Место под Феттеля в «Астон Мартин» расчистили совсем некрасиво. Пилот спас команду от закрытия, а теперь его уволили без компенсации
0 долларов вместо девяти миллионов.
Перед Гран-при Тосканы Себастьян Феттель и будущий «Астон Мартин» устроили подрыв медийного поля, отобрав главный фокус у «Феррари» и ее тысячной гонки в «Формуле-1»: четырехкратный чемпион мира объявил о долгосрочном контракте с нынешней «Рейсинг Пойнт». Именно она в следующем году переродится в заводскую команду легендарной английской марки – теперь у них общие владельцы, и гонки видятся им важной маркетинговой площадкой.
Однако для объявления о сделке с Феттелем «розовым» нужно было избавиться от одного из пилотов – ведь и у Серхио Переса, и у Ланса Стролла на руках оставались долгосрочные контракты на выступления в Гран-при. Инсайдеры из паддока не исключали и возможный отказ от Ланса (даже несмотря на родственные связи с владельцем), но главным претендентом на увольнение, конечно же, оставался мексиканец – даже несмотря на солидный спонсорской пакет размером до 30 миллионов долларов.
В итоге история тянулась практически месяц, но все-таки завершилась именно разрывом с Пересом. Мексиканец отправился в неизвестность, хоть и вновь рассказал об интересе других команд.
На самом деле, другого хода трудно было ожидать: Серхио достаточно сильно испортил репутацию безответственной поездкой в Мексику перед Гран-при Великобритании – там Чеко подхватил коронавирус и выбыл на два этапа. Пилот несколько раз уверял в полном следовании всем правилам ФИА и отсутствии контактов с посторонними, однако мексиканская пресса быстро раскопала доказательства обратного.
Так Серхио на две важнейшие гонки вылетел из сражения за собственную карьеру – и руководство «Рейсинг Пойнт», должно быть, оценило ситуацию ровно так, как она и выглядела: парень проявил редкостную безответственность и всех подставил.
По возвращении Перес не включился сразу же в битвы за подиум. Напротив, он все чаще оказывается позади Стролла: хоть №11 и выиграл все четыре последние квалификации у напарника, по совместным финишам уступил всухую – 0:3. И невезение сыграло против Чеко лишь раз: на Гран-при Италии при борьбе за позицию болид мексиканца выбил Ферстаппен, отлавливавший заднюю часть на выходе из шиканы после первой прямой.
В остальных гонках ситуация развивалась примерно одинаково: Стролл лучше проводил старт и первый круг, вырывался вперед напарника и спокойно ехал впереди, почти не давая Чеко шансов. Лишь в Бельгии мексиканец рискнул с нестандартной тактикой (один пит-стоп вместо двух) и оказался впереди канадца, но Ланс все равно догнал его к клетчатому флагу. В итоге четвертая позиция уплыла Строллу из-за пятисекундного штрафа – Перес не убрался вовремя с пути Льюиса Хэмилтона.
Поскольку Чеко фактически потерял лидерство в команде по результатам, у руководства «Астон Мартин» больше не было причин тянуть с реализацией плана «Феттель». Серхио дали шанс проявить себя на все сто и разгромить сына владельца, но №11 проехал гонки так, словно его будущее и не находилось под вопросом. Итог весьма закономерен.
И все равно расставание с Пересом обставлено максимально некрасиво: его вышвырнут без компенсации
Хоть неизбежный уход мексиканца и читался почти весь август, будущий «Астон Мартин» все равно умудрился провернуть разрыв в крайне циничной манере: команда фактически просто выкинула гонщика, найдя в контракте формальные основания даже не оплачивать расторжение контракта.
Еще в середине июля по паддоку ходили слухи, будто у Серхио в договоре с «Рейсинг Пойнт» есть несколько пунктов, позволяющих досрочное прерывание сотрудничества. В случае активации данной опции предполагалась компенсация пилоту в размере от 6 до 9 миллионов долларов. Сторона Переса даже не отрицала наличие таких договоренностей – правда, увязывала их с величиной спонсорской поддержки.
Однако по свежим инсайдам из паддока, будущий «Астон Мартин» выбрал другой способ расставания с мексиканцем: воспользовался пунктом, в соответствии с которым Чеко можно было уволить вообще без компенсации в случае проигрыша напарнику по очкам. №11 и правда уступал Строллу в общем зачете: против 57 баллов у Ланса Серхио в Тоскану приехал только с 34 пунктами.
Формально к решению боссов «Рейсинг Пойнт» подкопаться абсолютно невозможно: все-таки подобные пункты и включают в договоры не для того, чтобы просто занимать место на бумаге. Пересу стоило о них помнить – особенно перед опасной поездкой в Мексику, переживавшую в тот момент настоящий разгул коронавируса.
Тем не менее, решение выбросить вчерашнего лидера с шестилетним бэкграундом сотрудничества – вообще некрасивый жест со стороны команды. Карлос Сайнс из «Макларена» тут же напомнил, почему.
