Миллиардер из России создаcт команду в главной молодежной серии для сына. Который уже опозорился там авариями и результатами
Не помогли даже тесты с «Мерседесом».
Российский сезон-2019 в гонках на открытых колесах получился достаточно успешным: Даниил Квят вернулся в «Формулу-1», завоевал подиум даже на слабой «Торо Россо» и весь год радовал сильными заездами, Роберт Шварцман выиграл «Формулу-3» и превратился в реального претендента на место в «Альфа Ромео» (в главных конкурентах – Мик Шумахер),а Александр Смоляр в «Формуле-Рено» выиграл заезды по легендарным Монце и Монако.
Но не у всех россиян 2019-й вышел удачным: пилот «Формулы-2» Никита Мазепин как следует закрыл дебютный сезон в главной молодежной серии мира финишем без очков и столкновением с Матевосом Исаакяном. Бесславный год скрасило только первое место на последнем дне тестов в Абу-Даби, но даже он не помог внести ясность в будущем парня: на одно из мест его команды подписали Маркуса Армстронга из Академии Скудерии, а о продлении контракта с Никитой не было никаких слухов. Лишь через некоторое время бывший пилот «Феррари» и отец одного из гонщиков чемпионата Жан Алези выдал немного инсайдов по теме будущего Мазепина.
«Он будет в команде [«Формулы-2»], которая только создается, – проговорился Алези, когда журналисты спросили его как эксперта по «Ф-2» и постоянного посетителя паддока о следующем шаге в карьере другого пилота – Сержиу Сетте Камара. – Она называется Hitech, это команда Мазепина. Его отец купил ее несколько лет назад. Он [Камара] станет напарником Мазепина».
Выходит, в главной молодежной серии мира вскорости появится очередной актив российского миллиардера – речь о владельце химической корпорации «Уралхим» Дмитрии Мазепине. Еще в его портфолио большой пакет акций «Уралкалия» – крупнейшего мирового производителя калийных удобрений – и личное состояние в размере 1,3 миллиарда долларов (по оценкам «Форбс» из 2015-го).
В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына
В данный момент Hitech работает в азиатской и всемирной «Формулах-3», а также обслуживает машины W Series и болиды «Формулы-4» для автоспортивных игр. Никита пользуется сетью отца по полной: в 2016-м и 2017-м гонял за нее в европейской «Ф-3» вместе с нынешним пилотом «Ф-1» Джорджем Расселлом, а ближайшую зиму проведет как раз в азиатской «Ф-3».
Нужда в собственной команде «Ф-2» – из-за оглушительного провала в первом сезоне
Мазепин-младший пришел в ближайшую к «Ф-1» вице-чемпионом GP3 с целым годом опыта на резине «Пирелли» – потому его шансы на нормальные результаты в дебютный сезон оценивали намного выше, чем у перешедших из европейской «Ф-3» Чжоу Гуаньюя и Мика Шумахера. Более того, россиянина устроили в «АРТ» – за нее в 2018-м Расселл стал чемпионом с преимуществом почти в 70 очков.
Также с переходом в «Ф-2» для парня организовали целую частную программу с чемпионским «Мерседесом»: 12 тестовых дней за рулем машины 2017 года с актуальными шинами «Пирелли». Заезды, по слухам, проходили на трассах, принимавших этапы «Ф-1», а помогал россиянину резервист чемпионов Эстебан Окон. И не стоит забывать и о постоянных частных заездах с «Форс-Индией» аж с 2016-го – у россиянина была куча часов на знакомство с современными покрышками. Но и это еще не все: Никиту допустили и до тестов «Ф-1» на треке в Барселоне с современным болидом «Мерседеса».
Не пожалели денег и на тренера: с россиянином уже несколько лет работает Даниэль Шлессер – бывший физиотерапевт чемпиона «Формулы-1» Нико Росберга.
Однако ни опыт, ни затраты, ни сила команды не помогли Никите. Именно он стал одним из последних и в общем зачете, и среди новичков – хуже проехали лишь абсолютно безнадежнейшая Татьяна Кальдерон, легендарный Махавер Рагунатан (не каждый способен набрать штрафных баллов на две дисквалификации за сезон – а ему удалось) и далекий до какого-то вменяемого уровня Ральф Бошунг. Буквально на пару очков выше россиянина в общем зачете финишировал еще один рента-драйвер Шон Гелаэль (сын индонезийского миллиардера) и Джулиано Алези – при этом француз в прошлом сезоне разгромно проиграл Мазепину с двойным отставанием по очкам. И дело не в деградации команды: напарник Мазепина Ник де Врис принес «АРТ» второй чемпионский титул подряд.
