«Беги, бегун!»: история и анализ к/ф «Спорт, спорт, спорт» (Э.Климов, 1970)
Детальный обзор лучшего советского фильма о спорте, который до сих пор не утратил своей актуальности:
ДИСКЛАЙМЕР: Данная статья является личным мнением автора, основанным на детальном наблюдении перипетий обозреваемого фильма. Данное мнение вам никто не спешит навязывать. Автор не претендует на абсолютную истину, ибо таковой не существует. Все в этой жизни относительно. А категоричность свойственна невеждам.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Недавно увидел на сайте Sports.Ru список лучших фильмов о спорте всех времен и народов: в нем было полным-полно достойных представителей киноискусства, однако с удивлением я заметил там отсутствие одной замечательной картины, которая на мой скромный взгляд там непременно должна была оказаться. Вины авторов того материала в этом, естественно, нет - они ориентировались на данные Кинопоиска. Скорее, виновником здесь выступает беспощадный налет времени. Хотя своей актуальности фильм не потерял до сих пор.
Речь идет о творении культового советского режиссера Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» (1970), представляющем из себя настоящую оду спорту, затрагивающую всевозможные грани этого социального явления в нашей жизни. Признаюсь честно – это мой самый любимый фильм спортивной направленности, в своем роде лично для меня поворотный, т.к. его просмотр сподвиг мою ленивую персону на посещение спортзала, а этот шаг, в свою очередь - на пересмотр своей диеты. Качком в итоге не стал, но 14 кг лишнего веса скинул и на острый гастрит больше не жалуюсь – вот она, живительная сила искусства!
И тогда я решил отплатить фильму той же монетой, попытавшись хоть как-то восстановить социальную справедливость. Сразу признаюсь – опыта обзоров кино у меня еще не было. Надеюсь, сия попытка придется вам по нраву, и вы меня поддержите.
Если вы еще не смотрели данную картину, но по ходу прочтения данной статьи у вас возник интерес к ее просмотру, предлагаю остановиться на том месте, до которого успели дочитать, посмотреть фильм, а затем вернуться сюда и сравнить впечатления, уже имея полноценное собственное впечатление об этом творении. Предлагаю сделать это с той целью, чтобы не перебивать ваше же восприятие произведения пестрящими здесь спойлерами, хотя даже с учетом их наличия его визуальная составляющая настолько сильна, что рассказ о сюжете серьезно испортить что-то, на мой взгляд, попросту не может.
Что ж, начну свое повествование о фильме.
Жанр: документальный/мокьюментари/комедия/драма
Многие причисляют данную картину к документальному жанру, с чем я не согласен: во-первых, считаю, что документальный фильм должен всецело отвечать критерию хоть и относительной, но истины, преследовать ее как цель, в фильме Климова же очень много отступлений; во-вторых, постановочные моменты в картине занимают такой хронометраж, что по своему объему нисколько не уступают кадрам хроники.
Рассказы старого массажиста дяди Володи, к которым автор еще в самом начале призывает «относиться бдительно», несут в себе оттенок так называемого мокьюментари – псевдодокументалистики, сплошь и рядом пронизанной юмором. В то же время, фильм представляет из себя скорее спортивную драму, нежели комедию (хоть в 1970 году Климов еще и считался мастером комедийного жанра). Тем самым автор как бы говорит нам о том, что жизнь – вещь многогранная, и несмотря на ее сложность, в ней всегда найдется место для юмора.
Режиссер: Элем Климов
Культовый советский режиссер снял за свою карьеру всего восемь полнометражных фильмов, зато каких: среди них такие произведения как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Агония», «Прощание», «Иди и смотри». Несмотря на признание критиков и зрителей, всевозможные награды международных кинофестивалей (Берлинале, Венеция, ММКФ), часть его картин долгое время пролежала «на полках», а сам мастер находился в опале со стороны руководителей советской киноиндустрии.
Впрочем, в 1970 году Климов слыл еще мастером комедии, благодаря своим короткометражкам и фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Похождения зубного врача». «Спорт, спорт, спорт» можно считать во многом переломной картиной в карьере режиссера: во-первых, это его последний фильм с элементами комедии, во-вторых – ярко начинает прослеживаться почерк его будущих творений, принесших ему поистине мировую известность.
Это полотно также было очень тепло встречено критиками и получило множество наград на фестивалях спортивного художественного и документального кино, в том числе и заграничных.
Сценарий: Герман Климов
Брат Элема Германовича – Герман, такой же разносторонне одаренный человек, каким был и сам режиссер: на момент съемок Герман Германович был известен, прежде всего, как профессиональный спортсмен-десятиборец, после фильма и последовавшего завершения спортивной карьеры о нем стали говорить еще и как о замечательном сценаристе. Вместе с братом в дальнейшем он работал над картинами «Прощание» и «Иди и смотри», также он написал сценарные сюжеты к ряду других кинопроизведений спортивной тематики.
