-е, Хюлькенберг едва удержался в топ-10.

Перестановки в середине пелотона: Хюлькенберг выехал слишком широко и потому потерял позиции, сбив траекторию Алонсо – испанец же из-за реакции захлопнул калитку Албону и сломал тому антикрыло.

  • К концу 2-го круга Норрису удалось прогреть шины, он вновь вышел на 4-е мимо Пиастри и приблизился в секунду до Ферстаппена.

  • С 4-го круга «Мерседесам» и «Макларенам» начали передавать о потенциальном дожде – ожидался с 6 до 16 круга. 

  • К 5-му кругу Леклер намертво уперся в Стролла. Они насобирали паровозик из Хюлькенберга и Алонсо к 12-му, Сайнс оторвался на 4 секунды.

  • На 13-м круге Чжоу открыл окно пит-стопов – стартовавшие на «софте» не дотянули до дождя.

  • На 13-м круге у Леклера наконец получилось обогнать Стролла.

  • На 15-м круге Норрис с первого же раза сумел объехать Ферстаппена мощным выстрелом из слимпстрима, выбором траектории и точкой торможения. Без шансов для Макса.

  •  На 17-м круге Пиастри почти повторил маневр Норриса – но из-за Оскару пришлось намного тяжелее с поиском сцепления, точкой торможения и поворота.

  • На 18-м круге сохранивший лучше шины Хэмилтон сожрал все отставание от Расселла и вырвал лидерство с DRS.

  • На 19-м круге Джордж пошел в контратаку, оба вылетели с трека и позволили Норрису приблизиться – Ландо тут же объехал Расселла.

  • На 19-м круге Хюлькенберг обогнал Стролла в битве за 8-е.

  • На 20-м круге Норрис обогнал Хэмилтона, а Пиастри параллельно достал Расселла – и опередил Расселла. Леклер тут же первым заехал в боксы за промежуточными шинами.

  • На 21-м круге Пиастри обогнал и Хэмилтона!

  • На 22-м круге дождь прекратился и начал быстро высыхать – через круг перешедшие на промежуточные уже начали терять по 10 секунд. 

  • На 26-м круге Леклера объехали на круг все топ-6, но дождь начался вновь. DRS опять отключили.

  • А на 27-м круге Ферстаппен и Сайнс нырнули в боксы вместе с Хюлькенбергом и Строллом за промежуточными.

  • На 28-м круге в боксы зазвали Норриса, Хэмилтона и Расселла – Джорджа даже не особенно задержали (3,3 секунды против 3,1 секунды). И этого хватило, чтобы Ферстаппен опередил второй «Мерседес» и вышел на 4-е. Инженер похвалил Макса за решение перейти на промежуточные – видимо, именно пилот выбрал момент.

  • Пиастри заехал в боксы на 29-м – и вернулся на 6-м из-за задержи в несколько кругов. Норрис вернулся в лидеры с тремя секундами задела перед Хэмилтоном и семью – перед Ферстаппеном.

  • На 34-м круге Расселлу приказали завести машину в боксы и сойти.

Причина – проблемы с водяной системой (вероятно, охлаждением). Лицо Джорджа выражало всю внезапность произошедшего:

  • На 36-м круге Норрис слишком глубоко заехал на поребрик и дистабилизировал машину – одной ошибкой отдал 1,5 секунды Хэмилтону.

  • На 38-м круге Магнуссен, Риккардо и Боттас заскочили в боксы за «софтом». И тут же туда же направились Хэмилтон («софт»), Ферстаппен («хард») и Пиастри («медиум»).

  • На 40-м круге Норрис получил «софт», но из-за пит-стопа на 4,5 секунды Хэмилтон вылетел в лидеры! Сайнс тоже побывал на пит-стопе и получил «хард». Из-за ошибки Ландо на въезде ему не поменяли и угол атаки антикрыла для сухой погоды.

  • На 44-м круге Ферстаппену сообщили о начале деградации шин на болиде Хэмилтона. Макс проигрывал Норрису 2,2 секунды и 4,5 секунды Хэмилтону.

  • На 48-м круге Ферстаппен обогнал Норриса и забрал второе!

  •  На 51-м круге Сайнс воспользовался шансом на заполучение лучшего круга из-за преимущества над 6-м и заехал в боксы за новыми покрышками.

  • Льюис Хэмилтон все-таки дотерпел до финиша и приехал на первом под клетчатым флагом, которым размахивал сэр Брайан Мэй. Вторым прилетел Ферстаппен – ему не хватило 1,5 секунды. Норрис только третий, а Сайнс все-таки забрал лучший круг.

