11 мин.

Новый сезон NASCAR. Всё ли сейчас хорошо?

Дейтона 500

До старта нового сезона NASCAR остался ровно месяц, и начнётся он в Дейтоне, в которой не только пройдёт легендарная гонка Daytona 500 в рамках высшего дивизиона NASCAR Monster Energy Cup Series (до 2016 года – Sprint Cup Series). Трасса Daytona International Speedway традиционно открывает сезон также и для дивизионов ниже, таких как Xfinity Series и World Camping Truck Series, а также для другой серии сток-каров, не имеющей прямое отношения к NASCAR, но использующая её старые машины – ARCA.

Но вернёмся к NASCAR. Это гоночная серия является вторым по популярности спортивным событием США после NFL, т.е. американский чемпионат сток-каров популярнее даже NHL, NBA и MLB (или был когда-то; к сожалению, актуальную информацию не нашёл)!

Правда, если обычный зритель не из Америки, особенно если он смотрит только «Формулу-1» или другие обычные кольцевые гонки, включит NASCAR и увидит, как сорок машин катаются по овальной трассе, его первая мысль будет такая: «Ну и что тут смотреть, а? Как сорок парней просто крутят руль влево? О! Какой завал! Ну, это, пожалуй, единственное, что тут можно посмотреть. А если аварий не будет? На что тогда смотреть-то?». Действительно, большинство зрителей, в том числе и американские, смотрят овальные гонки в надежде увидеть красочную аварию. Однако, если посмотреть несколько гонок, то можно найти даже какую-то прелесть в гонках на овальных трассах, ведь по сути гонятся гоняться на овалах тоже не простое дело, хотя в календаре NASCAR есть и обычные гоночные трассы обычного типа (Уоткинс-Глен и Сонома). Да даже некоторые нынешние фанаты Ф-1 после просмотра какого-нибудь Гран-При называют гонки NASCAR и IndyCar настоящими гонками, «а не то, что эти заезды гибридных машин, звучащие непонятно как, да и смотреть тошно». Ну, что поделаешь, «Формулой-1» уже давно как старые поклонники не довольны, там действительно сейчас не всё так здорово.

Но, как ни странно, даже старые фанаты NASCAR, особенно проживающие в Америке, довольны далеко не всем, что происходит в серии сток-каров.

Хоть выше уже отмечалось, что NASCAR имеет большую популярность в штатах, но сейчас она падает. Это видно, глядя на количество свободных мест на трибунах: на некоторых трассах они полупустые, а на легендарном Индианаполисе они пусты даже больше, чем наполовину, и заполняются полностью только когда идёт Инди-500 в рамках чемпионата IndyCar. Конечно, всё это можно свалить на кризис, который не обошёл стороной даже Америку, но дело не только в этом.

В попытке повышения зрелищноси и сохранения интриги до самой последней гонки организаторы серии ввели несколько новшеств, которые далеко не все одобряют.

Так, например, с 2004 году в NASCAR действует система плей-офф, до 2017 года называвшаяся Чейзом (от англ. Chase – погоня). С годами она менялась и на данный момент выглядит таким образом: после двадцати шести гонок в плей-офф попадают лучшие 16 гонщиков, которые получают по 2000 очков вместо уже ранее заработанных. Сам Чейз длится оставшиеся десять гонок сезона, и после каждых трёх гонок из борьбы за титул выбывает по четыре участника. В финальной гонке борются четыре пилота, и кто в гонке окажется выше остальных своих соперников по финалу, неважно победит или нет, становится чемпионом сезона. При этом надо заметить, что, несмотря на наличие системы на выбывание, в гонках плей-офф всё равно участвуют по 40 машин, просто большая часть из них уже не борется за титул. Это если вкратце, более подробно описывать эту стоит описывать в отдельной статье.

Такая система определения победителя серии вызывает немало критики со стороны болельщиков. С одной стороны, конечно, это здорово, что вплоть до самой последней гонки не ясно, кто будет чемпионом. Но всё-таки в Чейзе есть одна несправедливость. Получается, что гонщик может не побеждать весь «регулярный сезон» (так называется период, когда проходят первые двадцать шесть гонок), но попасть в плей-офф и затем выиграть чемпионат. А сезон 2015 в высшем дивизионе сток-каров вышел вообще уникальным, так как тогда Кайл Буш стал чемпионом, пропустив при этом из-за травмы первые ДВЕНАДЦАТЬ гонок! Если бы не было Чейза, а чемпион определялся бы традиционным способом, т.е. по количеству набранных очков по итогам сезона, то Кайл Буш чемпионом бы не стал, хотя в оставшиеся двадцать четыре гонки одержал пять побед, что больше, чем у всех остальных участников. Ну и, конечно, есть опасения отсутствие мотивации у участников, которые не попали в Чейз, но всё равно участвуют гонках, хотя при этом за победу в гонке предоставляется хороший денежный приз. Куда ж без этого?

