Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Катерхэм», «Заубер», «Маруся»
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Уродливый болид быстро не поехал
Выигрывать гонки, как все знают, должны красивые автомобили. Глядя на болид CT05, чувствовалось, – последнее место в пелотоне ему гарантировано. Марк Смит особо не разбирался в нюансах нового технического регламента и интерпретировал правила наиболее простым способом – с помощью топора вырубил зеленой машине нос, взял черную краску и замазал ею страшное место, чтобы жуткая деталь не бросалась в глаза и не пугала маленьких детей.
Во «внутренностях» «Катерхэму» тоже не слишком повезло – начинка от «Ред Булл» не отличается великой надежностью, а двигатель «Рено» в этом году не попинали только лишь создатели силовой установки. В общем, машина, выдалась «на славу» – владелец конюшни Тони Фернадес сразу же закатил глаза и заявил, что если в сезоне-2014 прорыва не будет, он точно расстанется с «Формулой-1». Похоже, старина Тони все понял задолго до первой гонки чемпионата. И не ошибся.
2. Ежегодная смена состава пилотов до добра не довела
Руководство малайзийской конюшни давно ступило на порочную дорожку – с того момента, как выгнало Ярно Трулли, – и удивляться тому, что на сезон-2014 вновь были выбраны пилоты с деньгами, никто не стал. С Камуи Кобаяси, правда, повезло – японец, год пробегавший с протянутой рукой на родине, принес «Катерхэму» не только деньги, но также опыт и скорость. О Маркусе Эрикссоне же хорошее можно сказать лишь одно: в одной из гонок он почтил память знаменитого соотечественника Ронни Петерсона специальной версией гоночного шлема.
Трудно представить, чтобы команда, которая ежегодно полностью меняет состав пилотов, чего-то добилась: инженеры и гонщики первую половину года привыкают друг к другу и учатся совместной работе, а настоящих успехов добиваются лишь во второй части чемпионата.
3. Продажа команды новым владельцам
После серии неудач на старте первенства Тони Фернандес окончательно охладел к «Формуле-1». «Катерхэму» грозило чуть ли не закрытие, но у конюшни все же нашлись покупатели – загадочные инвесторы из Швейцарии и ОАЭ. Говорят, заплатили они Фернандесу совсем немного, но для Тони главное было выйти из затруднительной ситуации без большого позора, и можно сказать, что это ему удалось.
Новые владельцы первыми же действиями у руля команды показали, что «Катерхэму» в будущем ничего хорошего не светит – руководить коллективом поставили неопытного Кристиана Альберса, в консультанты отрядили Колина Коллеса, а затем уволили несколько десяткой сотрудников и даже затеяли с ними судебные разборки. Все идет к тому, что команда из Лифилда повторит судьбу многострадальной «Хиспании».
Оценка техническому штабу – 4/10
То, что после трудных предсезонных тестов «Катерхэм» уже во втором Гран-при финишировал в полном составе, можно назвать успехом. Позитивным является и тот факт, что в сложной обстановке инженеры некоторое время пытались готовить новинки и не отставать в развитии машины от других коллективов. Впрочем, с началом периода перехода конюшни из одних рук в другие прогресс застопорился, но тут уже к конструкторам претензий нет.
Возможно, машина, на самом деле, немного лучше, чем кажется, но без нормального второго пилота мы этого не узнаем.
Оценки гонщикам
Камуи Кобаяси – 6/10
К японцу вопросов нет – он борется, пытается доехать до финиша, а главное – регулярно разрывает напарника.
Маркус Эрикссон – 2/10
На счету шведа лучший результат «Катерхэма» в этом году – 11 место в Монако, – но запомнился он не этим, а регулярными авариями и слабым гоночным темпом.
Лучшая гонка – Гран-при Малайзии
Статистически самым успешным для команды стал этап в Монако, но куда более сильно «Катерхэм» смотрелся на домашнем этапе в Малайзии – Кобаяси серьезно сражался с более быстрыми соперниками, выжимал из техники максимум, и хотя в итоге очков не набрал, впечатление произвел хорошее.
Худшая гонка – Гран-при Венгрии
Эрикссон первым в пелотоне разбил болид на мокрой трассе, а Кобаяси сошел всего через 14 кругов из-за технических неполадок.
Риторический вопрос
Много пользы принесли рента-драйверы, Тони?
Слова
Колин Коллес о светлом будущем «Катерхэма»: «Мы хотим, чтобы ситуация стабилизировалась. Команда должна провести в «Формуле-1» еще много лет. Такова цель. Вопрос не в том, выживет конюшня или нет. Думаю, что выживет. Вопрос в том, на каком уровне она будет выступать?»
Маркус Эрикссон о новых свершениях: «Моя жизнь немного изменилась, поскольку раньше я боролся за победы и выигрывал, но теперь моя цель – опередить пилотов «Маруси» и напарника по команде. Пришлось изменить подход к работе».
