1 мин.

Что сделало «Формулу-1» восхитительной

Лучший чемпионат за долгие годы.

«Формула-1» выдала нервную гонку в Венгрии, приправила необычными тестами — и благополучно ушла на летний перерыв. За это время спортсмены переведут дух, внесут поправки в пилотаж и постараются все начать заново. Команды разработают и выкатят последние новинки для решающего раунда борьбы в Кубке конструкторов, ну а зрители… Почему бы и не вспомнить лучшие моменты пролетевшей с ужасающей скоростью половины сезона?

Борьба за титул

После долгих лет повального доминирования одной команды (то «Мерседеса», то «Ред Булл») в пелотоне наконец появились две равноценные конюшни, и одна из них – «Феррари». Конечно, Фернандо Алонсо в годы выступлений за Скудерию тоже временами участвовал в чемпионской гонке, но не отпускало впечатление, что именно испанец рвет жилы и все остальное, чтобы тащить болид вровень с «быком» Себастьяна Феттеля.

Теперь же все по-другому. Уже четырехкратный немец сражается со штутгартским «трехлучевым» монстром (который на самом деле и не думал сдавать). Битва получается очень неоднородной из-за противоположных философий команд: «Мерседес» выбрал длинную колесную базу для преимуществ на скоростных треках, а «Феррари» – короткую, и смотрится лучше на жарких и пилотажных трассах. «Красные» сходу выкатили очень продуманный болид и начали снимать сливки с первых же Гран-при, а «серебряные» побеждают в гонке обновлений. В конце концов, Скудерия четко разделила пилотов на первый и второй номера, чтобы вести Феттеля к пятому титулу, а штутгартцы продолжают играть в равноправие Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса — и потому оба гонщика претендуют на лидерство в общем зачете.

Такие различия позволяют зрителю самому сделать выбор между двумя разными подходами — и поддержать одну из команд, прямо как во времена эпичных противостояний между Лаудой и Хантом, Сенной и Простом.

Скорость

Новые широкие машины 2017 года действительно оказались намного быстрее предыдущих поколений. Опасные участки треков теперь преодолеваются с «газ в пол», выжимая максимум из техники и человеческих возможностей. Достаточно посмотреть записи с поворотов «Мэгготс»-«Беккетс» английского Сильверстоуна или весь круг по Монако, чтобы внутри все сжалось от красивых маневров машин на грани вылета в кювет или стену. Пилоты теперь в самом деле выкладываются на всю мощь своих талантов — и потому сразу прояснилось, кто и вправду крут.

Текущий сезон стремительно закрепляется в истории обновлениями либо квалификационных, либо гоночных рекордов чуть ли не каждой трассы. Так быстро машины еще не ездили, и они разгонятся еще сильнее после летнего перерыва и появления финальных обновлений. Если начнете смотреть «Формулу-1» уже со следующего этапа (в конце августа), то успеете увидеть парочку новых свершений.

Интересные гонки — не миф

Если не учитывать первый круг (на котором всегда и в любых условиях возможны удивительные происшествия), то драматургия Гран-при развертывается постепенно, от осторожного начала к захватывающему концу. Идеальным примером стал заезд в Венгрии: после не самых интересных стартовых кругов износ шин и проблемы с болидами накопились в необходимом количестве, чтобы обеспечить напряженную и гипнотичную концовку с преследованием лидеров до самого последнего круга.

Но некоторые гонки пошли дальше этой схемы и выдали настоящий драматичный спектакль. Как в Бахрейне, где зрители увидели все, что только может быть в «Формуле-1»: неожиданного парня на поуле (Боттас, впервые в карьере), реальную борьбу на трассе колесо в колесо за победу, столкновения и эмоции, неожиданные решения командных мостиков (из-за которых Хэмилтон долго ждал новые шины в боксах, потерял позицию и получил штраф), и заслуженного триумфатора в лице Феттеля. Про Гран-при Испании можно сказать ровно то же самое — только там обгоны и сражения затмила в памяти болельщиков самая добрая история серии за последние годы, которую даже номинировали на премию Laureus как лучший спортивный момент.

Но настоящим magnum opus сезона 2017 года стала гонка в Баку: хаос начался с огненного старта и столкновением между двумя финнами (Райкконеном и Боттасом) и продолжился негодующим Феттелем, в ярости бортанувшим лидера Хэмилтона в режиме машины безопасности. Льюис потерял победу из-за незакрепленного «воротника», Себастьян получил штраф, но все равно финишировал выше англичанина. Радостные азербайджанцы увидели шикарный тройной обгон за первое место в исполнении Риккардо, много не менее классной борьбы и финальные подиумные разборки прямо под клетчатым флагом.

Но и после летнего перерыва зрителей ждут исторические трассы типа Спа, Сузуки, Интерлагоса и Монцы — так что крутые гонки еще непременно будут.

Пилоты стали привлекать еще больше внимания

Разные лидеры

Гонщики, которые сражаются за титул, собирают с каждым разом все больше отклика у публики. Например, то самое столкновение Феттеля и Хэмилтона в Баку, после которого пилоты обвинили друг друга в провокации. Заставить Себа покаяться смогла только ФИА угрозами новых санкций — притом половина болельщиков ждала от немца продолжения чуть ли не в стиле ММА, а остальные ужасались неспортивному поведению и требовали дисквалификации.