Но плей-офф существует в NASCAR вот уже 14 лет, так что за это время к нему успели привыкнуть, как бы к нему негативно не относились. И всё же, по моему мнению, плей-офф пригоден в основном для командных видов спорта, таких как футбол, хоккей, баскетбол и т. д., или таких индивидуальных видах спорта, как теннис, бильярд, фехтование и т. д., но не для автомобильного спорта за редким исключением.

В прошлом году руководители гонок сток-каров внесли изменения в очковую систему: теперь гонки поделены на три сегмента (исключение – Coca-Cola 600 – на четыре сегмента). Первый сегмент длится примерно 25-30% от всей дистанции гонки, второй сегмент длится столько же, третий сегмент – всю оставшуюся дистанцию. Например, в Daytona 500, где дистанция составляет 200 кругов, первый сегмент длится 60 кругов, столько длится и второй, соответственно третий длится оставшиеся 80 кругов. По окончании первого сегмента первые десять пилотов получают очки (10-9-8-7-6-5-4-3-2-1) и выезжает автомобиль безопасности, чтобы команды смогли сменить шины своим пилотам и дозаправить машину. То же самое происходит и по окончании второго сегмента. По окончании третьего же сегмента, т.е. по итогам всей гонки, очки уже как обычно начисляются всем финишировавшим участникам (за первое место дают 40 очков, за второе 35, затем с каждым местом ниже цена очков снижается на единицу; пилоты, занявшие 36-е место и ниже, получают по одному очку; никаких дополнительных очков за круги лидирования или быстрый круг гонки нет). Все набранные очки в гонке суммируются.

Чтобы было понятно, как это работает, возьмём в качестве примера второй этап NASCAR Monster Energy Cup прошлого сезона в Хамптоне, штат Джорджия, и победителя той гонки Брэда Кезеловски: в первом сегменте гонки он финишировал на втором месте и получил за это 9 очков; финишировав седьмым во втором сегменте гонки, он заработал ещё 4 очка; финишировав первым по итогам всей гонки гонщик заработал 40 очков. Итого за гонку Кезеловски набрал 53 зачётных балла.

Сначала может это новшество могло показаться бредом, но всё-таки в нём есть смысл: поскольку в NASCAR очень длинные гонки и проходят более двух часов, а то и доходят до трёх, то чаще всего во время заезда самое интересное происходит под самый конец, когда времени уже не так много остаётся. Теперь есть смысл бороться не только под конец, ведь лишние очки могут очень помочь в борьбе за попадание в плей-офф.

С другой стороны, в каждой гонке бывает такая ситуация, чтобы пилот, финишировавший на не самой высокой позиции, в итоге заработал больше очков, чем соперники выше. Например, в той же гонке в Хамптоне Чейз Эллиотт, финишировавший пятым, заработал по её итогам 49 очков, а финишировавший вторым Кайл Ларсон – 43! Бывали и случаи, когда победитель гонки набрал меньше очков, чем его соперники. Например, на четвёртом этапе, проходившем на трассе Phoenix International Raceway, победитель Райн Ньюман заработал 42 очка, однако финишировавший вторым уже выше упомянутый Ларсон набрал 53 очка, а Кайл Буш, приехавший третьим – 47 очков!

Но нужно помнить, что в NASCAR победа в гонке имеет важное значение, ведь первый показатель при попадании в плей-офф это количество выигранных гонок, а уже потом набранные очки.

Ну, и, конечно же, есть претензии к самим машинам NASCAR. 

Гонщики, правда, почти всегда будут недовольны машиной: аэродинамики слишком много, обгонять невозможно, и т. д.

У болельщиков раньше были претензии к автомоилям пятого поколения, что они внешне не имели ничего схожего с серийными автомобилями (то же самое было и с машинами четвёртого поколения). Слово NASCAR – это аббревиатура и расшифровывается как National Association for Stock Car Auto Racing, что можно перевести как «Национальная Ассоциация для Автогонок среди серийных автомобилей». Да, раньше, в 50-е в NASCAR использовали настоящие серийные автомобили, но со временем они были модифицированы таким образом, что они были похожи на самих себя только внешне. Теперь вот вам несколько фото машин пятого поколения, на которых изображены Ford Fusion, Chevrolet Impala SS, Dodge Charger и Toyota Camry.

