Лыжники без палок. Как воспитать спортсмена-воднолыжника.
Особенно сейчас, когда за окном далеко не лето и не жара, я вспоминаю замечательные 2 недели минувшего августа, проведенные на Мастерской спортивной журналистики Летней школы Русского Репортера (ЛШРР). Учебный проект, который познакомил меня не только с полевой кухней и со всеми тонкостями двухнедельного проживания в палатке на берегу Волги, но и с начинающими единомышленниками - спортжуровцами, дал возможность пообщаться с веселыми и добрыми спортсменами Ириной Скворцовой и Романом Петушковым, а также взглянуть на спортивную журналистику под углом зрения крутых мастеров своего дела, таких как Юрий Дудь, Андрей Митьков, Павел Занозин, Владимир Стогниенко, Маша Командная, Александр Зильберт, Степан Романов и др.
Обо всем по порядку. У нас было две недели. За это время мы многое успели сотворить. Итак, перед вами наше первое совместное творение - небольшой обзор школы воднолыжного спорта в городе Дубна - на севере Московской области.
Немного грустной статистики
В группе десять девочек и один рыжеволосый мальчик Гоша, несмотря на то, что водные лыжи - вид спорта довольно энергозатратный и для занятий нужно обладать хорошей физической подготовкой. На вопрос: "Почему у вас так мало мальчиков?" спортсменки улыбаясь ответили: "Пусть сидят и в шахматы играют!".
"На самом деле они очень ленятся. В первый месяц занятий у мальчишек все получается. Им все легко дается. Но после, мы начинаем требовать большего. Естественно, больше идет нагрузка, больше надо тренироваться и трудиться. И тут все желание пропадает. Зачем? Я лучше на айпаде поиграю" -, эмоционально рассказала тренер Марина Мухитова.
Девочки падали, но поднимались
- Алена, встань вперед! Алена! Ты меня слышишь? – директор школы воднолыжного спорта «Дубна» Марина Мухитова объясняет, что во время фигурного катания девочка должна стоять четко над лыжей и выполнять фигуры. Двенадцатилетняя Алена Котова стартует уже третий раз подряд и, начиная делать поворот, падает.
- Я, если честно, не очень хорошо катаюсь. Вот только что я стояла на задней ноге и не могла ничего с этим сделать. Почему - не понимаю сама.
Водные лыжи – вид спорта совсем не детский. Юным спортсменкам приходится в раннем возрасте становиться сильными не только физически, но и психологически. «Падали, но поднимались» - это про них.
- В детсадовском возрасте мы с подругой Юлей занимались в бассейне, там нашим тренером была Марина Ивановна. Тогда она предложила нам походить летом в воднолыжный лагерь. Мы пришли в первый раз, попробовали покататься, нам понравилось и мы решили продолжать заниматься. Мы с Юлей вместе пришли и тренируемся уже пятый год. На соревнования некоторые ездили. Юля уже выполнила кандидата в мастера спорта, а у меня пока первый юношеский. Мы скоро поедем на Первенство и попытаемся занять какие-нибудь места.
Такие популярные способы времяпрепровождения, как компьютерные игры и социальные сети, девочки с легкостью меняют на занятия спортом.
- Мы приходим сюда в девять утра, бежим кросс, идем заниматься имитацией, а потом катаемся. На имитации мы учимся делать всякие фигуры, держась за ручки, привязанные к столбу. Зимой мы ходим в бассейн, катаемся там. Мы расстилаем ковер и скользим по нему на лыжах, делая разные фигуры. Новички, в основном, учатся делать два «девяносто» (два разворота на девяносто градусов – прим. ред.) и «сто восемьдесят» (разворот на сто восемьдесят градусов – прим. ред.) на двух лыжах. Некоторые еще начинают пробовать «триста шестьдесят» – едешь точно также, только нужно сделать целый круг с перехватом. Потом учимся сбрасывать (сносить пятку в сторону - прим. ред.) и ездить на одной лыже. А дальше уже можно учить более сложные фигуры.
Физические нагрузки, с которыми девочкам приходится справляться, они не считают такими уж сложными.
- Катаемся три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу, а во все остальные дни мы свободны. Тренировки у нас начинаются в три, так что после школы мы еще дома успеваем часик посидеть. Заканчиваем в пять вечера и идем домой делать уроки. И еще остается свободное время. Мы успеваем гулять, кататься на велосипеде – это очень любим. Все уже привыкли к таким нагрузкам. Но поначалу было трудно просыпаться все время очень рано, особенно летом, чтобы идти в лагерь. Потому что на каникулах все привыкли отдыхать от школы и долго спать по утрам. А у нас лагерь начинается в девять.
