О Петрове начистоту
Провожая личный состав пресс-центра «Формулы-1» в турне за пределы Старого света, «Paddock LIVE» попросил отдельных его представителей ответить на два вопроса о Виталии Петрове. Позади две трети сезона – экспертов россиянин успел и удивить, и озадачить, а потому и оценки его выступлений получились весьма неоднозначными…
– Как вы оцениваете прогресс Виталия Петрова по ходу сезона?
Джеймс Аллен, Financial Times (Великобритания):
– Я думаю, прежде всего, его надо сравнивать с Нико Хюлькенбергом. Оба пришли из GP2, у обоих примерно одинаковый опыт и у обоих было ограниченное количество тестовых дней перед началом сезона. Если посмотреть на прогресс Нико, нетрудно заметить, что в начале сезона на незнакомых трассах он испытывал очевидные проблемы. То же самое можно сказать и про Виталия. Затем чемпионат переехал в Европу, и здесь, я бы сказал, что Хюлькенберг – если не принимать в расчет уик-энд в Венгрии, где Петров был просто великолепен, – добился более заметного прогресса. Он большую часть времени был быстрее своего напарника по команде Рубенса Баррикелло в квалификациях. Причем, даже на тех трассах, где бразилец раньше побеждал – то есть, в Валенсии и Монце. Плюс, немец набрал не намного меньше очков, чем напарник. Про Нико я могу с уверенностью сказать: «Да, он проделал отличную работу в этом году». И именно с ним надо в первую очередь сравнивать Виталия. Да, все мы помним потрясающий уик-энд в Венгрии. Он был очень и очень хорош. Но затем… он слабо выступил в Спа, еще слабее провел уик-энд в Монце. Я думаю, что в «Рено» хотели бы сохранить его в следующем году, но два последних этапа чемпионата серьезно ударили по его шансам остаться.
Джонатан Легард, комментатор Би-би-си (Великобритания):
– Иногда он производит впечатление человека, который абсолютно точно знает, что делает. Но пока его форма все еще очень сильно зависит от того, знаком он с трассой или нет. Когда он приезжает туда, где уже выступал, он выглядит по-настоящему сильно – можно с уверенностью сказать, что он создан для «Формулы-1». Но на трассах, которые он не знает, он адаптируется медленнее, чем, скажем, Нико Хюлькенберг. Тем не менее, если не брать в расчет Монцу, в последних нескольких гонках Виталий показал себя очень неплохо. Он доказал, что может бороться в лидирующей группе, что может прорываться из задних рядов, и, бесспорно – что у него есть талант. Но ему во что бы то ни стало необходимо как можно скорее избавиться от ошибок по пятницам и субботам.
Джонатан Ноубл, Autosport (Великобритания):
– С самого старта сезона мы видели яркие вспышки, во время которых он демонстрировал свою истинную скорость. И если раньше это были действительно вспышки – может быть на протяжении десяти-пятнадцати кругов в гонке, – то теперь они трансформировались в способность проводить идеальные уик-энды, как это было в Венгрии. Там он провел отличный Гран-при. Он уже показал, что способен на многое. Команда уже это знает. Осталось только исключить ошибки, подобные той, что случилась в субботу в Монце. Маленькие глупые ошибки, которые затем оборачиваются большими проблемами – избавиться от них сейчас самое главное. Не надо забывать, что ему приходится сидеть на «самом горячем» пилотском кресле во всей «Формуле-1» – и это требует от него предельной концентрации в оставшихся гонках. Надо не допустить повторения того, что было в квалификациях в Спа и Монце. Мне сложно понять, в чем природа этих ошибок, но мне кажется, что дело в психологии. После Венгрии он осознал, что способен на многое. И, может быть, уверенность в себе уже успела перерасти в самоуверенность. Возможно, надо слегка успокоиться, убавить в агрессии. Думаю, потеря пяти позиций на старте в Монце должна послужить неплохим уроком…
Джо Савард, Grand Prix Plus (Великобритания):
– Он проделал неплохую работу. Важно, в первую очередь, понять добился ли он того, чего мы ожидали перед началом сезона. Я бы сказал, что да. Несомненно. Мы не ждали от него чего-то большего. Новички всегда делают ошибки. Посмотрите на остальных. Кто из дебютантов выступает лучше Петрова? Можно сказать, что неплох Камуи Кобаяси. Хорош и Нико Хюлькенберг. Но Виталий – ничем не хуже. Просто его ошибки заметнее, ведь он постоянно вынужден бороться с Робертом Кубицей. Это намного сложнее, чем выдерживать конкуренцию со стороны Педро де ла Росы или Рубенса Баррикелло. Я бы сказал, что он выступает достаточно хорошо. Не великолепно, но и не из рук вон плохо.
