10 самых ярких городских трасс в «Формуле-1»
Трек для самоубийц, автодром около рыбного комбината и другие интересные места для проведения Гран-при.
В ближайшие выходные на городской трассе «Марина Бэй» состоится девятый официальный Гран-при Сингапура. Местная гонка считается одной из самых красивых в календаре чемпионата мира, но можно ли считать ее самой яркой, особенно среди городских этапов? Некоторые Гран-при могли бы поспорить.
Монако
Монте-Карло – один из символов элитарности и благополучия, место ежегодной светской тусовки, где непосредственно гонки зачастую оказываются на втором плане. Вместе с тем – это живая история «Формулы-1», трасса, которая за почти восемь десятилетий почти не изменилась, и победа на которой – мечта любого гонщика. Вероятно, это единственный трек, который может не беспокоиться за свое место в календаре.
Пескара
Если бы автодром с такой конфигурацией появился в наши дни, его очертания непременно сравнили бы с американским стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit. Трассу в Пескаре можно назвать условно городской – по улицам (а конкретнее, городской набережной) проходила лишь одно «сторона» этого треугольника, затем начиналось извилистое «основание», представляющее дорогу вдоль деревушек, после чего шла вторая «сторона» – идеальная прямая дорога вдоль частного сектора.
Единственная гонка «Формулы-1» состоялась здесь в 1958 году, и ее посетили 200 000 болельщиков – впрочем, многим достаточно было выйти из дома и подойти к дороге, чтобы считаться зрителем. Гран-при без особых усилий выиграл Стирлинг Мосс. А еще «Пескара» – самый длинный трек в истории «Формулы-1»: протяженность трассы составила 25,5 км. Вряд ли этот рекорд будет когда-либо побит.
«АФУС» (Берлин)
Трасса в столице Германии претендует на звание самой удивительной и безбашенной в истории. В строительстве автодрома, начавшемся в 1913 году, принимали участие военнопленные времен Первой мировой войны, и на момент открытия в 1921 году трек достигал в длину 19,5 км и имел незамысловатую конфигурацию: две одинаковые длинные прямые, соединенные двумя поворотами («петлями») большого радиуса. Вскоре из-за конкуренции с «Нюрбургрингом» трек решили сделать быстрейшим в мире – для этого «северную петлю» переделали в профилированный бэнкинг с углом наклона в 43 градуса, а впоследствии – 47 градусов. О безопасности в те годы вообще не думали – например, на вершине бэнкинга даже не было барьеров! Пилоты прозвали получившиеся сооружение «Стеной смерти». На прямой перед «северной петлей» гонщики достигали гигантских скоростей, после чего необходимо было аккуратно и быстро пройти вираж, любая ошибка могла привести к трагедии.
После Второй мировой длина сократилась до 8,3 км, и на этой конфигурации в 1959 году прошел этап «Формулы-1». Гонка была сознательно разделена на два этапа, чтобы команды могли сменить шины, которые бэнкинг просто «убивал». В ходе гонки поддержки погиб француз Жан Бера, а в самом Гран-при в тяжелую аварию попал Ханс Херманн, на машине которого на «северной петле» отказали тормоза. Низкий даже по тем временам уровень безопасности и неинтересная конфигурация привели к тому, что Гран-при стал последним для «АФУС». Но гонки ушли окончательно ушли с трека лишь в 1998 году – сегодня это обычное городское шоссе.
«Боавишта» (Порту)
В Порту пилоты «Формулы-1» провели лишь два Гран-при (в 1958-м и 1960-м годах), зато трек был действительно примечательным. Трасса проходила максимально близко к жилым домам и фонарным столбам, при этом часть полотна представляла собой брусчатку, а трек в нескольких местах пересекали трамвайные пути. Около последнего поворота располагался рыбный комбинат, источавший такие ароматы, что пилотам приходилось задерживать дыхание. «Боавишта» в календаре не задержалась – трасса не выдерживала никакой критики в плане безопасности. В ХХI веке трек получил вторую жизнь – будучи немного укороченной, «Боавишта» стала принимать этапы WTCC.