«В «Формуле-1» у команд есть и другие интересы, кроме скорости, и Чеко просто убрали, – рассказал испанец. – И это сделала команда, которую он спас от банкротства, которой так доверял. И теперь эта команда не хочет продолжать с ним сотрудничество, когда Чеко наконец-то получил машину, за рулем которой способен бороться за высокие места. Честно говоря, эта ситуация меня злит».
Что именно имел в виду Сайнс? Историю из середины 2018-го, когда «Рейсинг Пойнт» еще назывался «Форс-Индией» и принадлежал эпатажному бизнесмену Виджаю Малье. Тогда организации регулярно не хватало денег (теперь боссы честно рассказывают: не было даже бумаги для принтера), приходилось соревноваться с наименьшим бюджетом, и помощь со стороны владельца оказывалась крайне редко.
Апофеоз ситуации наступил как раз перед Гран-при Венгрии-2018: у «Форс-Индии» просто не осталось денег на существование, и она задолжала вообще всем – пилотам, поставщикам, даже спонсорам (как выяснилось, многие переводы с их стороны оформлялись как кредиты). Одним из главных невольных займодавцев оказались «Мерседес» (им не доплатили 10 миллионов долларов за двигатели) и как раз Перес – ему причитались 4 миллиона гонорара еще за 2017-й.
Все закончилось подачей иска о банкротстве команды в суд стороной Серхио – «Форс-Индия» вошла во внешнее управление и защиту от требований кредиторов, а затем ее продали нынешним владельцам с погашением всех задолженностей.
Причем, как выяснилось, мексиканец вступил в дело исключительно из добрых побуждений – поскольку узнал о подготовке других кредиторов к более жесткому истребованию денег без внимания к дальнейшей судьбе «Форс-Индии».
«Примерно с прошлого месяца мне было очень тяжело наблюдать за ситуацией, сложившейся в нашем коллективе, и в итоге я решил вмешаться, – рассказал Перес после официального объявления о введении внешнего управления. – Ситуация дошла до того, что нам было необходимо вмешаться, чтобы защитить 400 сотрудников компании.
Проблема в том, что другие клиенты «Форс-Индии» уже готовили петицию – и подача этого заявления привела бы к закрытию команды. Таким образом меня попросили буквально спасти команду, подав заявление самому и тем самым запустив процесс перевода «Форс-Индии» под внешнее управление. Я сделал это по единственной причине – чтобы спасти команду.
Несколько членов команды попросили меня спасти ее. Мне было очень тяжело и эмоционально, и психологически. Это и правда тяжело. Картина гораздо масштабнее, чем может показаться со стороны. В данный момент ситуация критическая. Сам долг здесь вообще не имеет никакого значения.
Я люблю Виджая, у меня правда разрывается сердце – потому что я знаю, что для него этот вариант развития событий совсем не идеален. Но общая картина говорит о другом».
Гонщик «Формулы-1» решил спасти свою команду. И подал на нее в суд
По сути, Перес и правда оказался самым логичным кандидатом на роль инициатора процесса: у «Мерседеса» вряд ли был интерес к фактической аннексии «Форс-Индии» всего из-за 10 миллионов, а других поставщиков, похоже, интересовали только деньги, а никак не последствия дела о банкротстве. Имущество команды могло пойти с молотка, и тогда судьба организации с 27-летней историей закончилась бы в точности, как и новые сверхбюджетные проекты «ХРТ», «Катэрхэма» и «Манора-Маруси».
Именно ход Чеко дал нынешней «Рейсинг Пойнт» будущее и возможность когда-нибудь шагнуть еще дальше – к примеру, к перерождению в «Астон Мартин». Но теперь то же самое будущее цинично оставило Переса в прошлом.
Теперь и «Ф-1» есть трэш-ток как в UFC. Шефы команд наезжают друг на друга через прессу
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson, Scott Heavey, HOCH ZWEI/Pool/Glenn Dunbar
Да и команду от банкротства спас Стролл старший, а не Перес. А то в ваших рассуждениях можно дойти до того, что спасителем был Малья, который не платил Пересу ЗП и дал тому возможность подать иск.
"Добренькие" руководители команд чемпионаты не выигрывают.
А Серхио и впрямь не воспользовался всеми возможностями РП, особенно в начале сезона, когда можно было завоевать себе пару подиумов - не факт, что у него сейчас появится подобная возможность до окончания карьеры... А тут еще и проигрыш Строллу, и совершенно безответственная поездка в Мексику... Возможно, что даже без этих фейлов его бы все равно заменили на Себа, но тогда на его стороне было бы куда больше сторонников. А так все справедливо...
Думаю, что Серхио останется-таки в пелотоне - в Альфе или Хаасе. Рассчитывать на возможное место в РБ вместо Албона уже вряд ли приходится - последние гонки Перес проигрывает даже напарнику... Тем не менее, до конца сезона еще хватает гонок и наверняка будут возможности побороться за место на пьедестале... Другое дело, как Серхио ими воспользуется...
А Переса давно надо было гнать из Ф1 за его манеру ведения борьбы на трассе! Вот он и дождался.