Жизнь после Мосли
Макс Мосли уходит с поста президента ФИА. Он сам сообщил об этом в среду в письме членам Федерации, подтвердив тем самым договоренности, позволяющие сохранить единство в спорте. Теперь самое время приступать к восстановлению изрядно расшатанного гоночного хозяйства…
Одиозный. Обидно, наверное, остаться в памяти потомков с такой вот приставкой к своей фамилии. Увы, но надо уметь не только красиво войти, – как устами Штирлица говаривал Юлиан Семенов. Куда важнее красиво выйти – последние слова (дела) запоминаются лучше.
В последние годы Мосли при неизменной поддержке Экклстоуна наломал столько дров, что ныне все слова уходящего президента о том, как он заботился о проблемах автомобилистов, сколько сделал для безопасности гонок и еще для чего-то такого же важного и общественно полезного, не имеют никакой цены.
Вошел-то он красиво! Взял на пару с Берни действующего президента (тогда) ФИСА Жана-Мари Балестра практически на понт, напугав перспективой раскола в «Формуле-1» – священной корове ФИА. Балестр в свое время тоже наделал немало глупостей и в конце концов вызвал активный протест автократическими методами руководства спортом. Альтернативу в лице образованного и энергичного Мосли встретили на ура и с готовностью поддержали на очередных выборах.
«Вообще-то я не планирую уделять «Формуле-1» много времени, – кокетничал тогда Макс. – Она ведь и сама неплохо самоуправляется!»
Но уже очень скоро стало совершенно очевидно, что истинной целью воцарения Мосли на троне ФИА была приватизация – причем, не только «Формулы-1», но и всей Федерации в целом.
«Пару лет назад Макс и Берни узурпировали «Формулу-1», – признал в одном из интервью в 1993 году Фрэнк Уильямс. – Теперь они делают с ней, что хотят, и нам приходится терпеть. Мы ничего не можем с этим поделать!»
Итог известен. Берни, действуя в стиле Михал Самуэлевича Паниковского (помните: «Паниковский всех вас купит, продаст, потом еще раз купит…» и так далее?), создал финансовую пирамиду, которая поедает сама себя. Откуда, вы думаете, эта странная любовь к освоению новых (нефтедолларовых) территорий? Почему «Формула-1» не желает поступиться ни единым евро, навязывая организаторам гонок кабальные промоутерские сборы, и в результате теряет места своего традиционного обитания? С чего вдруг возникла эта безумная идея ограничить бюджеты команд? И почему Берни при этом отказывается от любых переговоров по вопросам более справедливого распределения доходов?
Ответ прост: «Формула-1» ныне принадлежит брокерской компании CVC Partners. Два года назад она выкупила контрольный пакет ФОМ вместе с принадлежащими ей коммерческими правами «Ф-1», а Экклстоун с тех пор исполняет обязанности генерального директора компании Alfa Prema, управляющей инвестициями, вложенными CVC в «Формулу-1». Но что самое замечательное, деньги-то CVC вложила не свои, заемные, и теперь должна всем! Вот на погашение этих долгов и уходит та часть денежного пирога, которая по Договору Согласия остается у Берни.
Зная это, нетрудно понять раздражение менеджеров ведущих команд «Ф-1». «Мы живем по календарю, который не устраивает ни нас, ни наших спонсоров, – говорит один. – Причина одна-единственная: необходимость выплачивать этот чертов долг CVC. Вот откуда эти невероятные цены на билеты – нормальные люди не стали бы их покупать и за половину стоимости!»
«Мы не прочь, конечно же, оставить пару гонок в Азии, но нам жизненно необходимо вернуться в Северную Америку, – утверждает другой. – Монреаль – крайне важная для нас гонка, но мы просто обязаны гоняться в США. Вопрос настолько серьезен, что вполне можно согласиться и на некоторое самоуничижение; к примеру, лет пять, если необходимо, погоняться без всяких выплат, всерьез заняться продвижением чемпионата, показать наши машины на Таймс-сквер, чтобы сказать американцам: «Мы знаем, что сейчас мы вам не очень-то интересны, но мы нуждаемся в вашей любви». Нам нужно гоняться там, где наши спонсоры продают свои товары и услуги, а не в странах, способных скупить весь мир на корню, но абсолютно чужих «Формуле-1».
