У истоков эфиопского спорта
Первая победа Абебе Бикилы (Рим 1960)
Для стран Востока спорт всегда имел особенно важное значение. Он был показателем их суверенитета, местом противостояния колониализму и расизму. Вот почему независимые государства часто стремились создать свою спортивную инфраструктуру, проводить соревнования, принимать участие в мировых форумах.
Одной из относительно старых спортивных стран является Эфиопия. Широкую известность получили эфиопские стайеры и мировые рекордсмены Абебе Бикила, Мирус Ифтер, Хайле Гебреселассие и многие-многие другие. Однако их достижения относятся ко второй половине XX века и достаточно хорошо изучены как профессиональными историками, так и любителями спорта. Что же касается истоков эфиопского спорта, то о них пока мало что известно. В данном обзоре будут обозначены основные вехи развития спорта в Императорской Эфиопии накануне приобретения им профессионального статуса.
Эфиопы спускаются с гор после молитвы (1956)
Необходимо отметить, что до середины XX века эфиопское общество во многих отношениях по-прежнему оставалось традиционным и отдельные национальные виды спорта были важной частью провождения досуга местных жителей. Христианская Церковь Эфиопии, которая носила государственный характер, имела в своём календаре довольно много праздников. Помимо субботы и воскресенья эфиопы отмечали важнейшие христианские события (Рождество, Крещение, Пасху, Воздвижение Креста и др.), дни Богоматери и отдельных наиболее почитаемых святых. В праздники после посещения церковной службы эфиопы предавались и спортивным состязаниям. Кроме того, отдельными соревнованиями сопровождались и личные праздники: свадьбы, рождение детей, именины.
Игра в эфиопские шахматы Начальная расстановка фигур Доска для игры в Гебта
Очень популярными были настольные игры: сентерей – эфиопские шахматы и гебта – подвид популярной африканской забавы манкала (игра с камнями). Сентерей отличается от обычных шахмат расстановокй центральных фигур и особенностями хода ферзя и слона. Любопытно, что партнёрами в настольной игре могли быть только люди равные по статусу, полу и происхождению.
Совсем по другому обстояло дело в полевых играх, где могли сойтись люди из разных социальных слоёв. Самой популярной в народе игрой была, да и до сих пор остаётся гена - эфиопский хоккей на траве, а точнее песке или в поле.
Гена - эфиопский хоккей
Гена в переводе с амхарского (язык Эфиопии) означает "Рождество". По преданию этой игре придавались пастухи, когда ангел принёс им весть о Рождении Спасителя. Хотя есть и другие, более кровавые легенды. Первая повествует о том, как три волхва, принеся дары Младенцу Иисусу, вернулись в Иерусалим и встретили человека, который не поверил в рождение Мессии. Они тут же отрубили этому человеку голову и принялись играть ей в хоккей. Другая легенда говорит о том, что в гену играли убийцы с головой уже Иоанна Крестителя, после того царь Ирод отрубил её по просьбе дочери. Так или иначе, но эфиопский хоккей любили даже члены императорской фамилии. В конце XIX века наиболее почитаемый эфиопами император Менелик II и его супруга императрица Таиту имели свои команды, которые сражались друг с другом. А поскольку правил не было, то матчи могли проходить с утра до позднего вечера. Победители получали приглашение на императорский ужин.
Император Менелик II (1889-1913) Императрица Таиту
Рождество по праву можно назвать главным спортивным праздником традиционной Эфиопии, так как уже в 1930-е годы в этот день император Хайле Селассие I нередко устраивал смотры лучших спортсменов из всех учебных заведений, проводя так называемый «фестиваль всех школ».
Эфиопские кавалеристы (1935)
Традиционные скачки Церемониальное метание копий
В военной среде были распространены соревнования на лошадях. Причём они, как правило, проходили в двух видах - гонки на скорость и метание копий друг в друга. Кроме того, воины занимались борьбой и фехтованием с мечами, саблями или просто палками. Однако все эти игры не носили систематического характера, почти не требовали специальной подготовки и связаны были с профессиональной деятельностью военных. К середине XX века они были вытеснены в связи с изменениями в военной тактике и распространением огнестрельного оружия, превратившись в основном в ритуальные и церемониальные.
