Формула-1: итоги-2016. Часть 2. Макс и все-все-все
Позади чемпионского сражения Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга в 2016 году происходило много чего интересного. Было немало и борьбы, и интересных сюжетов.
Безусловно, кроме неожиданной отставки Нико Росберга наиболее неожиданным и сенсационным событием в этом году стала рокировка Макса Ферстаппена и Даниила Квята. Событие вызвавшее, - и справедливо, - в основном критическое отношение как со стороны экспертного сообщества, так и болельщиков. Тем не менее, нельзя не признать что сам Ферстаппен воспользовался переменами в своей карьере наилучшим образом.
Не будет преувеличением сказать, что Макс стал самым ярким персонажем прошедшего сезона наряду с двумя претендентами на титул. И испытание переходом в топ-команду, Red Bull он выдержал. Похоже Ферстаппен действительно перерос уровень команды Toro Rosso, независимо от того как складывалось его соперничество с Карлосом Сайнсом. Макс спокойно воспринял новый уровень ожиданий и ответственности, соответствующий одной из лучших команд пелотона. То, как он провел первую гонку в составе Red Bull в Барселоне, это вообще классика, этот эпизод безусловно ложится в фундамент его карьеры. После столкновения двух Mercedes Макс постепенно выбрался благодаря удачной тактике на первое место и провел гонку абсолютно зрело, справившись с новым уровнем давления. Первая гонка в составе новой команды - и сразу первая победа. Это эпизод, достойный карьеры великого чемпиона. И сейчас многие уже уверены, что именно таким Ферстаппен станет в ближайшем будущем.
Действия Макса вызвали и много критики, много негатива. Его манера оборонять позицию поражала уровнем уверенности в своих силах, способностью справляться с давлением в сражениях с лучшими пилотами, но в то же время действительно была игрой на грани, а порой и за гранью фола. В итоге оборона в "стиле Ферстаппена" привела к появлению нового правила в и без того толстенной книге правил. Надо сказать, весьма неоднозначного правила, еще более усложнившего непростую судейскую работу.
Макс поражал самоуверенностью и даже наглостью, удивительной для столь молодого человека. Тем не менее, следует признать, что гонщик он первоклассный. Он провел немало отличных обгонных маневров, а некоторые гонки в его исполнении были буквально шедевральны. Кроме Испании, в первую очередь на ум приходит мокрая гонка в Бразилии, где Ферстаппен пилотировал безупречно, а его обгон Нико Росберга по внешнему радиусу Curva do Sol справедливо тянет на лучший обгон года. Макс показал, что он действительно растущая суперзвезда Ф1. Но одним из самых раздражающих впечатлений прошедшего сезона было слышать как Макс говорит своим писклявым голосом: "Это смешно, это смешно!"
Немного в тени Ферстаппена оказался Даниэль Риккьярдо, но это совсем не то, что заслужил австралиец своим сезоном. Даниэль первоклассно провел сезон. И несмотря на все восторги относительно Ферстаппена, Дэн справился с этим соперничеством, и удержал Макса позади. Даниэль совмещал высокую стабильность и высокую результативность. Совершенно неудивительно, что по итогам года Дэн стал третьим.
Правда некоторые британские эксперты оценили выступления Риккьярдо более чем позитивно. Например опытнейший Марк Хьюз поставил Дэна на первую строчку своего рейтинга по итогам сезона. И это, на мой взгляд, совершенно несвоевременно. Такие оценки надо приберечь до времени, когда Даниэль получит в свое распоряжение болид, позволяющий побороться за титул. Тогда и посмотрим.
Одну гонку Даниэль Риккьярдо в 2016 году выиграл, что позволяет считать, что со всеми задачами на этот сезон австралиец справился. Без победы в гонке сезон оставил бы впечатление недосказанности, а так Дэн смог вернуться на высшую ступень подиума впервые с 2014 года. Причем на пути к победе в Сепанге Даниэль выдержал жесткую борьбу колесо в колесо с Ферстаппеном и боем доказал свое право выиграть гонку. А ведь до этого Даниэль дважды имел шанс победить в первой половине сезона, и оба раза ему совершенно обидно не удавалось это сделать. В Испании Red Bull разделил тактику своих гонщиков, чтобы повысить шансы команды на успех, и в итоге удачнее оказалась тактика Ферстаппена. Хотя поначалу казалось, что выиграть в тот день должен был именно Риккьярдо.
