Алан Пермейн: «Иногда Петров выключается»
Главный гоночный инженер «Рено». О дебюте Виталия Петрова, отношениях россиянина с Робертом Кубицей и его субботних ошибках…
– Какое впечатление Виталий произвел зимой, когда вы только начали работать вместе?
– Я начал следить за ним намного раньше – он отлично провел два последних сезона в GP2. Последний был особенно хорош. Потом он пришел гоняться за нас. У него был очень сложный старт. Если честно, машина ему не подходила. Ему не нравились тормоза, он часто блокировал передние колеса, быстро изнашивались шины. Но, тем не менее, он все равно оставался спокоен и продолжал работать. Увы, нам не удалось представить ему больше времени на сухой трассе. В основном он работал на мокрой. Так что… старт был не слишком хорош.
– Что по поводу его личных качеств?
– Он очень приятный в общении парень, его английский достаточно хорош, в техническом плане у нас не возникало никаких проблем. Кроме того, он отлично подкован – сразу начал хорошо описывать, что происходит с машиной.
– Зимой ему приходилось работать под давлением. Все вокруг говорили про деньги…
– Такого действительно никому не пожелаешь. На него навалилось много всего – выдержал бы не каждый. Новая машина, новая команда, сверхбыстрый напарник, плюс остальное… Но он прогрессировал несмотря ни на что. В определенный момент сезона он был очень силен. К сожалению, два последних уик-энда не слишком удались. Он допустил глупую ошибку в Спа – после чего провел потрясающую гонку, – но мог добиться большего. Затем в Монце в квалификации он показал плохое время. Но в то же время, эта трасса очень сложная для новичков. Не всем удается быстро адаптироваться к низкому уровню прижимной силы. Но если оглянуться назад, у него была великолепная гонка в Хоккенхайме, потом в Венгрии, где он даже опередил в квалификации Роберта. Думаю, когда мы вернемся на трассы, где понадобится большая прижимная сила, он сможет вновь добиваться таких же результатов, что были в Хоккенхайме и Будапеште.
– Но пока все говорят о том, что ему гораздо легче адаптироваться на трассах, с которыми он знаком…
– Да, я бы сказал, что это действительно так. Следующие несколько гонок ему дадутся с трудом. В Сингапуре очень непростая трасса. «Сузука» – еще сложнее. Да, согласен, легко не будет. Но с этим сталкиваются все новички.
– Франц Тост из «Торо Россо» говорит, что дебютанту требуется по крайней мере два года, чтобы полностью адаптироваться в «Формуле-1».
– Я бы не стал спорить и с этим. Определенно, в первый год добиться чего-то очень сложно. Со стороны просто невозможно представить насколько много в «Формуле-1» значат детали. Даже пилотам, которые пришли из младших категорий. Но я думаю, что Виталию очень повезло, что в команде есть Роберт Кубица. Он может смотреть, как работает действительно один из лучших пилотов чемпионата. И я думаю, уже можно сказать, что Виталий многое почерпнул у напарника. Сейчас он проводит очень много времени с инженерами, досконально изучает телеметрию, пытается еще точнее описать, как ведет себя машина.
– Они работают вместе? Делятся настройками, полученной информацией?
– Я бы не сказал, что они много говорят друг с другом. Но это и не так важно. Говорят между собой инженеры. У нас нет закрытой информации между двумя бригадами. Всю информацию, которая собрана одной машиной, могут использовать инженеры другой. У нас нет секретов внутри команды. Если кто-то что-то пробует и становится быстрее – в другой половине боксов об этом узнают моментально. Непосредственно во время сессии. Да, пилоты общаются не слишком много, но конфликтов у них нет – эти отношения вряд ли можно назвать закрытыми. Они неплохо ладят. Скажем, сразу после первой сессии в пятницу, они обычно обсуждают друг с другом какие передачи использовать в сложных поворотах. Если у Роберта возникнет какая-то проблема, то он обязательно спросит, что по этому поводу думает Виталий.
– Стоп… Это когда в последний раз такое было?
– Не то, чтобы проблема. Если Роберт не уверен, на какой передаче проходить тот или иной поворот, он спросит Виталия. Не буду говорить, что это происходит часто, но действительно происходит. Такое было. Больше чем один раз.
– Какие у Петрова сильные и слабые стороны?
– Он очень устойчив с психологической точки зрения. У него нет никаких проблем с нервами. Он садится в машину и перестает волноваться вообще. Он точно знает, чего хочет. Он хорошо работает, обратная связь – великолепна. Но иногда он… как бы выключается. Как в Спа. Заехать на мокрый поребрик? Не знаю, нужно ли это было. Затем в Монце он заблокировал Глока. Да, он его не видел. Но опять же – он не был сконцентрирован. Гонщик «Формулы-1» должен быть полностью сконцентрирован всегда. Вне машины – на сто процентов, в машине – на сто пятьдесят. Здесь нет подходящего времени, чтобы расслабиться. Но, я уверен, с опытом он перестанет допускать такие ошибки.
– Вы сказали про обратную связь. Вы с самого начала были довольны тем, как он доносит информацию до инженеров?
– Да. Естественно, от новичка мы не могли ждать, чтобы он сразу начал давать такой же объем информации, как и опытный пилот. Но он с самого начала отлично справлялся. Сейчас, когда он стал опытнее, он делает это еще лучше, и в Венгрии мы это увидели.
– Так в чем же был секрет венгерского успеха?
– Нет никакого секрета. Он просто отлично поработал. В Венгрии после тренировок две наши машины были, я бы сказал, настроены очень по-разному. И Виталий добился большего прогресса. Я думаю, таким должен быть секрет успеха в каждый уик-энд. В «Формуле-1» все же намного больше зависит от работы в боксах, чем от работы на трассе. Круг в квалификации – это лишь завершающий штрих. Вот и все. Мне кажется, у Виталия может быть большое будущее в «Формуле-1». Он быстр, спокоен, а главное – никогда не стоит на месте.
В советские годы надо было ставить.. Сейчас ничего не надо..
Даже в этом интервью он четко обозначил несколько моментов, которые с начала сезона были спорными. Например, как работают пилоты друг с другом.