Главные лица «Формулы-1» 2010-х по версии Sports.ru: Ферстаппен, инженеры «Мерседеса» и даже Квят
Спецы и пилоты, определившее десятилетие.
Минувшее десятилетие «Формулы-1» можно оценить по-разному. С одной стороны, две трети побед и 9 из 10 титулов досталось двум пилотам, а финансовое неравенство убило три команды. С другой – машины стали быстрейшими за всю историю чемпионата, обгонов стало в разы больше по сравнению с нулевыми, в чемпионате появились несколько сверхярких личностей, а сама «Формула-1» стала куда более открытой и близкой болельщикам. Тем не менее, выбор главных лиц серии 2010-х не менее однозначен, чем в нулевые (хоть и местами субъективен). Мы собрали собственный топ по итогам десятилетия и прикинули, кто может занять место главных героев 2020-х.
Лучший босс: Тото Вольфф («Мерседес»)
У руководителя действующих чемпионов был только один достойный конкурент – Кристиан Хорнер. Но босс «Ред Булл» не удержал команду на вершине после смены регламента – конечно, помешали слабые моторы «Рено», но шесть лет без борьбы за титул только этим не объяснить. Хорнер не уговорил Ньюи остаться в команде на полной занятости, слишком много и громко ругался с «Рено». А еще он не убедил Дэна Риккардо в том, что у него будут равные возможности с Максом Ферстаппеном и потерял австралийца – в итоге доминатор из начала 2010-х уже во второй сезон подряд входит без крепкого второго номера, обязательного для потенциальной борьбы за Кубок конструкторов.
Вольфф же пришел из «Уильямса» в разболтанный и малоэффективный «Мерседес» и слепил из него машину для убийств. Тото мастерски организовал работу многочисленных инженеров в Брэкли и Бриксуорте. Он переманил талантливого конструктора подвесок и мастера шинных самовозов Джеймса Эллисона, благодаря чему уход исполнительного директора с тремя титулами Падди Лоу команда будто не заметила. Он удержал под контролем ядерную пару Хэмилтон-Росберг – вряд ли разрулить их конфликт можно было филиграннее. И он же стал самым успешным боссом «Ф-1» XXI века, забрав 12 титулов – 6 в личном и 6 в командном.
Последнее доказательство: при Вольффе «Уильямс» побеждал даже с Пастором Мальдонадо. А сейчас даже одно очко для этой команды становится праздником.
Кто станет лучшим боссом в 20-х: Андреас Зайдль («Макларен»)
Именно Зайдль, а не Зак Браун, Карлос Сайнс или кто-то еще является главной надеждой «Макларена» на возрождение. Уокингские боссы в 2019-м выбрали ультимативно лучший вариант из доступных. Благодаря Андреасу «Порше» триумфально вернулся в «Ле-Ман» и три года подряд побеждал «Тойоту» и «Ауди». В «Макларене» Зайдль лишь начал выстраивать иерархию, но результат уже виден: в прошлом году команда провел лучший сезон лет за семь и добилась первого подиума с 2014-го. Путь наверх еще предстоит долгий, но впервые за долгое время кажется, что «Макларен» движется в верном направлении.
Лучший конструктор: Эдриан Ньюи («Ред Булл»)
В минувшем десятилетии две команды строили доминирующие машины, но в случае «Мерседеса» огромную роль в успехе сыграл мотор. «Ред Булл» же разбирал на запчасти конкурентов за счет шасси – невероятно аэродинамически эффективного и надежного как АК-47.
Именно Ньюи внедрил в «Ф-1» выдувной диффузор – главное техническое ноу-хау «Ф-1» начала десятых. Его машины ставили в тупик конкурентов, которые не могли понять, почему антикрылья «Ред Булл» гнутся, когда никак не должны этого делать, или как австрийцам удается имитировать работу запрещенного трекшн-контроля. Остается догадываться, сколько побед досталось бы «Мерседесу» и «Феррари», если бы в середине десятилетия Эдриан не отошел от дел и продолжил уделять «Ред Булл» все свое время – даже со слабыми моторами команда явно была бы способна на большее.