Андреа Кремонези, La Gazzetta dello Sport (Италия):
– Говорить о прогрессе в целом очень сложно, потому что пока его выступления больше похожи на синусоиду. Характерны постоянные перепады. Многое зависит и от трассы. Скажем, в Стамбуле, где он раньше побеждал, он выглядел очень хорошо, пусть и не набрал очки. В других местах, как, скажем, в Монце, Виталий выглядел уже не так солидно, и, прямо скажем, не соответствовал уровню машины. Но не стоит забывать о том, что ему постоянно приходится выдерживать сравнения с Робертом Кубицей, а это один из лучших пилотов в современной «Формуле-1».
Хейкки Культа, Turun Sanomat (Финляндия):
– Я думаю, если бы сезон стартовал лучше – если бы он смог заработать очки раньше, а не в Китае – ему было бы намного проще. В Шанхае он лишь в первый раз добрался до финиша, хотя в предыдущих Гран-при также демонстрировал неплохую скорость. Тем не менее, отсутствие результата, возможно, сказалось на его настрое. Он начал торопиться, пытаться как можно быстрее доказать, что достоин быть пилотом «Формулы-1». Если бы результат пришел раньше, мы бы увидели более серьезный прогресс. Главная проблема – это по-прежнему квалификация. Каким-то образом Виталию во что бы то ни стало надо найти в себе пару лишних десятых. Борьба в середине пелетона сейчас очень плотная, и во втором сегменте надо уметь показать максимум, надо быть стабильным. Несколько раз мы видели это, в том числе в Венгрии, где у него был идеальный уик-энд. Кто знает, может быть, после этого его собственные ожидания чуть превысили его возможности. Он переборщил в Спа, затем потерял бдительность в Монце. Но при всем этом, я бы сказал, что в его скорости сомневаться невозможно – он ее не раз демонстрировал. Проблема в том, что чуть затянулся, я бы сказал, процесс взросления. Он пока не заматерел. Но, если он останется в команде в следующем году, я уверен, что он выступит значительно сильнее. Так обычно происходит – второй сезон дается новичкам проще. А Виталий – прирожденный гонщик.
Миколай Сокол, Rzeczpospolita (Польша):
– В некоторые моменты сезона он действительно заставлял всех обратить на себя внимание. В первую очередь, я говорю, конечно, о Венгрии, где он квалифицировался выше Робрета. Увы, нам не удалось сравнить их в гонке, но у него были все шансы добраться до финиша раньше. Он заслужил хороший результат в той гонке. Уж не знаю, что именно он сделал, но ему удалось собрать воедино все слагаемые, и после того уик-энда все выглядело очень многообещающе. Потом были две гонки, которые он испортил ошибками в квалификации. Совершенно глупые ошибки, которые стоили очень дорого. Да, он оба раза прорывался наверх, но мог добиться большего. А именно это в первую очередь важно для команды. Сейчас я все еще жду от него подтверждения класса. Жду, что он вновь покажет себя, убедит всех, что может зарабатывать очки… давайте уже говорить прямо – на регулярной основе. Прогресс машины очевиден. Да, он не знает трасс, но я уверен, что это не должно стать большой проблемой. Он постепенно адаптируется, и мне хочется, чтобы у него все получилось. Скрестим пальцы, и будем надеяться, что он сможет выступить в оставшихся гонках по крайней мере так же как в Венгрии.
