5 мин.

Грядут перемены!

Так получается, что в различных категориях автоспорта завершение сезона 2016 года представляет собой конец некой эпохи. Переход на новый технический регламент в Формуле 1. Уход обладателя титула 2009 года Дженсона Баттона и почти чемпиона или «чемпиона на минуту» Филипе Массы. Марк Уэббер решил, что нагонялся вдоволь. В Porsche предпочли среднемоторную компоновку для нового автомобиля GTE. Закрытие программы Audi в WEC вообще некоторым представляется концом света. Безусловно, без «четырёх колец» категория LMP1 осиротеет, но самые радикальные перемены нас ожидают всё-таки в категории LMP2.

Напомним, что в этой категории соревнуются исключительно частные команды, а экипажи должны состоять из пилотов разного уровня мастерства (существует соответствующий рейтинг от FIA). В общем, должно быть относительно дёшево и сердито. В 2016 году так и получилось: число участников данного класса в чемпионатах WEC и ELMS было более чем достойным, а борьба плотной, чего, судя по всему, не ожидали сами организаторы, иначе, стали бы они весь этот огород городить с радикальными изменениями в 2017. Дело в том, что новый регламент был утверждён ранее, когда настоящее класса было не столь блестящим, а будущее неясным, и был призван, словно НЭП, сделать это самое будущее светлым и безоблачным, как небо над Монте-Карло.

Путём тендера были выбраны 4 производителя шасси (Oreca, Dallara, Onroak (Ligier), Riley-Multimatic, шасси предыдущих поколений к соревнованиям не допускаются) и единый поставщик моторов (Gibson). Основная задача состояла в том, чтобы обеспечить равные возможности участникам при максимально низких затратах, что, по замыслу организаторов, выльется в большое количество машин на решётке и плотную борьбу на трассе. Более того, новый двигатель стал значительно мощнее, что, помимо прочего, позволит проще разбираться с GT траффиком.

Ligier
Oreca

(на фото: Ligier JS P217 и Oreca07)

К сожалению, новый регламент лишает нас таких самобытных красавцев, как BR01, на котором выступала команда SMP Racing, и Gibson 015S, который, несмотря на свой возраст, переиграл своих не столь возрастных соперников, Oreca 05 и Ligier JS P2,  в European Le Mans Series в этом году. Вся эта техника, оставшаяся не у дел, может надеяться на продолжение гоночной жизни в региональных сериях, вроде Азиатской Серии Ле Ман, не более.

BR01

(на фото: красавец BR01)

Другая революция произошла по ту сторону океана, в североамериканской серии IMSA Weathertech Sportscar Championship, где завершилась эпоха DP (Daytona Prototype). В Америке данный класс был довольно популярен, но неуклюже брендированные прототипы явно устарели, технически и эстетически, и им на смену приходит новый, основанный на LMP2, класс – DPi (Daytona Prototype International). В отличие от, назовём его, «лемановского» LMP2, в DPi вовлечены крупные автопроизводители. Машины строятся на базе шасси, предоставленного всё теми же четырьмя производителями, автоконцерны вольны в выборе двигателя (в определённых рамках характеристик) и сами разрабатывают аэродинамический обвес, стилизуя его под дорожные автомобили и решая тем самым свои маркетинговые задачи. Этим участие автопроизводителей как бы ограничивается, поскольку выступать в гонках прототипы будут на базе частных команд.

DP

(на фото: Corevette DP)

DPi – отличная площадка для концернов показать товар лицом. Причём буквально.

Компания Mazda первой представила публике свой новый прототип RT24-P DPi, чем вызвала обильное слюноотделение.

Mazda

(на фото: Mazda RT24-P DPi)

Сразу бросается в глаза передняя часть автомобиля, выполненная в фирменном стиле Kodo – душа движения. Это не просто наклейки на носовой обтекатель, имитирующие фальшрадиаторные решётки, или фары от серийного автомобиля, настоящие или также наклеенные, как в Nascar. В Mazda действительно потрудились, чтобы выполнить автомобиль в соответствии с линейкой дорожных машин.  Сложно сказать, насколько аэродинамика принесена в жертву дизайну. По словам Джона Дунана, руководителя австоспортивного направления деятельности Mazda, им всё же не раз приходилось корректировать действия маркетологов и дизайнеров, исходя из соображений эффективности на трассе. Интересно было бы сравнить временя на круге шасси Riley со стандартным «лемановским» обвесом и обвесом от Mazda.

Помимо Mazda, своё присутствие в классе DPi подтвердил Nissan. Автоспортивный мир замер в ожидании.

Если вы обратили внимание, данный текст начался с Формулы 1, но ниже было совсем про другое. Ф1 – только вершина автоспортивного айсберга. Прелесть того, что скрыто под водной гладью, в том, что вы можете оценить в полной мере всё многообразие этого мира, лишь погрузившись в толщу воды. Там, как на коралловом рифе, немного терпения, внимательности, и вот вы уже видите, как два ярко-жёлтых Корветта с постоянной сменой мест плывут по бэнкингу дайтоновского овала, как прототипы LMP1 пёстрой змеёй проносятся по эскам Porsche, нарушая все законы физики, как огромный косяк автомобилей GT3, то замедляясь, то ускоряясь с синхронностью, неподвластной нашему пониманию, вписывается в Prima Variante легендарной Монцы, а Toyota, подобно маленькому крабу, ползёт по дну, претворяется мёртвой, замирая на стартовой прямой, чтобы тут же быть съеденной на глазах у не сдерживающей слёз публики. И чем дольше вы смотрите, тем больше видите.

SK

Фото: Oreca, Onroak, SMP Racing, Mazda, Chevrolet Racing (by Brian Cleary)