4 мин.

Сделайте нам красиво!

Новость о возвращении «Ф1 Рейсинга» позабавила и раздосадовала одновременно. С одной стороны, приятно, что о тебе не забывают, пусть даже в связи с чужим проектом, задают вопросы, проявляют участие. С другой, желание некоторых маньяков сделать именно из тебя козла отпущения, ответственного за все, что происходит в гоночной прессе, достает чисто по-человечески. Что характерно – ни один из известных мне наветов не имеет автора. По морде, что ли, получить боятся все эти анонимщики?..

Нисколько не сомневаюсь, что когда-нибудь появится такой же историк гоночной прессы, выходившей на постсоветском пространстве, какие фиксируют голы-очки-секунды в исполнении команд «Ф-1» и рангом пониже. Разумеется, в ретроспективе, разумеется, в динамике и с учетом всяко-всяческой преемственности. Ну, типа, «Джордан» EJ01… 15, «Мидленд» М16, «Спайкер» уже со своими индексами, затем «Форс-Индия» VJM01 и что-еще-там-после-Виджая-Малльи-придет-на-смену-неистребимому-творению-Эдди-Джордана. 

Оно того стоит, между прочим! Российская гоночная журналистика в нашей забытой автоспортивным богом стране заслужила, чтобы о ней иногда вспоминать. Шкалик на гранитной плите, огурчик, свечечка, – заглянет кто в этот удаленный уголок кладбища печатных СМИ, смахнет пыль, положит веник цветов, погрустит… Есть о чем! Мои коллеги, пытавшиеся связать себя темой Больших или не очень больших Призов, вполне заслужили, чтобы поминать их добрым словом хотя бы иногда. Подвижники! Стоики! Бессребреники! Почти святые…

В кратком виде история выглядит так. Поначалу о гонках писали те, кому это и положено по статусу. Или по разнарядке, заложенной еще в советские времена. Первый специализированный журнал на гоночные темы под названием «АМС. Автомотоспорт» выпустил на рынок Издательский дом «За рулем». Рынок тогда, в конце 80-х еще только закладывался, но проблема самоокупаемости уже существовала. Это в конце концов журнал и сгубило.

Помню, как удивил меня осенью 1997-го директор Дома «ЗР» Петр Меньших, сообщив, что все издания, дополняющие собственно «ЗР», самостоятельно занимаются привлечением рекламы. Может, обстановка тех времен и диктовала такой ход: жили, вроде, неплохо, появилось немало шальных денег, бурным цветом цвели финансовые пирамиды, – было, с кем работать! Но когда спустя полгода после того разговора я приехал предлагать свои услуги редакции «АМС», аккурат угадал на поминки по только что закрытому изданию. Экономика журнала, просуществовавшего почти 10 лет, настолько не устраивала холдинг, что там отказались даже от ходившей одно время идеи сохранить «АМС» в виде отрывной вкладки в «ЗР»…

К этому времени в журнальных киосках уже можно было найти новый проект, украшенный девизом «Расширяя рамки репортажа». Это была попытка Алексея Попова и Сергея Ческидова поплотнее закрепиться на ниве, которую они тогда разрабатывали, комментируя гонки «Ф-1» на ТВ. Крест на этом проекте поставил август 1998-го.

Но свято место не бывает пусто! Процесс пошел, спрос проявился – и удовлетворять этот спрос взялось издательство «Автопанорама» со своей «Формулой». Затем «Авторевю» разродилось проектом «Автоспорт», появилось несколько изданий рангом пониже: газета «Автогонки», питерский журнал «Скорость», московский Grand Prix. Тот же F1 Racing продержался на рынке целых три года. А были еще и не реализованные проекты вроде автопанорамовских «Больших гонок» или Race Report от ИД Independent Media. Где все это сейчас?..

Получается парадокс! Спрос есть – а предложение сокращается. В чем дело?

Дело в экономике. Точнее – в укладе нашей с вами жизни, где гипертрофированную роль играют посредники. За вход в сеть распространения – плати, да не сети, а менеджеру, который тебя впускает. То же самое за подключение к рекламным сетям, за включение в подписные каталоги и т.д. и т.п.

Реклама – самая тяжелая позиция в издательском бизнесе. Ни один ИД не выпустит журнал на рынок, пока не убедится в том, что его рекламное наполнение будет достаточным. Это те, кто располагает своими рекламными пулами. Игрокам поменьше еще тяжелее. Приходится искать ходы в сетевые агентства. А там разговор короткий: «Какие категории входят в вашу целевую аудиторию?» «Все: от пионеров до пенсионеров». «До свидания!» Интересы не совпали. Сетевики очень любят компактные фокус-группы и очень не любят возиться со всяческой мелкотой – им и так хорошо живется…

И все же интерес к печатной гоночной прессе сохраняется, несмотря на конкуренцию со стороны интернет-порталов и отсутствие внятной политики у тех, кто должен заниматься развитием автоспорта. Полагаю, этот интерес теперь будет только расти – спасибо телевидению и энтузиастам, сумевшим вывести на достаточно высокую орбиту нескольких очень неплохо подготовленных гонщиков, способных достойно выступать на международном уровне. Это пока не биатлон, но болеть уже есть за кого!

И я приветствую тех, кто не боится идти на риск, выходит с новыми изданиями, посвященными гонкам, возрождает старые. Удачи вам на этом нелегком пути!