«Феррари» не первый год подозревают в читерстве с мотором. Расследование замяли тайным соглашением, конкуренты в ярости
Скандал перед стартом сезона.
«Формула-1» завершила последний активный этап предсезонки: тесты в Барселоне закончились, и команды разъехались по базам. Теперь у инженеров есть две недели для анализа данных и внесения последних штрихов в попытке улучшить болид к старту сезона. Впереди – гонка в Австралии 15 марта.
За десять минут до конца тестовых заездов в паддок забросили информационную бомбу: Международная автомобильная федерация (ФИА) выпустила расплывчатое и двусмысленное заявление о спорных моторах «Феррари», которые изучали с конца прошлого года.
«После проведения технических исследований был завершен анализ работы силовой установки «Феррари» и достигнуто соглашение с командой. Подробности соглашения останутся между сторонами.
ФИА и «Феррари» согласились на ряд технических шагов, которые улучшат мониторинг всех силовых установок в «Формуле-1» в ближайшие сезоны, а также помогут ФИА в выполнении других регуляторных обязанностей в «Формуле-1» и исследований, касающихся выбросов углерода и более экологически чистых видов топлива».
Эпопея с подозрениями «Феррари» в читерстве и получении незаконного преимущества подошла к концу. Или нет?
Лучший мотор пелотона
Сезон-2019 поменял представления о раскладе сил в битве моторов. «Мерседес», уделывавший всех по мощности и скорости на прямых, сосредоточил свое внимание на прохождении поворотов, а лидером по части лошадиных сил стала Скудерия. Итальянцы отыгрывали у конкурентов по шесть-восемь десятых с круга на прямых, а босс чемпионов мира Тото Вольфф оценивал преимущество «Феррари» по мощности в 50 лошадиных сил.
«Мерседес» и другие команды «Ф-1» не первый год подозревают итальянцев в махинациях с силовой установкой: высказывались предположения о нелегальном режиме работы модуля MGU-H, установке двойного аккумулятора и даже дополнительных баков с топливом, но техническим делегатам ФИА ни разу не удавалось выявить признаки мошенничества.
В 2019-м подозрительным скачком мощности моторов «Феррари» после обновлений на Гран-при Италии озаботился «Ред Булл». Австрийцы направили запрос в ФИА: речь шла уже о возможных манипуляциях с замерами потребления топлива и сжигании смазочных жидкостей, что якобы открывало для «Феррари» возможность включать более агрессивные режимы работы двигателя.
Через два месяца Федерация, в свою очередь, выпустила директивы, уточняющие технические детали измерений, и уже на Гран-при США красные болиды поехали куда медленнее.
«Вот что происходит, когда перестаешь жульничать. Теперь нам нужно внимательно следить за ситуацией», – лидер «Ред Булл» Макс Ферстаппен прокомментировал ситуацию в своем стиле.
Моторная война в «Формуле-1»: конкуренты пытаются утопить «Феррари» руками судей
Правда, ясности не прибавилось: в Остине Шарлю Леклеру пришлось использовать старый мотор, «Феррари» не нашла подход к резине, а Себастьян Феттель сошел в самом начале гонки из-за сломанной подвески. А уже в Бразилии, несмотря на проигрыш Максу Ферстаппену в квалификации, «Феррари» вновь была лучшей на прямых. Кроме этого, руководитель Скудерии Маттиа Бинотто выдвинул свое объяснение: оказывается, некоторое снижение мощности связано с переработкой болида под большее количество прижимной силы и скорость в поворотах.
Оппонентом «Феррари» выступил технический директор «Формулы-1» Роб Смедли: по его словам, утверждения о том, что команда работает над увеличением прижима, не соответствуют действительности, ведь заднее крыло SF90 не претерпело существенных модификаций:
«Если команда выбирает направление увеличения прижимной силы, то самым простым и очевидным способом добиться нужных показателей всегда было изменение заднего антикрыла. Конечно, есть и другие способы, но они, как правило, менее эффективные и действенные – без заднего антикрыла трудно заставить это работать. Конфигурация, представленная в Остине, выглядит почти так же, как и вариант из Мексики – я не вижу каких-либо различий».
Наконец, за две недели до окончания сезона ФИА изъяла детали топливных систем «Феррари», ее клиентской команды и также другого производителя для проведения сравнительного анализа, а теперь, под самый занавес зимних тестов объявила о завершении исследований.
Что известно об итогах расследования?
Выудить из водянистого заявления ФИА можно немногое, поэтому просто перечислим факты.
1. Несмотря на достаточное количество времени, прошедшего с середины ноября 2019-го (именно тогда Федерация затребовала моторы «Феррари» на проверку), о завершении расследования объявили лишь сейчас, спустя 3,5 месяца.