На следующем этапе в Монако Даниэль был быстрейшим в квалификации, впервые в карьере завоевав поул (это был единственный раз в году, когда Mercedes не выиграл квалификацию); кроме того, тактика Дэна была наиболее перспективной. Дождь перед стартом "обнулил" предстартовые расклады, но в любом случае Риккьярдо был быстрейшим в этот день и заслужил победы в княжестве. Но на его пути встали нерасторопность команды на пит-стопе, высокая командная дисциплина Росберга и неуступчивость Хэмилтона. Финишировав вторым в Монте-Карло, Дэн был темнее тучи. Лишь победа в Малайзии позволила компенсировать ту неудачу.
Потенциал и характеры Риккьярдо и Ферстаппена обещают, что если в Red Bull сумеют вновь построить чемпионский болид, ситуация в команде дойдет до точки кипения.
Для Даниила Квята этот год стал тяжелейшим. Перевод из Red Bull в Toro Rosso безусловно стал тяжелым ударом, от которого Даня долго отправлялся. Внезапно лишившись места в топ-команде, он был вынужден сражаться за то, чтобы остаться в Ф1. Рокировка с Ферстаппеном как раз совпала с тем моментом, когда Toro Rosso стала постепенно терять конкурентоспособность из-за прошлогодних силовых установок Ferrari, в то время как Red Bull стал прибавлять по мере прогресса силовых установок Renault (использовавшихся в Red Bull под маркой TAG Heuer).
Тем не менее, несколько первоклассных гонок Даниилу удались. Это был этап в Шанхае, еще в составе Red Bull, когда Квят второй раз в карьере приехал на подиуме. Это был Сингапур, где Квят после долгого перерыва приехал в очки на Toro Rosso. Также я отметил бы Барселону, где в первой гонке после отставки из Red Bull Даня приехал в очки, также впервые в карьере поставив лучший круг гонки.
Главное Квяту в итоге удалось - он остается на следующий сезон в Ф1, в составе Toro Rosso. Все-таки, несмотря на всю жесткость Хельмута Марко, доктор Марко ценит Квята и видит в нем потенциал. Действительно ведь в некоторых не слишком известных широкой публике испытаниях Дане удавалось показать высокий класс. Но выиграв место в Формуле-1, в следующем году Даниилу как воздух нужно прибавить в стабильности выступлений.
Наконец еще один гонщик программы Red Bull, Карлос Сайнс провел сезон первоклассно. Испанец на равных выглядел рядом с Ферстаппеном в начале сезона, а затем полностью превзошел Квята. Конечно, стоит учитывать, что Даниилу пришлось непросто психологически и вдобавок он был вынужден привыкать в разгар сезона к незнакомой машине. Но Сайнс выступал поразительно стабильно, и часто выжимал из своей Toro Rosso максимум возможного. На мой взгляд, сейчас Карлос выглядит готовым пилотом для топ-команды. Неизвестно, сколько ему придется ждать своей очереди в Red Bull, и на месте Mercedes, ищущей гонщика на место Росберга, я бы рекомендовал присмотреться к Сайнсу. В отличие от гонщиков основной команды Риккьярдо и Ферстаппена, в отношении Карлоса боссы Red Bull, думается, были бы посговорчивее. Но конечно дело осложняют сложные отношения между Mercedes и Red Bull.
Для Scuderia Ferrari сезон-2016 стал годом разочарований, увы. Единственным светлым пятном здесь выглядит Кими Райкконен, которому удалось доказать, что он по-прежнему готов гоняться на высшем уровне, выиграв квалификационную дуэль у Себастьяна Феттеля (со счетом 11:10). В остальном об этом сезоне предельно исчерпывающе говорят два факта: Ferrari, как и в 2014 году, закончила год без побед, и уступила позицию в Кубке конструкторов Red Bull, спустившись на третью строчку. Все это напоминает малость ту Ferrari, которая была в начале 90-х.
В начале сезона картина была куда отраднее. На тестах Ferrari показывала неплохую скорость, намереваясь побороться с Mercedes. В Австралии после старта две Ferrari лидировали, пока Райкконен не сошел из-за неполадок, а Феттель не пропустил Mercedes из-за неверной стратегии. Тем не менее, несмотря на упущенную победу, потенциал был виден, и казалось, что не сейчас, так в другой гонке. Увы, увы... Ferrari раз за разом проигрывала, когда появлялся хоть какой-то шанс победить, - и все из-за слишком консервативной стратегии. А ведь в основном и шансов то особых не было из-за формы Mercedes. К середине сезона к тому же оказалось, что Red Bull смог догнать и обогнать "красных" в темпе развития. В итоге во второй половине сезона и подиумы стали для Ferrari не частым явлением. Летом "Скудерию" покинул Джеймс Эллисон, с которым связывали большие надежды. И все это на фоне постоянного прессинга, оказываемого на Ferrari и прессой, и боссом Серджио Маркионне.
