Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом
Перенос из-за пандемии – еще не главный трэш.
Из-за карантинов в «Формуле-1» уже перенесли восемь гонок сезона-2020 и, похоже, это не предел. Впрочем, гонки чемпионата много раз отменялись и раньше – часто по прозаичным причинам вроде финансовых проблем организаторов (Корея-2015, Германия-2018), неготовности инфраструктуры (Португалия-1997), протестов «зеленых» (Гран-при Нью-Йорка-1983).
Но иногда поводы были действительно удивительными.
Четыре этапа сезона-1955: из-за самой жуткой катастрофы в истории гонок
Причиной отмены сразу четырех Гран-при сезона-1955 стала страшная авария на марафоне «24 часа Ле-Мана». Ошибка Майка Хоторна, слишком резко затормозившего ради ухода на пит-стоп, привела к ужасным последствиям – Пьер Левег не успел среагировать и врезался в пытавшегося уйти от столкновения с Хоторном соперника.
Его машина взлетела над трибунами, рассыпая над ними обломки и части мотора, а топливный бак взорвался и вызвал пожар. Левег погиб вместе с 83 зрителями – это самая ужасная катастрофа в истории автогонок.
После ле-манского кошмара сразу несколько стран запретили все автоспортивные соревнования – в их число вошли Франция, Германия, Испания и Швейцария, где в том году должны были состояться Гран-при. В итоге сезон на 11 гонок оказался урезан до семи этапов.
Запрет на автогонки в большинстве стран сняли в следующем году, но в Швейцарии он действует до сих пор.
Три Гран-при сезона-1957: из-за нефтяного кризиса
Спустя пару лет чемпионат мира вновь лишился нескольких гонок. На этот раз из-за «суэцкого кризиса» – войны за контроль над Суэцким каналом между Египтом с одной стороны и Израилем, Великобританией и Францией с другой. Из-за конфликта в Европе возник дефицит нефти, значительная часть которой поставлялась по каналу – как следствие, цены на топливо рванули вверх и больно ударили по гоночному бизнесу.
Организаторы Гран-при в Бельгии и Нидерландах попросили войти в положение и снизить призовые, но команды «Ф-1» отказались идти на компромисс. В результате эти гонки вылетели из календаря вместе с этапом в Испании, а вместо них в расписании внезапно появился Гран-при Пескары на олдскульной даже по тем временам трассе. Ее длина составляла 25,579 км – она стала самой длинной трассой в истории чемпионатов мира, даже «Нюрбургринг» отдыхает. И кажется, этот рекорд уже не побьют.
Бельгия-1969: из-за бунта пилотов, требовавших безопасности
На Гран-при Бельгии-1966 еще молодой гонщик Джеки Стюарт едва не погиб: врезался в дерево и не мог выбраться из кокпита, в то время как из поврежденной машины на него лился бензин. Маршалов рядом не было и близко, и спасли его двое пилотов, вылетевших примерно в том же месте.
С тех пор Стюарт хорошо известен как один из первых и самых влиятельных борцов за безопасность в автоспорте. Именно с его подачи удалось модернизировать многие трассы и поднять безопасность гонок на новый уровень. Но в Спа все оставалось по-прежнему – организаторы не желали тратить на это лишние деньги.
Но Джеки не сдался и убедил других гонщиков объявить трассе бойкот, который поддержали страховые компании. Организаторы оказались в тупике: гонку отменили, а к Гран-при следующего года все же немного модернизировали трассу. Но этого было мало – огромное 14-километровое кольцо уже не удовлетворяло новым требованиям. После 1970-го «Ф-1» вновь вернулась в Спа лишь через 13 лет – уже на урезанную вдвое трассу.
Аргентина-1982: из-за войны за Фолклендские острова
Гран-при Аргентины проводился в рамках чемпионата мира еще в 50-х, после чего пропал из календаря до 1972 года – именно в том сезоне в «Ф-1» появился Карлос Ройтеманн. Следующий перерыв наступил в 1982 году одновременно с окончанием Ройтеманном карьеры – но причина более печальная.
В 1982 году между Аргентиной и Великобританией состоялась война за Фолклендские острова – это заморские территории Соединенного Королевства, которые Аргентина считала (и продолжает считать) своими. Захвативший власть в стране генерал-лейтенант Леопольдо Гальтиери решил устроить «маленькую победоносную войну» и попытался захватить архипелаг. Великобритания дала отпор – конфликт продлился 74 дня и завершился поражением Аргентины.
Учитывая, что большинство сотрудников «Формулы-1» во все времена были британцами – ехать в такой ситуации в Аргентину было сумасшествием. Гран-при отменили, а «Формула-1» не приезжала в страну до 1995 года.