Кто станет лучшим конструктором в 20-х: Джеймс Ки («Макларен»)
И снова человек из нового «Макларена». В нулевых он поднимал со дна «Форс-Индию», затем два сезона строил отличные машины для «Заубера», а потом шесть лет работал в «Торо Россо», где явно засиделся. «Макларен» – его первая по-настоящему большая команда: теперь в распоряжении Ки есть ресурсы, на которые он и близко не мог рассчитывать всю прежнюю карьеру. Он еще не построил ни одной провальной машины: «Форс-Индия» при нем едва не выиграла гонку, «Заубер» брал подиумы, а «Торо Россо» уверенно держалась в середине при относительно небольших затратах. При нем команда не использовала детали «Ред Булл», но все равно сохраняла высокий уровень. Кажется, в Уокинге и тут взяли правильного человека. Первые результаты работы Ки можно будет увидеть уже в этом году.
Лучший гонщик: Льюис Хэмилтон
Про Льюиса и его величие набраны уже миллиарды символов. Просто вспомните главное: за десять лет он забрал пять титулов из десяти, выиграл 73 Гран-при из 198 и побил рекорд Шумахера по поулам. Глупо считать все это исключительно заслугой лучшей техники в пелотоне – в конце концов, Льюис три года провел в напряженной рубке с Нико Росбергом, у которого были такие же машины, и дважды выиграл.
Возможно, Алонсо на его месте справился бы не хуже. Но Фернандо оказался там, где оказался – в падающем в ад «Макларене» с парой четвертых мест за четыре года. А Льюис в 2012-м сделал правильный выбор и забрал себе десятилетие.
Кто станет лучшим гонщиком в 20-х: Шарль Леклер
Пару лет назад казалось, что следующее десятилетие обречено стать эпохой Ферстаппена. Вполне вероятно, так и получится, но с появлением Шарля Леклера в этом уже нет стопроцентной уверенности. Как и Макс, монегаск выглядит пилотом без слабых мест – быстрым, уверенным в себе и абсолютно бесстрашным. Победа над Феттелем в первый же совместный сезон тому лучшее доказательство.
И в отличие от Ферстаппена, все ждущего от «Ред Булл» решающего рывка, Леклер уже находится в готовой к борьбе за титул команде. Над «Феррари» последние годы принято смеяться, но прогресс в развитии алой машины очевиден – уже в 2018-м она была практически готова забирать чемпионат. Команде не хватало двух вещей: сильного командного мостика и настоящего лидера. Похоже, второе Скудерия уже обрела.
Лучший «номер два»: Марк Уэббер
Кими Райкконен слишком редко был в ударе, Фелипе Масса вообще не тянул уровень Алонсо, а Валттери Боттас так прогнулся под Хэмилтона, что даже редкие победы вряд ли вернут ему репутацию и уважение. Лишь одному явному второму номеру 2010-х удалось совместить помощь напарнику без откровенного вторикелльства с частыми реально мощными перфомансами.
Марку Уэбберу мало помогала команда, он был явно слабее Феттеля – но несмотря на фактический статус второго пилота, австралиец не был на него похож. Он не боялся бороться с Себом и приказами команды, при этом не превращая атмосферу в «Ред Булл» в токсичное болото «Мерседеса» 2015-2016 годов. Поведением, скоростью и классной борьбой Уэббер заслужил всеобщий респект. Жаль только разбитую Марком машину в Корее-2010 – без нее вся история «Ф-1» тогда могла пойти по другому пути.
Кто станет лучшим «номером два» в 20-х: Даниэль Риккардо
Дэн – очень классный парень и прекрасный гонщик. Он разбил Феттеля в единственном совместном сезоне, на равных рубился с Ферстаппеном в «Ред Булл» и за один год доказал, что Нико Хюлькенберг – пилот совсем не запредельного уровня. Но чем дальше, тем больше кажется, что стопроцентной возможности побороться за титул у него уже не будет. Зато все вероятнее вырисовывается шанс повторить путь Уэббера.