Ну и последняя капля: «Мы не понимаем, что у нас за правила. Сегодня KERS, завтра бюджетное ограничение и двойной регламент, послезавтра еще что-то. Нам нужна стабильность!»
Это снова к Мосли, сумевшему в угоду своим политическим амбициям довести до абсурда политику в области управления спортом. Месяц назад я писал, что недовольство прошло критическую точку и кому-то придется уйти. Сегодня уже известно, кому.
Предвыборная кампания потенциальных кандидатов только что началась. Сам Мосли в качестве своего преемника предлагает Жана Тодта. Бывший раллийный штурман (ездил с Уве Андерсоном, Йоахимом Вармбольдом, Ханну Микколой, Тимо Мякиненом, Ги Фрекеленом) в середине 80-х вывел «Пежо» в чемпионы мира по ралли, в начале 90-х организовал этой же компании победы в Ле-Мане, ну а его работа на посту спортивного директора «Феррари» в представлении не нуждается.
Успешный менеджер, но весьма и весьма неоднозначная фигура как политик. И дело даже не в скандальном «Рубенс, пропусти Михаэля вперед в интересах команды». Если бы Тодт баллотировался на госдолжность в России, его наверняка забраковали бы. Да, сам он уже два года не имеет ничего общего ни с «Феррари», ни даже с «Мазерати». Но в «Формуле-1» набирает силу его сын Николя Тодт, а это значит, что на самом деликатном направлении работы будущего президента ФИА у Жана Тодта есть свой очевидный меркантильный интерес…
В минувшие выходные в качестве гостя на Гран-при Германии пожаловал другой известный в прошлом раллист, финн Ари Ватанен. Он стал чемпионом мира в 1981 году в паре с Дэвидом Ричардсом (да-да, тем самым, хозяином «Продрайва»), выиграл десяток этапов чемпионата мира и четыре «Дакара». В конце 90-х закончил гоночную карьеру ради политической.
С 1999 года Ватанен – член Европарламента, занимается вопросами транспорта (мобильности), работает во французском фонде «Мобильность во имя процветания». Как политик пользуется в Европе большим авторитетом и вполне мог бы баллотироваться в Европарламент на третий срок, но на предложение своих соотечественников уже ответил отказом. Ватанен всерьез настроен поработать в ФИА, и визит в Нюрбургринг послужил для него стартом предвыборной кампании.
С точки зрения будущего Ари, видимо, более предпочтительный кандидат – уже хотя бы потому, что это человек нейтральный, но при этом прекрасно знающий спорт изнутри. Кроме того, ФИА – это ведь не только спорт и опыт, влияние и связи Ватанена вполне могли бы помочь укреплению авторитета Федерации.
С другой стороны, все более возрастающим влиянием в ФИА пользуется Лука ди Монтеземоло. В президенты он не рвется, но его поддержка наверняка сыграет важную роль в предпочтениях тех, кто в октябре будет нажимать кнопку (или как там у них происходит процесс подачи голосов).
Монтеземоло сумел свалить Мосли, но это пока лишь локальная победа. Свое слово еще наверняка скажет аппарат, подобранный нынешним президентом, и потому будущее нашего любимого спорта по-прежнему вызывает тревогу.

Причина одна-единственная: необходимость выплачивать этот чертов долг CVC=
а, ну теперь понятно, почему этого «мерзкого» Берни слегка пожурили в CVC, но при этом оставили при делах. Чтобы, при случае быстренько переквалифицировать его в Фунта, который должен сидеть.
