Супертуризм: величайший российский кузовный чемпионат
Российский класс «Супертуризм» можно без зазрения совести назвать вершиной кольцевых гонок в России. Окончательно сформировавшись в 2001 году и просуществовав всего несколько лет, но навсегда оставил яркие впечатления российским поклонникам кольцевых гонок.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/67/20fe081dc40bc8202d9744e407b27.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Что такое «Супертуризм»?
Это гоночный класс, специально созданный для заводских автомобилей произведённых на просторах СНГ. С 1998-го по 2001-й года этот класс назывался «Туризм-1600» и он позволял выступать иномаркам вместе с отечественными автомобилями в одном классе. Главной особенностью «Супертуризма» был его максимально либеральный регламент к технике. Помимо стандартных требований к безопасности, минимального веса и вышеупомянутой «прописки» автомобиля, было по сути только 3 серьёзных ограничения:
Детали кузова при виде сверху не должны были выходить за периметр стандартного автомобиля.
ДВС должен был иметь стандартную ГБЦ и охлаждаться штатным способом, количество цилиндров не должно было превышать 6, при объеме 1.6 литра.
Нельзя менять заводские точки крепления подвески.
Всё остальное было уже в руках инженеров.
Благодаря этому мы получили безумные 225-сильные ВАЗ-2110, которые были быстрее, чем туринговые BMW 320i. Каждый автомобиль отличался друг от друга, и везде были интересные технические решения. Никаких унификаций, которые так любят в современном гоночном мире.
О доработках
При таком свободном техническом регламенте хочется поговорить о самой технике. Начнем с самого главного — сердца автомобиля — его двигателя. Для примера возьмем чемпионский болид «Лукойл Рейсинг» и их доработки 16-ти клапанного мотора ВАЗ.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/11/45f161d93448f905a315dfdc71b49.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/ba/68c89a4f94a9c8a2a473b433e5531.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Как было указано выше, регламент не позволял использовать неродной блок цилиндров, но даже так инженеры умудрялись заставить выдавать практически 140 л/с с литра объема и позволять выкручивать мотор до 11000 об./мин! Для таких результатов было проделано множество доработок. К примеру, коленчатый вал был изготовлен французской фирмой Sodemo, который был легче и надежней отечественного варианта. Инженеры «Лукойл» изготовили новые опоры двигателя, масляный поддон из алюминиевого сплава, который крепился не только к стенкам блока, но и к шейкам коленчатого вала. Такую интересную конструкцию «Лукойл» подсмотрел у FIAT из Формулы-3. На двигатели ставилась система сухого картера, которая также помогала расположить двигатель ниже, что в конечном итоге снижало центр тяжести болидов. Для охлаждения масла было найдено идеальное положение масляного радиатора, которое снижало его температуру на 8-12 градусов и было отличным подспорьем для борьбы за ресурс двигателя. Жил такой мотор всего 500 гоночных километров на 109-м топливе.
Шатуны и кованные поршни облегчались, на каждый цилиндр приходилось по две топливных форсунки — основная у дроссельной заслонки и дополнительная в головке блока. Моторы оснащались дроссельным впуском, а под конец эпохи «Супертуризма» их изготавливали из карбона для забора более холодного воздуха в двигатель, что повышало его эффективность.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/05/29d2517ca415da3ccb6976a107f58.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
На машину устанавливалась секвентальная 6-ступенчатая коробка передач Sadev ST75 с двухдисковым сцеплением Tilton.
Примерно так выглядел двигатель чемпионской команды способной побороть даже заводскую команду АвтоВАЗа. И это только на примере одной команды.
Помимо двигателя, активно дорабатывалось шасси. Такие машины весили около 870 кг (и это при том, что в «Супертуризме» не разрешалось использовать пластик и другие композитные материалы во внешних кузовных панелях).
Делались алюминиевые поворотные кулаки, кастомные рычаги подвески, полностью другая тормозная система (чаще всего от фирмы AP Racing). В планах даже было заменить стандартную балку на независимую подвеску. Но омологирование такого элемента вышло бы слишком дорогим.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/17/1e067e2ce4425b6e9ee8960263b79.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/fc/e1dedc1874410a9434998a3938ac9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/71/4451a4d7c471982dfed3b054a9ca8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Изготавливались на заказ индивидуальные амортизаторы. И многое другое. Всё это было настоящим полем битвы для инженеров! Каждый автомобиль был индивидуальным.
Машины
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/cf/f0b61c00848c8afe031b787beacf7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/1a/7f4a2b85e48f290fc5500851add28.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/77/99a3bcf3b4b5c84421cd87cb5b560.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
О трассах
Как и в любых кольцевых гонках, борьба была очень плотной, а узкие городские трассы только этому способствовали. Из-за экономических особенностей тех лет, в России просто не было большого количества стационарных трасс, но это не мешало организаторам придумывать отличные конфигурации в городских условиях, использовать аэропорты и многое другое. Из-за такого расположения трасс возникал и интересный рельеф: различного рода кочки, отсутствие зон вылета и обычные суровые бордюры, которые не щадили дорогую технику.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/fe/35747002f4ac98f07fe7c9a877667.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/15/8efd68aa344b1b2fca4808129400a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/ab/55ba5f08d4a43822112e839d9e92e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Кто не слышал о трассе на Воробьевых горах, легендарном Невском кольце или же Ходынке. Почти все из них не дожили до наших времен, как и многие болиды.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/71/8cb947a1246e6ade2b69a46c3801a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Смерть
Как и многие подобные чемпионаты, «Супертуризм» сгубили собственные амбиции. Бюджеты невообразимо раздулись, а противопоставить что-нибудь инженерам из «Лукойл Рейсинг» не смогла даже заводская команда АвтоВАЗа. Обычным гаражистам уже не было места на этом празднике скорости. И после очередного титула в 2003 году красно-белой «десятки» заводская команда АвтоВАЗа приняла решение покинул чемпионат, оставив «Лукойл» в гордом одиночестве. Так, просуществовав всего 3 сезона, закончилась ярчайшая эпоха самых быстрых российских туринговых автомобилей.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/b6/668e86bef45e896d9a7a0c78328ab.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мы — сообщество авторов телеграм-канала RaceBros. Рассказываем о самом интересном в мире автомобилей и автоспорта. Если вам понравился материал, то можете поставить «плюсик», подписаться на наш блог на Sports.ru и канал в Telegram. Впереди ещё много интересного, до скорых встреч!
Наш телеграм — t.me/racebros