11 мин.

Гран-при России называют очень скучным. Это не так

В Сочи случалось много запоминающихся событий.

Болельщики «Формулы-1» нередко называют черноморский этап среди самых снотворных в календаре — все из-за небольшого количества обгонов на, казалось бы, достаточно широком стационарном треке. Здесь и заключена главная проблема «Сочи Автодрома»: почти все средне- и высокоскоростные повороты сделаны с расчетом на единственную идеальную траекторию, и потому у гонщиков не так много мест для атак (ведь при уходе с лучшей траектории теряется и время относительно защищающегося вместе с шансами на опережение). Более того, организаторы Гран-при России вместе с владельцами «Ф-1» понимают слабые места трассы и даже объявляли о готовности к переговорам по небольшой реконструкции и изменениях в конфигурации — но даже в таком случае гонки в Сочи подарили множество ярких моментов, кладущие на лопатки безмерно скучные заезды в Абу-Даби или любом другом схожем треке.

Обгоны — не всегда главное в «Формуле-1». Часто бывает достаточно напряжения или отдельных гоночных инцидентов, чтобы крепко засесть в памяти зрителя. И черноморское побережье помнит дюжину подобных — всего-то за четыре года истории.

Нико Росберг и 52 круга на одном комплекте шин

В 2014 году немецкий гонщик претендовал на чемпионский титул и сражался исключительно с напарником по доминирующему «Мерседесу» Льюисом Хэмилтоном. Англичанин лидировал в общем зачете с преимуществом в 10 очков и выиграл поул, сезон подходил к концу и Нико требовалось срочно переломить ситуацию и победить любой ценой. Именно поэтому немец рванулся в отчаянную атаку на старте и даже ненадолго вышел в лидеры — но мощно перетормозил и испортил комплект шин.

Росбергу пришлось заезжать в боксы за новыми покрышами уже в конце первого круга — и из-за особенностей свежего асфальта ехать на нем до самого конца, ведь все соперники тоже выбрали тактику с одним пит-стопом. Пусть трасса и помогла Нико с низким износом, однако он все равно проехал шикарную гонку и вернулся на второе место, отстав на финише от Хэмилтона всего на девять секунд — почти невозможное свершение для столь ранней замены шин.

Торпедирование Феттеля

Немецкий четырехкратный чемпион надолго запомнит встречу с российским пилотом «Ред Булл» на Гран-при Китая 2016 года, когда внезапная атака Даниила Квята по внутренней траектории заставила Себа отвернуть и допустить контакт с напарником. Именно тогда на свет и появилось крылатое выражение о торпеде — но всего две недели спустя в Сочи соперники снова встретились.

После первого контакта с Квятом лишь удачно подвернувшийся болид Риккардо помог Феттелю стабилизировать машину, но второй атаки «Феррари» уже не перенесла и отправилась в отбойники. Спустя пару дней на волне от домашнего провала туда же последовала и карьера Даниила, увеличив эпичность инцидента до немыслимых масштабов, навсегда укоренив понятие «торпеды» в «Ф-1».

Шикарный старт Алонсо за 0,08 секунды

Когда Валттери Боттас на Гран-при Австрии 2017 года среагировал на погасшие огни за 0,201 секунды, соперники заподозрили его в фальстарте и заявили о невозможности столь быстрого старта. Интересно, что бы они сказали в ответ на вот такое начало гонки в Сочи двухлетней давности от двукратного чемпиона мира из «Макларена»?

Один только отрыв за 0,08 секунды позволил ему отыграть три места на стартовой прямой. Алонсо в тот день финишировал шестым и повторил лучший результат для России.

Магнуссен на полуживом «Рено» обгоняет «Ред Булл»

Французский автоконцерн выкупил «Лотус» и вернулся в «Формулу-1» в 2016 году — но тяжелое наследие почти обанкротившейся в конце существования английской команды неподъемным грузом легло на амбиции «желто-черных». Болид того сезона изначально разрабатывали под мотор «Мерседес» и переделывали под собственную продукцию в авральной спешке — потому ожидать от гонщиков команды каких-то хороших результатов с первых же Гран-при было просто глупо.

Так и получилось: в первых трех заездах сезона Кевин Магнуссен и Джолион Палмер даже ни разу не попали в десятку и больше мучились, чем ездили. Но в Сочи в датчанина внезапно вселился дух средневекового берсерка, и он на середине заезда бросился в атаку на «Ред Булл» Даниэля Риккардо (у австрийцев по ходу сезона будут еще две победы).

Смотреть с 0:38.

В результате Магнуссен довез болид до седьмой строчки, оформив лучшее достижение года — больше «Рено» в 2016-м так высоко не поднималось (всего два десятых места). Обновления лучшего достижения французам и вовсе пришлось ждать целых 378 дней.

Страйк Гутьерреса

Уничтожение практически половины пелотона лишь одним гонщиком — обязательный атрибут любой трассы «Формулы-1», своего рода инициация. И у «Сочи Автодрома» уже есть такой — стараниями «талантливейшего» мексиканца Эстебана.

Смотреть с 1:19. На случай если вы забыли, почему от Гутьерреса отказались и в «Заубере», и в «Хаасе».

