Зачем в «Формуле-1» объединились худшие команда и моторист
«Заубер» перейдет на двигатели «Хонда».
Перед гонкой в Сочи японский моторист «Хонда» официально объявил о начале сотрудничества с командой «Заубер» – клиентский договор на поставку швейцарцам актуальных двигателей начнет действовать с 2018 года.
Почему «Заубер» пошел на это?
Последние восемь лет «Заубер» использовал двигатели «Феррари» и считался важнейшим партнером Скудерии после ухода из «Формулы-1» «БМВ». Периодически даже появлялись слухи, что итальянцы выкупят швейцарскую команду и переделают ее в полигон для обкатки своих технологий. Однако в «Формулу-1» пришел «Хаас», Скудерия переключила маховик стратегического партнерства на него, а «Заубер» остался один на один с серьезными финансовыми проблемами.
Бюджет хинвильцев перед сезоном-2017 был настолько скромным, что они даже не смогли позволить себе ни один из актуальных двигателей, а поставили на новую машину прошлогоднюю технику. Чтобы не проигрывать другим командам по максимальной скорости на прямых, в «Заубере» начали настраивать болид исключительно на наименьший прижим. Из-за чего гонщикам пришлось адаптировать пилотажный стиль к новым условиям и быть очень аккуратными в поворотах. Последствия этого решения мы видели в китайских авариях Джовинацци, когда зад болида просто сносило из-за недостатка прижимной силы и раннего газа, и в первом сегменте квалификации в Сочи, когда Верляйна точно так же снесло в одном из поворотов.
Итог четырех гонок – «Заубер» в самом хвосте пелотона без набранных очков, и что хуже всего – в ближайшее время другие команды подготовят новинки и улучшат шасси, доработают моторы, и лишат самую слабую конюшню сезона каких-либо шансов на зачетные баллы.
Раз уж все так плохо, а денег больше не становится, почему же не рискнуть? Вряд ли двигатели «Хонды» будут доставаться Хинвилу за ту же цену, что и «Феррари»-2016. Иначе не было бы никакого смысла менять партнера. Ключевым аргументом стала именно экономия, эти деньги можно будет пустить на аэродинамическое развитие болида и постараться подтянуться к остальному пелотону.
Какие сложности возникнут у «Заубера»?
Технические. В этом году болидам «Макларен-Хонда» очень сложно добираться до финиша. Более того, трижды в четырех Гран-при одна из оранжевых машин вовсе не могла проехать и одного круга. Многочисленные трудности привели к тому, что Стоффель Вандорн уже получил первый штраф за перерасход деталей силовой установки, а восторженные радиорецензии Фернандо Алонсо заполонили интернет в виде мемов, фотожаб и крылатых выражений.
Но проблемы могут возникнуть не только с силовыми установками – в 2018 году «Заубер» перейдет на коробки передач, электронные и гидравлические системы «Макларена». С учетом того, что нынешний инженерный штаб швейцарцев привык работать только с техникой из Маранелло, легкой интеграции новых систем ждать не стоит – «Зауберу» придется практически с нуля переделать свой болид. Скорее всего, им не миновать некоторого количества «детских» проблем на старте сезона-2018 вне зависимости от надежности техники. А у «Макларена» и «Хонды» она сейчас далеко не на высоте.
Тем не менее, риск оправдан – ведь сейчас даже с надежной машиной у «Заубера» нет никаких шансов улучшить положение в Кубке конструктров.
Зачем это «Хонде»?
Тут все просто. Японцы будут получать вдвое больше информации от разных по конфигурации болидов, что поможет раньше найти правильный путь развития. Или на «Макларен» могут ставить более проверенные версии двигателя, чтобы избежать позорных сходов до начала гонки, а уж на «Заубере» экспериментировать по полной. Это поможет снять пресс с британских коллег и наладить испортившиеся отношения.
