Вандорн - не Хэмилтон. Бельгиец ожиданий не оправдал
Его называли лучшим пилотом в истории GP2 и предрекали ему большое будущее. Но случилось так, как случилось.
В 2006 году во время одного из выпусков передачи программы «Попутчик», выходившая на канале «Авто Плюс», посвящённого теме (первого) ухода Михаэля Шумахера из Формулы-1, гость программы Алексей Попов произнёс очень хорошую фразу: «Нельзя вылепить … вернее можно, но на очень короткий срок, искусственную картинку искусственной звезды. Когда эта искусственная звезда показывает свою несостоятельность, рано или поздно масса от неё отворачивается».
В 2015 году тогда ещё глава команды ART в GP2 Фредерик Вассёр высказался следующим образом о бельгийском пилоте Стоффеле Вандорне, который выступал за его команду и на тот момент в том чемпионате был лидером: «С математической точки зрения, Стоффель — лучший пилот GP2 в истории. Правила изменились, но если сравнивать его выступления с предыдущими сезонами, то его восемь завоёванных поулов превышают показатели чемпиона-2006 Льюиса Хэмилтона и чемпиона-2005 Нико Росберга. Кроме того, он выиграл и набрал очков больше, чем кто-либо другой».
Когда я в 2015 году увидел эти слова Вассёра, который сейчас руководит командой Sauber, у меня не могла не возникнуть мысль: «То есть, Вандорн – это как минимум второй Льюис Хэмилтон? Ну, окей …» Сейчас, когда в очередной раз читаю эти строки, я либо улыбаюсь, либо с грустью вздыхаю и думаю: нет, всё равно Хэмилтон лучший в истории GP2. Ведь он из всех выпускников этой серии, которая сейчас называется Формулой-2, имеет пять чемпионских титулов. Да и на тот момент, когда Вассёр так возносил до небес Вандорна, у Льюиса уже было два титула и шёл к своему третьему.
Хотя, наверное, всё-таки одно дело быть лучшим в истории какой-то молодёжной серии, а другое дело быть одним из лучших в «королевских гонках». Надо сказать, чемпионат GP2 сезона-2015 Стоффель выиграл действительно с впечатляющим преимуществом: в двадцати одной гонке (вторая гонка в Абу-Даби не состоялась) он одержал рекордные семь побед и набрал 341,5 очко против 181,5 очка у ближайшего преследователя Александра Росси! То есть, преимущество почти двукратное! Тот же Хэмилтон в своём чемпионском сезоне GP2 в 2006 году выиграл пять гонок и его преимущество над Нельсоном Пике-мл. составлял всего лишь десять очков (хотя тогда очковая система была совершенно другой, но даже если перевести её на нынешнюю систему, то разрыв всё равно будет не таким большим). А теперь посмотрите, как оба выступали в первые свои полные сезоны в Формуле-1. Я не беру результаты вообще, так как Хэмилтон и Вандорн в свои дебютные сезоны находились, если хотите, в «МакЛаренах» разного класса. Посмотрите результаты хотя бы на фоне напарников по команде (а если конкретно, то на фоне Ферандо Алонсо). Чувствуете разницу, да?
Но вообще если посмотреть на истории выступлений в молодёжных сериях Льюиса и Стоффеля, то в чём-то они схожи: оба являлись членами молодёжной программы McLaren, выигрывали молодёжные серии с первой или второй попытки, в GP2 и тот, и другой выступали за команду ARTT. Правда, Хэмилтон вошёл в программу McLaren в 1998 году, то есть ещё в возрасте одиннадцати лет(!), в то время как Вандорн в ней оказался лишь в 2013.
Тем не менее, талант у Вандорна был виден. В 2010 году с он первой же попытки выиграл F4 Eurocup 1.6, в свой второй сезон в двухлитровой Формуле-Рено в 2012 году он стал чемпионом. В 2013 году он перешёл уже Формлу-Рено 3,5 литра, тогда он уступил титул Кевину Магнуссену, который в 2014 году стал боевым пилотом McLaren. Стоффель же першёл в GP2 и выступал за команду ART. Свой первый сезон бельгией начал неплохо, но затем его команда столкнулась с проблемой с резиной, что стоило Вандорну важных очков. В итоге он уступил титул Джолиону Палмеру, отстав по итогам сезона на 47 очков. Ну а в 2015 году, как уже говорилось выше, он стал чемпионом GP2, имея просто тотальное преимущество над всеми.
