Ремослюция
Ужас, до чего забавно наблюдать за нынешними боданиями в «Формуле-1»! Верхи не могут (поступиться принципами), низы не хотят (терпеть тупой и ничем не обоснованный диктат) – ну прямо классическая революционная ситуация.
История, как известно, повторяется дважды: сначала как трагедия, затем как фарс. На границе 70-80-х команды, участвовавшие в чемпионате мира «Ф-1», вступили в противостояние с Международной автоспортивной федерацией (FISA), добиваясь возможности зафиксировать де-юре сложившуюся к тому времени де-факто структуру чемпионата. Когда-то он был учрежден с целью выявления лучшего гонщика мира, но с тех пор, как в 1958 году появился командный зачет (Кубок конструкторов), и по мере того, как менялись условия существования мирового спорта вообще, интересы конструкторов (бизнеса), существовавшие всегда, вышли на первый план, и назрела острая необходимость создать нормальные, с точки зрения бизнеса, условия для его, бизнеса, развития. Под этим подразумевалась целая система мер в области усиления безопасности, ответственности организаторов и участников, стабильности регламентов и прочая, прочая, прочая.
FISA в лице ее тогдашнего президента Жана-Мари Балестра оказалось нечего противопоставить требованиям команд, выступавшим единым фронтом под флагом своей ассоциации (FOCA). Единственное, что сумел сделать Балестр – зафиксировать право собственности ФИА (спортивным крылом которой была FISA) на быстро набиравший популярность чемпионат. Балестру было ясно, что вопрос касается огромных денег, и он застолбил интерес федерации.
И вот, тридцать лет спустя конструкторы под флагом своей ассоциации (в названии которой по юридическим причинам изменилась одна буква) вновь спорят с ФИА на схожие темы: стабильность регламента, ответственность всех сторон процесса за свои действия, справедливое распределение доходов. И мировой экономический кризис только подчеркивает актуальность претензий бизнесменов к чиновникам.
Дальше начинаются парадоксы, и первый из них – роль господина Мосли. Юридический советник FOCA и ее президента Экклстоуна в битве с FISA ныне занимает позицию по другую сторону баррикад, и именно его действия, как в своей время действия Балестра, служат катализатором процесса, который может закончиться катастрофой.
Обратите внимание: ни одно серьезное спортивное издание не берется сегодня анализировать конфликт ФИА и ФОТА. В ходу только обмены релизами, краткие сводки с полей боев, да разного рода утечки. И над всем этим витает дух «Инди»-2005, когда безответственная позиция г-на президента уже нанесла серьезный ущерб имиджу возглавляемой им спортивной организации.
Вряд ли вы найдете более-менее вдумчивый разбор последних инициатив этого лидера автомобилистов всего мира (по идее именно таким статусом должен пользоваться президент Международной автомобильной федерации). Да и чего там анализировать? Предложение превратить весь мировой автоспорт в моносерию с единым двигателем для всех, начиная чуть ли не с картинга и кончая, разумеется, вершиной, как бы она ни называлась? Ужас, до чего технологичненько! Или покрасить все гонки в экологически чистый «зеленый» цвет (заметим, отнюдь не Racing British Green)? Вы действительно считаете, что так уж важно, чем рычит ДВС на машине Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Леба или Энди Приола, и каков уровень выбросов всего того, что он отрабатывает? Или попытку залезть в карман гонщикам, возложив на них немалый оброк в виде суперлицензий? Или разделение команд на два класса: богатых, которым подрежут крылья, чтобы не летали, и бедных, которым летать можно, но лишь на определенной высоте.
Увы-увы, совершенно очевидно, что все эти инициативы мало связаны с истинными заботами о развитии автоспорта, хотя декларируется именно она, забота. Иногда возникает ощущение, что нынешний президент ФИА либо не очень умный и не очень подготовленный к порученному ему делу человек, либо пенсионер, впавший в старческий маразм или отпробовавший чего-то такого, отчего мутится разум, либо попросту изощренный конъюнктурщик.
Ответ на этот вопрос известен давно. С мозгами у г-на Мосли (скорее всего) все в порядке, а вот с амбициями проблема. Не только у нас строят вертикали. Президент ФИА занят этим с самого дня прихода к власти (1993 год). Поначалу с оглядкой на спонсора, Экклстоуна, – отсюда и вечные капризы, уйду – не уйду. Затем перевыборы показали успех аппаратных маневров, позволяющих контролировать, а при необходимости и давить оппозицию – и это знание было успешно применено в «Формуле-1». Если отстранение от дел, скажем, Эдди Джордана было связано с тем, что ирландец нарушил своего рода кодекса чести, подставив Экклстоуна в истории с деньгами «Хонды», то Стоддарт был просто уничтожен – за опасную говорливость. «Инди»-2005 – тоже боевая операция против Эдуарда Мишлена, слишком уж активно критиковавшего в те годы действия ФИА.
Ну а последняя кампания по устранению с политической арены Рона Денниса – просто шедевр. Мне приходилось слышать от некоторых своих британских коллег, что даже голая президентская задница – чуть ли не часть коварного плана. Смело, если так! Цинично…
Мы, журналисты, тоже не раз могли испытать на своих шкурах это новое качество президентской власти. Особенно в последние годы, с приходом на пост начальника пресс-службы ФИА Ричарда Вудса, творчество которого вы можете наблюдать в релизах федерации или, к примеру, в недавнем прошлом в колонках Макса Мосли в журнале F1 Racing. Мы и наши коллеги в других локализованных изданиях, вынуждены были переводить и публиковать эти роскошные опусы, повинуясь лицензионным обязательствам.
Власть, как известно, развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно. Возникает ощущение всесилия и непогрешимости. Ныне Макс Мосли продвигает свои идеи, не обращая внимания ни на правила и договоренности, ни хотя бы на здравый смысл.
Ныне у него появился очередной принципиальный противник, Монтедземоло. Одному из них просто суждено свернуть себе шею…
А вы не замечали, что в 60-м году, к примеру, было 87 гонщиков в общем зачете, в 70м - 43, в 80-м - 41, в 90м - 39, в 2000 - 23, в 2008 - 22, конечно, это не значит, что все эти гонщики выходили на трассу одновременно, но отражает изменения, причем монотонные. Говорить, пусть все течет своим чередом, команды уходят и приходят - неправильно. Вопрос сколько приходит и сколько уходит. Модель менялась, сейчас все держится совсем не на частниках, а очень даже на крупных компаниях. И если крупные компании могут в случае чего взять и уйти из спорта - не понятно, как это отразится на Ф1. Что-то при нынешней ситуации частники не очень-то стремились прийти в Ф1, а недавние попытки в большинстве своем неудачны.
И ограничение бюджета - очень даже не влезание в чужие дела. Цель команд/фирм - личное благосостояние. Цель Правительства/ФИА - благосостояние государства в целом/спорта в целом. Вот цель любого предприятия вытеснить всех конкурентов и стать монополистом, но с точки зрения государства это не выгодно, и поэтому оно стремится этому помешать. Так же и с ограничением бюджета.
А если я своими резкими оценками задеваю ваши трепетные чувства к Мосли и его профессионализму и бесподобному «рационализму», прошу меня искренне извинить, в мои планы не входит ссориться с коллегами, и тем более оскорблять их трепетные чувства. Видимо, нам с вами не по дороге, потому не буду вам больше досаждать своими обращениями, рассчитывая ест-но на взаимность. А если вас вдруг так достает мой стиль повествования - есть простой способ, не читайте их, если скроллить не в состоянии...
вы прям как господин ди Монтедземоло :)