А еще подписание второго клиента — важный имиджевый момент для «Хонды». Одно дело — существовать в мире слухов, в котором от тебя уходит единственный стратегический партнер, и совсем другое — заполучить еще одного клиента без риска потерять первого. Об этом нельзя забывать, ведь вся «Формула-1» – целиком и полностью имиджевый проект для автопроизводителей. И теперь можно бодро рапортовать о прогрессе на совете директоров и снимать рекламные сливки.
Как на это смотрит «Макларен»?
После ухода Рона Денниса, выступавшего против того, чтобы делиться с другими конюшнями японскими моторами, наверняка положительно. Англичане наконец-то получили хоть какой-то бенчмарк для определения уровня своего болида. Ведь сравнивать машины на разных двигателях было не очень корректно, а теперь станет чуточку яснее.
С другой стороны, уокингцы получили команду-сателлит, которая поможет развитию не только силовых установок, но и деталей. Для гоночного «Макларена» это не так важно, а вот для «Макларена» как технологического концерна, продающего кучу разных продуктов разным командам в десятках гоночных серий — очень даже.
А еще им, возможно, удастся пристроить в конюшню «Ф-1» кого-то из молодежной программы.
Возможны ли изменения в пилотском составе «Заубера»?
Раз уж получаешь сателлита, грех не воспользоваться шансом посадить туда своего протеже. Но в нынешнем сезоне никаких перестановок точно не будет. Пока за Маркуса Эрикссона хорошо платят спонсоры, его позиции в незыблемы, сколько бы болидов он ни разбил и какие бы (плохие) результаты ни показывал. Паскаля Верляйна «Мерседес» отправлял в «Заубер» тоже не для того, чтобы его попросили в середине сезона.
А еще «Макларену» и «Хонде» сейчас просто некого продвинуть в «Формулу-1». Из системы поддержки возможность получить суперлицензию есть только у Ника де Вриса, но его прогресс застопорился, и в «Формуле-2» голландец не блещет. У Нобухару Мацуситы и Ландо Норриса нет права на суперлицензию. А предлагать место в «Заубере» Баттону будет как-то совсем неприлично.
Но в сезоне-2018 все может измениться. Норрис сейчас борется за победу в «Формуле-3» со шведом Джоэлем Эрикссоном, и его пилотаж вызывает восторг в британской прессе. Если Ландо победит, то получит необходимые для суперлицензии 40 очков и возможность стартовать в «Формуле-1» в сезоне-2018. Боссы «Макларене» это понимают.
С другой стороны, если Мацуиста или де Врис вдруг встрепенутся, проведут ударную концовку в «Формуле-2», завоюют призовые места в общем зачете и наберут нужное для суперлицензии количество баллов, то у них тоже появится шанс оказаться в «Заубере». Нобухару – японец, и для местного рынка такое решение было бы логичным, а Ник уже давно в системе «Макларена» и его надо либо продвигать, либо отпускать с миром и концентрироваться на Норрисе.
Проигравшим от ситуации внезапно становится Паскаль Верляйн. Если альянс «Макларен-Хонда» решит посадить в «Заубер» на 2018 год своего пилота, то немец останется без места в пелотоне. Ему нечего будет предложить возможным работодателям, ведь скомканное (по своей же вине) начало сезона и не лучший характер не добавляют ему привлекательности.
В «Форс-Индию» на место Переса его точно не возьмут из-за отсутствия спонсоров, а Окон вряд ли сразу пойдет на повышение. В «Уильямсе» место молодого пилота прочно занято Строллом. У остальных команд есть свои протеже, и Верляйн сможет рассчитывать только на место тест-пилота. Подумать только, еще полгода назад Верляйн называли одним из главных претендентов на место в чемпионской команде, а теперь он теоретически может отправиться обратно в ДТМ. Мир «Формулы-1» суров.
Фото: globallookpress.com/imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Clive Rose; globallookpress.com/Hoch Zwei, imago/Eibner