Риккардо запросто может оказаться в «Мерседесе» или «Феррари» в 2021-м – но рядом с ним обязательно окажутся Хэмилтон или Леклер, которые всегда будут чуть быстрее, эгоистичнее и медийнее. Тогда Дэн повторит судьбу Марка: будет здорово смотреться на фоне классных напарников, отгрызать у них очки и даже победы, но титулы так и пройдут мимо него. Ошибиться очень хочется.
Лучший командный мостик: Саймон Коул, Джеймс Воулз, Эндрю Шовлин, Мэттью Дин («Мерседес»)
Попробуйте назвать навскидку пять командных ошибок «Мерседеса» за последние годы. А теперь вспомните топ-5 фейлов «Феррари». Насколько дольше пришлось думать в первом случае?
«Мерседес» – лучшие не только благодаря самым быстрым и надежным машинам, Вольффу в кресле босса или Хэмилтону за рулем. «Мерседес» делает сильнейшим практически полное отсутствие ошибок – будь то работа на пит-стопах, поиск настроек или тактика на гонку. За их счет немецкая команда побеждает даже когда поражение кажется неизбежным. Достаточно вспомнить Гран-при Венгрии-2019, где «Мерседес» полностью переиграл «Ред Булл» – еще одну команду с реально сильным командным мостиком (к примеру, их стратегии часто копируют все представители пелотона). Тогда Хэмилтон не справился с Ферстаппеном на трассе в середине гонки, но прошел Макса незадолго до финиша на свежих шинах, проведя лишний пит-стоп. В «Ред Булл» попросту не поверили, что Льюис успеет наверстать дополнительную остановку, но чемпион сделал это и выиграл гонку – чистая стратегическая победа «Мерседеса».
За подобные фокусы в «Мерседесе» отвечают стратег Джеймс Воулз, трековый инженер Саймон Коул, главный гоночный инженер Эндрю Шовлин и главный механик Мэттью Дин. Эта четверка – лишь главные действующие лица: вклад в успехи команды внес каждый сотрудник. Но без них шесть лет доминирования «Мерседеса» были бы невозможны.
Кто станет лучшим командным мостиком: они же
Ни в одной другой команде «Ф-1» не собран похожий флэш-рояль из топовых сотрудников на ключевых позициях. У соперников «Мерседеса» уйдут годы на выстраивание такой структуры – и если немцы останутся в серии после 2020-го, то вряд ли утратят лидерство в этом плане.
Лучший дебютант: Макс Ферстаппен
Единственный возможный соперник Макса здесь – Шарль Леклер, с первых Гран-при тоже показавший себя сверходаренным пилотом. Но напарником монегаска был лишь Маркус Эрикссон, в то время как Ферстаппен побеждал нынешнего лидера «Макларена» Карлоса Сайнса. Леклер не выиграл первый же Гран-при на топ-машине. И гору «самых молодых» рекордов тоже переписал не он. Появление Макса – самая яркая вспышка в «Ф-1» 2010-х. И, кажется, его история только начинается.
Кто может стать лучшим дебютантом в 20-х: Роберт Шварцман
В предстоящее десятилетие может появиться уйма талантов, потому пока выберем самого перспективного гонщика вне «Ф-1» – и на начало 2020-го это Роберт Шварцман из Санкт-Петербурга. Членство в Академии «Феррари», спонсорская поддержка «СМП», титулы в «Ф-3» и TRS, скорость и наглость – у парня есть все, чтобы не просто дорасти до «Ф-1», а ворваться в нее ураганом. Если, конечно, продолжит в том же духе.
Лучший вернувшийся пилот: Даниил Квят
Камбэк Кубицы спустя восемь лет – потрясающая история, но к сожалению, постаревший и ставший «одноруким» поляк полностью провалился. Успешное возвращение Хюлькенберга после года простоя в 2014-м – абсолютно предсказуемый ход событий. А вот Квят вернулся просто из ниоткуда.