Казалось бы, такой талант должен быть уже в 2016 году в Формуле-1. Но McLaren решил сохранить у себя Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо, а Вандорна назначили резервным пилотом и отправили в японскую Супер-Формулу. Но бельгийцу всё-таки было суждено дебютировать в «королевских гонках» в 2016 году, так как Алонсо получил травму во время первого этапа в Мельбурне. Стоффель заменил испанца во время Гран-При Бахрейна, в котором он опередил более опытного Баттона в квалификации, а в гонке финишировал десятым, таким образом заработав для McLaren первое очко! И это на машине, с немощным мотором Honda, который так любил критиковать Алонсо! К сожалению, это была единственная гонка для молодого бельгийского пилота в Формуле-1, но после гонки создалось ощущение, что у этого парня действительно есть большое будущее. Если, конечно, Honda улучшит свой мотор, да McLaren построит нормальную машину.
После года, проведённого в японской Супер-Формуле, по итогам которой Стоффель занял четвёртое место в турнирной таблице и одержав две победы в девяти гонках, полноценный дебют всё же состоялся. Дженсон заявил о завершении карьеры, и Вандорн стал напарником Алонсо в команде McLaren. Первый полный сезон в Ф-1 был для бельгийца, мягко говоря, не слишком хорошим: постоянные поломки машины из Уокинга и японских двигателей не позволяли ему и двукратному чемпиону мира бороться за высокие места. По итогам сезона Стоффель заработал лишь 13 очков и занял 16-е место в чемпионате. С другой стороны, Алонсо заработал лишь 17 очков, поэтому можно сказать, что Вандорн выступил не слишком хуже испанца. Однако, если посмотреть на квалификационный счёт, то он бы далеко не в пользу Вандорна: из 20 квалификаций Стоффель выиграл у своего напарника только три, он один раз уступил даже Баттону в Монако, который заменял Алонсо, который предпочёл Гран-При Монако другую легендарную гонку, проходившую в тот же уик-энд, – «500 миль Индианаполиса». Правда Стоффель уступил Баттону из-за того, что в конце второго сегмента квалификации он разбил машину и не смог участвовать в третьем сегменте, куда он вместе с Дженсом прошёл. В итоге, можно сказать, что Вандорн был предсказуемо не быстрее испанского двукратного чемпиона мира, но и не сказать, чтобы он был наравне с ним.
Если вспомнить первый сезон Льюиса Хэмилтона в Ф-1, то ведь тогда, в 2007 году, его напарником тоже был Алонсо, и британец практически с самой первой гонки выступал на уровне испанца. Да и по итогам сезона у обоих было одинаковое количество очков и оба уступили по итогам того сезона одно очко Райкконену! Да, тогда McLaren был оснащён двигателем Mercedes и был одним из лидеров «королевских гонок». Да, в то время было почти неограниченное количество тестов как перед сезоном, так и по ходу сезона, поэтому Хэмилтону было тогда легче, чем Вандорну и других гонщикам сейчас. Тем не менее, мы видели ситуации, когда новичок был как минимум не хуже своего опытного напарника по команде, даже при отсутствии большого количества тестов.
Что интересно, походу сезона 2017 тогда ещё гоночный директор McLaren Эрик Булье сказал: «В младших сериях машина одинаковая для всех, поэтому вы адаптируетесь к ней, и ваш стиль пилотажа не меняется. Но в Формуле-1 всегда появляются новые детали, которые полностью меняют характер поведения машины. Нынешняя ситуация с Honda нам не помогает, но главная проблема заключается в том, что Стоффель - не Льюис Хэмилтон. Он хорош, но он не звезда. Да, до своего дебюта в 2007 году Хэмилтон провел много тестов, а Вандорн этого не делал. Но и Ферстаппен не проводил столько тестов». Вандорн – не Хэмилтон, говорит Булье. Вадорн – не звезда, говорит Булье. Эти слова сразу же разрушают прежние представления о таланте Стоффеля, о том, что он талантлив, что он будущий чемпион и т. д. Конечно, не мало важную роль в этом сыграли журналисты и сама команда … Но подробнее об этом чуть позже.