В картине были использованы материалы Госфильмофонда СССР, Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР, киноархивов Венгрии, ГДР, Польши, Франции, Швеции, Югославии – объем проделанной работы воистину удивляет, хотя стоит отметить, что Элем Климов очень любил вставлять в свои творения кадры хроники и мог просматривать архивные пленки по много часов. И если по поводу доступа к архивам СССР и стран ОВД никаких вопросов нет, то как авторы картины раздобыли материалы из Франции и Швеции – для меня это лично остается загадкой, в любом случае достойной похвалы.
Первоначально подразумевалось, что «Спорт, спорт, спорт» будет представлять из себя целый цикл, благо материала было в избытке, однако в Госкино данную идею обрубили на корню, в результате чего было принято решение снимать единый полнометражный фильм с сокращениями. В 90-х гг. прошлого века братья Климова работали над художественно-документальным 12-серийным кинопроектом «Спорт и кино», который, к сожалению, так и не был реализован ввиду смерти Элема Германовича в 2003 году.
Музыкальное сопровождение: звуковое и музыкальное сопровождение в фильме на высоте, и в этом заслуга целой плеяды выдающихся мастеров советского кино, во главе с братьями Климовыми.
Начнем с композитора: Альфред Гарриевич Шнитке – это настоящая величина в советской и мировой музыке. Кроме сценических и симфонических произведений, работ по теории музыки, он широко известен зрителю как автор музыкального сопровождения для фильмов.
Наиболее плодотворное сотрудничество у него сложилось именно с Элемом Климовым - Шнитке написал композиции к шести картинам режиссера, в том числе и к «Спорт, спорт, спорт»: заглавная мелодия под названием «Победители» идеально накладывается на материалы кинохроники, еще сильнее раскрывая происходящее на экране и заставляя сопереживать зрителя каждому кадру. Ну а от органного сопровождения стихов Беллы Ахмадулиной пробирает вплоть до мурашек на коже. Музыка Шнитке делает многозначительной даже обычную беговую дорожку на стадионе, на которую накладывались финальные титры фильма.
Альфред Шнитке
Важную роль в успехе заглавной темы играет и конкретное ее исполнение в данной картине симфоническим оркестром кинематографии СССР под руководством выдающегося советского (ныне – эстонского) дирижера Эри Класа: именно в самом фильме саундтрек звучит наиболее экспрессивно и проникновенно, в чем лично я смог убедиться, прослушав иные варианты записи.
Спорт имеет нечто общее с музыкой, ибо шум стадиона, зачастую – это тоже своего рода аудиовизуальное произведение. Большую роль в успехе фильма сыграла и работа известного советского звукорежиссера Бориса Венгеровского (вы не поверите, но он также был близким соратником Элема Климова, проработавшим с ним практически на всех его картинах): саспенс перед выходом атлета на стадион, крики болельщиков, звон ударяющейся об грунт планки после неудачного прыжка Брумеля, шум воды в бассейне, звук метронома – все это в умелых руках мастера может стать настоящим инструментом для огранки будущего произведения киноискусства.
В картине также использованы различные классические композиции и популярные советские и зарубежные (!) мелодии тех времен, присутствие последних в таком количестве для советского кино на самом деле является редкостью. Удивляет, как в итоге удалось оставить их – вполне вероятно все дело в том, что они звучали на фоне кадров, изображающих «разложение капитализма» (впрочем, здесь, по моему мнению, скрыта ирония по отношению к стереотипу о «загнивающем Западе») и губительность «гладиаторства» в современном спорте. Как бы то ни было, большое спасибо стоит сказать редактору «Мосфильма» Израилю Цизину.
Совместная работа таких выдающихся для советского кинематографа личностей как Шнитке, Клас, Венгеровский, Цизин под руководством мэтра Климова сделала музыкальное и звуковое сопровождение данного фильма по сути эталонной путеводной звездой для зрителя по всем важным остановкам-акцентам картины, благодаря чему уже и само полотно стало настоящим произведением искусства в жанре спортивного кино.
Никита Михалков в образе Кирибеевича
Актерский состав: Г.Светлани – дядя Володя; Н.Михалков – Кирибеевич; Б.Романов – купец Калашников; И.Класс – Иван Грозный; Л.Шепитько – царица; В.Брумель – камео; В.Андреев – баскетболист; Л.Огиенко – Алена Дмитриевна; Б.Ахмадулина – камео (также читает стихи); Е.Новожилова – Таня Еремина; Н.Дронова – гимнастка; Г.Климов – бегун Коля; В.Синявский – камео; Е.Чайковская – камео; Д.Ольбрыхский – камео; З. Гердт – голос автора; Р.Быков – дядя Володя (озвучивание).