Сверхуспешным год 2016-й стал для Force India. Команда закончила сезон на четвертой строчке в Кубке конструкторов, лучшей в ее истории, и это уже возвращение на уровень ее предшественницы, Jordan образца конца 90-х. Хотя у Виджая Мальи сложные отношения с законодательством его страны и неоднозначная репутация, но в Ф1 индийский "олигарх" сделал многое. Он фактически возродил команду из Сильверстоуна, которая к моменту покупки и смены названия на Force India превратилась в безнадежного аутсайдера. Почти 10 лет прошло, когда у руля находится Малья и его верные соратники, и результат налицо. Команда очень эффективно расходует свои ограниченные, по сравнению с топ-командами, ресурсы, год от года строя отличные машины. Опытная пара пилотов Серхио Перес и Нико Хюлкенберг выступали вместе уже не первый сезон, и стабильно приносили результат. Перес - тот и вовсе пару раз поднялся на подиум. В конце года Force India опережала в темпе прогресса Williams, имеющий точно такие же силовые агрегаты Mercedes. Это позволило опередить старейшую английскую команду и удержать ее позади.
Жаль, но Williams в этом году действительно сдал. Команда, вновь выступавшая в шикарной ливрее Martini, после пары сезонов, когда неизменно завершала чемпионат в тройке лучших команд, откатилась назад и по скорости, и по темпам доработок. Еще недавно, год-два назад говорили о том, что вот-вот Williams будет побеждать. В этом году речи об этом уже не шло, а подиумы, которые регулярно доставались английской команде в недалеком прошлом, практически иссякли. Таким образом, итогом сезона стал проигрыш не только первой тройке команд, но также и Force India, так что год Williams завершил на пятом месте. Также в этом году ветеран Фелипе Масса впервые ощутимо уступил Валттери Боттасу, что во многом и привело к решению Фелипе завершить карьеру.
Две команды с громкими названиями и большим потенциалом проводили в 2016 году фактически переходные сезоны. McLaren Honda постепенно прибавляла, в то время как японские моторостроители наконец представили конкурентоспособную силовую установку. По сравнению с предыдущим годом контраст был особенно заметен, но будем откровенны - 2015 год для McLaren Honda фактически был тестовым сезоном, просто тесты проводились в рамках Гран-при. Тем не менее, это по-прежнему все еще не те результаты, которых заслуживают великие чемпионы, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон. И представится ли Баттону еще один шанс показать, на что он способен - большой, большой вопрос... Ответ на который вероятно отрицательный...
Renault в этом отношении хотя бы не разочаровывала своих пилотов, так как состав в 2016 году был откровенно молодежным. Кевин Магнуссен, уже успевший показать свой потенциал, и Джолион Палмер, еще один сын бывшего гонщика Ф1 в пелотоне, чемпион GP2 с репутацией рента-драйвера. Кстати, Палмер по ходу сезона сильно прибавил; если в начале года Джолион явно уступал Кевину, то в конце сезона сравнялся по скорости с Магнуссеном. Это во многом и позволило Джолиону остаться в Renault на следующий год. Технически Renault выступала фактически на прошлогоднем болиде Lotus, главная модернизация которого коснулась переоборудования под другую силовую установку - Renault вместо Mercedes. Так что больших результатов команда изначально не ждала, и рассматривала сезон как переходный. С этой точки зрения сезон для Renault был неплох, но безусловно ожидания от возвращения заводской команды, марки, с большой историей в Ф1 по умолчанию другие.
Неожиданно блестящий дебют удался Haas F1 - первой американской команде в Ф1 с незапамятных времен. Бизнес-модель Джина Хааса и Гюнтера Штайнера оказалась очень удачной в условиях современной Ф1, когда значительную часть работ отдали внешним поставщикам, в числе которых были такие гиганты как Ferrari и Dallara. Роман Грожан провел отличный сезон, он был настоящим лидером команды. Эстебан Гутьеррес периодически демонстрировал отличную скорость, но так и не сумел "подружиться" с очками. В результате за все время в Ф1 мексиканец лишь однажды, в 2013 году попал в очки, и такая статистика не говорит в пользу продолжения его карьеры.
Для Sauber сезон был крайне тяжелым; долгое время речь шла о фактическом выживании команды, находившейся на грани банкротства. Затем в команду пришли новые инвесторы, ситуация постепенно выправлялась, но до последнего момента швейцарцы рисковали повторить свой антирекорд 2014 года, когда единственный раз в своей истории окончили чемпионат с 0 очков. Ситуацию спасла дождевая Бразилия, где местный герой Фелипе Наср провел блестящую гонку. Хотя большую часть сезона Наср уступал Маркусу Эриксону, но это был как раз тот случай, когда одно выступление с лихвой перекрывает множество других.