Михаэль Шмидт, Auto Motor und Sport (Германия):
– Да, я бы сказал, что он выглядит неплохо. До Венгрии оптимизма было мало, поскольку даже во временах на круге большого прогресса по отношению к Кубице видно не было. Но потом, начиная с венгерской гонки, он смог многим доказать, что не случайно здесь оказался. Плюс ко всему, он обрел уверенность в себе и стал намного ближе к напарнику. Да, он все еще делает ошибки. Но это нормально для новичков. Посмотрите на Феттеля. Он проводит третий сезон в «Формуле-1» и все еще допускает ошибки. Много ошибок.
– Заслужил ли он право остаться в команде в сезоне-2011?
Джеймс Аллен:
– Надо помнить, что сейчас дебютантам приходится очень тяжело. Возможно, даже сложнее, чем когда-либо в «Формуле-1». Естественно, в первую очередь, из-за запрета на тесты. К слову, этот запрет сейчас играет Петрову даже на руку. Для команды – огромный риск брать еще одного новичка. Нет никакой гарантии, что он справится лучше. Из тех, кто сейчас пробивается наверх, нет человека, про которого можно было бы сказать, что он «настойчиво стучится в двери чемпионата». Виталий уже здесь, он уже успел продемонстрировать, что на многое способен, и что достоин остаться. Но, так или иначе, я бы сказал, что он относится к числу гонщиков, которые пока не заслужили себе контракт на следующий сезон, и должны использовать другие возможности, вроде привлечения спонсоров и тому подобного. Ресурсов, которые могли бы помочь ему остаться. Сейчас его место в «Рено» – самое востребованное на рынке. И, я думаю, что ему очень непросто справляться с давлением. Если бы вы задали мне этот вопрос в воскресенье вечером после Гран-при Венгрии, я бы не задумываясь сказал: «Да, он сделал огромный шаг вперед и достоин остаться». Но с тех пор прошло две гонки – и он вновь там, где был до Венгрии…
Джонатан Легард:
– Во многом это зависит от того, какие у команды есть варианты помимо Петрова, и существует ли у него самого возможность привести с собой спонсоров. Если команда почувствует, что другой – более опытный гонщик – сможет помочь ей добиться прогресса быстрее, то, наверное, она должна будет остановить выбор именно на таком человеке. Это может быть, скажем, кто-то вроде Адриана Сутиля, у которого значительно больше опыта и у которого пока просто не было шанса показать себя за рулем по-настоящему хорошего автомобиля. Это может быть и Ник Хайдфельд, который отлично зарекомендовал себя в прошлом и у которого будет опыт работы с шинами «Пирелли», – а это огромное преимущество. С одной стороны, Виталий в этом году не раз демонстрировал, что может добиться очень и очень многого. Но, может быть, ему стоило бы демонстрировать это чуть чаще, попробовать показать еще и стабильность. Потому что сейчас, если посмотреть на таблицу личного зачета, разница между ним и Робертом Кубицей уж слишком велика. И если «Рено» планирует прогрессировать, – а не продолжать бороться за пятые-шестые места, – то, наверное, надо подумать и о том, стоит ли самому Виталию бороться сейчас за этот контракт? Если команда будет регулярно претендовать на победы и подиумы, давление будет только расти. Кто знает, может быть, сейчас ему лучше найти команду, которая будет больше соответствовать его уровню, и пробовать уже вместе с ней постепенно двигаться дальше? Как в свое время это делали Себастьян Феттель с «Торо Россо» или Марк Уэббер с «Минарди» и «Ягуаром»…
Джонатан Ноубл:
– Я думаю, да. Принимая во внимание, что это его первый год, что до февраля он ни разу не сидел за рулем автомобиля «Формулы-1» и то, что на тестах ему удалось провести не так много времени на сухой трассе, он показал себя неплохо. Мы знаем, что второй сезон дается пилотам значительно проще, чем первый, и мне кажется, «Рено» должна дать ему шанс.
