Прыжки выше головы
Каждый раз не перестаешь удивляться, как прыгуны умудряются перепрыгивать свой рост на полметра, а некоторые еще и выше. Но на чемпионатах мира или Олимпийских играх результат далеко не первичен, важнее победа и дух соперничества.
За всю историю прыжков в высоту было много противостояний. Можно вспомнить легендарное – Валерия Брумеля с американцем Джоном Томасом. А можно не менее интересное – Ярослава Рыбакова против шведа Стефана Хольма.
Сразу после Олимпиады в Пекине Хольм объявил о завершении карьеры. Так была поставлена точка в летописи малорослика, который при росте 1,81 умудрился преодолеть планку на высоте 2,40. Стефан прыгал выше своего роста на 59 см. Тем интереснее было наблюдать за его борьбой с Ярославом Рыбаковым, рост которого 197,5 см.
Первое знакомство
Зима 2001 года. Первая встреча между этими прыгунами на чемпионате мира в залах. 20-летний Ярослав ехал на чемпионат, имея в активе второй результат сезона в мире – 2,33.
«Накануне чемпионата мог взять 2,35, но порвалась боевая шиповка… и негде достать! Нашли какую-то неудобную, нога сидела в ней, как в деревянном башмаке. Так и не смог ее «распрыгать», да и тренера не взяли со мной. А там сектор ниже дорожек по кругу на 40 см! А у меня длинный разбег и первый шаг как раз с верхушки! В итоге 7-е место. А Хольму было легче всего прыгать, у него рост небольшой и разбег начинался в секторе. Он тогда и выиграл. Это была первая пощечина от шведа», – вспоминает Ярослав.
После первой встречи с Хольмом Ярослав понимал: уже летом ему придется бороться именно со шведом. Рыбаков усиленно готовился к чемпионату мира-2001 в Эдмонтоне, и ему удалось обыграть Хольма, но та победа не была такой сладкой, потому что Рыбаков занял только второе место. Хольм же остался за чертой призеров.
Первая ошибка
Как правило, Хольму удавалось лучше выступать зимой, Рыбаков же рвал и метал летом. Все так и шло до чемпионата мира-2003 в Париже. Тогда у Ярослава получалось многое. Он показал лучший результат сезона в мире, выиграл Кубок Европы и завоевал право поехать на чемпионат мира без внутреннего отбора. Но за две недели до чемпионата России Ярослава обязали участвовать в отборе. В итоге он стал чемпионом страны, но это была его роковая ошибка.
«Мы планировали немного отдохнуть от плотного соревновательного графика, но чемпионат спутал нам все карты. Обычно за две недели до основного старта организм запирается на замочек, и ты пытаешься что-то сделать на тренировках, а он тебя тормозит, не дает полностью раскрыться. А тут меня с катушек сорвало, и я стал устанавливать рекорды в спринте, в ядре, в высоте. А в Париж приехал и просто сгорел», – вспоминает Рыбаков.
Хольм выиграл на «Стад де Франс» серебряную медаль, уступив только южноафриканскому прыгуну.
Хитрый ход
В 2004 году в Афинах Хольм стал олимпийским чемпионом. Он находится на пике карьеры. Рыбакову на первой Олимпиаде просто не хватило опыта. У Хольма это были уже вторые Игры, и он победил с превосходным результатом – 2,36.
«Для меня Олимпиада была пиком спортивной карьеры, чем-то необыкновенным, а на деле оказалось обыкновенным шоу. На моей решающей попытке, в которой я должен был выигрывать медаль, вышел человек, поставил передо мной красный флажок, кричал в микрофон и начал представлять 1\32 финала на 100 метров. А я пока ждал окончания этого шоу – перегорел».
В 2005 году Рыбаков вышел на новый уровень прыжков. Зимой он выиграл восемь стартов из восьми, причем в трех победил Хольма. Казалось, на зимнем чемпионате Европы он наконец-то оставит позади несгибаемого шведа. Но Стефан пошел на хитрость, имитировал травмы на глазах у Ярослава.
«Незадолго до чемпионата я взял высоту 2,37. Стефан перенес планку на 2,39, но затем схватился за ногу, начал со злости топтать майку, типа нога болит. Через неделю выступали в его родном городе. Там я выиграл с результатом 2,35, а он только с третьей попытки еле-еле преодолел планку 2.30. Якобы, травма мешала прыгать. Я понимал, что мне сам Бог велел. И тут этот больной парень начал «летать». Он отталкивался на полторы стопы дальше, чем обычно, и прыгнул на 2,40. Я же справился с высотой 2,38».
Хороший ли Хольм актер, или врачи у него золотые, Ярослав так и не узнал. Но это поражение засело ему в душу надолго.
«Мы ломим, гнутся шведы»
В 2006 году зимний чемпионат мира проходил в Москве. Ярослав понимал, что дома он не имеет право на ошибку. Хольм проводил не лучший сезон, прыгал на уровне 2,30. На чемпионате он не смог взлететь выше этого результата и занял только пятое место. Рыбаков же взорвал «Олимпийский», преодолев планку на высоте 2,37, и стал чемпионом мира.
«Именно зимний чемпионат мира в Москве стал самым значимым соревнованием в моей жизни – как ни банально это звучит. После победы, конечно, небо на землю не упало. А вот люди чуть больше зауважали – приятно!»
Двойная пощечина
После феерического выступления на чемпионате мира у Ярослава начались проблемы со стопой, которая мучает его до сих пор. Летний чемпионат Европы выиграл Андрей Сильнов, Хольм стал третьим третий, а Рыбаков с травмой остался за чертой призеров.
В 2007 году на чемпионате мира в Осаке Ярослав – второй, Хольм – четвертый. Оба проиграли никому не известному багамскому прыгуну Дональду Томасу. Ярослав вновь оказался в шаге от летнего чемпионства, а Хольм неожиданно провалил чемпионат, хотя и ходил в фаворитах.
Последнее противостояние
Олимпийский год стал последним в противостоянии непримиримых соперников. На зимнем чемпионате мира в Валенсии Рыбаков прыгал после серьезной операции на колене, но в такой борьбе забыл про все. В самый последний момент, когда победа была совсем близко, Ярослав дрогнул, а швед, облизав планку, взлетел на 2,36 и стал чемпионом мира. Ярослав с результатом 2,32 запрыгнул на вторую ступеньку пьедестала.
Перед Пекином Хольм понимал, что для него это последняя Олимпиада и, конечно, хотел уйти красиво. Но не получилось. Швед остановился на высоте 2,32, а победу праздновал Андрей Сильнов – 2,36. Как раз с этим результатом Хольм выиграл зимний чемпионат мира. Ярослав взял высоту 2,34, но по попыткам проиграл британцу Джермейну Мейсону. Рыбаков выиграл последнюю дуэль на международном уровне, но, наверное, он мечтал о другой победе.
P.S.: победы Клюгина и Слесаренко на ОИ для меня самые любимые, победа Хилебаут над Власич для меня до сих пор остается феноменом(ой как я радовалась поражению этой заносчивой хорватки).