Ритуальный праздничный танец перед фехтованием на палках
Эволюция спортивной жизни страны шла постепенно, вместе с проникновением новых элементов в эфиопскую культуру. В начале XX века в Эфиопии всё более и более ширилась сеть школ нового европейского типа. В 1908 г. в Аддис-Абебе открылась первая бесплатная императорская школа имени Менелика II. Выпускники легко находили себе работу в растущих государственных учреждениях в качестве переводчиков, делопроизводителей и секретарей, а некоторые сами становились учителями в организуемых школах, в том числе и учителями физического воспитания. Регент Тафари Маконнен, будущий император Хайле Селассие, в 1925 г. открыл в Аддис-Абебе ещё одну школу, которую назвал своим именем. В 1930 г. в Аддис-Абебе был открыт Институт художеств, а через год школа для девочек.
Император Хайле Селассие I (1930-1974) в регенстве (1916-1930) Рас Тафари Маконнен
Всего до начала итальянской агрессии в 1935 г. в стране уже действовало около 30 средних и неполных средних школ. Кроме того, ещё с конца XIX века в Эфиопии существовала довольно развитая сеть иностранных миссионерских школ. Хотя эти школы имели скорее религиозный, чем светский характер, они использовали и спорт в качестве оружия религиозной пропаганды. В учебные планы западных и эфиопских образовательных заведений нового типа входили регулярные занятия физкультурой. Европейские путешественники вспоминали, что, въезжая во двор какой-либо из школ, попадали как-будто на стадион. Правда, традиционные эфиопские учителя богословия и других религиозных дисциплин всячески препятствовали занятиям спортом, каждый раз задерживая детей на уроках, чтобы те не гоняли мяч в перемену. Из-за этого часто случались конфликты между педагогами.
Награждение победителя велогонок
Эфиопская олимпийская команда по боксу (1976)
Естественно в первых эфиопских школах европейского типа обучались в основном дети элиты. Поэтому им хватало времени и денег, чтобы заниматься и другими видами спорта: гонками на велосипедах, бегом на длинные и короткие дистанции, боксом, гимнастикой. Но особенной популярностью пользовался футбол, который и стал первым профессиональным спортом Эфиопии. Футбол в Эфиопию принесли пленные итальянцы, которые проиграли местным битву под Адуа в 1896 г. Однако в тот период данный вид спорта не прижился. Эфиопы принимали новшества только от братьев по вере, каковыми для них были армяне.
Армянские беженцы в Эфиопии (1924-1929)
В 1924 г. Рас Тафари, находясь в Иерусалиме, увидел группы армянских и греческих беженцев, выживших после геноцида и "малоазийской катастрофы" (события Первой Мировой (1914-1918) и греко-турецкой войны (1919-1922)). Впечатлившись игрой армянских музыкантов будущий император пригласил их в свою страну. Так был организован первый национальный оркестр Эфиопии, а лидер этого оркестра Геворг Налбандян даже написал музыку к первому гимну страны. Вместе с симфонической музыкой армяне привезли и футбол. В 1924 г. был сыгран первый официальный матч между командами армянских и греческих беженцев, которые получили эфиопское гражданство. В 1927 г. была организована первая постоянная футбольная команда при школе Тафари Маконнена. В декабре 1928 г. была организована самая титулованная эфиопская команда - Футбольный клуб Святого Георгия. Однако единого чемпионата создано не было, и продолжались в основном проводиться студенческие и любительские соревнования. По финансовым причинам и традиционным предубеждениям эфиопы не принимали участия и в первых Олимпийских играх. Их дебют состоялся только в 1956 году.
Первые участники Олимпийских игр-1956 от Эфиопии: велосипедист Геремоу Денбоба и спринтеры! Абебе Бикила и Мамо Вольде (будущие Олимпийские чемпионы в марафоне!)
Накануне Итало-эфиопской войны 1935-36 гг. был сыгран первый международный футбольный матч для эфиопских спортсменов. Команда Эфиопии, составленная в основном из европейцев с местным гражданством, играла с командой Франции, составленной из работников дипломатической миссии в Джибути. Матч закончился победой "эфиопов" со счётом 3:1, а все три гола забил армянин.