«Монжуик-Парк» (Барселона)
Каталонская трасса считается одной из самых интересных в истории. Сложные извилистые повороты и большой перепад высот требовали от гонщиков отменного мастерства. Кто знает, возможно трек по сей день принимал бы Гран-при, но в 1975-м произошла трагедия: на машине лидировавшего Рольфа Штоммеленеа сломалось заднее антикрыло, после чего неуправляемый болид вылетел через отбойники за пределы трассы и убил пятерых человек, а гонщик получил тяжелые травмы. При этом перед гонкой пилоты грозились бойкотировать Гран-при из-за несоответствия трека требованиям безопасности. Трагедия вызвала большой резонанс – после случившегося «Формула-1» больше не приезжала в парк Монжуик.
Лонг-Бич
Город Лонг-Бич, как и Монте-Карло, считается курортом для обеспеченных людей. Трасса «Лонг-Бич» также во многом похожа на Монако – узенький трек, пальмы, море, знаменитости в паддоке, а вместо яхт – лайнер Queen Mary, пришвартованный у одного из виражей. Гонки в Калифорнии проходили ярко и пользовались большим успехом у зрителей, в том числе благодаря американцу Марио Андретти, но, увы, трасса продержалась в календаре лишь с 1976-го по 1983-й. Затем «Формула-1» запросила огромную плату за право проведения Гран-при, на что гордые американцы ответили отказом. Но «Лонг-Бич» процветает и без «Формулы-1» – здесь и поныне проходит этап «Индикар», а также приезжает несколько других американских серий.
Баку
В этом году появился еще один городской этап – Гран-при Европы в Баку. Трасса в столице Азербайджана проходит по самому центру города, в том числе мимо знаменитого Старого города – района Ичери-Шехер. Контраст между древними постройками и современными зданиями потрясает воображение – трек однозначно не похож ни на один действующий автодром в календаре. И хотя дебютная гонка не получилась зрелищной, гонщикам трасса понравилась, а антураж был сказочно красив. Конфигурация трека не выглядит безнадежной – здесь хватает сложных поворотов и есть, где обогнать. Возможно, уже в 2017 году с изменившемся регламентом в Баку пройдет шикарный заезд – история этой трассы только начинается.
Аделаида
В столицу Южной Австралии «Формулу-1» заманили в целях популяризации города – местная власть считала, что этап ведущей гоночной серии мира сделает Аделаиду заметнее на туристической карте мира. Удалось это или нет – однозначно сказать нельзя, но в городе проходили замечательные гонки – со времен самого первого Гран-при Австралии в 1985 году гонщики и зрители отмечали атмосферу настоящего праздника. Хотя Аделаида всегда завершала чемпионат, на этой трассе лишь дважды определялся чемпион мира – зато какие это были гонки! В сезоне-1986 – знаменитая тройная борьба за титул между Мэнселлом, Пике и Простом, из которой последний вышел победителем, будучи андердогом. В 1994 году – вынос Михаэлем Шумахером с трассы Дэймона Хилла, после которого немец оформил свое первое чемпионство.
В Аделаиде успешно прошло 11 Гран-при, после чего новые городские власти, не слишком благосклонно настроенные к «Формуле-1», отказались от проведения гонки. Но австралийский этап не исчез – соседи из Мельбурна перехватили гонку и с тех пор Гран-при Австралии проводится там.
Валенсия
Городская трасса Валенсии – пожалуй, самый неудачный «тилькедром» из всех построенных. Немецкий архитектор Герман Тильке повторил ошибки создателей «Маньи-Кура» – на чертежах связки поворотов и жесткие торможения выглядели очень интригующе, на деле мы получили одну из самых скучных трасс в истории чемпионата. В двух первых гонках обгонов почти не было, третья запомнилась полетом Марка Уэббера, и лишь в сезоне-2012 заезд выдался классным.
