«Ред Булл» и «Феррари» почти отобрали у «Мерседеса» титул в главных гонках Германии. Немцы спаслись командной тактикой в финале
И двумя торпедированиями.
Мир автоспорта воистину живет в эпоху «Мерседеса»: после семи титулов подряд в «Ф-1» немецкий бренд выиграл еще и «Формулу Е», а потом вернулся в родную немецкую суперсерию туринг-каров (ДТМ) после трехлетнего отсутствия – и сходу взял титул еще и там.
Причем опять не обошлось без скандала: вплоть до последней гонки лучшие шансы на чемпионство сохранял юниор «Ред Булл» Лиам Лоусон на «Феррари» 488 GTE EVO. 19-летний пилот «Формулы-2» даже взял поулы для обоих финальных заездов на «Норисринге», но в первой гонке главный соперник в битве за титул Келвин ван дер Линде на «Ауди» пожелал разобраться уже на старте…
В итоге Лоусон приехал третьим – прямо перед торпедировавшим его южноафриканцем. А на следующий день мир увидел вот это.
И вновь ван дер Линде, и вновь первый поворот – только теперь Лиам откатился в хвост пелотона и потерял малейшие шансы на нормальные очки. А Келвина наказали всего пятью секундами штрафа – причем даже не за маневр против юниора «Ред Булл», а за нарочную срезку поворота на пути к атаке!
«Я опустошен и очень разочарован: каждый уик-энд выдавал абсолютный максимум и хотел отблагодарить команду, – сокрушался после финиша Лоусон. – У нас был поул, очень быстрая машина, я снова хорошо стартовал. Но иногда ты не можешь помешать идиотам опять делать те же вещи. Мне очень жаль команду. Когда тебя снова и снова выносит один и тот же парень… Если честно, это самый грязный гонщик, с которым я сражался».
«В том месте всегда очень непросто тормозить, и меня удивило, как рано они начали замедляться: пришлось уворачиваться, – объяснился ван дер Линде. – Я не хотел приехать в его машину, моя работа не в этом. Уже в повороте между нами произошел контакт».
Правда, затем Келвин слегка изменил показания – и свалил причину момента на отказ тормозов.
«Я скажу так: тормозить перед первым поворотом всегда тяжело. Но, если честно, тормоза вообще не работали, – рассказал пилот «Ауди» в эфире немецкого телеканала RAN. – Мне пришлось уворачиваться. Я врезался в него не специально».
Но скандальный исход даже не связан напрямую с двумя одинаковыми торпедированиями: все-таки и без очков Лиам сохранял бы титул при раскладах после первого круга.
Настоящий взрыв произошел в финале, когда «Мерседес» пробурил себе кубок командной тактикой: после драмы с Лоусоном и ван дер Линде шанс на титул получил Макс Гец – но ему требовалось непременно побеждать. Пилот «Мерседеса» ехал третьим, его явно защищал напарник Даниэль Хункаделья, но от первой строчки отделяли Филип Эллис и Лукас Ауэр – оба на машинах со звездой на капоте. Немного радиопереговоров – и Эллис с Ауэром уступили дорогу Гецу, причем обгон Лукаса оказался максимально демонстративным и показательным: племянник босса ДТМ и бывшего пилота «Ф-1» Герхарда Бергера сбросил аж 10 секунд на последних кругах для торжественного «вручения» победы Максу и «Мерседесу». О – ордунг.
«Конечно, мне помогли мои товарищи по «Мерседесу», они отлично сегодня сыграли в нашу игру – мы сделали это намного лучше остальных», – не стал отпираться новоявленный чемпион после финиша.
А немецкий бренд вообще не видит в ситуации ничего необычного.
«Все наши пилоты знают, что делать, и замечательно иметь такую команду, – заключил босс компании в ДТМ Томас Ягер. – Они рады помочь другим, потому что в следующий раз, возможно, кто-то еще из них попадет в такую ситуацию и все снова выиграют.
Кевин и Лиам много боролись, а мы сняли сливки с ситуации. В конце концов, мы получаем помощь от производителя и напарников ради больших вещей. Я думаю, в такой ситуации каждый бы поступил ровно так же. Это все – часть игры».
С учетом семи немецких машин на решетке против двух «Феррари» в ливрее «Ред Булл» исход можно назвать даже слегка предсказуемым. Но хотя бы в зачете команд альянс оказался первым.
Стоп, откуда в ДТМ вообще «Феррари» и «Ред Булл»?!
Вот и настало время поговорить о слоне в комнате: ведь ДТМ долгие годы воспринимался исключительно как главный чемпионат Германии для внутренних разборок локальных брендов вроде «Мерседеса», «Ауди», «Фольксвагена», «Опель», «БМВ», «Порше» и других. Все изменилось в 2019-м после ухода как раз «Мерседеса» (ради «Формулы Е»): машин на решетке стало маловато (всего 14), да и то всего двух производителей – лицо чемпионата спас только приход «Астон Мартин». Но тогда же ДТМ озаботился гармонизацией правил с похожей японской серий Супер ГТ для проведения совместных заездов с монстрами вроде «Хонды», «Лексуса» и «Ниссана» – но дальше одного ивента дело не пошло.
Более того, в 2020-м немецкий суперчемпионат предстал перед перспективой потери всех машин: «Астон Мартин» закрыл программу ради «Ф-1», а на пике карантина уход анонсировала «Ауди». «БМВ» же не пожелал превращать ДТМ в монокубок через наращивание затрат еще минимум на €40 миллионов – и идею чемпионата чисто клиентских команд сходу отмели из-за все тех же огромных затрат на машины-монстры.