Гениальные радиопереговоры Райкконена на тему лидера гонки

Финский гонщик «Феррари» часто оставляет впечатление человека, глубоко наплевавшего на все происходящее на трассе. Но в 2017 году на Гран-при России даже его стремление не обращать внимание на происходящее вокруг, кажется, взяло новую высоту.

Смотреть с 0:53

– Так, теперь мы в 9,5 секундах позади Боттаса, – проинформировал Кими его гоночный инженер. – И быстрее на 0,8 секунды с круга.

– Что ты имеешь в виду? – не понял Райкконен. – Мы позади Боттаса?

– Подтверждаю, мы позади Боттаса, – повторил инженер.

– Как это мы оказались позади него, если мы не останавливались в боксах раньше? – искренне удивился финн.

– Он лидировал в гонке, Кими, – объяснил инженер.

Занавес.

Последний хороший результат «Макларена»

За четыре года с английской командой случилось практически все: они два раза сменили моториста, подписали трех молодых талантов, собрали дрим-тим из двух чемпионов мира, гостили на «500 милях Индианаполиса» и даже заключили контракт на рекламу пляжных шлепанцев. Неизменным оставалось лишь одно: в последний раз ребята из Уокинга оказались вплотную к подиуму именно на Гран-при России 2014 года.

Да, в том же сезоне у них был двойной подиум в Австралии — но там Дженсону Баттону помогла дисквалификация Даниэля Риккардо и сход Льюиса Хэмилтона, да и вообще то была первая гонка турбоэры, и все команды больше надеялись доехать до финиша в любом порядке. Да, в 2014-м «Макларен» останавливался в шаге от топ-3 еще и в Канаде, Великобритании и Бразилии — но только в России Баттон с Магнуссеном приехали на четвертой и пятой позиции. С того самого дня в октябре больше уокингцы так высоко не поднимались.

Первая квалификация Квята в топ-5

Даниил приходил в «Торо Россо» чемпионом GP3 и подающим надежды гонщиком в 19 лет и вполне оправдывал авансы, в первой же гонке сезона побив рекорд Себастьяна Феттеля по части самого юного финишера в очках. В «Ред Булл» заметили прогресс россиянина и за неделю до домашнего Гран-при объявили о повышении Квята до основной команды. Уроженец Уфы моментально отреагировал блестящей квалификацией: он впервые в карьере стал пятым (да, все еще на «Торо Россо») и привез напарнику целых 0,8 секунды.

Далее в карьере Даниила будет еще шесть квалификаций в топ-5 — в том числе и на Гран-при Абу-Даби за все ту же молодежную команду, но там все-таки высокая позиция досталась ему из-за исключения из протокола Феттеля и Риккардо. Остальные же заезды на третий и даже второй стартовые ряды происходили уже на способном приезжать на подиуме «Ред Булл» – так что тот субботний результат на «Сочи Автодроме» из 2014 года можно назвать лучшим в карьере россиянина.

Титульная драма 2015 года

Сейчас многие любят ныть об эре полного доминирования «Мерседесов», однако на самом деле победы не всегда давались им легко и борьбы. Например, даже в 2015 году на 15-м этапе чемпионата из 19-ти (как раз в Сочи) гонщик «Феррари» Себастьян Феттель обгонял по очкам одного из претендентов на титул 2014 года и чемпиона 2016 -го Нико Росберга при равном количестве побед в сезоне (по три). Тогда Гран-При России вообще вышел невероятно жестоким для сына чемпиона 1982 года: после блистательного поула с преимуществом в 0,3 секунды и двух отраженных атак на старте и рестарте его подвела техника. На седьмом круге у Росберга начала западать педаль газа, и ему пришлось сойти, отпустив Хэмилтона на целых 73 очка — почти неотыгрываемый отрыв (без них были бы 40 баллов).

Однако именно столь обидное и болезненное поражение помогло Нико смириться с неудачей в 2015-м, взять себя в руки, выиграть три из четырех оставшихся гонок, войти в новый сезон максимально собранным и завоевать долгожданный титул.

Алонсо и усталость от «Хонды»

Часто ли гонщики сдаются уже до старта заезда и делают все, чтобы поскорее отправиться в боксы? На самом деле, не очень — настоящие спортсмены обычно предпочитают выкладываться по полной в любых обстоятельствах. Но иногда даже они достигают температуры кипения и переходят в знаменитый режим Картмана «ну вас к черту, пацаны».

Именно это и случилось с Фернандо Алонсо в 2017-м: его «Макларен» весь уик-энд испытывал очередную кучу проблем с мотором и заглох еще до прибытия на стартовую площадку.

Смотреть с 0:23.

– Попробуй трижды, пожалуйста, – попросил испанца его гоночный инженер.

– Я уже пробовал, так что пробуй теперь сам, – последовал раздраженный ответ.

Конечно, Алонсо и раньше не раз ругался на качество продукции «Хонды» и на других трассах, но предел его терпения был достигнут именно в России.

Эпичный срыв Грожана

Современный регламент болидов «Формулы-1» специально рассчитан на максимальную прижимную силу для создания благоприятных условий для демонстрации пилотажного мастерства и смелости. Однако предыдущие аэродинамические правила с низким уровнем прижима тоже создавались не просто так: подобные машины трудно контролировать в быстрых виражах — даже мельчайшая ошибка могла привести к катастрофе.

Доказано на примере Ромена Грожана в Сочи в 2015-м году.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Dan Istitene