Смертельный танец Хуберта Пярнакиви
В те времена не было еще чемпионатов мира по легкой атлетике. СССР и США, две непримиримые супердержавы, проводили междусобойчики – легкоатлетические матчи. Проиграть главному идеологическому противнику в те времена для страны Советов было не просто позорным – было немыслимым.
Был чудовищно душный и жаркий день 18 июля 1959 года. Арена стадиона, беззащитная и простреливаемая насквозь палящим солнцем, накалилась до предела. +34С в тени, влажность около 88%. От трибун – металлических, раскаленных, - шел жар как от хорошо натопленной русской печи.
Зрителей с трибун то и дело уносили на носилках, машины скорой помощи были в тот день самым популярным транспортом. А спортсменам нужно было бежать 10000м в этом аду.
Забег начинали четверо – Алексей Десятчиков и Хуберт Пярнакиви с нашей стороны и Сот и Труэкс от американцев.
Позднее Алексей вспоминал: "Интересно, что американцы еще до старта все подсчитали, и в газетах опубликовали свой прогноз, в котором первое место отдавали их Соту, на второе ставили Пярнакиви, третье – второму американцу, Труэксу - к сожалению, сейчас уже не помню его имя – и только четвертое – мне. Разозлило тогда это предсказание, ведь личный результат у меня был лучше всех четверых."
До 7 километра все шло гладко, наши спортсмены потихоньку отрывались и убегали. И тут Сот зачем-то решился на рывок. Это была страшная ошибка - ни один организм не смог бы выдержать ускорения в таких условиях. Сот вырвался вперед, но вскоре остановился, покачался немного и упал. Попытался подняться, пробежал пару метров. Бег его стал походить на какой-то диковинный танец - стоя практически на месте, высоко поднимая колени, двигаясь какими-то странными зигзагами, он пробежал еще чуть-чуть..Упал снова. Поднялся в третий раз. Упал. Американцы сначала не хотели подпускать к нему врачей – рассчитывали, что Сот сможет встать и продолжать бежать дистанцию. Но Сот больше не вставал…. К нему подбежал советский врач, унес со стадиона, сделал массаж сердца. Сота отправили в больницу, где у него была зафиксирована клиническая смерть… Вмешательство нашего врача спасло ему жизнь.

Для Пярнакиви, рванувшему вслед за Сотом в убийственную погоню, это не прошло зря - на последнем круге Хуберту стало совсем плохо, он практически потерял сознание и ориентацию.
Это выглядело странно, иррационально, пугающе. У него будто отключили все – сознание, эмоции, органы чувств... оставили только одну мысль, только одно ощущение, - что нужно бежать.. Бежать – и добежать до конца. И он бежал. Хотя какой уж там бег… Он крутился на месте, переходил с первой дорожки на четвертую, продвигаясь по сантиметру к финишу. «Хуберта бросало из стороны в сторону, он высоко поднимал колени и молотил ногами дорожку, не продвигаясь вперёд. Трибуны были в ужасе. Такой нечеловеческой борьбы ещё никому не приходилось видеть на беговой дорожке.»
Последние 100 метров Хуберт преодолевал минуту. Минуту!!!
Финишировав, он рухнул на руки Десятчикова - без сознания.
Закончивший гонку третьим американец Труэкс также упал без чувств. Когда Труэкс увидел падение Сота и невообразимый бег Пярнакиви, он заметно снизил темп – считал, что достаточно будет просто добежать, на финише он обойдет практически не ориентирующегося в пространстве Хуберта. Но тот собрал что-то уже совсем запредельное и сумел остаться вторым.
Победитель той гонки, Алексей Десятчиков, пробежал лишний круг из-за невнимательности судей - потрясенные происходящим, те перестали считать круги.
СССР победил в том матче. Но не это главное. Главное – слова, сказанные самим Пярнакиви "Надо... бегать... до конца...".
И можно, наверное, спорить, надо ли губить здоровье, многообещающую карьеру ради нескольких очков для своей страны - Пярнакиви также пережил клиническую смерть в том забеге, и, конечно, на его большом спортивном будущем был поставлен крест.
Но лично для меня Хуберт Пярнакиви - герой, победитель, спортсмен с большой буквы. Человек, доказавший, что дух превыше всего.
**********************************************************
По материалам российских интернет-источников
Спасибо за идею - SRR, Alex_NSK







Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы.. (с)
дух может и превыше, но тогда вопрос - мозги на что?
Что-й-то масштабно нереальное...
Спасибо за текст, жаль, что короткий )))
Побольше бы таких историй, очень интересно.
А можно ли где-нибудь скачать весь фильм «Спорт, Спорт, Спорт»?
)) Я напртив, боялся, что «многабукоф» получилось))
Думаю,в интернете можно его найти..
Но есть некие «Но», на которые Вы не обратили внимание и в материале не указали
1. Матч проходил в Филадельфии
2. Американец Труэкс тоже пробежал лишний круг
3. В видео есть серьезная ошибка - особого влияния на исход матча этот забег не влиял. Это был последний вид ПЕРВОГО ДНЯ матча США - СССР. В этот день в основном соревновались мужчины, где американцы были посильнее. И основная задача в этот день перед советскими спортсменами была не дать хозяевам создать отрыв перед вторым днем соревнований, в котором больше было женских видов, в которых преимущество было на стороне сборной СССР. Так оно и произошло: мужчины чуть проиграли - 108:121, а женшины выиграли - 67:40. В итоге победа сборной СССР - 175:167.
Конечно, если считать все по максимуму, то 3 очка Хуберта и 5 очков Алексея (очки в каждом виде программы начислялись следующим образом: 1-е место — 5, 2-е место — 3, 3-е место — 2, 4-е место — 1, не закончившие дистанцию или не взявшие начальную высоту — 0) и принесли победу сборной СССР, что, естественно, добавляет величие спортивного подвига и Хуберта, и Алексея Десятчикова. Но в первый день, когда и проходил этот забег, об этом никто и не думал.
После окончания своей спортивной карьеры Хуберт получил медицинское образование и долгие годы работал главным ветеринарным врачом города Пярну.
В 1989 году мы снимали программу, посвященную 30-летию этих событий, и Хуберт, говорил, что он до сих пор ничего не помнит, и поэтому очень благодарен Элену Климову, за то, что он все это показал по ТВ. Когда я спросил о том, как в сборной СССР отреагировали на все, что произошло, то Хуберт очень удивился вопросу. «Для нас всех тогда это было нормой – биться до конца за сборную и Родину». Но в тоже время, Хуберт был очень расстроен тем, что с ним произошло, так как он не смог в следующем году выступить за сборную на Олимпиаде в Риме.
Увы, Хуберт уже был болен, и поэтому большого интервью, к сожалению, не получилось.
Нужен ли такой героизм? И во имя чего?
...Насколько по-другому воспитаны мы, нынешнее поколение... другое мировоззрение, другие взгляды, другие идеалы.
Но в спорте?..
согласна, Хуберт спортсмен с большой буквы!)