Ключевая особенность актерского состава фильма кроется в главной изюминке самого произведения – тесном переплетении документального и игрового кино: благодаря этому в качестве актеров наравне с самими же артистами выступают и спортсмены, как в роли своих персонажей (например, известный советский баскетболист Владимир Андреев), так и в лице самих себя (великий прыгун Валерий Брумель). Сценарист картины Герман Климов также сыграл одну из ролей – он появляется во вступительной сцене, а жена режиссера – Лариса Шепитько (также известный советский постановщик и сценарист), появляется в обличии царицы в новелле о купце Калашникове.
В то же время режиссерской группой был опрошен ряд видных общественных деятелей конца 60-хх - начала 70-хх гг. прошлого века, среди которых знаменитый спортивный комментатор Вадим Синявский, замечательная поэтесса Белла Ахмадулина, выдающийся тренер по фигурному катанию Елена Чайковская, а также иностранные актеры – поляк Даниэль Ольбрыхский и итальянец Альберто Сорди. Помимо знаменитостей в фильме принимают участие и рядовые советские граждане, опрошенные на улицах.
Кадры хроники зачастую комментируют сами участники событий: бегун Джесси Оуэнс вспоминает летнюю Олимпиаду 1936 года, а заслуженный тренер СССР Гавриил Коробков и стайер Хуберт Пярнакиви – знаменитый забег на 10000 м из легкоатлетического матча США – СССР 1959 года.
Георгий Светлани
Центральное место в картине занимает персонаж пожилого массажиста – дяди Володи, его играет Георгий Светлани. Дядя Володя является своего рода стержнем игровой части фильма, именно с помощью его баек воедино связываются документальные кадры и постановка, каждая отдельная новелла произведения. Стоит отметить, что это была единственная главная роль в кино для Георгия Светлани, прослывшего в амплуа «мастера эпизода» (чего стоит один только подвыпивший старичок у пивного ларька в «Кавказской пленнице»). Справился он с ней, однако, великолепно. Отмечу и блестящую работу Ролана Быкова в плане озвучивания данного персонажа – честно, пока не прочитал об этом на одном из сайтов о кино, голос не узнал.
К вопросу озвучки: важное место в фильме занимает и замечательный советский актер Зиновий Гердт, известный не только своими ролями в кино, но и дубляжом. В данной картине своим незабываемым и проникновенным голосом он озвучивает мысли авторов, раскрывая зрителю те моменты, которые нельзя передать путем визуализации.
Отмечу и важную роль ансамбля пантомимы под руководством литовского лицедея Модриса Тенисона, актеры которого придали необходимую толику абсурдности и юмора в сцене мечтаний дяди Володи о будущем спорта.
Постановка: как уже было озвучено выше, фильм представляет из себя необычайный и замысловатый симбиоз документального и игрового кино. Одна из главных особенностей происходящего – это высокая динамичность: всего за 80 с небольшим минут авторы картины умудряются связать воедино и рассказать целую плеяду замечательных историй о спорте, рассмотрев это социальное явление с точки зрения его взаимосвязи с другими сферами жизни общества - политикой, искусством, философией, этикой.
Как мне удалось уяснить из дополнительных источников, основными задачами братьев Климовых были избежание излишних пафоса и шаблонности происходящего, а также «оживление» документальной части фильма. С обеими задачами им удалось справиться блестяще.
Основную роль в снижении претенциозности играют сатирические и по-хорошему абсурдные вставки с участием дяди Володи, зачастую в кульминационные эпизоды слово предоставляется самим участникам происходящего в кадре, или же все отдается на откуп звуковому сопровождению, и уже сам зритель делает для себя выводы о важности некоторых моментов. Еще один замечательный ход – это демонстрация одного дня из жизни ученицы спортивного интерната для юношей-пловцов Тани Ереминой (Е.Новоселова): успешная попытка избежать ненужного пафоса путем показа желаемого через кажущуюся обыденность одного дня из человеческой жизни, но из каждого такого дня зачастую и складывается что-то значимое.
Второй момент – это «оживление» кадров хроники: в ход идет обозначенное выше звуковое сопровождение, также стоит отметить умелую работу режиссеров монтажа – В. Беловой и Г.Гинзбурга, под руководством Элема Климова. Порою архивные материалы становятся воистину игровыми, как в случае с историей о Джесси Оуэнсе. Старая советская технология монтажа в действии.
