В «Формуле-1» завершились тесты. Гонщики «Феррари» побили рекорд трассы
Но фавориты все равно другие.
После эпичной битвы Скудерии с «Мерседесом» в 2017-м фанаты очень ждали предсезонных тестов, истово надеясь на обострение соперничества. Конечно, результаты испытаний не способны однозначно распределить команды по фаворитам и аутсайдерам, но они дают хоть какую-то информацию перед первой гонкой. Неудачники, собравшие максимальное число поломок и минимальный километраж, с меньшей вероятностью возглавят пелотон на первом Гран-при — так что можно все-таки извлечь некоторые выводы из показателей, собранных на протяжение восьми дней работы в холодной Барселоне.
У кого проблемы
Годы идут, но ничего не меняется: самый аварийный болид пелотона все равно остался у «Макларена». Пусть в новый сезон они входят уже без «Хонды», на на двух тестовых сессиях англичане убедили, что их трудности и не были связаны с японцами. Теперь на машинах Фернандо Алонсо и Стоффеля Вандорна стояли двигатели «Рено», но «оранжевые» все равно столкнулись с недостаточным охлаждением, отказами гидравлики, электроники и турбонагнетателя. С персоналом тоже не все в порядке: механики несколько раз не справились с тренировочными пит-стопами, а однажды даже уронили болид при отработке смены резины. После такого шоу в стиле Бенни Хилла интернет закономерно заполонили мемы и насмешки над всей командой и Алонсо в частности.
Проблема «Макларена» фактически не изменилась: излишняя амбициозность и желание срочных отличных результатов толкает конструкторов конюшни на радикальные решения при построении болида. Большинство неполадок как раз связаны с очередной попыткой изобретения крайне минималистичной компоновки охлаждения: в результате инженерам команды даже пришлось просверливать дополнительные отверстия в кожухе и корпусе задней части, но перегрев все равно несколько раз выводил из строя силовую установку даже в условиях нетипично холодной каталонской погоды (в районе +10 градусов по Цельсию). Более высокая температура может казнить двигатель еще быстрее и беспощадней.
По итогам тестов «Макларен» проехал наименьшее расстояние — и хоть испанский чемпион мира в последний час сессии показал третье время, вряд ли фанатам англичан стоит многого ожидать. Возможно, при удачном стечении обстоятельств пилоты «оранжевых» попадут в топ-10, но с выступлениями по воскресеньям все будет очень непросто. Даже руководство команды в лице гоночного директора Эрика Булье перестало давить оптимистичным высокомерием и реально оценило ситуацию.
«Мы не будем готовы к Австралии на сто процентов с точки зрения надежности. Риск поломки достаточно велик. Полагаю, мы займем позиции где-то в середине пелотона».
Другим неудачником можно назвать «Заубер» – несмотря на полностью переработанный болид и новую агрессивную концепцию, швейцарцы так и не подтянулись к середине пелотона. Из-за кардинальной смены подхода к построению машины «бело-красным» потребовалось изучить намного больше данных, чем другим командам, при работе с отъявленным рента-драйвером Маркусом Эрикссоном и новичком Шарлем Леклером, которые вряд ли обладают большим успешным опытом в развитии топовых авто.
С другой стороны, швейцарцы накатали вполне приличные 786 кругов и собрали достаточно телеметрии, чтобы как следует разобраться в новой технике. Пока сложно сказать, сколько они пробудут в хвосте.
«Форс-Индия» тоже оказалась в сложной ситуации: обладатели четвертого места в Кубке конструкторов показали слабые результаты в сравнении с главными конкурентами и внезапно обнаружили себя на одном уровне с «Заубером». Однако «розовые» привезли на тесты лишь концепт, консервативно развивший идеи прошлогоднего болида: судя по слухам из паддока, в Австралии техника Серхио Переса и Эстебана Окона обновится и поедет на полсекунды быстрее. Но увеличение числа Гран-при и нужда в экономии в самом деле серьезно подкосили «индусов», вынудив планировать победы над соперниками исключительно за счет надежности двигателя «Мерседес» и доработанного старого шасси.
У кого все хорошо
Приз «за лучший зимний прогресс» уходит «Хонде» – японцы вместе с новым клиентом в лице «Торо Россо» проехали 822 круга (третий результат в пелотоне) без единой поломки за две тестовые сессии. Если верить слухам, вторую четырехдневку (498 кругов, дистанция примерно 7-8 Гран-при) Брендон Хартли с Пьером Гасли и вовсе преодолели на одном двигателе — так что корпорация из Токио победила свои проблемы с надежностью. Если учитывать и седьмое время француза, то можно определить «Торо Россо» в середину пелотона – причем соперникам стоит опасаться не только возможного темпа «газировочников»: благодаря заводской поддержке команда из Фаэнцы может обставить конкурентов прежде всего по скорости развития техники.
Порадовал немногочисленных фанатов и «Хаас». Явив миру на тестах фактически перекрашенную в белый и удлиненную прошлогоднюю «Феррари», американцы поразили достаточно быстрыми отрезками на «суперсофте». Если в первую половину сессии команда столкнулась с утечкой масла и долго ремонтировалась в боксах, то в два последних дня Магнуссен и Грожан проехали на двоих 153 и 181 круг. Пусть, Ромен так и не смог победить старую проблему с постоянной блокировкой передних тормозов, но в данный момент «Хаас» выглядит как никогда сильно.