Очередная реинкарнация Manor выглядела в 2016 году достаточно неплохо. По крайней мере команда не была явным аутсайдером, как в прошлом, хотя они и боролись с Sauber в основном за последние ряды стартового поля, но периодически вклинивались и в борьбу с Renault или Toro Rosso. Приятно, что в 2016 году в пелотоне не оказалось абсолютных аутсайдеров, и впервые за долгое время все команды закончили сезон с завоеванными очками. Для Manor единственное попадание в очки пришлось на Австрию, где Паскаль Верляйн выступил просто блестяще и в квалификации, и в гонке. Manor вообще выглядел этаким фарм-клубом Mercedes, особенно после того как у Рио Харьянто закончились спонсорские деньги и его заменил Эстебан Окон. И Верляйн, и Окон сумели произвести хорошее впечатление, и в следующем году сделают новый шаг в карьере. Окон, в Формуле-3 побеждавший Ферстаппена (сейчас такая строка в резюме уже стоит дорого), поедет в Force India, что открывает значительные возможности. Верляйн, являющийся самым молодым чемпионом DTM, тоже должен сделать следующий шаг... Куда? Посмотрим. При поддержке Mercedes возможны разные варианты.
В 2016 году в Формуле-1 пытались внедрить различные нововведения, но лишь одно из них прижилось. По обоюдному согласию команд и Pirelli шинники стали привозить на этапы чемпионата на один компаунд больше, что действительно сделало гонки гораздо более интересными стратегически. Ведь ранее, с двумя обязательными составами резины стратегия в гонках была практически одинаковой у всех. Отметим, что эту инициативу как раз проявили команды, и шинники их поддержали.
Остальные инициативы ждали оглушительные провалы. Новый формат квалификации с выбыванием. Интересно это было только на бумаге, уже Австралия показала крайние недостатки такого формата. В итоге быстро вернулись к прежнему варианту, хотя FIA и пыталась сопротивляться, всячески задерживая обратный переход. Запрет на "подсказки" по радио. Хотя у этого нововведения было разумное обоснование, на практике оно оказалось практически невозможным, приведя лишь к некоторым абсурдным ситуациям. Например, когда в Австрии у Переса отказали тормоза, а команда не смогла его предупредить. Когда Хэмилтон в Баку не мог перенастроить режим настроек двигателя с бортового компьютера. Когда Росберг получил штраф за "подсказку" из боксов в Сильверстоуне. В итоге почли за благо отменить данный запрет, пока вал абсурда не докатился до критического уровня.
Другая проблема, острота которой давно выглядит критической - судейская. Но здесь, хотя по ходу сезона я сам немало критиковал судей, хотел бы сказать несколько слов в их защиту. Им действительно приходится непросто, разбирая все эти многочисленные инциденты, зачастую весьма неоднозначные. Хотя в руках стюардов есть множество видов с различных камер, они видят больше, чем обычные болельщики и комментаторы, и зачастую могут увидеть более объективную картину происходящего. Непоследовательность судейских решений легко объясняется тем фактом, что состав судейской коллегии меняется от гонки к гонке. Лучше бы было завести постоянного стюарда? Не факт, так как мог бы появиться фактор пристрастия, "любимчики" и "нелюбимчики" среди гонщиков.
Главное же, что разбираться кто получил преимущество, срезав поворот, а кто не получил, как показала Мексика, действительно тяжело. И решить этот вопрос можно только кардинально. Трава, гравий за пределами линий, отмечающих границы трассы; "лежачие полицейские" и ретардеры внутри шикан, как это сделано в Монце. Пусть не судьи решают, кто получил преимущество, срезав, а кто нет; пусть это решают трассы. Об этом говорится уже так давно, но пока ничего не делается. И если не решить этот вопрос, то работа судей будет по-прежнему увеличиваться и вызывать справедливое недопонимание со стороны зрителей и участников гонок. С 1994 года в Формуле-1 в целях безопасности сделано было очень много. Но в некоторых вопросах зашли слишком далеко.
В любом случае, сезон 2016 года оставил приятное послевкусие нестареющей классики: красивой борьбы чистокровных гоночных болидов и отличных гонщиков. На третий год действия регламента - первой редакции гибридной турбоэры, все компоненты словно как следует отшлифовали; они приобрели правильный вид. Следующий год будет другим. Новый регламент - и новые машины: более широкие, более агрессивные и более быстрые; и похоже молодежь вовсю выйдет на первый план.