Джо Савард:
– Да.
Андреа Кремонези:
– Для меня – да. Ему надо дать второй шанс. Он борец, он гонщик – это видно невооруженным глазом. Но, конечно, это зависит еще и от некоторых других вещей… как спонсорство, деньги…
Хейкки Культа:
– Как финн, я был бы рад видеть на его месте Кими или Хейкки. Но, мне кажется, вероятность того, что они окажутся в «Рено», крайне мала. Команда уже начала строиться вокруг Роберта, и сейчас он способен «убить» не только дебютанта, но и очень опытного сильного пилота. Так что, как мне кажется, Виталий – это почти идеальный кандидат на место второго гонщика этой команды. Он показал, что действительно может зарабатывать «большие» очки – пусть для этого ему пока нужен идеальный день. Но тот результат, что он продемонстрировал в Венгрии – это его виза на продление контракта. Команде главное понимать, что когда он наберется опыта, он будет способен делать это регулярно. Он доказал, что быстр – и это главное.
Миколай Сокол:
– Для меня – да. Учитывая факт, что Хейкки остается в «Лотусе», а у Тимо есть контракт с «Вирджин», шансы Виталия выглядят неплохо. На рынке не так много опытных и быстрых пилотов, а на новичка его менять смысла нет. Я уверен, что если у Виталия будет возможность в полном объеме отработать зимнюю тестовую программу, если у него будет столько же дней за рулем машины на сухой трассе, сколько и у Роберта – то он выступит значительно лучше в следующем году. Сейчас ему пришлось учиться всему и сразу, а это невероятно сложно.
Михаэль Шмидт:
– Главный вопрос в том, много ли есть свободных пилотов, которые гарантированно смогут выступить лучше. Я бы сказал, что их практически нет. Большое преимущество перед всеми будет иметь Ник Хайдфельд – в первую очередь из-за опыта работы с шинами «Пирелли». С другой стороны, Хайдфельд – уже возрастной пилот. Но нужен ли такой гонщик «Рено»? Если они хотят работать на перспективу, то лучше сохранить Виталия. Дать ему, по крайней мере, еще сезон. Но… В таком случае самому Петрову надо будет сделать решительный шаг вперед. Огромный шаг. Я бы сказал, что если и в следующем году – хоть на отдельных этапах – он будет проигрывать Роберту больше трех десятых с круга, то рассчитывать на продолжение карьеры в сильной команде будет уже очень сложно.
P.S. Опрос проводился в воскресенье вечером в Монце, еще до официального объявления «Заубера» о контракте с Ником Хайдфельдом и новостей об интересе Кими Райкконена к «Рено».
1) В боксах (в трейлерах) сидят табуны аналитегов , и никто не почесался по радио сообщить , что из параболики на прямую вышел болид другой команды - будь внимателен .
2) Почему всю гонку он ехал на харде , тогда как Феттель на софте . Вместо этого Бульён(понравилась погоняла, ниже написали) талдычит :
» (корр.) – Было ошибкой стартовать на жестких шинах?
– Нет, я так не думаю.
(корр.)– Но Феттель проехал на мягком составе практически всю дистанцию.
– Я не думаю, что это ошибка. Это наш выбор.
(корр.)– Виталий мог быть быстрее на мягких шинах?
– Я не думаю.»
Интересно , о чём он вообще думает .
Если это так, буду только рад увидеть Алёшина за рулём любого из болидов Ф1.
Ну надо же как-то свой уровень осознавать.
Петров УЖЕ прыгнул выше головы. Беда в том, что теперь ему мало прыгать выше головы, надо на голову выше :)