В то же время Хэмилтон все больше нравится аудитории. Когда в Китае сорвались практики из-за тумана, то Льюис покинул боксы, вышел к фанатам поблагодарил их за поддержку и ожидание, подписал пару кепок и запустил их на трибуны. Еще сильнее англичанина закидали респектами после Гран-при Венгрии, когда он неожиданно вернул позицию напарнику перед самым клетчатым флагом (Боттас пропустил его для атак на лидировавших «Феррари», но попытки провалились). Такие маневры в принципе редки во время борьбы за титул, а из-за эгоистичной репутации Льюиса у зрителей случился разрыв шаблона. При этом англичанин по-прежнему хорош на трассе: сравнялся по количеством поулов с Айртоном Сенной (65 штук) — и семья бразильца преподнесла пилоту «Мерседеса» шлем великого чемпиона, приведя публику в восторг.

Валттери Боттас, который тоже имеет шансы на титул, по сравнению с медийными лидерами выглядит пиратской копией Кими Райкконена — таким же индифферентным, но с отличными стартами и без пьянок, мороженок и адского кутежа в юные годы.

Обнаглевший викинг

Кевин Магнуссен очень любит материться, посылая всех куда подальше, и считается некоторыми коллегами самым неспортивным пилотом в паддоке.

А еще КейМаг стал единственным, чьи ругательства попали в прямой эфир. Во время Гран-при Австрии, узнав о поломке подвески, пилот выдал длинное и протяжное «Да в п****у это!» настолько по-датски, что редакторы трансляции так и поставили запись радиопереговоров гонщика без цензуры.

Конечно, и другие парни часто отпускают крепкие выражения в пылу борьбы, но слава главного грубияна закрепилась именно за Кевином.

Напряженная борьба между напарниками

В «Торо Россо», «Форс-Индии» и «Заубере» разрешили своим пилотам бороться на трассе и дистанцировались от приказов — и, наверное, уже об этом пожалели. В каждой из команд столкновения между напарниками до крайности раскалили и без того натянутую обстановку, что явно не способствует успешным выступлениям. Особенно больно должно быть «индусам»: Серхио Перес и Эстебан Окон своими разборками лишили «розовых» нескольких потенциальных подиумов и огромного количества очков. У «тауриновых» Карлос Сайнс чересчур сильно хочет пойти на повышение, а потому не отступает перед маневрами Даниила Квята и протестует против порядка выезда в квалификации (он считает, что россиянин получает преимущество). Похожая ситуация и у швейцарцев с Паскалем Верляйном, которому может не хватить мест в «Формуле-1» 2018 года, несмотря на яркий талант.

А болельщики просто закупают попкорн в промышленных масштабах, ждут очередного столкновения или огненных радиопереговоров и радуются — ведь весело же!

Резонансные возвращения

По всему миру ностальгия в моде уже не первый год, и «Формула-1» – не исключение. Сперва болельщики шумно приветствовали попытки Роберта Кубицы заново пробиться в Королеву автоспорта спустя шесть лет после серьезной аварии, а затем удивлялись невероятному темпу Пола ди Ресты, который попал в актуальный болид спустя три с половиной года перерыва. Такие жизнеутверждающие кинематографичные истории (ведь первого общественность давно записала в инвалиды, а второго — в комментаторы) обычно запоминаются надолго.

Новые владельцы продвигают «Формулу-1»

Liberty Media, в отличии от Берни Экклстоуна, уделяет время не только выколачиванию денег из всех подряд, но и серьезной работой с digital, интернетом и маркетингом для привлечения новых фанатов. Благодаря этому «Ф-1» стала самыми быстрорастущими гонками среди пользователей ютуба и других медиа-площадок. Американцы не забывают и про живые перфомансы — например, презентацию «Формулы-1» в центре Лондона перед Гран-при Великобритании или теплое пожелание приятного отпуска зрителям.

«Макларен» как объект для пристального внимания

Сражения прославленной английской команды с двигателем «Хонда» уже давно стали объектом шуток, мемов и риторических споров шекспировских масштабов. Нет сомнений, что альянс «оранжевых» с японцами рано или поздно родит нечто конкурентоспособное, но за три сезона из гаданий на каждом гоночном уик-энде в стиле «поедет-не поедет» можно было создать собственную букмекерскую контору. Судя по последним результатам в Венгрии (Алонсо занял шестое место и оформил быстрый круг), Фудзияма все-таки сдвинулась.

Но «Макларен» не замыкается на одних страданиях. Там работает исполнительным директором активный и креативный парень по имени Зак Браун, который уже сгенерировал кучу годных инфоповодов: отправил Фернандо на «Инди-500», вернул на одну гонку Дженсона Баттона, запустил производство документального фильма о жизни в команде (в главной роли Стоффель Вандорн) и даже объявил конкурс на лучшего гоночного геймера с главным призом в виде контракта тест-пилота.

При этом за Алонсо по-прежнему интересно наблюдать и каждую гонку ждать от него едкого комментария о мощности двигателя, красивой борьбы, выдающихся результатов и близости к болельщикам.

Короче говоря, сезон 2017 года срочно нужно как минимум полюбить, а в идеале — и пересмотреть.

Фото: globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Lars Baron, Clive Mason; REUTERS/Thomas J. Russo/USA TODAY Sports