Техника подачи видеоряда архивной хроники у Элема Климова очень сходна с приемами, используемыми в видеоклипах, которые в те годы только-только начинали набирать обороты. По сути, я бы назвал Климова первым советским клипмейкером. Еще один интересный момент – это использование в некоторых местах сюрреалистических анимаций, имеющих в чем-то сходство с анимационными фрагментами из «Монти Пайтона», придуманных Терри Гиллиамом. Стоит однако отметить, что труппа английских комиков начала свою деятельность в 1969 году, в то время как фильм был завершен в 1970 году.
Еще одна особенность происходящего в картине связана с его цикличностью: фильм начинается с демонстрации беговой дорожки и повествовании о выходе бегуна на арену для соревнований, историей об удивительной драматургии финиша забега советских атлетов в Филадельфии и все той же беговой дорожкой он и заканчивается. Кроме того, в начале и в конце повествования произведения демонстрируются кадры хроники и звучат стихи Беллы Ахмадулиной, с той лишь разницей, что сперва идет демонстрация поражений под стихотворение «Ты человек, ты баловень природы…» которое заканчивается строками «Но побеждённый ты вкусил победу, над ленью мышц, над скудостью ума!», а в финале фильма – кадры побед под «Вот человек, который начал бег…», в котором звучит строчка «И вновь затеешь свой победный круг».
Эта картина представляет собою своеобразную аллегорию жизненного пути человека с точки зрения различных представлений о жизни – как о постоянном движении вперед и как о бесконечном цикле, отраженная через призму спорта: изначально показываются кадры рождения и гимнастики для детей, затем – день из жизни ребят в спортивном интернате, после идут кадры о взрослых спортсменах, в конце – по сути метафора кончины (Б. Сот и Х. Пярнакиви пережили клиническую смерть). И вновь беговая дорожка, и вновь вечный бег.
Для связи между новеллами Климов очень умело использует «спайки» - плавные переходы к новой теме путем подводок из кадров архивной хроники, интервью либо рассказов дяди Володи. Данный прием позволяет очень гармонично и без ненужных скачков довести до зрителя посыл авторов, который скрывается в сюжете фильма. О нем, собственно, речь далее и пойдет.
Сюжет: картина начинается с разъяснительных титров, как сейчас модно говорить – дисклаймера (линией подчеркнут текст, присутствующий в фильме, остальное – размышления автора статьи): Несколько историй, происходящих на арене стадиона, на трибунах и под трибунами – триумф волшебства спортивных достижений творится непосредственно перед нами на стадионах, мы становимся живыми свидетелями грандиозных свершений, однако это лишь короткий путь, за которым стоит долгий период подготовки, остающийся за кулисами, вне нашего восприятия;
С буднями спорта и его легендами вас познакомят настоящие спортсмены, тренеры и болельщики. – героями произведения являются сами творцы, а кроме них - те, кто оказывают им помощь и те, кто наблюдают со стороны. Все они одинаково важны для фильма – в частности, и для всего спорта – в целом;
К рассказам старого массажиста просим относиться бдительно – «сказка – ложь, да в ней намек», необходимо зреть в корень слегка сюрреалистичных рассказов дяди Володи, ведь это не просто дедовские байки, в них на самом деле зачастую скрывается некий сакральный смысл.
Фильм состоит из игрового вступления, из постановочных моментов также необходимо выделить день из жизни ученицы спортивного интерната и рассказы дяди Володи (о бане, о баскетболисте, о кулачных боях, о будущем спорта). Еще один игровой эпизод – это сравнение спорта с искусством через образ гимнастки (Н.Дронова). Специально для фильма были взяты интервью у Валерия Брумеля и участников забега на 10000 м в Филадельфии 1959 года – истории о них также составляют две отдельные новеллы. Отдельное повествование посвящено умозрительной борьбе Джесси Оуэнса и Адольфа Гитлера на Олимпиаде 1936 года, о ней рассказывается посредством архивных кадров.
Отдельно выделю лишь вступление, в остальном поговорим об основных идеях, которые авторы, на мой взгляд, хотели донести до зрителя.
Вступление. Дядя Володя, как уже было отмечено выше – это центральная фигура фильма. Обычный массажист, за годы работы пропитавшийся духом и историей спорта. Обычный ли? У него дома целый иконостас наград и вымпелов, на стене висит собственный портрет в стиле Поддубного, попугай дяди Володи разговаривает спортивными терминами, а еще старик умеет играть на пиле. Опять же, если верить его рассказам. «Ну раз дядя Володя утверждает, значит так оно и было», - иронизирует голос за кадром.
