8 мин.

Магия чисел

«Формула-1» – спорт, непосредственно связанный с цифрами, и иногда эти цифры выстраиваются в удивительные последовательности. До такой степени удивительные, что уже трудно их не замечать, или кивать на случайные совпадения. Причем объяснить их рационально порой в принципе невозможно.

Михаэль Шумахер

Вообще-то я материалист. В чудеса не верю, на удачу не надеюсь, даже в рулетку не играю, так как знаю теорию вероятности. Но тем и поразительны некоторые закономерности, что этой теории противоречат. Так возникает «магия чисел».

Примеров в «Формуле-1» ей множество – скажем, многие помнят, как на протяжении нескольких лет на рубеже веков абсолютно все «юбилейные» даты для команд и пилотов заканчивались неудачно. Сразу несколько ведущих автоспортивных изданий того времени даже вели постоянную рубрику «Грустные юбилеи», где эта статистика пополнялась буквально в каждой гонке.

Жизнь и смерть Альберто Аскари содержали множество совпадений с жизнью и смертью его отца, Антонио Аскари, которые так и тянет назвать «мистическими»

Или взять историю Альберто Аскари – его жизнь и смерть содержат множество совпадений с жизнью и смертью его отца, Антонио Аскари, которые так и тянет назвать «мистическими». Так, Антонио Аскари погиб 26 июля 1922 года, неожиданно вылетев в трассы в быстром, но простом левом повороте. Причем, за четыре дня до этого он попал в очень серьезную аварию, из которой вышел совершенно невредимым. Ему было на этот момент 36 лет.

Альберто Аскари погиб 26 мая 1955 года, вылетев с трассы в быстром, но простом левом повороте. А за четыре дня до этого попал в очень серьезную аварию, из которой вышел совершенно невредимым. Ему было на этот момент 36 лет...

Не всегда, конечно, совпадения столь трагичны. Но часто они по крайней мере не менее удивительны. И порой даже позволяют делать весьма смелые прогнозы.

Число Х

Когда в 1991-м году Михаэль Шумахер дебютировал в «Формуле-1», три гонщика как раз заканчивали переписывать ее историю – во всяком случае, с точки зрения статистики. Эти трое – Ален Прост, Айртон Сенна и Найджел Мэнселл. Возможно, кому-то такое заявление покажется слишком смелым, но список рекордов до и после этих троих невозможно даже сравнивать. В частности, державшийся с 1973 года рекорд Джеки Стюарта по количеству побед за карьеру (27) к тому моменту был уже побит. Впрочем, давайте по порядку.

В 1991 году Ален Прост впервые за 10 лет не смог выиграть ни одной гонки, и со скандалом покинул «Феррари». В 1992-м он не выступал, и многие считали, что «профессор» в гонки больше не вернется, а его 44 победы так и останутся наивысшим достижением в истории «королевы автоспорта». Но в 1993 году француз подписал контракт с «Уильямсом», лучшей командой тех времен.

Прост выиграл семь из первых 10-ти Гран-при, доведя общее число побед до 51. До конца чемпионата оставалось еще шесть гонок, в распоряжении Алена была лучшая машина, напарником его был малоопытный Дэймон Хилл – в общем, все говорило о том, что это число еще подрастет. Однако этого не произошло – две гонки выиграл Сенна, три – Хилл, еще одну – Шумахер, а вот Прост на первую ступеньку подиума не поднялся больше ни разу – за исключением того момента, когда его награждали за победу в чемпионате.

Интересно, что эти две победы позволили Сенне добраться до числа 41 – именно столько раз он выигрывал Гран-при по итогам 1993 года. Но какое это имело значение – ведь заканчивать карьеру бразилец не собирался, а в 1994-м получил в свое распоряжение самую быструю машину – все тот же «Уильямс»!.. Причем, Прост чемпионат покинул, и на этот раз уже окончательно, а Мэнселл уже год как катался за океаном (где, к слову, преуспел) – казалось, никто не сможет помешать Айртону перекрыть достижения конкурентов. Но...

О том, что случилось после этого, в последнее время рассказывали столько раз, что возвращаться к этому снова нет никакого смысла. Напомню только, что в двух первых гонках сезона 1994 года Сенна сходил, а в третьей погиб. Пополнить число побед ему так и не удалось.

После смерти Сенны в «Формулу-1» вернулся Мэнселл, и выиграл 31-ю гонку в карьере

Однако его смерть неожиданно вернула в чемпионат Найджела Мэнселла. Британец, покинувший «Формулу-1» в ранге чемпиона еще после 1992 года, был приглашен в команду «Уильямс» на место погибшего Сенны на Гран-при Франции. Правда, в дальнейшем за руль сел молодой Дэвид Култхард, но для участия в трех финальных гонках, которые и должны были определить победителя чемпионата, в «Уильямсе» все же предпочли опытного «Биг Найджа».