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Худший сезон в истории
За всю историю выступлений в «Формуле-1» «Заубер» ни разу не оставался без очков по итогам первой половины сезона. В 17 предыдущих чемпионатах швейцарская команда семь раз набирала очки в первой гонке, пять раз – во второй, три раза в третьей. Исключением стал лишь сезон-1996, когда очки были набраны в шестой гонке, и сезон-2010 – в седьмой. В 2014 году позади уже 11 Гран-при, а на счету по-прежнему нет ни одного зачетного балла.
2. Последствия финансового кризиса
Опасения по поводу того, что сезон-2014 станет тяжелым для швейцарского коллектива, появились еще в середине прошлого года, когда стало известно, что команда испытывает серьезные финансовые трудности, в результате которых прошлый чемпионат «Заубер» едва не завершил досрочно. Некстати приключился и переход на новый регламент – процесс оказался настолько затратным, что на некоторое время была даже остановлена работа над новой машиной.
Вдобавок к этому, когда к осени прошлого года команда сумела преодолеть трудности, она сосредоточилась на доработке действующего болида, вместо того чтобы бросить все ресурсы на подготовку к новому первенству. Да, конец прошлого сезона получился очень успешным, но нынешний кризис – это расплата за результаты чемпионата-2013.
3. Фактор двигателя «Феррари»
Зимние тесты прошли относительно неплохо. Швейцарская команда стала пятой по километражу, уступив лишь «Мерседесу», «Уильямсу», «Феррари» и «Макларену». Особых проблем с надежностью не возникало, как и после начала чемпионата, но вот с точки зрения темпа все оказалось хуже – не хватало прижимной силы, возникли сложности с балансом болида и двигателем «Феррари», с которым вес машины заметно превысил минимально разрешенные 692 кг. Как сообщило в начале сезона издание Auto Motor und Sport, мотор «Феррари» оказался на 13 кг тяжелее, чем у «Мерседеса» и «Рено». Если же прибавить к этому нехватку мощности, в частности, системы ERS, а также всего два подиума заводской команды, то становится ясно, почему дела у клиентов обстояли так плохо.
Оценка техническому штабу – 5/10
Несмотря на все сложности, «Заубер» не сдается и продолжает дорабатывать машину, и в последних гонках результаты улучшились. По крайней мере, сейчас команда гораздо ближе к первой десятке, чем в начале чемпионата.
Оценки гонщикам
Адриан Сутиль – 5/10
Учитывая опыт немца, для которого нынешний сезон стал седьмым в карьере, от него явно ждали большего, чем счет в квалификациях 7:4 с прошлогодним дебютантом Эстебаном Гутьерресом. В гонках Адриан на фоне мексиканца также не блещет, да и ошибок, причем непозволительных для пилота, за плечами которого более 100 Гран-при, достаточно много – столкновение с Бьянки на Гран-при Бахрейна, авария в Монако, когда были шансы набрать очки, вылет с трассы в конце первого сегмента квалификации в Сильверстоуне. Единственным позитивным моментом стало выступление на Гран-при Венгрии, где он на последних кругах боролся с Баттоном и финишировал 11-м.
Эстебан Гутьеррес – 4/10
Чудес от мексиканца никто не ждал, и он их и не преподнес. Три аварии – столкновения с Мальдонадо в Бахрейне и Сильверстоуне, авария в Монако. По штрафам мексиканец переплюнул даже гонщика «Лотуса»: шесть полученных наказаний в первых 11 Гран-при – правда, сюда включены инцидент с неприкрученным колесом на Гран-при Австрии и смена коробки передач в Монреале. Удивительно, что слухи о повышении резервного пилота Гидо ван дер Гарде связаны с возможным увольнением Сутиля, но не Гутьерреса.
Лучшая гонка – Гран-при Венгрии
После старта с 11 места Сутиль финишировал 11-м, уступив всего 0,889 секунды пилоту «Макларена» Баттону. Впервые в сезоне-2014 «Заубер» оказался близко к очкам. Кроме того, в первой половине дистанции после выезда машины безопасности в первой десятке находился Гутьеррес, но, увы, в середине заезда мексиканец сошел из-за механических проблем.
Худшая гонка – Гран-при Монако
Учитывая все события в гонке и неплохой темп, пилоты «Заубера» вполне могли попасть в очки, но Сутиль разбил машину на 24 круге, а Гутьеррес повредил машину незадолго до финиша. Вдобавок к двойному разочарованию, после финиша команда откатилась на десятое место в Кубке конструкторов, поскольку очки набрала «Маруся».
Риторический вопрос
Неужели всего два года назад «Заубер» провел лучший сезон в истории, завоевав четыре подиума?
Слова
Адриан Сутиль о лишнем весе: «Мы облегчили шасси, но цель еще не достигнута, поэтому я по-прежнему не пью воду по ходу воскресного заезда. Я могу провести все оставшиеся Гран-при без воды. Если напиться перед гонкой, то все в порядке».
Фелипе Масса о соперничестве с бывшей командой: «Заубер» находится не в самом лучшем положении. Они переживают тяжелые времени. Что я могу сказать? Они позади нас, поэтому все в порядке».