Такие люди из вспомогательного персонала, которые своим непосильным трудом способствуют будущим рекордам, несмотря на свою публичную незаметность, очень важны для спорта не только воодушевляющими байками. И когда дядя Володя говорил, что в будущем центральное место займет массаж, он в чем-то, сам того не зная (как и авторы, использовавшие данную фразу в качестве иронии), был прав: несмотря на технологический прогресс, живые массажисты сейчас по-прежнему весьма востребованы, а кинезиология – одно из центральных спортивных теоретических и прикладных направлений.
Забегая вперед, отмечу еще один интересный момент уже из основной части картины – это демонстрацию котельной в тренировочном центре: всего несколько, казалось бы, бесполезных секунд, которые на самом деле демонстрируют, какой труд предшествует достижению необходимой температуры в бассейне. Очень тонко.
Фильм начинается с того, что во время сеанса массажа для бегуна Коли (Г.Климов) старый массажист с целью приободрить спортсмена рассказывает ему про Жана Буэна, которого старик якобы еще до революции подготовил к историческому рекорду в часовом беге. «Он был счастливый человек, мой Жан! Он хотел победы и победил», - говорит дядя Володя.
Жан Буэн – реальная историческая фигура: 7 июля 1913 года француз установил мировой рекорд в часовом беге — 19 021 м. Погиб на полях сражения Первой мировой войны, недалеко от Ксивре-Э-Марвуазен (северо-восточная Франция).
Чтобы объяснить, насколько данная личность была известна на родине и какую значимую роль для французской нации имел его рекорд, приведу следующий пример: именем Жана Буэна назван стадион футбольного клуба «Анже» и фанатская трибуна на стадионе «Велодром» в Марселе, кроме того, его имя носит регбийная арена в Париже.
Далее авторы показывают волнение идущего по подтрибунным помещениям бегуна Коли с одновременной демонстрацией закулисья соревнований глазами спортсмена: томительное и невыносимое ожидание, нагнетаемое светом софитов и вспышками фотокамер, снующими вокруг людьми: журналисты, болельщики, соперники, персонал, милиция. О чем думают в этот момент атлеты, какое чувство ими овладевает? Паника? Азарт? Нарастающий саспенс, созданный умелым музыкальным сопровождением и работой постановщика. Вообще, в фильме очень качественно кроме физического раскрыт и психологический компонент соревновательности.
И вот спортсмен выходит на стадион – соревнование вот-вот начнется! Выстрел стартового пистолета, а что дальше? А дальше - фильм.
Спорт как массовое общественное явление. Водитель-солдат в начале картины озвучивает одну интересную мысль: «Нет человека, который не занимался бы спортом». И действительно, ведь каждый из нас занимается или занимался хотя бы физкультурой, а это своего рода тоже спорт. С младенчества детям разминают ручки и ножки, ведь без физического развития человек немощен.
Все занимаются физкультурой и спортом - от знаменитостей до ребят из цеха. И даже если вам самим лень участвовать в соревнованиях напрямую, то вы будете следить за ними под личиной болельщика. В фильме демонстрируются ожесточенные споры любителей спорта в курилках и на рынках: о роли Чернышева и Тарасова в успехе сборной СССР по хоккею; о необходимости исключить Хусаинова из состава футбольной национальной команды; о роли Хмельницкого и Серебренникова в киевском клубе; о том, кто сильнее - московский «Спартак» или киевское «Динамо».
«Статистика между прочим утверждает, что после выигрыша любимой команды производительность труда на предприятиях резко повышается. Кстати, физиологи зарегистрировали у болельщиков те же мускульные импульсы, что и при беге, ударе по мячу, поднятии штанги. Так что все мы, в некотором роде – спортсмены», - гласит закадровый голос.
Кстати, как утверждают авторы, по данным мировой статистики на 1 января 1970 года в мире было зарегистрировано 3 782 632 105 болельщиков.
Болельщицкое воодушевление и сопереживание очень явно просматривается в новелле про баню (вообще, в плане подачи, для советского кино эта сцена очень смелая, но смешная).
Массовость спорта как общественного явления демонстрируется посредством кулачных боев царских времен, показа советских спартакиад: в фильме подробно раскрывается кухня подготовки одной из них, а также кадры хроники предыдущих лет. В «клиповых» вставках делается явный намек, что массовость – это залог состязательности. В новелле о будущем спорта один из опрашиваемых высказывает мысль, что в последующем массовым станет и спорт высоких достижений.
