Создатель RTR и талантливый автогонщик. Кто такой Вон Гиттин
В этом тексте пойдёт речь о таком известном американском гонщике современности, который выступает за Black Monster на своём диком Ford Mustang RTR в чемпионате Formula Drift. Начиная от его спортивных достижений и заканчивая необычными активностями.
Человек автоспорта
Вон Гиттин Младший родился 20 сентября 1980 года в штате Мэриленд, США. Увлечение Вона дрифтом началось с просмотра японских DVD и в 22 года он стоял перед выбором - дрифт или увлечение детства – мотокросс. Желание управлять машиной, когда та едет боком пересилило. Первые тренировки проходили на парковках родного города с его друзьями – Крисом Форсбергом, Тони Анжело и Райаном Тёрком. Первой дрифтовой машиной Вона был Nissan Silvia S13, который он купил у своего знакомого в 18 лет за 20 баксов и восстановил практически с нуля. На ней он занимает подиуму в местных дрифт соревнованиях.
Гиттин участвует в Formula Drift с её основания в 2004 году, а уже на следующий год пересаживается на платформу Mustang. В это же время начинают проходить первые соревнования под организацией D1GP, США vs Японии. Суть их довольна проста японские гонщики приезжали в Америку и наказывали местных. В России проводили похожие соревнования RDS vs D1GP во Владивостоке. И если в первый год результаты были ожидаемые и победителем стал японец, Набушиге Камакуба из Team Orange, то уже на следующий год ситуация поменялась и победителем вышел Вон Гиттин. Двумя годами позже он повторил свой успех так и оставшись единственным американским пилотом, побеждавшим в такого рода соревнованиях. В 2010 году Гиттин стоял на подиуме в 6 из 7 этапов FD, что позволило ему стать чемпионом, а в 2013 его признали «Лучшим гонщиком десятилетия». Он выиграл больше всех парных заездов за десятилетнюю историю Formula Drift. В 2017 году он организовывает команду RTR Motorsports куда приглашает такого же безумца, Челси Денофу.
Дрифт машина Вона – это Ford Mustang RTR Spec 5-D Competition. Цифра означает насколько сильно доработан стандартный Mustang, пять — это максимальный уровень, а D значит дрифт. Под капотом установлен «фордовский» V8 собранный в Ford Performance совместно с Roush Yates и выдающий 1000 л.с. при отсечке в 9000 об/мин, которыми он пользуется на полную. Благодаря Гиттину появилось выражение «трёхколесный мустанг». Он всегда славился своей дикой и необузданной ездой, его было не остановить, когда он ехал вторым, то всегда тёр дверь соперника своим колесом. Именно за этот безумный стиль его и полюбили фанаты дрифта, а в 2020 году он уже становится двукратным чемпионом FD.
Во время квалификационной попытки на постановке у Гиттина слетает покрышка, но его это не остановило (Время 1:11:30)
Перед последним этапом Formula Drift 2021 на своей страничке в социальных сетях Вон Гиттин объявил, что берёт перерыв от участия в дрифт соревнованиях. Это произошло почти одновременно с объявлением о завершении карьеры Дая Йошихары ещё одного культового дрифтера, чемпиона 2011 года.
Как сказал Гиттин, ему нужен перерыв, чтобы воплотить другие свои стремления. Кроме этого, у него родился второй ребёнок, но Вон остался частью автокультуры и продолжил ездить с показательными программами, как например в Goodwood, и организовывать автомероприятия. Команду RTR Motorsports в FD возглавил Челси Денофа, который давно уже стремится к чемпионству и к нему присоединился Адам Лз. 2023 год стал знаковым для команды в её ряды влился трёхкратный чемпион Formula Drift Джеймс Дин, а Гиттин объявил о том, что примет участие в некоторых этапах чемпионата, да к тому же вся команда поедет на новом поколении Ford Mustang S650.
Помимо участия в Formule Drift, Вон Гиттин участвовал в Nascar Canada и в ULTRA4. Для последнего был построен кастомный багги с кузовом от нового Ford Bronco специалистами из Jimmy’s 4x4. Для Броки (Brocky), такое имя получила машина, бала изготовлена собственная рама куда был установлен 600 сильный двигатель Ford Performance Z427 V8 в купе с гоночной коробкой ATI TH400.
В 2018 году Вон выиграл чемпионат Восточного побережья в классе 4500, выиграв почти все соревнования, в которых он участвовал, кульминацией которых стала победа в Ultra4 Nationals в городе Рено. Его год в качестве новичка чемпионата завершился впечатляющим финишем в топ-10 класса 4800. После улучшения Броки, Вон теперь участвует в классе 4400 с товарищем Лореном Хили и уже вместе они организовали внедорожную команду Fun-Haver.
Гиттин вне автоспорта
Помимо пилотирования автомобилями Вон их создаёт. В 2009 году он основывает компанию RTR Vehicles, она проектирует, разрабатывает и производит комплектующие для автомобилей Ford. RTR расшифровывается, как «Ready To Rock» (Готовы зажигать). Компания производит детали для Mustang, Bronco, Ranger, F-150. Некоторые из которых доступны напрямую у дилера Ford. Также RTR приложили руки к созданию RTR-X и Ford Hoonicorn RTR для Кена Блока.
Кроме автомобильного бизнеса, который его связывает с Ford, Вон также сотрудничает с ними в медиасфере и вместе они выпускают интересные видео. Вот видео, где Гиттин на своём европейском «Мустанге» проходит в скольжении весь Нюрбургринг.
Вон Гиттин в компании Челси Денофы и Лорена Хили устроил гонки со взрывами на территории военно-тактического учебного полигона Panthera Tactical Training Facility, расположенного в Западной Вирджинии, США. Данная местность предназначена для отработки манёвров при имитации ведения боевых действий американскими военнослужащими.
Осенью 2021 года Вон Гиттин проехал по Фарерам в дрифте на электрическом автомобиле. RTR Vehicles и инженеры Ford Performance потратили 10 000 часов на постройку электромобиля. Взяв за основу серийный Mustang Mach-E, две фирмы установили в него 7 электромоторов (3 на передней оси и 4 на задней). Это позволило без всяких проблем менять тип привода. Также доработали подвеску и рулевое управление, установили тормоза Brembo и гидравлический ручной тормоз. Система рекуперации энергии на торможении позволяет заряжать никель-марганцево-кобальтовую батарею на 56,8 кВт•ч в движении. Ещё была усилена жидкостная система охлаждения. Электромобиль получил новый аэродинамический обвес, а в салоне установлен каркас безопасности и четыре гоночных ковша Recaro.
Это не единственные видео, в которых он принимал участие, но наиболее интересные, также Вон активно ведёт свой YouTube канал. Видеоигры не обошли его стороной и в Shift 2: Unleashed в начале дрифт карьеры есть видеоролик с его участием, где он объясняет азы, а в Need For Speed 2015 есть его камео в арке про Кена Блока. Ну и по традиции его автомобили доступны в Forza Horizon 4 и в 5 части.