Своего тренера, а по совместительству и директора школы Марину Ивановну, девочки давно считают своей второй мамой.
- Тренер обучает нас стойкам, фигурам, показывает, что и как нужно делать правильно.
Если бы ко мне обратилась подруга, которая тоже хочет заниматься водными лыжами, с вопросом, как это вообще происходит, я бы сказала, что спорт этот очень сложен. Нужно долго учиться. До первых соревнований я доросла только года через два или даже три. Сначала училась кататься на слаломе, а потом перешла на фигуры. И вот, только в прошлом году я начала ездить на соревнования.
Воспитанники школы постоянно принимают участие в различных спортивных мероприятиях, первенствах и чемпионатах.
- Я на соревнованиях была четыре раза. Недавно мы ездили на Кубок Гагарина, два раза у нас был Кубок Дубны и еще одни соревнования в Зеленограде. Сейчас готовимся к Первенству, надеюсь хорошо выступить.
Юные спортсменки ставят перед собой вполне взрослые цели.
- Я планирую стать мастером спорта. Кататься на водных лыжах – мое любимое занятие. Это экстремально, получаешь огроменную дозу адреналина и заряд энергии. Ничто другое меня вообще не привлекает. Родители говорят, если выбрала этот спорт и тебе нравится, то катайся. А мне очень нравится тренироваться, занимать какие-то места и получать разряды.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Воднолыжный спорт, по большому счету, как и любой другой вид спорта, требует значительного количества усилий. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда, а в нашем случае - не вытащишь лыжника из воды. Те, кто занимаются водными лыжами профессионально, большую часть времени проводят на занятиях.
- У нас были тренировки 3 раза в день - в 6, в 13 и в 19 – поэтому и становились чемпионками, – рассказывает Марина Ивановна. – Нагрузка колоссальная. Но сейчас те, кто имеют уже достаточно высокий уровень, выполняют по восемь стартов за день.
Как только температура воды превышает тринадцать градусов, занятия проводятся на открытой воде. И, конечно, тут без гидрокостюма не обойтись. Но это палка о двух концах: с одной стороны – в нем теплее, чем без него, а с другой – костюм сковывает лыжника и движения не получают нужной амплитуды. И без костюма тоже плохо: холодная вода сковывает мышцы, а тогда и до травмы не далеко. Однако специфика спорта такова, что без тренировок на земле, вряд ли получится освоить сложные элементы на воде. Сначала все движения тщательно отрабатываются на суше. Даже, если мозг «откажет», сработает мышечная память. Общая физическая подготовка (ОФП) дополняется продолжительными кроссами и занятиями на батуте.
Зимой тренировки проходят в помещении – бассейн или спортивный зал. Уникальная конструкция для тренировок в 50-метровом бассейне была изобретена именно в Дубне. Это специальная лебедка с моторчиком, на которую привязывается фал. Данная конструкция значительно продлевает сезон воднолыжника.
- С вышки прыгаем только зимой, - поясняет тренер. – Нет другой возможности. Чаще тренируемся так: расстилаем ковер, и один его тянет, а другой скользит, оттачивая фигуры, – имитация, приближенная к водным лыжам.
С первого взгляда может показаться, что водные лыжи - спорт не для каждого. Но в школу может прийти заниматься человек с абсолютно любым уровнем подготовки.
- Мы берем абсолютно всех. В Москве, например, неплохо тренируется человек без ноги. Если к нам придет человек с инвалидностью, возьмем! Мы делаем ставку и на спорт высших достижений и на массовый.
Занятия в школе Дубны для детей всех возрастов абсолютно бесплатные. Взрослым же придется платить 70 рублей за минуту по фиксированному тарифу. В стоимость входит обеспечение всем необходимым оборудованием на время занятия и помощь инструктора. Снаряжение, кстати, делают на заказ по индивидуальным размерам для каждого спортсмена, учитывая рост, вес и возраст. (Рисунок 1 – прим. ред.)
Текст: Анастасия Богданова, Александра Вострикова, Светлана Задёра, Наталья Лукьянчикова, Екатерина Ткаченко
Фото: Илья Матвеев
Иллюстрации: Полина Лосева
Только не увидел анонсированных фотографий и иллюстраций. Текст бы от этого только выиграл.
И прикрепите к тексту тэги. Для облегчения поисков и привлечения читателей.