Частично идеи, озвученные в фильме, в одном из относительно недавних интервью (2002 г.), разъяснил и автор сценария к картине – Герман Климов: «Звезды спорта задают вектор, по которому идут миллионы. Всплеск моды на фигурное катание пришелся на время наших побед в этом виде спорта, то же самое в хоккее, в любом другом виде спорта. За каждой спортивной победой должна стоять внутренняя мощь, по-другому - массовость. Когда ее нет - результат сразу налицо. Спорт заставляет человека встать с дивана. Во-вторых, спорт заражает: чем я хуже? Та молодежь, которая катается на роликах, когда они видят, что вытворяют сноубордисты, они наверняка думают: нужно бы поехать на горку покататься».
Спорт как искусство. Еще в начале фильма показывается связь человека с природой посредством кадров, демонстрирующих грациозность животных в движении. Природой, в которой эволюцией заложен дух соревновательности, который в свою очередь и являет собою двигатель прогресса, двигатель спорта.
И венец всего этого – человек. Впервые образ гимнастки, как примера спортивного совершенства, появляется в начале фильма. В то же время и классическое искусство берет свое начала от природы, от естества.
Образ гимнастки появляется в картине и позднее, на фоне творений античности и эпохи Возрождения. Гимн красоте движения человеческого тела воспевается как в спорте, так и в классическом искусстве. О связи спорта с искусством в будущем в несколько сатирической форме рассуждает и дядя Володя.
А вот что об этом в интервью говорит Герман Климов: «Спорт - это и музыка, и хореография, и скульптура, и все что хочешь. Театр, баня и стадион - это были три кита, на которых держалось древнегреческое общество. Сократ был боксером. Платон тоже известный олимпионик. Это был золотой век эллинистики - IV век до нашей эры. Гармония во всем».
В то же время превращение спорта в шоу, использование демонстрации возможностей человеческого тела в целях грубой наживы – это преступно по отношению к искусству, которое превращается в грубое ремесло, а духовное наслаждение лицезрения спорта как своеобразной культуры сменяется наслаждением животным. В картине идет сравнение спортивных шоу с современным искусством. Девушка-гимнастка и герои полотен великих творцов будто смотрят на происходящее с грустным осуждением в фильме. С неким осуждением на это глядит и дядя Володя.
Вот что по этому поводу думает Герман Климов: «Профессионализм - это путь к вырождению, конец гармонии, начало деградации. Профессионализм - это культивирование какой-то одной стороны личности, одного качества. Во что превратился древнегреческий спорт? В гладиаторство. Древняя Греция превратилась в Древний Рим. Спорт начался в Олимпии, а закончился в Колизее. Только сейчас эта «эволюция» идет гораздо более быстрыми темпами, чем в античные времена».
Джесси Оуэнс
Спорт и политика. В начале фильма Белла Ахмадулина отмечает, что спорт – это «стремление к бескорыстной победе не в ущерб другим людям». Однако, прежде всего, спорт – это демонстрация своей силы, своей состоятельности, ввиду чего вполне естественно зачастую он становится орудием в руках политиков. А порою - и их жертвой.
Уже выше была обозначена идеологическая роль массовости спорта для национального самосознания. После рассказа дяди Володи про бой купца Калашникова (Б.Романов) и Кирибеевича (Н.Михалков) боксеры возмущаются: «Так за что его казнили, он же честно победил?!». На это старик отвечает: «Так времена какие были. А ты, Вова, из-за синяков расстраиваешься».
Центральным сюжетом с точки зрения демонстрации рассматриваемой авторской мысли является сюжет с участием Джесси Оуэнса – известного темнокожего американского атлета в беговых дисциплинах и прыжках в длину. Гитлер был уверен, что 11-ая летняя Олимпиада, проходившая в 1936 году в Берлине, докажет всему миру полное превосходство арийской расы. Однако один Джесси Оуэнс взял четыре золотые медали в ключевых видах соревнования, установив пять мировых рекордов, а фюрер Третьего рейха в гневе покинул стадион еще до церемонии награждения победителей. Таким образом, первые победы над нацизмом ковались на полях других сражений – спортивных. Удивительный факт: обувь для соревнований Оуэнсу была предоставлена другим известным Адольфом – Дасслером.
Джесси Оуэнс: «Я был очень горд тем, что завоевал четыре золотые медали. Меня мало интересовало мнение Гитлера, его точка зрения. Потому что, в конце концов, я приехал в его страну не для разговоров о политике, я в ней абсолютно не разбирался. Считаю, что олимпийская арена не место для политических дискуссий».
Однако объективная реальность гласит иное: Кассиус Клей (он же Мухаммед Али) за отказ воевать во Вьетнаме был лишен всех титулов и отстранен на три года; киевские динамовцы за победу над командой нацистских оккупантов были расстреляны; казнь политических противников в Китае XX в. происходила на спортивных аренах. «Стадион давно уже стал ареной не только спортивных страстей», - именно такую мысль высказывают авторы.