2. Февраль – период, когда поклонники «Ф-1» пробуждаются от зимней спячки. Команды объявляют о контрактах со спонсорами, презентуют болиды и, наконец, впервые обкатывают новинки на тестах. Единственный серьезный перерыв в общении коллективов с прессой – двухнедельная пауза между окончанием тестов и первым этапом чемпионата в Мельбурне, и именно в этот момент ФИА опубликовала свой текст. До 12 марта, когда состоится пресс-конференция перед Гран-при Австралии, журналистам будет не так просто выхватить комментарий по этой теме.
3. О содержании кулуарного «соглашения» между «Феррари» и ФИА остается только гадать. К тому же, в заявлении не говорится ни слова о виновности или невиновности итальянской команды. Является ли это подтверждением читерства со стороны «красных»? Идет ли на пользу «Ф-1» такая недосказанность? Каждый болельщик сам ответит на эти вопросы.
На этом списке надежная информация заканчивается – остаются лишь предположения и теории заговора. Все как мы любим.
Вопросов больше, чем ответов
ФИА продемонстрировала чудеса дипломатии, в результате которых у болельщиков остались крайне смешанное и противоречивое послевкусие. Федерация завершила историю с моторами «Феррари», не поставив точку: она не обвинила команду в мошенничестве и не сообщила о ее невиновности, не выписала официальный штраф, однако намекнула на «помощь» «Феррари» в проведении исследований.
Открытость и прозрачность – те составляющие, которых не хватает болельщикам на протяжении всех последних лет. Зрители без конца обсуждают решения стюардов и возмущаются различным наказаниям за аналогичные проступки. То же самое и с «Феррари» – сложно не усомниться в честности спортивной борьбы, когда после серьезных обвинений в читерстве одной из команд ФИА не сочла нужным ничего объяснять.
«Непросто найти удовлетворительные ответы на те вопросы, которые породила эта бомба, – написал журналист Скотт Митчелл для The Race. – Такой исход не назовешь позитивным ни для людей, верящих в справедливость, ни для «Феррари», которая пыталась доказать, что не нарушала правила. Тот факт, что прямой вывод не озвучен, предполагает, что «Феррари» было тяжело убедить ФИА в полном соответствии двигателя регламенту. Как это можно считать приемлемым для «Феррари», если она отстаивает свою невиновность? А их противники могут посчитать заявление свидетельством того, что «Феррари» не понесла заслуженного наказания».
Владельцы «Формулы-1» потратили массу усилий на развитие соцсетей чемпионата и сотрудничество с Netflix для того, чтобы продемонстрировать: наш любимый спорт рождает множество захватывающих историй и состоит не только из спорных судейских решений и подковерных интриг. Считают ли боссы «Либерти Медиа», что закулисные договоренности команд с ФИА помогут популяризации «Ф-1»?
«Возможно, компромисс между ФИА и «Феррари» действительно послужит интересам чемпионата. Но непрозрачность заявления ФИА не позволяет этого узнать. Возникает много вопросов, и на них нужно ответить, потому что предложенного сейчас просто недостаточно», – заключает Митчелл.
Неизбежный компромисс с главным игроком в «Формуле-1»
«Феррари» в «Формуле-1» – это больше, чем просто команда. Скудерия участвовала во всех сезонах чемпионата и получает дополнительные деньги за участие в гонках в качестве «исторического» бонуса. В Италии у «Феррари» культовый статус, в той или иной степени распространившийся по миру благодаря чемпионствам в давние времена, а позднее после побед Лауды, Шумахера и Райкконена.
Нужны ли ФИА прения с легендарной командой и символом «Формулы-1», когда новый Договор согласия на 2021 год еще не подписан? «Феррари» – too big to fail организация для «Формулы-1», терять ее нельзя не при каких условиях. Итальянцы и раньше не гнушались шантажом, намекая на уход из чемпионата (справедливости ради – они в этом не одиноки), так что неблагоприятное развитие событий могло обернуться для «Либерти Медиа» катастрофой.
В этой связи редактор Auto Motor und Sport Михаэль Шмидт считает публикацию заявления ФИА в преддверии двухнедельного перерыва перед Гран-при Австралии логичной:
«Возможно, к тому времени заголовки захватит коронавирус, а «Феррари» отойдет на задний план. Почему ФИА вообще дала комментарий? Вероятно, из-за давления со стороны «Мерседеса» и «Ред Булл». Замалчивать дальше было невозможно.
Если говорить обтекаемо, то делегаты ФИА, очевидно, нашли нестыковки в работе двигателя «Феррари» 2019 года. Более прямолинейные люди сказали бы о мошенничестве. Смогла бы ФИА доказать это во всех деталях – другой вопрос. Юридические прения могли привести к копанию в грязном белье и при определенных обстоятельствах не дать желаемого результата. Легче было прийти к соглашению».
Шмидт утверждает, что «Феррари» все-таки получит свое наказание за спорные технические решения, но не совсем в традиционном формате:
«Феррари» будет финансировать исследования CO2-нейтрального топлива, инициированные ФИА. Речь может идти о десятках миллионов долларов».