Провал Никиты касается и не только общего зачета: в гонках он не показал совсем ничего. Не было ни техники на обгонах, ни нормального контроля за расходом резины, ни квалификационного темпа – лишь раз в Монце россиянин оказался третьим на стартовой решетке и проиграл времени поула всего 0,2 секунды. На всех остальных этапах Мазепина не видели выше седьмого места, а отставание от лучшего составляло по меньшей мере 0,6 секунды – настоящая пропасть для моносерии с одинаковыми болидами.
По-настоящему парень запомнился только на этапе в России – причем не гонками. Никита как следуют поэпатировал публику дорогущим специальным китчевым шлемом с настоящими кристаллами Сваровски.
Шикарный шлем русского мажора из «Формулы-2»: узор от яйца Фаберже, обрамлен кристаллами Сваровски
Хотя и на домашнем треке россиянин тоже отличился: нарушил правила безопасности по возвращению на трассу, организовал опаснейшую аварию и получил огромный штраф.
Все из-за отчаянного желания удержать первую позицию, выданную ему правилом реверсивной решетки: в предыдущем заезде Мазепин финишировал восьмым, а в таком случае на вторую гонку уик-энда пилот отправляется на поул.
Причем старт во главе пелотона был уже вторым в сезоне для россиянина. Впервые он примерил на себя лидерство в Баку – но свалился там на 9-е к середине заезда, а потом и вовсе завершил выступления глупейшим свиданием с барьерами.
Как же у Мазепина вышел настолько слабый сезон после борьбы за титул GP3?
«Проблемой была слишком медленная адаптация к автомобилю, – объяснил россиянин в интервью Motorsport (который, по инсайдам из паддока, семья пилота пытается купить вместе с головной компанией Motorsport Network, куда входит целый набор крупнейших мировых издания про гонки: еще Autosport, Motor1, F1 Racing и множество других). – И недостаточно быстрый процесс подбора настроек под меня и мой стиль езды».
После подобного перфоманса сына миллиардера вряд ли взяли бы первым пилотом в хоть в какую-то серьезную команду без требований значительного увеличения спонсорского пакета, так что отец Никиты, очевидно, решил не мелочиться.
В «Формуле-2» уже побеждали российские миллиардеры
Главной молодежной серии мира не привыкать с деньгам и пилотам из России – команда «Русское время» до самой последней гонки 2018-го воспринималась как родная для чемпионата. Она появилась в 2013-м, когда король господрядов РЖД (218 миллиардов рублей только в 2018-м по подсчетам «Форбс») Валерий Маркелов купил британскую команду GP2 iSport International – через год в ней появился его сын Артем Маркелов (завершившим сезон в немецкой «Ф-3» вторым), а еще через год операционные процессы отдали итальянцам из Virtuosi.
За 6 лет существования «Русское время» выиграло два командных зачета и привела Сэма Берда и сына владельца ко вторым местам в чемпионате пилотов. Но переход Маркелова-младшего в «Ф-1»: все равно не состоялся в 2018-м Валерия арестовали из-за подозрений в коррупции, команду продали итальянцам, а Артем отправился в «Супер-Формулу» на полноценный контракт за зарплату. Оттуда он в середине сезона вернулся в «Ф-2» на 2 заезда в любимом Монако (финишировал 4-м и 6-м и набрал больше очков, чем Мазепин за весь год), а затем в самом конце чемпионата его позвали на замену погибшему Антуану Юберу. Следующий сезон он снова начнет в «Ф-2» в дочерней команде «Мерседеса».
Русский гонщик собирался в «Формулу-1» на родительские деньги. Но отца арестовали за коррупцию
Вряд ли история повторится с командой Мазепина
Маркелов-младший тоже не сразу показал себя мощным гонщиком: он медленно набирал приличный уровень и лишь раз попал в топ-10 в дебютном сезоне, а первый подиум случился только на 35-й гонке в GP2 (название «Ф-2» в тот момент). Карьера Никиты пока двигается по тому же вектору – следовательно, на вершину автоспорта в «Ф-1» тоже придется пробиваться через огромные вложения в новую команду. И босса «Уралхима» это не останавливает: он уже пытался купить «Форс-Индию» и даже судился с аудиторами после продажи организацию не ему, а канадскому миллиардеру Лоренсу Строллу.
Однако в истории двух пилотов все-таки есть существенные различия: у Артема не было такой же массированной подготовки в виде многочисленных тестов с чемпионским «Мерседесом». Он работал с относительно слабой «Рено» только в 2018-м – когда уже выиграл шесть гонок в «Ф-2» и стал вторым в общем зачете. Для него тесты с французами стали не процессом создания дополнительного опыта для разрыва всех подряд, а в качестве площадки для выхода в Гран-при.