«Очень просто сказать: используйте «Ауди» самостоятельно. Но кто заплатит за это? – негодовал босс WRT Венсан Фоссе. – Даже в [менее мощном и сложном] классе GT3 сейчас уже не справиться с обслуживанием машин исключительно силами частников. А если говорить про болиды ДТМ, то они в этом плане на уровне LMP1» (быстрейшие спортпрототипы из «Ле-Мана» и чемпионата мира по гонкам на выносливость – Sports.ru).
«Гонщики приносили бюджеты, пока видели перспективу, – объяснил босс Team Rosberg Киммо Лииматайнен невозможность перехода на систему чистых рента-драйверов. – Они знали: если покажут себя – могут получить предложение от заводской команды. Захочет ли кто-то платить, если такой опции больше нет?».
Спасения все-таки не нашлось: ДТМ в итоге отказалась от собственной спецификации машин и перешла на регламент ФИА GT3 – ради сокращения стоимости участия и привлечения новых производителей. Сработало: как раз поэтому в немецкий чемпионат и вступил альянс «Феррари» и «Ред Булл». Соперники «Мерседеса» в «Ф-1» так разделили расходы – а австрийская организация воспользовалась шансом на расширение программы подготовки юных пилотов к «Ф-1»: предоставила практику пониженному Алексу Албону, а также позволила накопить опыт как раз Лоусону.
Кроме «Феррари» в ДТМ пришли еще и «Ламборгини» (с частной командой Т3), «Макларен» (одной машиной бывшего пилота «Ф-1» Кристиана Клина – с польской командой JP) и даже на одну гонку «Порше». Но, конечно, главным достижением оказалось возвращение «Мерседеса» и «Ауди» – благо болиды для GT3 они построили несколько лет назад. И да, формально каждая машина представляла частную организацию без завода-зонтика – но, как вы уже поняли, на самом деле представители производителей держали руку на пульсе постоянно, и потому ребята из Winward с американской лицензией легко пропустили гонщика из команды HRT, которого прикрывал парень из гонконгской GruppeM Racing. Классика ДТМ – решают все-таки бренды.
Лоусон все равно претендент на «Ф-1» в будущем – даже после поражения
Взлет гонщиков в «Формулу-1» через ДТМ – на самом деле не редкость для современного автоспорта: похожим путем только за последние 10 лет прошли Пол ди Реста, Паскаль Верляйн, Эстебан Окон и Антонио Джовинацци. Лиам Лоусон тоже достаточно неплохо показал себя для 19-летнего дебютанта: выиграл 3 гонки, еще 6 раз поднялся на подиум и завоевал 4 поула (всего в 16 этапах). Хоть в «Ф-2» его успехи и выглядят похуже (всего 1 победа и 1 подиум, 8-е место в общем зачете), босса пилотов «Ред Булл» Гельмута Марко он уже впечатлил.
«Он очень приземленный и работящий парень, – оценил протеже строгий австриец. – Если Лиам допускает ошибку, то признает ее. Кроме этого, Лиам очень амбициозен и работает с инженерами. Если он видит слабое место, то трудится, пока не решает проблему.
Но самое потрясающее – быстрое переключение между «Формулой-2» и ДТМ. Бог дал ему невероятную скорость и контроль машины. Наша работа – отточить мастерство и подготовить его с технической точки зрения – он работает на симуляторе в Милтон-Кейнсе. Благодаря этому у нас есть шанс оценить, как он будет выступать в машине «Формулы-1».
Лиам стабильно боролся в группе лидеров в «Ф-2», как и в «Ф-3», а в ДТМ продемонстрировал, что может сражаться с гораздо более опытными пилотами. Это показывает, что способности для выступлений в «Формуле-1» есть. Другой вопрос, когда это случится».
Пока Лоусона решили не повышать – все-таки новичок «Альфа Таури» Юки Цунода сохранил место благодаря поддержке «Хонды» и уникальнейшей ментальности. Но если Лиам в 2022-м покажет в «Ф-2» хотя бы половину крутости из ДТМ, а японец продолжит неистово бить машины – шанс на продвижение на вершину автоспорта станет еще осязаемее. Ведь все-таки в «Ф-2» нет семи машин «Мерседеса» и сумасшедших южноафриканцев.
Фото: globallookpress.com/Heiko Becker via www.imago-image/www.imago-images.de, Heiko Becker/augenklick/firo Sportphoto, HOCH ZWEI / Gruppe C Photography
но возможно так даже лучше для него. выиграть титул и не пытаться защитить его на след сезон - это далеко не каждый готов (речь не про Ф2 и Ф3, где чемпиона обычно ждет промоушн; ДТМ по сути высшая серия в своей иерархии). с другой стороны, конечно, может быть стимул попробовать снова.. но надеюсь, он сконцентрируется на Ф2, где надо сильно прибавить.
хотя в целом Лиаму не привыкать к большому количеству гонок - в 2019 у него вообще было за год 47 гонок в трех сериях! (включая Ф3)
И да, по-моему Никола Ларини в 1993-м становился чемпионом в дебютном сезоне.
Пардон за столь длинный ответ на всего лишь одну строчку из вашего комментария, просто захотелось поговорить о чём-то кроме Формулы-1 в разделе АвтоМото, а то очень уж она здесь доминирует.