Может быть, то решение было ошибочным – в Хересе Мэнселл вылетел с трассы по собственной инициативе, в Японии финишировал лишь четвертым... Ничего особенно выдающегося ему не «светило» и в Аделаиде, но Шумахер и Хилл организовали знаменитое столкновение, оба в результате сошли, и Мэнселлу ничего не оставалось, как выиграть гонку. Эта победа стала для него 31-й и последней. В 1995-м году Найджел пытался снова включиться в борьбу за рулем «МакЛарен», но после нескольких крайне неудачных гонок покинул чемпионат – на этот раз навсегда.

Таким образом в течение всего пары лет и образовалась верхушка «статистической пирамиды» побед в «Формуле-1», состоявшая из трех лучших результатов в истории чемпионатов. Прост – 51 победа, Сенна – 41, Мэнселл – 31.

Царь горы

Главной «угрозой» для этих достижений был, конечно же, Михаэль Шумахер. Уже по итогам 1995 года на его счету побед было 19. И хотя переход в «Феррари» его несколько притормозил, было ясно, что попадание в «тройку» для немца – дело времени. И это действительно вскоре произошло – символично, что достижение Мэнселла Шумахер повторил на Гран-при Великобритании 1998 года.

Впрочем, это событие прошло практически незамеченным. А вот завоевание Михаэлем второго места в истории запомнилось болельщикам надолго. Произошло оно на Гран-при Италии 2000 года, где Шумахер одержал свою 41-ю победу, догнав по этому показателю Айртона Сенну. Когда на пресс-конференции после гонки его спросили, что для него значит это достижение, железный немец неожиданно разрыдался, как ребенок – утешал его изумленный брат, также оказавшийся на подиуме.

Но история побед Шумахера на этом, как впоследствие выяснилось, только начиналась. В течение нескольких последующих лет Михаэль умудрился этот результат удвоить.  А Алена Проста он опередил уже в 2001 году (и снова символично, что на чистое первое место он вышел на Гран-при Бельгии, где он дебютировал десятью годами ранее, и где в свое время одержал первую победу).

Каждый раз, когда Шумахер проходил отметку, заканчивающуюся на 1, он заставлял своих болельщиков поволноваться. Но каждый раз за этой победой следовала еще одна, и история продолжалась. В 2004-м Шумахер умудрился за один сезон миновать этот психологический барьер дважды, одержав и 71-ю, и 81-ю победу. Но в 2006-м уже к середине чемпионата было ясно, что этот сезон для Михаэля будет последним.

В том сезоне битву за титул вели Шумахер и Фернандо Алонсо. Поначалу лидерство захватил испанец, но к серезине чемпионата Михаэль перехватил инициативу. Его машина была быстра и надежна, сам он также находился в великолепной форме, и когда на Гран-при Китая он сумел сравняться с Алонсо по очкам, казалось, дело сделано – ведь Фернандо к тому моменту не выигрывал на протяжении семи гонок подряд...

После возвращения Шумахера в «Формулу-1» ни одной победы он одержать не смог, так что число «91» все еще сохраняет свою магическую силу

Проблема была лишь в том, что победа в Китае стала для Шумахера 91-й. До конца сезона оставалось еще два Гран-при, но в этот момент я понял, что титул достанется Алонсо. Ведь, число было «магическим», а достичь 101-й победы Шумахер уже никак не мог – за три недели до гонки было официально объявлено, что этот сезон станет для него последним. А без побед удержать первое место было практически нереально.

В итоге так и случилось – на 36-м круге следующего Гран-при, проходившего в Японии, на «Феррари» Михаэля взорвался мотор. Выиграл гонку Алонсо, что оставило немцу чисто теоретические шансы на победу в чемпионате перед последним этапом. И хотя в Бразилии Шумахер выдал один из лучших уик-эндов в своей карьере, отказ топливного насоса в квалификации и прокол колеса в гонке не позволили ему развеять «магию» цифры 1.

После возвращения Шумахера в «Формулу-1» ни одной победы он одержать не смог, так что число «91» все еще сохраняет свою магическую силу. Но если в первые два года добраться до первого места на финише ему не позволяла машина, то теперь ситуация изменилась. Победа Росберга в Китае доказала, что при определенном стечении обстоятельств «Мерседес» W03 вполне способен доставить своего пилота на верхнюю строчку пьедестала.

И вот что интересно – если 92-я победа Шумахера однажды все же состоится, на каком числе он в итоге остановится на этот раз?..