Придется заплатить и на трассе: по информации Auto Motor und Sport, этой зимой в Маранелло пришлось конструировать совершенно новый двигатель, и он значительно уступает «читерскому» по мощности.
Соперники не сдадутся
Хитрые компромиссы с «Феррари» для сохранения стабильности «Формулы-1» могут привести и к противоположному результату. Конкуренты «красных» из «Мерседеса» и «Ред Булл» стали столь же неотъемлемой частью автоспорта и забрали все титулы за последнее десятилетие – вряд ли они смирятся с таким развитием ситуации.
«28 февраля 2020 года – ни в коем случае не конец истории, а начало очень долгого процесса, – считает Кристиан Ниммерфоль из Motorsport-Total, – Вполне вероятно, что другие команды тоже захотят поторговаться с ФИА. В конечном счете, речь идет о больших деньгах.
Если «Феррари» заняла второе место в Кубке конструкторов незаконно, то оно должно было уйти «Ред Булл», который недополучил около 10 миллионов долларов. «Макларену» досталось бы на 8 миллионов больше, и даже «Уильямс» заработал бы как минимум два лишних миллиона, если бы «Феррари» исключили из чемпионата».
Несмотря на «удачный» тайминг заявления ФИА, журналистам Motorsport-total удалось дозвониться до нескольких руководителей коллективов «Ф-1», однако никто их них не согласился дать официальный комментарий. Но фидбек от команд опубликовала BBC: они «шокированы», «рассержены» и будут предпринимать следующие шаги. Опять же, под запись никто говорить не решился, но картина вырисовывается яркая:
«Команды озабочены тем фактом, что попытка ФИА подвести черту не проясняет, соответствовал ли двигатель «Феррари» прошлого года правилам. Они считают, что способ завершения расследования поднимает фундаментальные вопросы:
Означает ли отсутствие наказания для «Феррари» то, что их машина была легальна на протяжении всего сезона-2019?
Если так, то почему об этом нельзя объявить? Зачем нужно «соглашение» и что это за соглашение?
Как команды могут доверять «Ф-1», если ФИА не способна завершить расследование и сообщить, соответствовал ли болид правилам или нет?»
Недовольство конкурентов «Феррари» подтвердил и эксперт Sky Sports Карун Чандок:
«Улетал с тестов на самолете с ведущими специалистами из пяти разных команд. Заявление выпустили, когда мы добрались до аэропорта – эмоции варьировались от гнева и разочарования до ярости и даже печали. И уж, конечно, никто не казался удовлетворенным!»
Похоже, до конца истории далеко – в Большом цирке с гарцующими конями из Маранелло будет весело.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Charles Coates, Mark Thompson, Clive Mason, Rudy Carezzevoli; REUTERS/Albert Gea
Тут кое-кто опять завел шарманку про ФИАррари. Ребята, устарело на 15 лет. 15 лет назад в клипе Вестлайф ходила молодая красивая Клавдия Шиффер под песню Билли Джоэла. Сейчас в клипах гундит в нос страшная как жизнь в фильмах Звягинцева Билли Айлиш. Промоутеры другие, первое лицо ФИА и их фавориты тоже.
Что по сути видим в два последних года? В 18-м Феррари подтянули машину, пошла борьба, тут же начали привозить заказные шины под Мерседес, давить Фета штрафами. В 19-м Феррари сделали квалификационный режим, их в ответ начали душить ограничениями по мотору, проверками и да, еще более жесткими шинами, и опять в ходе сезона. Придушили так, что в конце сезона РБ выглядели лучше. В этом году опять повысили давление в шинах (все для команд с лучшим механическим сцеплением), все межсезонье придушивали Феррари с новой версией мотора.
А теперь давайте посмотрим на Мерседес? Вы же понимаете, что "режим вечеринки" невозможен без изменения мгновенного расхода топлива? Ребята пять лет катаются, все нормально. Их механическое сцепление обеспечивается полуактивными гидравлическими актуаторами. А что же тогда у Феррари попытки применить такие элементы забанили? Не надо рассказывать про гениальность в поиске серых зон в регламенте, идет игра в наперстки. Тот же самый новый руль. Вы же понимаете, что не прямо рулем приводится изменение схода-развала, это активируется через гидроусилитель кнопочкой на колонке. Что мешает менять состояние подвески не рулем?
Суть очень простая. Феррари нужны ФИА как босс в компьютерной игре, без Феррари никто на состязания Макларена против Вильямса кроме хардкорных фанов смотреть не пойдет, аудитория упадет в разы. За это и платят, и немного, кстати. А в игры промоутеры играют свои. В этом году Феррари договорились, чтобы хотя бы правила по ходу сезона не меняли. Сомневаюсь, что так и будет.
Как мерс в Бельгии поменял мотор, который в Италии уже был вне закона?
Смотря, что понимать под читами.
PS. Мерс, конечно соответствовал регламенту, и выигрывал благополучно, в том числе и за счет масляного аппетита, но как это начали делать Феррари то ее стали запрещать.
Да нет. Не может быть)))