Да, №44 уходит из «Мерседеса» с домашней победой! Маршалы даже вынесли ему британский флаг – и Льюис стал первым, кому удалось победить после 300-го старта. История!

Огромный контраст с уничтоженным Норрисом:

Неудивительно: Пиастри в итоге и то подобрался ближе к Ландо, чем сам лидер ораженвых – к победе:

При этом он упустил ее сам! После гениального исправления провала первого круга и шикарного первого рывка в дождевой и промежуточной фазе с обгонами Ферстаппена и «Мерседесов» Ландо сам подбил лидерство мелкими фэйлами. То заездом на поребрик и вылетом, то ошибкой с выбором шин («Макларен» предложил ему «софт», «медиум» и «хард», как и Пиастри, и Норрис остановился на красных ободках), то с промахом мимо зоны остановки на пит-стопе, то с распределением ресурса покрышек на финальный отрезок… Последние 20 кругов выдались откровенно плохо.

Без схода Расселла Ландо, вероятно, не попал бы и на подиум. И на его фоне титанская стабильность Хэмилтона сияет еще ярче: Льюис удержал болид в нужных окнах ровно когда нужно, атаковал ровно когда нужно и сделал все в точности как и требовалось чемпиону для домашней победы.

Ферстаппен тоже вытаскивал гонку как мог: все его стратегические решения оказались верными, и он гнал Льюиса до последнего. Если бы не ошибся в квалификации и стартовал бы повыше – точно претендовал бы на победу еще активнее.

И Оскар Пиастри в своем юном возрасте тоже поразительно спокойно выбрал верный состав шин в трудный момент. А решение «Макларена» не рисковать с двойной остановкой под дождем – явно не его вина: из результата можно вычитать виртуальные 10 потерянных на мокром треке секунд.

Быстрые выводы по Гран-при: «Мерседес» точно в борьбе, «Феррари» хорошая только в переменчивых условиях, «Макларен» пока не готов к титулам

Результаты команд во многом исходят из свойств трека.

«Мерседес» теперь, кажется, чемпион по балансу – может, их машина не лучшая, но чемпионы действительно понимают, что ей нужно и для какого поворота. Вместе со стабильными умными пилотами выходит сильное сочетание.

«Ред Булл» же крайне труден в балансе, и когда команде не удается найти идеальную точку сочетания требований к прижимной силе, подвеске и скорости на прямых, Ферстаппен компенсирует мелкие пробелы как может. Иногда выходит, иногда нет.

Трудности «Феррари» исходят оттуда же – их обновления добавили прижимной силы, но испортили управляемость (подпрыгивания на поребриках, «пиковость»). Эксперименты с разделением пакетом и откатом на старую версию сработали частично: команда не успела хорошо подготовиться к решающей битве и хорошо выглядела только в переменчивых условиях, когда большая роль выпала на пилотов, а замедлились все.

То же самое и с «Альпин» – по возвращению на трек с требованиями к мотору, массе и управляемости французы вновь упали в хвост пелотона.

«Астон Мартин» решил часть проблем с балансом, но, очевидно, еще не все. Они уже не в аутсайдерах, но и не в средней группе.

«Хаас» же доказал: он действительно разобрался с пониманием машины. У них нет гениального болида, но американцы прекрасно осознают, как обращаться с тем, что у них есть. Обновления сработали, и суперстабильный Хюлькенберг теперь еще напряжет фаворитов. «РБ» стоит начинать беспокоиться:

 «Макларен» же явно обойдет «Феррари» в скором времени. Но успеет ли достать Скудерию и возродившийся «Мерседес»?

А в личном зачете главный проигравший – Перес. Он все-таки упал на 6-е – которое, по слухам, позволяет команде досрочно разорвать его контракт.

Такими темпами мексиканцу еще повезет, если к концу года он не приедет 8-м – пока Ферстаппен продолжает понемногу отрываться, битва за второе место только ожесточается.

Хюлькенберг же доказал, зачем он «Ауди» на столько лет вперед – уже достал ребят из полузаводской «Астон Мартин»!

И да, Сарджент больше не последний. Достойный ответ на досрочную высадку еще по ходу этого сезона? Найдет ли место Боттас на следующий год с такими результатами?

Следующий раунд – 19-21 июля в Венгрии. Будет жарко!

Что еще почитать о Гран-при Великобритании?

Фото: Hasan Bratic/Global Look Press