Олимпийское движение начало угасать после захвата Греции римлянами: уподобление императоров чемпионам-олимпионикам, подкуп судей римским гражданством на соревнованиях колесниц, а затем и гибель - запрет игр в Византии как языческих, сожжение олимпийских храмов полчищами готов.
Валерий Брумель
Спорт как стиль жизни, спорт – как преодоление самого себя. В самом начале фильма Даниэль Ольбрыхский говорит о том, что «спорт – это борьба с самим собой». В любой сфере жизни человек, чтобы достичь чего-то большего, должен превозмочь себя прежнего, стать по сути новым человеком. А в спорте – особенно.
Таня Еремина, ученица спортивного интерната для пловцов, каждый день осуществляет изнурительные и монотонные занятия в бассейне: порою происходит перегрузка еще совсем юного и хрупкого организма, повышается артериальное давление. Но вот вновь все в порядке – и снова тренировка! И только вечером - хохмы от мальчиков, сплетни с подружками, просмотр телевизора, танцы и чтение Жюля Верна. И быстро приходящий сон, от усталости. И даже во сне ученики интерната продолжают двигаться вперед, перебирая ногами. А на следующий день – все то же самое, на бесконечном пути к совершенству.
Сколько проплывает спортсмен в день? От 4 до 15 км, в зависимости от пола и возрастной группы. В год где-то вплоть до 1500 км. Ежедневная усталость, превозмогание себя. Так может быть, можно отказаться от этого, и не стоит себя мучать, ведь многие из них все равно не станут известными пловцами? «Нет. Без воды мы – как без воздуха», - все как один утверждают завсегдатаи бассейнов, стар и млад.
Пробежав 42 км марафонской дистанции спортсмен теряет в весе до 4 кг, температура его тела поднимается до 39,5 С;
игра в футбол и хоккей обходится спортсмену от 2 до 5 кг веса;
за 1 минуту тренировки спортсмен потребляет кислорода в 25 раз больше чем обычный человек;
чтобы улучшить рекорд Дж. Уоллеса в беге на 100 м всего на 0,1 с потребовался 21 год.
Этот бесконечный и бессмысленный на первый взгляд процесс – единственный путь к тому, чтобы человек мог познать самого себя и открыть в себе новые возможности.
В этом плане очень показательна история известного советского прыгуна Валерия Брумеля: еще в юном возрасте он добился больших высот (в прямом и переносном смыслах) – неоднократный чемпион СССР, олимпийский чемпион Токио-1964, мировой рекордсмен в прыжках в высоту (228 см), лучший спортсмен мира (1961).
«Его паблисити в Америке превосходило паблисити любого спортсмена или общественного деятеля», - говорил про Брумеля его тренер. У него было все: награды, почести, любовь народа. Что могло пойти не так?
5 октября 1965 года произошло ужасное: после автоаварии Брумель ломает ногу – раздробленная правая ступня Валерия держались на одних сухожилиях, врачам из НИИ им. Склифосовского огромного труда стоило собрать конечность спортсмена практически заново, долгое время открытым стоял вопрос об ампутации. Мысли о возвращении в спорт на тот момент не было. 2,5 года мытарств по больницам, больше 30 операций, как следствие – распавшийся брак и жизнь на костылях. Гениальному человеку, добившемуся всего и жившему на вершине мира, пришлось упасть с небес к подножию Олимпа и начать свой путь заново.
На помощь пришел легендарный врач Илизаров со своим чудо-аппаратом. Брумелю всегда все давалось легко, а теперь ему предстояло познать тяжесть неудач сызнова. Тяжелая реабилитация, первые тренировки, порванные связки – и вновь больничная палата. А после нее – новые тренировки и прыжки. Неудачные попытки, одна за другой. Одна за другой. Бесконечный цикл неудач.
Брумель был очень противоречивым человеком: незаурядный, целеустремленный, честолюбивый, в чем-то взбалмошный. Но то, что он смог прыгнуть выше двух метров тогда, когда возможность ходить уже была подвигом для него, говорит о его гениальности и несгибаемом человеческом характере. Да, затем он получил еще одну травму и завязал со спортом окончательно. Но он сделал все, что мог. И даже больше.
Спорт может спасти жизнь человеку, как в той забавной истории, что рассказал дядя Володя про долговязого паренька, которого увидел в окне: он сбивал головой уличные часы, пугал прохожих и везде был изгоем, пока старый массажист не пристроил его в баскетбольную команду, где он стал чемпионом. «Я спас его, а остальное сделал коллектив», - говорит старик.