Также у Маркелова практически каждый год оказывались сильнейшие конкуренты: в 2018-м – Расселл, Норрис и Албон (нынешние пилоты «Ф-1»), в 2017-м – Шарль Леклер, в 2016-м – как минимум Гасли, Джовинацци и Сироткин, тоже побывавшие в Гран-при. Мазепину же в дебютный сезон достался один из самых слабых составов в истории серии: титул выиграл ветеран с тремя сезонами Ник де Врис, ушедший в «Формулу Е» безо всяких шансов в «Ф-1», вторым стал откатавший 5 сезонов в «Ф-2» сын канадского миллиардера Николя Латифи (устроен в безнадежный «Уильямс» за явно немалые деньги), третьим стал Лука Гьотто с четырьмя сезонами. Собственно, почти вся верхушка чемпионата состояла из ветеранов, не выдержавших конкуренции с сильнейшими пилотами предыдущих лет – и даже среди них Никита оказался аутсайдером.
Из-за подобных обстоятельств нынешние выступления Мазепина вообще вызывают сомнения в способности получить суперлицензию – но и эту проблему можно залить деньгами, просто отправив парня во все возможные простые серии с назначенными ФИА призовыми очками. Собственно, именно это уже и происходит – за победу в азиатской «Формуле-3» дают 18 баллов в суперлицензию, а Никите нужно еще как минимум 20. Для получения недостающих двух ему придется финишировать как минимум в топ-10 в следующем сезоне «Ф-2».
Затраты «Уралхима» на Никиту приближаются к 60 миллионам долларов
Стоимость гонок в молодежных сериях всегда трудно посчитать, поскольку требования команд редко появляются в публичном пространстве. Тем более чаще всего речь идет о покупке места либо спонсорском пакете на определенную сумму – около 2-3 миллионов долларов в зависимости от уровня команды и пилота, а также наличия или отсутствия заводской поддержки либо участия в программе гигантов вроде «Мерседеса», «Феррари», «Ред Булл» и «Рено».
Мазепины же явно пошли путем Стролла – отец Ланса покупал сыну команду в каждой гоночной серии, а также в Академии «Феррари». Итоговая сумма, затраченная на продвижение нынешнего пилота «Рейсинг Пойнт» чисто в молодежных сериях оценивается инсайдерами в 40 миллионов долларов плюс 20 миллионов – на многочисленные частные тесты с «Уильямсом» на треках «Формулы-1» (у Мазепина они тоже были).
Что же получил Ланс за такую колоссальную сумму? Членство в молодежной Академии «Феррари», участие во Florida Winter Series (гоночные соревнования Скудерии на машинах для «Формулы-3», проведены лишь раз в 2014 году — по совпадению во время дебюта Ланса в открытых колесах), сезон в итальянской «Ф-4» за лучшую команду «Према», сезон в Toyota Racing Series (фактически новозеландская «Ф-3») и два сезона в «Формуле-3» за ту же «Према». Итальянскую команду канадский миллиардер выкупил полностью – она принадлежит ему до сих пор.
Лоренс Стролл потратил огромную сумму на карьеру сына в «Формуле-1». Сотни миллионов долларов
При этом Ланс перешел в Гран-при сразу после двух сезонов в «Ф-3», фактически пропустив более дорогую «Ф-2». Всего же он проездил три полных сезона в разных сериях.
Мазепин гоняет за Hitech с 2016-го, а до этого провел год в более дешевой «Формуле-Рено». Также в портфолио Никиты вошли заезды на Гран-при Макао и в британской «Ф-3». В итоге он завершил уже пятый гоночный сезон и еще даже не близок к «Ф-1». Похоже, затраты на канадца и россиянина можно уравнять – хоть гоночный бизнес Hitech и выглядит здоровее «Према», но у Строллов дистанция оказалась короче.
На фоне успехов Роберта Шварцмана и Даниила Квята настолько огромные затраты создают просто инфернальное ощущение. Однако почему бы и нет? В топовых автоспортивных сериях не так уж много российских пилотов и команд – и каждая дополнительная личность может вдохновить настоящий талант на занятие гонками. В конце концов, «Уралхим» – частная компания без миллиардных господрядов, и ее владельцы могут тратить ее прибыль куда им только заблагорассудится.
Допинг-скандал угрожает России даже в автогонках: на грани бана флаг, но пока не Гран-при в Сочи
Фото: art-grandprix.com; Instagram/nikita_mazepin; globallookpress.com/Xavier Bonilla, HOCH ZWEI
Ну этот хоть не покупает на государственные деньги своей азербайджанской любовнице дома, яхты, самолёты и премии ТЭФИ :-))
а тратит - куда заблагорассудится.
Никогда это говно не будет нам своими.
Как знать)