За невыплаты командам, за пирамиду, да вообще за все
Одного только не пойму, почему ФОТА, если эта кухня её настолько не устраивает, не плюнет на Ф1 и CVC со всеми долгами и пирамидами и не организует альтернативный. С гонками, там где надо, с устраивающим всех календарем, дешевыми ценами на билеты, одобренным и всех устраивающим регламентом и т.д?
Или, у них типо лебед, рак и щука?
Во-вторых, ФОТА плотно работает именно с CVC, чтобы навести порядок в чемпионате
Тодт же, ИМХО, имеет совершенно другой психотип, если хотите. Он скорее трудяга и не так амбициозен. В Феррари он был наёмным работником, хотя воплей по поводу этого будет немеренно=)) А, насчёт интересов сына, так ваще не согласен. Младший не владеет коммандой, а занимается разными пилотами и их разными контрактами в разных командах. При чём здесь ФИА и её руководство - ума не приложу, разве что представить совсем фантастическую ситуацию. Андрей, распишите уж тогда, в чём может быть конфликт интересов?
rast
Настоящесть Наскар в чём проявляется?=) А в хлипких болидах Ф1 в последние лет 10 проблем с безопасностью у пилотов вроде не было и ноги у всех целы остались.
Хлипкие болиды не для Лагуны Секи. Про безопасность в ф1 я писал,что её итак выше крыши. Зачем всё это смешивать (хлипкость болидов и безопасность) и писать об этом мне?
///
Это Вы погорячились.
Макс с Берни конечно были помоложе, пошустрее в те годы, да только матерого Балестра им на понт взять не удалось, вот никак не удалось.
FOCA действительно создала альтернативную федерацию The World Federation of Motor Sport (WFMS) и объявила о проведении альтернативного-же чемпионата World Professional Drivers Championship (WPDC), но... у Балестре в руках была политическая вертикаль и через местные автофедерации и автоклубы он надавил на организаторов гонок. Вот и получилась ситуация, когда WFMS готовы гоняться, но их никто «не хочет» -- негде им свой чемпионат проводить.
Кое-как WFMS/FOCA провели этап в ЮАР, а следующим этапом должен был быть, а точнее «небыть» ГП в Лонг-Бич. Причем Балестре имел все шансы «додавить» FOCA, но... все сломалось именно внутри FISA, ведь сторонники FISA были именно команды-производители для которых был важен американский рынок, причем найболее активную позицию заняла Рено.
///...но нам жизненно необходимо вернуться в Северную Америку, – утверждает другой. – Монреаль – крайне важная для нас гонка, но мы просто обязаны гоняться в США. Вопрос настолько серьезен, что вполне можно согласиться и на некоторое самоуничижение...///
Вполне возможно, примерно такие-же слова пришлось выслушивать Балестре в далеком 1981 году. И тем не менее именно эта ситуация и дала ему политический повод пойти на перемирие и подписать первый Concorde Agreement.
В качестве преемника мазохиста хотел бы видеть Ари Ватанена, хотя за ним есть определенный шлейф политика-коньюнктурщика (5 лет назад он подписывался под резолюцией Европарламента о возврате Карелии в состав Финляндии?! ни фигасе политпассаж бывшего раллиста, очень крутой вираж заложил). Но это скорее издержки модной волны финского политиканства, тупо примкнул к агрессивной прослойке, даже не задумываясь особо, а нафига сейчас эта самая проблемная Карелия высокоразвитой Финляндии.
Жан Тодт - фигура безусловная значимая и авторитетная, но полагаю его назначение опять означает поменять шило на мыло, один диктатор сменит другого, не более того. Стиль ео рукодства известен, прогиб его под кого то не реален, очень жесткий товарищъ, однако...
Между прочим, такие предложения - отдать финнам часть российской Карелии - двигают и некоторые местные ребята. Лидер карельских националистов - мой бывший школьный преподаватель обществоведения, с которым мы в свое время в один день вступали в КПСС.
И такие анекдоты бывают в жизни, как видите :)