Огонь предыдущей Олимпиады в Токио зажег «атомный мальчик»: родился рядом с Хиросимой через 1,5 часа после бомбардировки
23 июля в Токио зажжется огонь Олимпиады-2020.
Для города это случится второй раз, а впервые он принимал Игры в 1964-м – и настоящим символом стал факелоносец Йосинори Сакаи, прозванный «атомным мальчиком».
Родился в Хиросиме через полтора часа после взрыва бомбы
6 августа 1945 года в 8:15 американские войска сбросили на Хиросиму атомную бомбу «Малыш» (со взрывным эквивалентом в 20 килотонн тротила). Большая часть города уничтожилась, только от взрыва сразу погибли 70 тысяч человек, а еще 60 тысяч – позже: от ранений, ожогов и лучевой болезни.
В тот же день примерно в 9:30 (через полтора часа после взрыва) на свет появился Йосинори Сакаи. Его деревня была настолько близко к эпицентру, что отец в тот день прекрасно рассмотрел вспышку.
Тогда же западные СМИ прозвали Йосинори «атомным мальчиком», хотя самому Сакаи это прозвище никогда не нравилось.
В младшей школе юноша увлекся бегом, позже выступал за Университет Васеда. Тренер хотел сделать из Сакаи марафонца, но из этой идеи ничего не получилось.
А вот в беге на короткие дистанции Сакаи преуспевал: выигрывал 400-метровку на Национальном спортивном фестивале и побеждал на турнирах помельче. Позже у Йосинори была попытка пробиться на домашнюю Олимпиаду-1964 в Токио, но с квалификацией не сложилось (4-е место, а попадали трое).
Сакаи расстроился: «Когда я тренировался, то думал только об Олимпиаде в Токио. Я мечтал о ней еще со старшей школы. А когда не получилось отобраться, я замкнулся, словно в раковине. Не чувствовал, что смогу когда-нибудь прибавить».
Расстраивался Сакаи недолго – вскоре оказалось, что он все-таки поучаствует на Олимпиаде: его выбрали главным факелоносцем.
Зажег огонь Токио-1964, хотя мечтал выступить на Играх как спортсмен
Когда Йосинори узнал об этом, то долго не мог поверить. Его дом в Мияси осадили журналисты, ему звонили из всевозможных изданий, даже предлагали контракты. Но Сакаи отказывал.
10 октября 19-летний Йосинори Сакаи выбежал на Национальный стадион в Токио (тот самый, на котором после тотальной перестройки пройдет церемония открытия Токио-2020) и принял факел с олимпийским огнем.
Шаг за шагом он поднялся по 182 ступеням к главному факелу Игр-1964 и, протянув правую руку, зажег пламя. Под Йосинори раскинулось море людей в разноцветной форме, а за спортсменами виднелись токийские небоскребы.
«Сначала я ощутил всю важность момента, когда мне передали факел на стадионе. А потом увидел 72 тысячи зрителей, и появилось чувство давления. Да, я нервничал, но не слишком сильно. Я полностью сфокусировался на задаче.
За котлом были установлены четыре баллона с газом. Специально обученные люди должны были одновременно открыть вентили. Когда я подошел к котлу, то услышал, как зашипел газ. И тогда я зажег факел.
Я огляделся вокруг. Это было лучшее место на стадионе. Такой картины я не видел больше никогда. Это были лучшие три минуты в моей жизни», – вспоминал Сакаи.
Его выбрали на важнейшую роль не случайно: ребенок, родившийся в Хиросиме после взрыва атомной бомбы, выжил и стал символом страны, которая возрождается после Второй мировой войны.
Япония хотела показать миру, что те страшные события остались позади, а народ смотрит в светлое будущее. Сакаи служил доказательством больших надежд, которые страна возлагала на молодое поколение.
«К счастью, о войне я ничего не знаю. 19 лет прошло с тех пор, я вырос в атмосфере заботы и свободы в миролюбивой Японии. Пожалуйста, посмотрите на то, кем я стал сегодня, а не на то, кем я был в прошлом», – говорил Йосинори.
Уход из спорта: работа журналистом и теракт в Мюнхене-1972
Сакаи, хоть и не отобрался в Токио-1964 в качестве спортсмена, все равно считался одной из ключевых фигур легкоатлетической команды на Игры-1968 в Мехико. И сначала оправдывал надежды.
В 1966-м на коронной 400-метровке он взял серебро Азиатских игр в Бангкоке, а затем и золото в эстафете 4x400 м. Однако его почти перестали воспринимать как спортсмена – везде, где бы Сакаи ни появлялся, его встречали как факелоносца.
Тогда и сам Йосинори потерял интерес к бегу, но не к спорту в целом. В 1968-м, в год следующей Олимпиады, он устроился спортивным журналистом на Fuji TV.
В качестве репортера Сакаи поехал на Олимпиаду-1972 в Мюнхене, где стал свидетелем трагедии – палестинские террористы захватили в заложники израильских спортсменов в олимпийской деревне. Тогда погибли 12 человек (11 спортсменов и полицейский).
Теракт в Мюнхене: главный олимпийский кошмар
Йосинори не пустили в олимпийскую деревню, и тогда он пошел на хитрость: надел форму японских спортсменов и все-таки пробрался на место происшествия, откуда вел репортажи для Fuji TV.
В спорт Сакаи так и не вернулся – устроился продюсером канала и часто вспоминал участие в церемонии открытия Токио-1964. У него даже сохранился тот факел, от которого разгорелось пламя Игр – и его часто приносили на лекции Йосинори для молодых спортсменов.
Сакаи очень хотел посетить церемонию открытия Токио-2020 вместе с двумя внуками, но эта мечта не сбылась. Он умер 10 сентября 2014 года от кровоизлияния в мозг.
Его сын Атсухиро тоже работает на телевидении – продюсер телеканала TBS. 7 лет назад он снял документальный фильм про участие отца в церемонии открытия Токио-1964.
На открытии Токио-2020 Атсухиро будет работать. В том числе, в память об отце – Йосинори Сакаи.
Фото: Gettyimages.ru/Keystone, Central Press; nihonsun.com; commons.wikimedia.orgEast News/AP Photo, Kyodo
Ну да. Сама взяла и уничтожилась. Демократическая атомная бомба не при чем.
Людские потери в Хиросиме и Нагасаки - 230 тыс чел.
Потери китайского мирного населения при окупации Японией 1937-1945 - 17 млн(общие потери 35 млн)
Также, читаем про отряд 710 и нанькинскую резню.
Минусуют здравомыслящие люди, понимающие, что уничтожение мирных граждан подобным образом - преступление. Учитывая, что капитуляция Японии и так уже была неминуема.