«Макларен» и «Хонда» на грани развода. Что дальше?
Есть ли шанс спасти альянс?
Что происходит?
После двух очень сложных сезонов от «Макларена» ждали прогресса – в эпоху нового регламента у команды появился отличный шанс наконец-то вернуться в группу лидеров, а вера в лучшее укреплялась обещаниями мотористов «Хонды» как следует доработать двигатель и наконец-то навязать конкуренцию лидерам в этой области – «Мерседесу» и «Феррари».
Все межсезонье японцы слали бодрые рапорты со стендовых испытаний, источали оптимизм и намекали на прорыв. Но после двух тестовых сессий в Барселоне стало ясно – у «Хонды» снова получился негодный двигатель. Настолько, что «Макларен» по чистой скорости опередил лишь «Заубер» (с прошлогодним мотором), и при этом постоянно ломался: большую часть времени на испытаниях оранжевый болид простаивал в боксах в состоянии перманентного ремонта.
Глава моторного подразделения «Хонды» Юсукэ Хасэгава заявил, что не знает причин проблем, но пообещал устранить неисправности к старту Гран-при Австралии. Однако когда из стана «Макларена» полетели многочисленные заявления о том, что проблема кроется не столько в надежности, сколько в эффективности силовой установки, всем стало ясно – это катастрофа.
«С нынешними силовыми установками дело сводится не только к мощности – важную роль играют количество высвобождаемой и аккумулируемой энергии ERS, а также стратегия ее накопления», – рассказал спортивный директор команды Эрик Булье. – «В прошлом году все это для нас оказалось в новинку».
Француз намекнул, что «Хонда» настолько сильно отстает от «Мерседеса», что на сокращение отставания уйдет невероятно много времени. После чего появились слухи о переговорах с немецкими мотористами и коллажи на тему возвращения к двигателям «трехлучевых». Через прессу «Хонде» дали понять: «Либо вы все исправляете, либо мы расстаемся».
Наверное, главным страдальцем в этой ситуации оказался Фернандо Алонсо, который несколько лет назад покинул «Феррари» ради третьего чемпионского титула, но вот уже третий сезон подряд проведет в подвале пелотона. Контракт «Макларена» с испанцем истекает в конце нынешнего сезона, и если болид MCL32 не продемонстрирует скорость, Фернандо наверняка начнет активные поиски другой гоночной машины.
Как могут развиваться события?
«Хонда» уйдет по своей воле
Давление на японцев велико уже не первый год, но теперь все по-другому. В предыдущие два года они все валили на систему жетонов, которая не позволяла вносить фундаментальные изменения в конструкцию двигателя. Сейчас это правило отменили, ожидался серьезный шаг вперед, но этого не произошло. «Макларен» давит на «Хонду», требуя результатов. Обе компании теряют деньги, страдает имидж. Не проще ли прекратить агонию?
Потому что в «Хонде» так уже поступали перед сезоном-2009. Тогда команда, которую почти бесплатно забрал Росс Браун, выиграла Кубок конструкторов (перейдя, кстати, именно на «Мерседес») и сделала Дженсона Баттона чемпионом. Японцы не дождались совсем чуть-чуть отдачи от своих вложений и понесли колоссальные имиджевые убытки. Если такое повторится, репутация «Хонды» как одного из лучших автопроизводителей будет просто разрушена. Поэтому японцы будут продолжать, пока чего-то не добьются, либо пока не кончатся деньги.
«Макларен» разорвет сотрудничество с «Хондой»
Как мудро заметил Гэри Андерсон, не существует такого контракта, в котором не были бы прописаны условия досрочного расторжения. Да и японцев в Уокинг привели Рон Деннис с Мартином Уитмаршем, которых в команде больше нет. Новое руководство не так одержимо эксклюзивным сотрудничеством.
По самому суровому и беспощадному сценарию, если они разорвут контракт сейчас, то в пелотоне остается два моториста со свободными клиентскими слотами и достаточным числом персонала для обслуживания еще одной команды — это «Феррари» и «Мерседес». «Рено» прямо сейчас еще одного клиента не потянет.
Стоит ли серьезно рассматривать итальянцев? Команда «Макларен-Феррари» стала бы маркетинговой ядерной бомбой, но после длительного противостояния, длившегося не один сезон, это маловероятно. Остается только «Мерседес». Для немцев получить «Макларен» обратно в клиенты — тоже положительная имиджевая отдача. Правда, минимум два месяца будет потеряно на интеграцию нового двигателя в шасси, да и после этого, по оценкам Джеймса Аллена, «Макларен» выбьет не более сотни очков в Кубке конструкторов – этого мало.