Швейцария-1983: из-за отказа ТВ показывать гонку
Все правильно, в Швейцарии запрещено проводить гонки с 1955 года. С тех пор Гран-при Швейцарии провели в 1982 году, но это была лишь вывеска – гонка проходила на трассе во французском Дижоне. В следующем сезоне этап снова стоял в расписании – но его отменили по совсем дикой причине.
Дело в том, что французский телевещатель RTF напрочь отказался показывать больше, чем одну гонку в сезоне – а в том году они уже осветили Гран-при Франции на трассе «Поль Рикар». Найти другого бродкастера было невозможно, и отказ RTF убил гонку: все спонсоры, лишившиеся эфирного времени, отказали организаторам в финансовой поддержке. В Дижон «Ф-1» еще заехала разок в 1984 году, но уже под вывеской Гран-при Франции.
Бельгия-1985: из-за плохо положенного асфальта
Эта отмена – особенная: это единственный случай в истории, когда Гран-при начался по ходу одного уик-энда, а закончился спустя несколько месяцев.
Причина – неудачная замена асфальта перед этапом, который должен был пройти в мае 1985 года. В Спа заменили его ради борьбы с аквапланированием и обеспечения более высокого уровня сцепления в условиях дождя, столь частого во время гонок в Арденнах. Но никто не сказал гонщикам, что шлифовка покрытия была завершена лишь за 14 дней до Гран-при – при том, что по технологии асфальт должен был отлеживаться 50-60 дней. Результат предсказуем: уже по ходу пятничных тренировок асфальт начал крошиться. Найджел Мэнселл даже позвал журналистов и лично выломал несколько кусков.
Ночью трассу пытались подлатать, но сделали только хуже – субботнюю практику пришлось почти сразу останавливать, так как машины поехали на 25 секунд медленнее, чем в пятницу. Оказалось, что организаторы перестраховались и переложили асфальт даже там, где этого не требовалось – и разумеется, совсем свежее покрытие не обеспечивало никакого сцепления и было максимально скользким.
Шансов на безопасное проведение гонки не было никаких, и после недолгих совещаний ФИСА отменила гонку и оштрафовала организаторов. Но Гран-при в итоге все же провели – правда, только в сентябре. Выиграл Айртон Сенна, для которого эта победа стала второй в карьере.
Китай-1999: из-за внезапного банкротства организаторов
В 90-е экономика Китая уже росла невиданными темпами, и всегда чувствовавший выгоду Берни Экклстоун задумал привести «Формулу-1» в самую населенную страну мира. Тем более, в Китае уже был неплохой стационарный автодром в Чжухае. Экклстоуну все понравилось, и он внес трассу в предварительное расписание сезона-1999.
Но в итоге оказалось, что чжухайский трек попросту не соответствует требованиям «Формулы-1» и нуждается в серьезных доработках. Организаторам предложили доработать трассу, те было согласились, но в итоге внезапно обанкротились. Официально было заявлено, что причиной стали проблемы с логистикой.
Про Чжухай забыли, тем более что в Китае заговорили про строительство новой трассы в Шанхае, проект которой выполнил Герман Тильке. Ее успешно построили, и именно на ней с 2004 года и проходит национальный Гран-при.
Бахрейн-2011: из-за массовых протестов с человеческими жертвами
Последний случай, когда политика отменила целый Гран-при. А именно – массовые антиправительственные протесты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, более известные как «Арабская весна». В феврале она докатилась до Бахрейна, где в марте должна была состояться первая гонка сезона.
Хотя градус протестов был не настолько высок, как в ряде других стран, без жертв не обошлось и в Бахрейне – в результате столкновений с полицией в первые дни погибли восемь человек. Берни Экклстоун потребовал гарантий безопасности – но угроза была настолько велика, что этап пришлось отменить – точнее, юридически его сначала перенесли, но другого слота в календаре под Сахир так и не нашли.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de, imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de, imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Bongarts, John Moore
На трекерах 1980+ есть все записи гонок, раньше - выборочно. Там же можно найти качественные обзоры сезонов 1970-1980 года (The Grand Prix Collection) с отличной картинкой. Все удовольствие - на английском. Скажу так: совсем ранние года - лучше смотреть обзоры, открыв на википедии страницу чемпионата, где можно следить за тем кто победил, кто сошел.
Лично я начал смотреть полные гонки только с 1985 года, так как раньше и качество записи не ахти и графики ооочень мало, придется запоминать номера машин, под которыми пилоты были. Составы тогда менялись в течение сезона постоянно из-за разных причин: либо смерть пилота, либо участие в том же Ле-мане, либо просто кто-то устал.
P.S. Часто можно услышать формулировку в отношении Гран При Бельгии ’85, что "это единственный случай в истории, когда Гран-при начался по ходу одного уик-энда, а закончился спустя несколько месяцев". Но справедлива ли она, если результаты весенних сессий отменили и осенью уик-энд начался заново?