5 мин.

Схватка двух йокодзун

Начну свой блог с хронологически близкого текущему моменту события. В воскресенье в Осаке состоялась очередная схватка двух йокодзун: Хакухо выиграл у Асасерю и с выдающимся результатом 15:0 победил в мартовском басе.

Словосочетание «воскресная схватка двух йокодзун» хорошо знакомо большей части завсегдатаев русскоязычного интернета по аудиофайлу, в котором ведущий новостей никак не мог справиться с произнесением сложных терминов из мира сумо. Сам файл вы легко можете найти по ключевым словам, приведенным выше, но дело не в этом.

Я косвенно имел отношение к появлению этой новости – в тот вечер я работал на ленте новостей «Спорт-Экспресса» и помню текст, который потом в тот не очень богатый на события день решила процитировать одна из радиостанций. Пожалуй, примерно в то время я и заинтересовался сумо. И вскоре понял, что этот вид спорта – это совсем не комичное толкание друг друга пузами в исполнение двух толстяков, как думают многие. А нечто гораздо большее.

Про йокодзун, историю появления той самой записи и другие интересные истории из мира сумо я, надеюсь, еще успею рассказать. Пока же попробую убедить вас, что сумо – это не так смешно и не так просто, как кажется. Не все поверят – ну да попытка не пытка.

Во-первых, ушли в прошлое (а то и никогда не существовали) времена, когда бал правили чрезмерно упитанные борцы. 248-килограммовый Ямамотояма, самый тяжелый борец высших дивизионов современного сумо, вызывает смешанные чувства: с одной стороны, он выглядит комично; с другой – заслуживает уважение за то, что с такой комплекцией забрался так высоко. Ясно одно – он представляет собой уходящее в прошлое исключение.

Лучшие же борцы при росте около 1.90 весят около 150 киллограмов, а одзеки Харумафудзи – не больше 125. Примерно такой вес нужен для того, чтобы можно было создавать сильный стартовый рывок, осуществлять силовое теснение и одновременно крепко стоять на ногах. Если ты легче, тебя легко сдвинут; если тяжелее – сильно проиграешь в скорости.

Лучшие же сумотори – настоящие атлеты, сильные и быстрые. Один мой друг полагает, что йокодзуна Асасерю в большинстве разных единоборств справился бы с Федором Емельяненко, а уж на дохе и вовсе не оставил бы тому ни единого шанса. Я воздержусь от таких категоричных заявлений, но, безусловно, в сумо случайных людей практически нет.

Второй аспект – простые правила. При всем уважении к борцам вольного и классического стиля, которые систематически приносят России большой медальный улов на Олимпийских играх, мне редко удается наблюдать за их выступлениями в промежутках между Олимпиадами. Если тебе не посчастливилось быть как-то связанным с большой борцовской семьей и в твоем регионе нет борцовских традиций, то разобраться в приемах, меняющихся правилах и множественных весовых категориях далеко не так просто.

В сумо – не так. Весовая категория одна; правила просты – вытесни соперника за пределы круга или заставь того коснуться пола любой частью тела, кроме стопы – и ты победил. Конечно, есть еще некоторые другие возможности проиграть, но почти все они связаны с разного рода неспортивным поведением: от попытки укусить соперника до упавшего пояса-маваси.

Турниры проводятся раз в два месяца, пропускать их можно только из-за доказанной травмы, каждый сумотори проводит за турнир 15 схваток – по одной в день. Проще некуда. Кто выиграл больше всего схваток – тот и завоевал кубок.

Еще один плюс сумо – узнаваемые борцы. В связи с тем, что ротация между дивизионами не так велика, зрители довольно быстро привыкают к лучшим борцам. Спустя два-три турнира можно достаточно четко понять, в чем разница между огромным и добродушным ветераном-одзеки Кайо и небольшим и хитрым, как Одиссей, Харумафудзи. При этом элемента искусственно придуманного шоу практически нет – как только борец начнет систематически выступать плохо, он будет вынужден повесить маваси на гвоздь, как бы он ни был мил публике.

Вкратце о главных героях.

Наиболее титулованный сумотори современности – йокодзуна Асасерю. Асасерю гений – и, как положено многим гениям, обладает скверным характером. Его поступки, идущие от широкой монгольской души, неоднократно до крайности раздражали чопорную Ассоциацию сумо. Зато в родной стране Асасерю – полубог. Он на свои деньги экипирует олимпийские сборные Монголии по всем видам спорта.

Второй действующий обладатель высшего титула в сумо – йокодзуна Хакухо. Хакухо такой же молодой, техничный и почти безупречный, как ранний Михаэль Шумахер. Сын серебряного медалиста Олимпийских игр в Мехико по вольной борьбе, Хакухо старается быть примером для подражания во всем – но, увы, для многих он слишком скучный.

Сильнейший японец в сумо на данный момент – пожалуй, одзеки Кайо. Суперветерана заслуженно зовут «народным йокодзуной», а больше всего он напоминает добрую гориллу из каких-то давних детских мультиков.

Метит в йокодзуны и молодой одзеки Харумафудзи, носивший раньше приятное слуху болельщиков ЦСКА прозвище Ама, то есть Спокойный Конь. Став одзеки, хитрый Ама сменил имя, но, может быть, не стоило искать добра от добра – последние турниры Харумафудзи проводит хуже обычного.

Очень силен забавный белобрысый эстонец Балт, но он страдает какой-то неожиданно славянской нехваткой концентрации, которая вряд ли позволит ему стать лучшим из лучших. Аккуратен и слегка самовлюблен двухметровый болгарин Котоосю – первый европеец, владевший Императорским Кубком.

Практически каждый сумотори элитных дивизионов – личность, и каждый может выбрать кого-то себе по вкусу.

Еще один важный аспект – традиции и внимание к статистике. Давним любителям НХЛ, где все и всегда замеряется или, скажем, просто консервативным обществам вроде старой доброй Англии, наверняка понравится сумо. Здесь и статистика ведется великолепно, и традиции блюдутся на высочайшем уровне.

Не буду говорить, что у сумо нет недостатков – о них мы тоже как-нибудь поговорим; однако я успел перечислить и далеко не все достоинства.

Пока же буду знать меру и закончу первый текст – в завершение поздравив Алана Габараева. Единственный россиянин в высшем дивизионе профессионального сумо провел мартовское басе очень хорошо, показав результат 10:5. Как раз то, что нужно – если бы выиграл больше, его бы бросили обосновывать претензии на победу в турнире против лидеров; а так Алан и в рейтинге поднимется, и не привлечет к себе чрезмерного внимания.

О нем и непростой судьбе других россиян в сумо – в следующий раз.