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
1. Прогресса нет, но цель достигнута
На пятый год выступлений в «Формуле-1» российско-британская конюшня наконец-то набрала очки, прервав рекордную серию без очков из 83 гонок благодаря девятому месту Жюля Бьянки на Гран-при Монако. Хотя, конечно, вряд ли это можно отнести к прогрессу – скорее, к удаче. Да, вроде бы на зимних тестах казалось, что «Маруся» смогла сделать шаг вперед, но как только стартовал сезон, все вернулось на привычные места, к борьбе с «Катерхэмом» в конце пелотона за звание лучшего аутсайдера. Ни кардинальная смена регламента, ни переход с безнадежных двигателей «Косуорт» на «Феррари» не помогли улучшить положение.
2. Не та «Маруся»
В начале апреля будущее «Маруси» оказалось под вопросом, когда стало известно, что российский проект спорткаров «Маруся Моторс» оказался закрыт из-за финансовых проблем. Возникли слухи о продаже конюшни сербскому бизнесмену Зорану Стефановичу, но, как прояснилось, команда «Формулы-1», фактическим владельцем которой является бизнесмен Андрей Чеглаков, никогда и не имела прямой связи с российским автопроизводителем и просто продвигала бренд «Маруси».
3. Борьба за выживание и луч надежды
Коллектив продолжает испытывать финансовые трудности и бороться за выживание. Единственная надежда – удержать нынешнее девятое место в Кубке конструкторов и получить таким образом солидную призовую сумму по итогам сезона, которая составит около 50 млн долларов.
Оценка техническому штабу – 6/10
В теории «Маруся», учитывая техническую поддержку топ-команд, давно должна была стабильно бороться если не за очки, то хотя бы близко к первой десятке. В 2014 году наряду с сотрудничеством с «Маклареном», в рамках которого коллектив использует аэродинамическую трубу в Уокинге и симулятор, прибавилось партнерство с «Феррари» в виде использования двигателей, коробок передач, ERS и других агрегатов. Единственное, чего не хватает – это эффективного шасси и толкового развития по ходу сезона. Команда привозит обновления на этапы по мере возможностей и ресурсов, но все это едва ли заметно, тем более на фоне более крупных участников чемпионата мира.
Оценки гонщикам
Жюль Бьянки – 9/10
Начало сезона для француза, являющегося слушателем гоночной Академии «Феррари», выдалось непростым – многочисленные проблемы с машиной, столкновения с соперниками. Однако на Гран-при Монако судьба вернула должок, и он сполна распорядился представившемся шансом, финишировав восьмым. Правда, после пятисекундного штрафа это место превратилось в девятое. Также дважды – на «Сильверстоуне» и «Хунгароринге» – француз попадал во второй сегмент квалификации, подтверждая высокий класс для пилота-второгодки.
Макс Чилтон – 5/10
По сравнению с прошлым годом британец добился определенного прогресса, но для того, что конкурировать с напарником этого мало. В большинстве случаев Чилтон на тренировках, в квалификациях и гонках соперничает лишь с дебютантом Маркусом Эрикссоном из «Катерхэма».
Лучшая гонка – Гран-при Монако
Вполне естественно, что лучшей гонкой «Маруси» стал Гран-при Монако, где Бьянки после старта с последнего места из-за смены коробки передач финишировал на восьмом месте. Произошло это за счет многочисленных проблем у пилотов, шедших впереди, но на ценности первых очков это никак не сказалось.
Худшая гонка – Гран-при Канады
Две недели спустя после триумфа в Монако «Марусю» ждало двойное разочарование в Монреале. В результате столкновения Бьянки и Чилтон сошли уже на первом круге. Вообще для команды этот двойной сход стал первым с Гран-при Монако 2010 года, когда она еще называлась «Верджин». Для Чилтона сход и вовсе стал первым в карьере, положив конец его серии из 25 финишей подряд.
Риторический вопрос
Чтобы делала и с кем боролась бы «Маруся» в последние пять сезонов, если бы не было «Катерхэма»?
Слова
Грэм Лоудон, президент и спортивный директор «Маруси», о сложностях прогресса: «Чего не хватает, чтобы сделать последний шаг? У меня очень простой ответ. Денег. Другой причины нет».
Пилот «Феррари» Фернандо Алонсо о выступлении Жюля Бьянки на Гран-при Монако: «Горжусь им, этот результат очень важен для его дальнейшей карьеры. У меня нет сомнений, что Бьянки ждет отличное будущее. Надеюсь, результат на Гран-при Монако поможет ему получить более конкурентоспособную машину и еще больше продемонстрировать потенциал».
Джон Бут о праздновании результата на Гран-при Монако: «Мы думали, что завоевание десятого места в Кубке конструкторов по итогам Гран-при Бразилии позволило нам закатить по-настоящему большую вечеринку, но подождите сегодняшнего вечера».
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Drew Gibson, Mark Thompson
Ждем остальные части..
правильный вопрос. поэтому сейчас в пару к Хаасу ищут еще кого-нибудь, чтобы было с кем бороться...