Валенсия не отличалась ни красивой картинкой (этап проходил в городском порту), ни высоким интересом зрителей (сказывалась конкуренция с Барселоной), ни качественным зрелищем. Неудивительно, что после 2012-го трек потерял место в календаре и теперь постепенно приходит в запустение.
«Марина Бэй» (Сингапур)
Этап в Сингапуре – воплощение мечты Берни Экклстоуна о новом лице «Формулы-1». Ночная гонка по улицам суперсовременного города – что может быть лучшей рекламой для автоспорта? Действительно, несущиеся на фоне небоскребов при свете софитов болиды выглядят потрясающе, и лишь одно портит впечатление – гонки в Сингапуре редко радуют обилием обгонов и борьбы на трассе. Конфигурацию трека, вписанную в район Марина-Бэй, не назовешь интересной или бросающей вызов пилотам, разве что вероятность ошибки повышена – отбойники близко, а жара и высокая влажность превращают каждый Гран-при в испытание на выносливость. Обычно гонка длится максимально возможные два часа, в ходе которых происходит не так много событий. И все-таки за фантастически красивый фон этой трассе можно простить многое.
На каких еще городских трассах выступала «Формула-1»
Из современных треков можно вспомнить Мельбурн, Монреаль и даже Сочи, но все эти трассы все-таки не являются городскими в классическом понимании этого слова, хоть и находятся в черте города. Тем не менее, в истории чемпионата были и другие, однозначно «уличные» этапы.
История «Формулы-1» в Испании началась с городской гонки в Барселоне, прошедшей в 1951 году в ныне элитном районе Педральбес. Этап завершал сезон, и именно тогда великий Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой первый титул. «Ф-1» вернулась на «Педральбес» в 1954 году, и с тех пор гонки там не проводились.
В 1958 году «Формула-1» добралась до Марокко, где прошел Гран-при по улицам Касабланки. Трассу «Айн-Диаб» построили всего за шесть недель. Султан Мохаммед Пятый рассчитывал на долгое присутствие элитных гонок в его стране, однако «Ф-1» в Марокко не прижилась. Сегодня Айн-Диаб – аналог бразильской Копакабаны для Касабланки, здесь множество пляжей, водные виды спорта, кафе, прогулки на верблюдах и прочие атрибуты большого туристического центра.
В попытках закрепиться в США «Формула-1» помимо Лонг-Бич объехала и другие американские города, но безуспешно. Гран-при в Лас-Вегасе на бумаге выглядел вторым Монако – полный развлечений город, масса казино и мировые знаменитости, на деле же трасса, проходящая по парковке казино Caesar’s Palace оказалась совершенно провальной и больше похожей на картодром. Гонка в Неваде не понравилась никому и быстро вылетела из календаря.
Единственная гонка в Далласе запомнилась убийственной жарой, уничтожившей асфальт, и рухнувшим на финишной прямой Найджелом Мэнселлом, который пытался докатить до финиша свой болид вручную. А этап в Финиксе «отличился» обескураживающей посещаемостью – гонку в сезоне-1991 посетило всего-то 18,5 тысяч человек, после чего «Формула-1» покинула Аризону.
Детройт был типичным городским треком – можно выделить крайне низкую среднюю скорость, узость дорожного полотна и даже тоннель, как в Монте-Карло. В остальном сходства с легендарной трассой заканчивались – в отличие от цветущего княжества, Город моторов в 80-х уже приходил в упадок и оставлял гнетущее впечатление, а на трассе даже не было боксов. Но Детройт все еще оставался центром автомобильной промышленности, и потому «Формула-1» прощала треку недостатки. При этом гонки в столице Мичигана временами получались очень даже ничего – но после 1988 года о продлении контракта на проведение Гран-при договориться не удалось.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, GP Library/UIG, Don Morley; globallookpress.com/Sutton Motorsports