Намного логичнее было бы внимательно наблюдать за мотористами в сезоне-2017, а затем выбрать лучшего, принеся ему свои деньги и имя. В конце концов, если Аллен прав в своих оценках, то побороться за победу в главных номинациях уже все равно не выйдет. Так зачем тогда совершать опрометчивые поступки?
Как скоро «Макларен» вернется на вершину в случае разрыва?
На тестах, которых у англичан в этом году словно и не было, болид «Формулы-1» проходит в среднем 4000 км. Это где-то 800 кругов. Без испытаний всех узлов и агрегатов болида команда не сможет добиться успеха.
Это значит, что если «Макларен» решится на разрыв прямо сейчас и потеряет два месяца на интеграцию нового двигателя в свои шасси, пять Гран-при окажутся потерянными. На тесты уйдут еще 4 уик-энда с практиками и квалификациями. Следовательно, в лучшем случае «Макларен» сможет вернуть себе конкурентоспособность только к Гран-при Венгрии. Вряд ли такое порадует Алонсо.
Сотрудничество «Макларена» и «Хонды» не прекратится
За последние три года «Макларен» не нашел большого числа спонсоров или потенциальных партнеров, а в случае расставания с японцами положение конюшни станет еще хуже. Давайте просто прикинем: по некоторым данным, неустойка за досрочное расторжение контракта может составить около 100 млн долларов. При этом «Макларен» теряет спонсорские выплаты в районе 60 млн долларов, компенсацию зарплат пилотов (еще где-то 20 млн) и бесплатные двигатели. Контракт с любым другим мотористом тоже будет стоить отнюдь не дешево. Вот и получается, что в случае разрыва контракта с «Хондой» ребята из Уокинга должны морально приготовиться к потере 200 млн долларов. А это колоссальные деньги даже для мира «Формулы-1» – на них можно целый год безбедно содержать целую команду.
Вдвойне обиднее будет «Макларену», если такие расходы не вернут команду в число лидеров. И пусть Эрик Булье утверждает, что «с двигателем «Мерседес» они бы боролись за титул», никто не может гарантировать мгновенных побед. Переход на другую силовую установку — долгий и непростой процесс, который лучше не проводить в сжатые пару месяцев.
А ведь проблема может быть и не в самом двигателе. У «Макларена» последние пару лет выходили не самые лучшие шасси, так что трудности вполне могла вызвать именно интеграция силовой установки в болид. Это объяснило бы, почему у японцев на стендах все хорошо, а на тестах — плохо. Как и замешательство Хасэгавы при попытках объяснить, откуда взялись неполадки. Тогда «Макларен» не спасет даже самый новый и продвинутый «Мерседес». Намного проще искать решение бок о бок с уже лояльной «Хондой», пусть и прибегая к давлению. Но иначе никак: надо же убедить Алонсо, что его здесь любят и ценят. Даже если для этого придется усложнять отношения со стратегическим партнером.
Как спастись от провала?
В этом сезоне — уже никак.
В остальном «Макларену» нужно занять стратегическую выжидательную позицию. Убедить Фернандо отказаться от переговоров с другими командами до последнего Гран-при в году, спрятать все переговоры с «Мерседесом» в глубочайший информационный подпол, запастись терпением самим — но не забывать пинать «Хонду» изо всех сил на предмет улучшений. Если будет наблюдаться очевидный прогресс — то появится повод удержать все действующие лица вокруг нынешнего альянса. Если лучше не станет — то стоит вытаскивать детали переговоров с «Мерседесом» на поверхность и ожесточенно ими бряцать.
При этом нужно понимать, что смена моториста в таких обстоятельствах — очень серьезный шаг. К нему уокингцы прибегнут только в том случае, если станет ясно, что с «Хондой» они успеха не добьются. «Макларен» – уже давно не просто гоночная компания, а настоящий технологический концерн, и деньги на разрыв у них найдутся. Понятно, что никто не хочет тратить больше необходимого, но и терпеть бедствие, устроенное предыдущим руководством, Зак Браун, Эрик Булье и другие руководители не захотят.
Фото: REUTERS/Alan Baldwin; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pablo Freuku/ZUMAPRESS.com, Urbanandsport/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst