Межсезонью - 2 недели! Главные новости мира автоспорта за 14 дней
Чувство завершенности и наступившей пустоты - именно оно приходит с клетчатым флагом последнего Гран-При сезона. Над автодромами гаснет свет, грузовики и самолеты увозят на базы отслужившую технику, механики и инженеры ненадолго возвращаются к семьям. Зрителям остается подводить итоги года и гадать, чем удивят гоночные команды весной, когда рев моторов вернется на мировые арены.
Европейские и азиатские треки мерно дремлют под снегом в ожидании весны, автодромы Ближнего Востока обдуваются песчаными ветрами. Городские улицы, где недавно гремел рев моторов, вернулись к цивилизации и заполнились обычными машинами. Пока зимняя пауза дает передышку автогоночному миру, основные новости переместились в заголовки журналов и газет, а также в церемониальные залы, где свои награды заслуженно получают герои года.
Главное в выпуске:
1. Постсезонные тесты - рутина для основы, отрада для резервистов.
2. Утечка информации. Секреты «волчьей стаи» - что скрывает чета Вольфф или повод для ссоры FIA и FOM?
3. Церемония награждения FIA-Gala. Гоночный Оскар, лауреаты которого известны заранее.
Постсезонные тесты
Окончательное завершение сезона произошло через 2 дня после финиша Гран-При Абу-Даби. «Формула-1» задержалась в Эмиратах ради однодневных тестов шин Pirelli на 2024 год.
В лучших традициях гоночных уик-эндов тестовые заезды не раз пришлось прерывать красными флагами. Тон задал медицинский вертолет, который прогулял начало сессии на полчаса. Затем дорогущий отель, расположенный прямо над трассой, дал течь ровно в том месте, где проходит гоночное полотно. После помогли гонщики - Джордж Расселл в конце длинной прямой остался без тормозов и по касательной отправил болид в отбойник. За 40 минут до конца заездов тестер AlphaTauri Аюму Иваса остановился на трассе из-за проблем с непогрешимым в течение года мотором Red Bull Powertrains.
Пока основные пилоты откатывали обязательную программу с шинами на 2024 год, на «Яс-Марине» вовсю резвились юниоры. Шансов у новичков попасть в «Формулу-1» с каждым годом все меньше, так что тестовая сессия в Абу-Даби стала одной из немногих, когда за рулем быстрейших болидов появились свежие лица. Среди 25 участников заездов было 12 резервистов - в Williams и Haas дали покататься сразу двум тест-пилотам.
Среди молодёжи лучшее время показал Пато О'Уорд на McLaren. Мексиканский гонщик откатал 103 круга и остался вторым по сумме результатов дня, проиграв Эстебану Окону всего 0,269 секунды. Вечером он не скрывал эмоций от управления болидом «Формулы-1»:
«Пилотировать эти машины доставляет мне огромную радость! Они способны развивать такие скорости, что это просто абсолютное удовольствие!>...<Но сегодня у меня было больше свободы действий, я по-настоящему почувствовал предел возможностей машины. Конечно, полезно наблюдать со стороны за работой гонщиков команды, изучать их телеметрию, смотреть, какие они выбирают траектории, но по-настоящему ты это усваиваешь, только когда сам всё почувствуешь на трассе.>«
Почин Пато поддержали Фредерик Вести на Mercedes, Джек Дуэн на Alpine и Роберт Шварцман на Ferrari, разбавившие собой основных пилотов в топ-10. Новоиспеченный чемпион «Формулы-2» Тео Пуршер вновь сел за руль Alfa Romeo - француз, в отличие от тренировки перед Гран-При, не испытал проблем, преодолел 96 кругов и показал 11 время. В следующем году Тео ждет японская СуперФормула - та серия, где запасной пилот AlphaTauri Лиам Лоусон боролся за титул до последней гонки.
Особое внимание на тестах было приковано к Логану Сардженту. На момент заездов американец занимал единственное место в пелотоне, которое не было обеспечено контрактом на будущий год. Williams пригласили двух юниоров, Зака О'Салливана и Франко Колапинто, для создания атмосферы для Логана. Тот справился - безошибочные 56 кругов и 9 время окончательно убедили Джеймса Ваулза продлить сотрудничество с Сарджентом на сезон-2024.
Утечка информации. Расследование FIA, которого не было
5 декабря Международная автомобильная федерация заявила, что начинает расследование по поводу возможной утечки информации. В журнале BusinessF1 появилась статья о передаче секретных данных руководителю команды «Формулы-1» от сотрудника Formula One Management (FOM).
Под подозрение сразу попали директор Mercedes Тото Вольфф и его жена Сьюзи. Кроме того, что супруга Вольфф возглавляет женскую Академию «Формулы-1», она непосредственно подчиняется Стефано Доменикали, возглавляющему FOM, и могла за ужином шепнуть несколько интересных фактов мужу. Тото же на одном из брифингов с руководителями команд неосмотрительно высказал пару мнений, которые, по мнению FIA, он знать не должен.
Чета Вольфф бросилась отбиваться от снежков обвинений в свой адрес. Сьюзи заявила, что по ходу своей карьеры в автоспорте никогда не были уличена ни в чем подобном, и такие нападки порочат её доброе имя. За Тото ответил Mercedes. В заявлении команда подчеркнула, что подобные новости не имеют ничего общего с действительностью, и в концерне готовы предоставить все возможные данные для проведения расследования FIA.
На следующий день остальные 9 команд «Формулы-1» выступили с одинаковыми словами о том, что никак не связаны с подкидыванием подобных слухов в СМИ, и не предъявляли жалобы в FIA о передаче данных. Это автоматически означало поддержку семьи Вольфф.
Мутная история подчеркнула напряженные отношения между FIA и FOM. Декабрьское расследование - новый виток непрекращающейся вражды двух организаций, спортивной и коммерческой. Получив ворох опровержений как от Тото и Сьюзи, так и гоночных коллективов, уже 7 числа FIA спешно свернула инициативу. В заявлении организации сказано:
«FIA удовлетворена тем, что система соблюдения требований FOM достаточно надёжна, чтобы предотвратить любое несанкционированное раскрытие конфиденциальной информации. FIA может подтвердить, что не ведётся никаких этических или дисциплинарных расследований в отношении каких-либо лиц.»
Столь быстрое окончание даже не успевшего начаться следствия намекает на то, что обвинения об утечке информации были журнальной уткой, инициатором которой мог стать любой, кто желает раскола между управляющими «Формулой-1» организациями. Только уже случившиеся нападки отменять поздно. Сьюзи Вольфф заявила, что просто так не оставит двухдневные беспочвенные обвинения в свой адрес и собирается выяснить, кто копает межсезонную яму распрей.
Церемония награждения FIA. Каждому по заслугам
9 декабря вся элита «Королевских гонок» и её свита собрались в Баку для вручения наград лучшим пилотам и командам 2023 года. Впервые за много лет церемония прошла открыто - прямая трансляция мероприятия была доступна в социальных сетях.
Помимо отмечания достижений пилотов, церемония была наполнена местным колоритом. Бакинский центр Гейдара Алиева оборудовали самым современным световым оборудованием и даже изменили дизайн для создания шикарной и праздничной обстановки. За время награждения на сцене выступили народные артисты Азербайджана - певцы, оркестры, эквилибристы.
Вручением призов событие можно было назвать с натяжкой - гонщики выходили на сцену уже с хрустальным символом в руках и давали небольшое интервью. За 2 с небольшим часа свои успехи отметили все лучшие пилоты мировых кубков - картингового первенства, раллийного, чемпионата мира по ралли-рейдам, по гонкам на выносливость, формульных соревнований. Каждого чемпиона сопровождал на сцене его верный Росинант - та машина, без которой триумф гонщика не состоялся.