То же самое можно сказать и про «Рено» – если американцы, скорее всего, являются пятой силой в пелотоне, то французы все-таки добрались до четвертого места. «Желто-черные» в основном запомнились интересными аэродинамическими решениями в зоне дефлекторов и уникальной изогнутой кверху выхлопной трубой, подающей горячий воздух за нижнюю кромку заднего антикрыла — и по чистым цифрам на «гиперсофте» сумели добраться до времени «Ред Булл». Однако основными факторами успеха «Рено» станут не инновации в шасси, а надежность двигателей и новой сверхлегкой карбоновой коробки передач: и если моторы перенесли тесты достаточно неплохо, то поломка трансмиссии в последний день лишила команду здоровенного куска программы с симуляцией гонки.
Меж тем ситуация с силовыми установками все же не такая уж и радужная: руководитель отдела концерна в «Формуле-1» Сириль Абитебуль уже рассказал, что французы не планируют ориентироваться на три разрешенных в нынешнем сезоне двиагтеля, а на первых Гран-при мощность немного снизят в угоду надежности. Однако в квалификациях Карлос Сайнс и Нико Хюлькенберг определенно должны попадать в топ-10 — а гоночный темп уже зависит от прогресса моторного подразделения и новой системы ERS, которую обещают внедрить к маю.
А фавориты кто?
Судя по симуляциям гонки в седьмой и восьмой дни тестов, средний темп «Мерседеса» на «медиуме» был примерно на 0,3-0,5 секунды выше, чем у конкурентов — коим внезапно стал «Ред Булл». Именно их машины лучше прочих преодолевали быстрые и медленные повороты, демонстрируя наибольшую стабильность в скоростных связках. К тому же, именно немцы намотали лучший километраж (1040 кругов) и обошлись без малейшей проблемы. Действующие чемпионы явно начнут новый сезон с позиции лидера.
Второе место в пелотоне после анализа данных системы GPS команды «Рено» эксперты отдают «Ред Булл» – их машина проигрывает «Мерседесу» лишь немного на разгоне и в конце прямых, но в остальном выглядит очень солидно. Если французские моторы добьются прогресса или «Мобил 1», производящий топливо для «быков», сумеет компенсировать разницу в мощности — мы увидим равную борьбу за победы с первого же Гран-при.
Что же «Феррари»?
И правда, как же так: если оба пилота Скудерии побили официальный рекорд трассы (Себастьян Феттель проехал за 1.17,182 на седьмой день тестов, а Кими Райкконен — за 1.17,221 на восьмой) и оторвались от всех больше, чем на полсекунды, как их можно не считать фаворитами?
Просто ни одна команда, кроме «Феррари», не тренировала квалификации на самом мягком составе щин – «гиперсофте». В «Мерседесе» объяснили свое решение нежеланием тратить время: по мнению немцев, пелотон впервые окажется в схожих условиях только в мае на Гран-при Монако, и намного эффективнее было практиковать серии на «софте» и «медиуме».
Гоночный же темп итальянцев оказался не столь впечатляющим: Феттель проехал длинные отрезки примерно в одно время с «Ред Булл» и медленнее «Мерседеса». По мнению зарубежных экспертов, Себастьяну приходилось контролировать скорость из-за повышенного расхода топлива, возникшего у новой спецификации двигателя – что и снизило результат.
Однако главные проблемы «Феррари» заключены даже не в моторе. Все та же GPS-система «Рено» показала, что алый болид уступал «Ред Булл» и «Мерседесу» буквально в каждом повороте — хотя в прошлом году именно Скудерия была сильнейшей по работе с воздушными потоками. Просто в новой машине конструкторы из Маранелло постарались совместить собственную изящную и минималистичную аэродинамическую концепцию с длинной колесной базой, скопированной у «Мерседеса», и разными уровнями дорожного просвета спереди и сзади болида, подсмотренными у «Ред Булл». Судя по всему, укомплектовать три разные философии в одной машине оказалось не так-то просто, из-за чего «Феррари и отстала от лидера. Однако у «жеребцов» прослеживается немалый потенциал — они смогут вернуться в борьбу за победы, если оптимизируют эффективность аэродинамического пакета. На данный же момент распределение гордого титула «преследователя «Мерседеса» зависит исключительно от надежности.
Как дела у Сироткина?
Сергею очень не везло: при каждом выезде на трек стояла холодная погода, при которой «Уильямс» традиционно слаб в прогреве шин. Из-за температурной ситуации команда выбрала уникальную программу отрезков преимущественно на «софте» и «медиуме», несравнимую с расписанием конкурентов — и потому сопоставлять результаты англичан с конкурентами бесполезно.
Сам Сироткин сумел-таки провести две симуляции гонки на пятый и восьмой день и остался доволен проделанной работой. Также он стал быстрейшим среди пилотов «Уильямса», проехав круг на «софте» за 1.19,189 и опередив Роберта Кубицу на полсекунды (поляк установил свое лучшее время на более мягком «суперсофте»). Тем не менее, реальную конкурентоспособность английской техники и русского гонщика мы узнаем лишь через две недели в Австралии.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates; REUTERS/Juan Medina; Gettyimages.ru/Mark Thompson (3,4), Dan Istitene; REUTERS/Albert Gea; williamsf1.com/Glenn Dunbar/LAT Images
Риккардо на РБ показал лучшое время на гиперсофте 1:18,047, а Максик вообще мало что показал, т.к. были проблемы с надежностью болида.