Долговязого парня Толю сыграл настоящий баскетболист – Владимир Андреев, хотя по признанию самого спортсмена, роль хоть во многом и биографична, но рассказывает о его друге – Алжане Жармухамедове (в бытность выступлений за московский ЦСКА все звали его, кстати, Анатолием).
Но спорт может нести в себе и губительное начало, которое также порою необходимо преодолеть. Матч легкоатлетических сборных США и СССР в Филадельфии, 18 июля 1959 года. Соревнование длилось два дня, к концу подходил первый из них: перед бегом на 10000 м мужская сборная СССР минимально уступала американцам – 73:75. На самом деле, с точки зрения тактики спортивных соревнований, отставание разительным не было, с учетом подавляющего преимущества наших женщин. Однако никто не хотел уступать.
От Советского Союза бежали Десятчиков и Пярнакиви, от США – Сот и Труэкс. Температура в тени – 33 градуса по Цельсию, влажность воздуха – 88% (сами понимаете, пекло ужасное, становилось плохо даже зрителям на трибунах). По ходу дистанции Сот совершил роковой рывок, который стоил ему гипоксии, предельной стадии обезвоживания и потери солей – «классический случай Сота». Через некоторое время после своего спурта американец упал в первый раз, но к нему не дали подойти врачам, надеясь на то, что он продолжит бег. Действительно, Сот поднялся и попытался побежать вновь, но вскоре он упал во второй раз и уже потерял сознание. У спортсмена была диагностирована клиническая смерть, усилиями врача советской сборной и медиков в клинике жизнь Бобу спасти удалось, но о спорте ему пришлось забыть.
До финиша без видимых проблем добрался лишь железный Десятчиков, по ошибке судей пробежавший лишний круг - он был единственным, кто по итогам забега остался на ногах (хоть и был, со слов товарищей по сборной, весь «черный»). Основная борьба разворачивалась между эстонцем Пярнакиви и Труэксом: Хуберт держался Сота и к концу дистанции стал испытывать те же симптомы, что были у Боба; американец, завидев то, что случилось с напарником, предельно снизил темп, в надежде что сможет догнать и обогнать Пярнакиви малой кровью.
Последние 100 метров Хуберт преодолевал целую вечность, его бег больше был похож на какой-то странный танец. Танец со смертью. Но он дошел до конца дистанции вторым, рухнув без сознания в руки коллег по сборной. Хуберт Пярнакиви также перенес клиническую смерть и после соревнований в Филадельфии закончил со спортом.
Х. Пярнакиви
Стадион – это мир. В мгновениях спорта сама жизнь. А потому спорт – это страсть, борьба, победа. Так было. Так будет.
Конечно, данный фильм не лишен изъянов: есть вопросы по некоторым идеологическим моментам, многие могут возразить по поводу мнений о современном профессиональном спорте и современном искусстве, возможно у вас вызовут отторжение какие-либо другие эпизоды картины. Но несмотря на все это, она до сих пор актуальна – она дает пищу для размышлений. А какова цель искусства? Заставлять нас думать. И на основе этих мыслей действовать. Этот бесконечный и порою бессмысленный на первый взгляд процесс – спорт. Этот казалось бы бесконечный и порою бессмысленный на первый взгляд процесс – жизнь. Единственный путь к познанию человека самим собою.
Вот человек, который начал бег
давно, когда светало во вселенной,
не вычислить, какой по счёту век
бежит он вверх и вдаль. К благословенной
и важной цели. Что за торжество
манит его превозмогать пространство?
Вот человек - смотрите на него!
Во мгле времён его лицо прекрасно.
Он был рабом египетских пустынь,
Изгоем смуглым, что задохся в беге
И умер бы, когда бы не постиг,
что суть судьбы - есть вечный бег к победе.
Всё прочее недвижно и светло,
А в нём живут азарт и напряженье
И золотыми мышцами его
Всё человечество вершит движенье.
Беги бегун, беги мой брат, мой друг!
Усильем духа ты минуешь финиш.
И вновь затеешь свой победный круг,
И в день грядущий острый профиль двинешь.
Беги, бегун!
Легально и бесплатно фильм можно посмотреть здесь
Использованы материалы сайтов Кинопоиск, Sports.Ru и Sportbox.Ru, Парламентской газеты, газеты «Аргументы и Факты», газеты «Караван», газеты «Московские новости», радиостанции «Эхо Москвы».
Стихотворение - Б. Ахмадулина.
Гений. Что тут еще сказать. Я все удивляюсь, почему фигуристы так мало используют его музыку. Катаются под такую ерунду - уши вянут. И такая музыка у них под ногами валяется - только подбери.
только вот стало интересно, как лучше - посмотреть, а потом читать ваш текст, или может наоборот?