Футбольный клуб Святого Георгия, в составе которого играл Иднекачу Тесемма - "отец эфиопского спорта" (отмечен на фотографии)
Развитие спорта было прервано оккупацией страны фашистской Италией (1936-1941). Эфиопам было запрещено соревноваться и тренироваться вместе с итальянскими спортсменами. Оккупационные власти организовали специальное «Спортивное ведомство для туземцев». Все эфиопские спортклубы получили громкие итальянские названия: "Пьяцца Рома", "Консолата", "Вилла Италия" и др. И тут на помощь эфиопам пришли греки, которые переименовали "Клуб Святого Георгия" в "Литторио Вубе" и заявились в турнир, где участвовали только итальянские команды. Так футбольный клуб стал символом борьбы за национальную независимость и неизменно собирал полные стадионы во время своих матчей против итальянцев.
Шотландцы маршируют по улицам освобождённой Аддис-Абебы (1941)
5 мая 1941 года Хайле Селассие во главе английских войск и местных партизан вернулся в столицу страны, оккупация закончилась. Одним из первых мероприятий императора было возвращение эфиопским командам их традиционных названий. В 1942 г. была организована серия матчей эфиопских клубов с единственной оставшейся итальянской командой «Фортитудо», собранной из военнопленных. Почти во всех матчах к радости императора и местных жителей побеждали эфиопы.
Иднекачу Тесемма (1921-1987)
В послевоенный период Хайле Селассие уже достаточно хорошо осознавал важность спорта в укреплении суверенитета страны и озаботился созданием спортивной инфраструктуры. Дело было поручено Иднекачу Тессеме, который впоследствии получил прозвище "отец африканского спорта", добился множества почётных спортивных регалий. В 1943 году, не переставая оставаться игроком клуба Святого Георгия, он организовал Эфиопскую футбольную федерацию, которая через год провела чемпионат, а затем и розыгрыш Кубка Эфиопии. В первых турнирах также принимали участие уже упоминавшаяся итальянская команда "Фортитудо" и команда Британской военной миссии в Эфиопии. Британцы, которые выиграли самый первый Кубок 1945 года впоследствии недооценивали эфиопов. Однако те доказали свою состоятельность, больше не проиграв ни одного турнира. Борьба в первые годы в основном шла между командой эфиопской армии и клубом императорских гвардейцев
Команда Британской военной миссии - первый чемпион и обладатель Кубка Эфиопии по футболу (1944-1945)
Постепенно организовывались и другие виды спорта. В 1947 г. появился Олимпийский комитет Эфиопии, а в 1949 г. - легкоатлетическая федерация. Во второй половине XX века Эфиопию ждала полоса первых международных побед. Начался новый, профессиональный этап развития эфиопского спорта. Но это уже совсем другая история...
Сборная Эфиопии - победительница Кубка Африки - 1962
Держи плюс)
А где протоколы публикуют? Я то больше по эфиопским сайтам лазил, чем по легкоатлетическим.
Понятно, что не читал, но одобряю.
Было бы где на лыжах кататься, был бы биатлон)
Окромя первых cветлых строк вступительной части по ЛА , остальное было для меня тёмным лесом ,
но Африканыч зажег эфиопское солнце прозрения и даже на это самое , как его - гентерей и сену ...
даже Менелик 2 заинтересовал своей датой (1889-1913) - оказалось годы правления , а так по норме пишут 1844-1913 .
Теперь у них тренируются)))
А греки, кстати, привезли туда кинематограф)
А в Сомали сам чёрт ногу сломит))
Кстати, в советское время наша фабрика "Североход" поставляла в Африку свою зимнюю обувь в качестве гуманитарки) Только не знаю, куда там они её использовали))
Кстати, почему-то мало где не пишут, что Вольде и Бикила участвовали в Олимпиаде в Мельбурне на 100-метровке, которую естественно проиграли.
И википедия много врёт по этой теме, точнее, не договаривает.
Хотя в протоколах на 100 м уже 3 других эфиопа есть, куда больше.