Лучшей командой года стала Toyota. Японский концерн забрал главный приз в трех чемпионатах мира - по ралли, по ралли-рейдам и в гонках на выносливость. Жаль, что в конце 2009 года Toyota ушла из «Формулы-1», зато с задачами в других сериях справилась весьма успешно.
Не обошлось и без россиян - чемпион мира по картингу в категории ОК Кирилл Куцков получил награду из рук Макса Ферстаппена. Кирилл стал первым в истории российским гонщиком, который выиграл мировое первенство. Символично, что ровно 10 лет назад Ферстаппен сам получал подобную награду на церемонии FIA.
Среди лауреатов, чьи имена не были закреплены официальными итогами чемпионатов, стоит отметить лучшего новичка и творца лучшего обгона сезона. Дебютантом 2023 года стал Оскар Пиастри за отличные выступления в McLaren и победу в катарском спринте. Пиастри уже удостаивался этой награды в 2021 году, после победы в чемпионате «Формулы-2», но своим первым сезоном в «Формуле-1» не меньше впечатлил болельщиков.
С лучшим обгоном дела обстояли сложнее. Выбрать самый решительный, наглый, но при этом чистый маневр было непросто. Награда нашла своего героя - честь выпала Фернандо Алонсо за борьбу с Серхио Пересом в финале гонки в Сан-Паулу. Испанец не смог посетить Баку, но прислал видеообращение:
«Привет всем болельщикам! Большое спасибо, что проголосовали в категории Action of the Year за мою борьбу с Серхио Пересом в Бразилии. Я хочу также поблагодарить Серхио и разделить с ним эту награду. Любая борьба на трассе – это взаимодействие двух гонщиков, и я считаю, что наша с ним борьба должна стать примером не только для нынешнего, но и для будущих поколений гонщиков. Мы должны продвигать чистое пилотирование без каких-либо контактов между машинами. Надеюсь, в следующем году у нас будет ещё больше борьбы на трассе. Спасибо всем болельщикам и FIA за заботу о нас. Скоро увидимся!»
Церемония не осталась без неприятного осадка. Уже по окончании шоу неприятные слухи вновь настигли Mercedes. Едва кончился скандал с расследованием утечки данных, как на следующей день после FIA Gala-2023 в социальных сетях появился пост жителя Баку Нихада Несирли. Юноша утверждал, что Льюис Хэмилтон подарил ему свой трофей за 3-е место в чемпионате мира. Нихад даже приложил фотографию с кубком из дома. За разъяснениями побежали в еще не успевший отдышаться от следствия FIA Mercedes. В команде заявили, что Льюис никому ничего не дарил, бронзовый призер первенства оставил кубок Международной федерации, которая занимается доставкой трофеев до их владельцев. Кто кого неправильно понял, пока уточняется. Хэмилтон свой кубок так или иначе получит, а вот насколько законно приз оказался в руках бакинского счастливчика, теперь установит новое расследование.
Оставшееся за кулисами:
1. На заседании Всемирного совета по автоспорту внесли поправки в регламент:
- при жаре, подобной условиям Гран-При Катара, команды должны будут установить в салон пару холодильников, чтобы пилоты нормально добрались до финиша;
- перед стартом гонки у механиков останется всего 40 минут на работу с машиной вместо прежних 50;
- впервые ограничена работа с болидами, стартующими с пит-лейн. Теперь весь персонал должен будет отойти от машины максимум через 90 секунд после старта прогревочного круга. До сей поры никаких правил не было.
2. Выбраны этапы, которые примут субботний спринт в 2024-м году. Шпильберг, Остин, Интерлагос и Лосаил сохранили расписание, компанию им составят Шанхай и Майами.
3. Механики McLaren удостоились внесения в Книгу рекордов Гиннесса. Пит-стоп Ландо Норриса на Гран-При Катара, который провели за 1.80 секунды, стал рекордным за всю историю «Формулы-1». 9 декабря бригаде вручили сертификат, подтверждающий их достижение.