Несмотря на выступление Вандорна в 2017 году можно было списать на первый полноценный сезон в Формуле-1, может быть даже и на то, что за весь 2016 год он провёл лишь десять гонок (Гран-При Бахрейна плюс девять гонок в Супер-Формуле). Поэтому от бельгийца ожидали уже гораздо большего в сезоне-2018, тем более что наконец-то McLaren избавился от моторов Honda, которые и были по словам сотрудников из Уокинга, особенно от Фернандо Алонсо, главными виновниками ужасных выступлений команды за последние три года. И вот McLaren переходит на двигатели Renault. Предсезонные тесты создали иллюзию того, что британская конюшня возвращается и может побороться в этом году если не за победы, то за подиумы. Даже Алонсо говорил, что первый этап в Мельбурне будет для McLaren худшим в году и что с каждой гонкой будет только лучше.
Если говорить про результаты этого года нашего главного героя, Стоффеля Вандорна, то они по сравнению с предыдущим сезоном стали … хуже!!!
И дело даже не в том, что он занял то же самое 16-ое место в чемпионате и заработал 12 очков, что на одно меньше, чем прошлом году. Алонсо набрал за весь сезон 50 очков! А ведь, как оказалось, даже переход на французские моторы не особо помогли британскому коллективу, машина не оправдала высоких ожиданий, и где-то с середины сезона пилоты McLaren с большим трудом выбирались даже во второй сегмент квалификации, а Вандорн частенько уступал даже пилотам Williams, у которых неожиданно была худшая машина этого чемпионата. Тем не менее, именно благодаря мастерству и таланту Алонсо McLaren смог занять 6-е место в Кубке Конструкторов (так-то занял бы 7-е, если бы Force India не лишили бы очков, заработанных до Гран-При Бельгии)! А сам Фернандо занял 11-е место в чемпионате. Как говорится, почувствуйте разницу в классе! И я не говорю про то, что Стоффель в этом году проиграл Алонсо все 21 квалификацию! Второй полный сезон для пилота, которого называли будущим чемпионом в составе McLaren! Поэтому неудивительно, что в следующем году вместо бельгийца за руль машины из Уокинга сядет британец Ландо Норрис, который также является протеже McLaren и в этом году занявший второе место в Формуле-2, уступив лишь Джорджу Расселу, который поедет за Williams.
Сложно сказать, почему у Вандорна не получилось в Формуле-1. Конечно часто бывают виноваты журналисты и представители твоей команды, который тебя так хвалят, пиарят, называют будущим чемпионом, лучшим пилотом в истории GP2 … И поэтому со стороны болельщиков возникает к тебе такое внимание, ожидание каких-то больших свершений. Вполне вероятно, что ожидания эти были слишком завышенными (а ведь как говорится, наши ожидания – наши проблемы), а Вандорн их не оправдал, потому что он, видимо, не такой уж и крутой гонщик. А могло быть и так, что высокие ожидания на Стоффеля давили, и он просто не смог справится с этим давлением, что вылилось в совершенно не впечатляющие результаты, показанные за эти два года. Из-за этих результатов, разумеется, создалось впечатление, что он искусственная звезда, ведь он особенно в этом году свою состоятельность не показал. Но возможна и другая причина: известный британский эксперт Уилл Бакстон в своей колонке замечал, что в McLaren за последние годы происходило немало изменений, это касается и пилотского состава, и смена поставщика двигателя, и кадровых перестановок. И из-за этих всех перемен в McLaren сейчас не самая лучшая атмосфера для прогресса молодых пилотов. Поэтому, есть некоторые опасения за то, как сложится карьера у молодого Норриса, хотя за Рассела боязно не меньше, особенно учитывая тот факт, что тот сейчас в Williams.
Как бы то ни было, а этот этап карьеры Стоффеля Вандорна в Формуле-1 завершен, и он сейчас сосредоточен на выступлениях в другом формульном чемпионате – Формуле-Е за команду HWA. Новый сезон Формулы-Е, который стартует уже 15 декабря этого года, обещает быть очень интересным, так как мы увидим в боевом действии электроболиды второго поколения, которые должны быть мощнее и быстрее предыдущих. Вполне возможно, что Вандорн сможет сделать себе успешную карьеру именно в электроформуле, как это сделало большое количество бывших пилотов Ф-1 и гонщиков, которые не смогли попасть в «королевские гонки». Более того, все, кто в Формулу-Е пришли, оттуда уходить не стремятся. Но почему-то хочется верить, что Вандорн своего последнего слова в Формуле-1 ещё не сказал. Пусть, скорее всего, карьера Хэмилтона ему уже не светит.
ФОТО: F1News.ru, grandprix247.com