Машины NASCAR пятого поколения
Машины NASCAR пятого поколения

Если и есть что-то общее между этими машинами и настоящими серийными, то если только названия моделей и фары, которые на автомобилях NASCAR приклеены. А сам «силуэт» машины был одинаков для всех.

К счастью, в машинах шестого поколения этот недостаток исправили.

Машины NASCAR шестого поколения

Как мы видим, эти машины по внешнему виду гораздо ближе к реальным моделям.

Но одна из самых удивительных на первый взгляд претензий по отношению к нынешним автомобилям NASCAR это (внимание, фанаты «Формулы-1»!) … звук двигателей! Неожиданно, да? Но если быть более точным, то, судя по комментариям под видео старых гонок, немало фанатов скучает по тому, как звучали моторы на высокоскоростных овалах (также ещё называемые «рестрикторными»): Дейтоне и Талладеге. Удивительно, но конфигурация двигателей NASCAR не меняется аж с 60-х годов прошлого века: это V8 рабочим объёмом 5,87 литра. Тем не менее, машины четвёртого поколения на «рестрикторных» трассах действительно звучали по-особенному.

Для наглядности, вот так звучат машины на Дейтоне начиная с 2008 года.

 

А вот так звучали машины четвёртого поколения, использовавшиеся вплоть до 2007 года.

Есть что-то "формульное" в этом звуке, не правда ли? Но нужно сказать, что на остальных овалах, где гонщики тормозят перед входом в бэкинг, те машины звучали так же, как и нынешние.

Некоторые, кстати, утверждают, что и гонки на машинах четвёртого поколения были интереснее, чем сейчас. Ну, у каждого своё мнение.

Но помимо всего прочего есть ещё одна, немало важная причина, из-за которой не только пустуют трибуны на трассах, но и падают телерейтинги серии. В последние годы ушло немало легенд, на которых выросло не одно поколений болельщиков NASCAR. Так сезон 2015 стал последним для четырёхкратного чемпиона серии Джеффа Гордона, который сейчас является комментатором на телеканале FOX, но ненадолго вернулся в гонки в 2016 году, заменяя травмированного Дэйла Эрнхардта-мл. В 2016 об окончательном уходе объявили другие чемпионы высшего дивизиона NASCAR: Тони Стюарт, Карл Эдвардс и Бобби Лабонте. В прошлом сезоне свою карьеру в гонках сток-каров завершили Макл Уолтрип, двукратный победитель Daytona 500, Мэтт Кенсетт, чемпион 2003 года, и Дэйл Эрнхардт-младший, который так и не стал чемпионом как его отец, Дэйл Эрнхардт-старший, становившийся победителем высшего дивизиона рекордные семь раз (столько же титулов у Ричарда Петти и Джимми Джонсона) и погибший на последнем круге Daytona 500 в 2001 году. Добавим к этому списку и Дэнику Патрик, которую сложно назвать легендой, но, пожалуй, является самой успешной женщиной-пилотессой в истории Cup Series, хотя наивысшим её достижением так и останется единственная поул-позиция, завоёванная в квалификации к Daytona 500.

Безусловно, уход таких людей не могут не отразиться на популярности серии, хотя и сейчас осталось немало успешных ребят, таких как Курт Буш, его младший брат Кайл, Джимми Джонсон, Мартин Труэкс-мл., который является действующим чемпионом, Дэнни Хэмлин, Джоуи Логано, Чейз Эллиотт, Кайл Ларсон, Кевин Харвик, Брэд Кезеловски … Их много. И их всех мы увидим уже через месяц в Дейтоне, и я не сомневаюсь, что эти парни будут бороться за титул этого сезона.

Неисключено также, что руководство NASCAR не может привлечь новую, более молодую аудиторию. Есть мнение в американских СМИ, что гражданам США автомобили уже стали не так интересны, как это было раньше. Да и как уже отмечалось выше, некоторым зрителям ныненшние гонки сток-каров не настолько интересны (если это не гонки в Дейтоне или Талладеге), а введение всяких Чейзов и сегментов делают гоночную серию более сложной для понимания.

Но, невзирая на всё это, NASCAR по-прежнему остаётся народным достянием американцев и её будут продолжать как смотреть, любить, так и ругать. А насколько будет интересной борьба на трассе, и подтянутся снова зрители к экрану телевизора и трибунам и кто будет бороться на победу в серии – это уже история, которая начнётся 18 февраля в Дейтоне.