В 2017-м, наверное, 95% людей были уверены, что карьера Даниила в «Ф-1» закончена. Но парень из Уфы не сдался, поработал тестером в «Феррари», привел в порядок голову и совершил мощнейший рывок обратно в Гран-при. Да, не убедил руководство «Ред Булл» взять его вместо провалившего сезон Гасли, но взял сенсационный подиум на «Торо Россо» и заработал контракт еще на сезон.
Нет никакой уверенности, что Квят вообще останется в «Ф-1» после 2020-го. Но уже сейчас ясно, что возвращался он не зря.
Кто может сделать лучший камбэк в 20-х:Фернандо Алонсо
Что-то подсказывает, что Хюлькенберг уже вряд ли вернется в «Ф-1». По поводу Алонсо сомнения тоже присутствуют, но надежда остается. И если испанец решит попробовать себя в Гран-при еще раз, то лишь за рулем реально быстрой машины. «Макларен» такую вряд ли построит в кратчайшие сроки, «Феррари» или «Ред Булл» Фернандо не позовут, а вот шанс увидеть Ала в «Мерседесе» есть. Новый контракт с Хэмилтоном пока не заключен, а по слухам из немецкой прессы, боссы Ф1 очень хотят увидеть Алонсо в чемпионской команде. Если получится – это будет однозначная заявка на камбэк века.
Лучший дуэт комментаторов: Дэвид Крофт и Мартин Брандл
Тру-фаны «Ф-1» с хотя бы минимальным знанием английского прекрасно их знают: почти все минувшее десятилетие Крофт и Брандл были главными британскими голосами «Формулы-1». Дэвид и Мартин – эталон профи: они ироничны, беспристрастны и в то же время эмоциональны. Они понимают все нюансы (еще бы – Мартин сам бывший пилот с подиумами в Гран-при), не отвлекаются от событий на трассе и успевают всегда и за всем. Крофт и Брандл у микрофона – трехсотпроцентная гарантия, что два часа за «Формулой-1» пройдут отлично.
Кто станет лучшим комментатором в 20-х: Давиде Вальсекки
Помните этого вечного околотопа из GP2? Давиде провел в молодежке пять сезонов на стыке десятилетий, в 2012-м наконец выиграл, стал первым чемпионом, так и не получившим шанс в «Ф-1», и после титула почти не выступал. Так вот, Вальсекки – еще одна причина следить за гонками именно на Sky Sports. Парень успешно переквалифицировался в комментатора и каждый уик-энд «Формулы-2» выжигает (в хорошем смысле) уши зрителей Sky вместе с Алексом Жаком.
Вальсекки – это живое воплощение страсти: во время репортажей он буквально живет гонкой и заражает азартом других. При этом он никогда не скатывается до бессмысленных воплей и прекрасно разбирается в матчасти. Еще одна его фишка – неповторимый итальянский акцент: услышав его однажды, вы больше никогда и ни с кем Давиде не спутаете. Есть комментаторы опытнее и квалифицированнее, но ярче Вальсекки точно нет никого. Sky, продвигайте уже этого парня на «Ф-1» – Крофту с Брандлом хоть иногда нужно отдыхать, а хуже Пола ди Ресты с его вошхитительным акшентом точно не будет.
Фото: HOCH ZWEI/DPA/East News; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason, Charles Coates
И сама номинация - нужна. Но как быть с возвращением Райкконена в 2012 году? Вот это объективно и есть лучшее возвращение.
Специально для автора. Квят вернулся из Маранелло, где год работал на симуляторе. Здесь еще писали статьи о том, какой Квят отличный пилот по развитию, как он помогает Себке и Кими находить важные настройки. А вот Кими как раз вернулся из ниоткуда. Ну как из ниоткуда. От грунтовок, ёлок и испуганных сусликов после 2 лет пропуска. Вернулся очень даже достойно. И до сих пор в формуле-1. И не факт, что закончит раньше Квята.
В принципе все номинации скучны. Предсказуемы.