5 мин.

Интервью с тренером по плаванию Анной Афанасьевской

«Уже на собеседовании в школе «Олимп-плюс» я поняла, что мне точно нужно работать именно здесь»

Анна, после прохождения городской программы по плаванию для второклассников вы ещё на 12 лет остались в бассейне. Что вас удержало в этом виде спорта?

Меня удерживали в плавании три главных момента. Первый — это то, что мне действительно нравилось плавание, нравилась циклическая нагрузка. Второй — это поддержка родителей на всех этапах. В нужный момент они могли поддержать словом, где-то проявить твёрдость, где-то мотивировать на результат, но при этом напрямую никогда не заставляли тренироваться. Это было моим выбором. И третий момент — команда. Тут хочется отметить тренера, который смог сплотить команду, сделал так, чтобы хотелось возвращаться на тренировки. Были месяцы, когда не хочется тренироваться, но ты всё равно идёшь. Тяжело, но знаешь, что ты не один. В такие моменты очень выручала команда.

Какой стиль плавания вы освоили быстрее всего?

Начальное обучение начинается с вольного стиля (кроля). Помню, когда во втором классе мы пришли в бассейн, все учились выполнять выдохи в воду, потом держаться на плаву. Я научилась держаться на воде самой последней. Очень боялась воды! А основной способ плавания у меня — брасс. Но это было уже позже.

На кафедре плавания в РГУФКСМиТ изучаются другие водные виды спорта, например, прыжки в воду или водное поло?

Полное название кафедры — «Кафедра спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло». Поэтому мы проходили все заявленные виды спорта, но больше внимания уделялось спортивному плаванию, так как это база водных видов спорта. Например, аквааэробика и прыжки в воду были отдельными модулями в программе.

Среди ваших однокурсников было много профессиональных спортсменов, мастеров спорта?

Да, конечно. Со мной училось много мастеров спорта. Моя подруга — мастер спорта по плаванию на спине. Были ребята, которые входили в сборную России, а некоторые до сих пор выступают и являются действующими рекордсменами России.

Правильно я понимаю, что занятия под руководством университетского тренера стали для вас травмирующим опытом? Что вас не устраивало в его методах тренировок?

Не буду комментировать работу тренера. В любом случае, хороший опыт, который научил меня чётко удерживать свои границы. Всё познается в сравнении. Увидев противоположный опыт, ты начинаешь по-другому смотреть на прошлый, ценить проделанную работу и людей, которые были рядом, ещё больше.

В чём заключается специфика работы тренера тренажерного зала? Сколько нужно учиться, чтобы вникнуть во все процессы и нюансы?

Курсы, которые я заканчивала, длились 7-8 месяцев. Они дают представление об анатомии, физиологии, биомеханике упражнений. Это хороший старт для того, чтобы узнать специфику работы в фитнес-индустрии и начать работу с персональными клиентами. Но нет пределов совершенству, поэтому учиться нужно всегда. Фитнес-индустрия не стоит на месте, постоянно развивается, открываются новые направления. Если хочешь быть востребованным специалистом — учись.

У вас был опыт работы в фитнес-клубе World Class, который многие характеризуют как «дорого и понтово». Скажите, цена на услуги здесь оправдывает качество?

Word класс — это бренд.  Как правило, бренд стоит дорого. World class большое внимание уделяет сервису, обучая персонал грамотной коммуникации с клиентами. Внутри сети для тренерского состава часто проводятся тренинги и мастер-классы. Раньше World Class сотрудничал с Les Mills (фитнес-компания, создающая уникальные направления и программы для фитнеса). Релизы групповых программ обновлялись раз в три месяца. Сейчас сеть работает над созданием своих брендовых групповых программ. Думаю, что в такой среде процент качественно оказанных услуг выше.

Почему не захотели продолжить строить карьеру в фитнес-индустрии и сделали выбор в пользу учителя физкультуры?

Действительно, фитнес востребован. Сейчас люди стали больше задумываться о здоровом образе жизни. Многие уже в сознательном возрасте пробуют разнообразить жизнь физической активностью, изменить культуру питания и привычки. И я подумала: «Зачем переучиваться, если можно изначально научить?». Про физкультуру в школе обычно забывают, особенно в старших классах, считают не самым важным уроком. А мне, правда, непонятно. Ведь движение — это жизнь. Умение слушать своё тело и заботится о нём — важный навык в жизни человека. Поэтому я решила пойти в школу.

Вы с самого начала стремились попасть именно в «Олимп-плюс» или на примете были и другие школы?

Я просто стремилась попасть в школу. Вакансий в свободном доступе не было. Приходилось писать в школы самостоятельно, сначала в те, которые были рядом с домом, а потом во все подряд. В какой школе работать, было непринципиально. Не было опыта в сфере образования. Что существуют разные школьные концепции, я и представить не могла. Уже на собеседовании в школе «Олимп-плюс» я поняла, что мне точно нужно работать именно здесь. Внутреннее ощущение меня не подвело. Я сделала правильный выбор.

Как вы привлекаете ребят к систематическим занятиям физической культурой? Удалось ли повлиять на картину спортивной жизни в школе?

В школе у нас целая кафедра, которая пропагандирует физическую культуру. Мы не делим мероприятия на «твоё» и «моё», мы работаем командой. Вот, например, некоторые мероприятия, которые мы проводим для привлечения к урокам физкультуры: устраиваем матчи среди учителей и учеников, ежегодно проводим соревнования по плаванию, где ребята должны проплыть эстафету со своим куратором. А ещё организовываем тренировки для учителей, чтобы они собственным примером показывали важность занятия. Проводим выезды на различные спортивные мероприятия, приглашаем родителей в качестве болельщиков. В этом году в начальной школе мы запустили  челлендж «я+ты+мы=спортивный класс», где каждый ребенок вносит вклад в общий результат. Каждые пять недель подводятся итоги. Класс, который набрал больше всех баллов, получает переходящий кубок и возможность посетить музей спорта.

Каким образом вы мотивируете учеников на участие в соревнованиях, в частности тех, которые проходят за пределами вашей школы? Можете пообещать поставить пятёрку по физкультуре?

Я не против внешней мотивации, но пятёрки за соревнования мы не ставим. Так как у школы немного другие задачи, в отличие от спортивной секции. Важно, чтобы ребёнок получил удовольствие, попробовал свои силы, захотел совершенствоваться дальше в выбранном виде спорта, не боялся пробовать новое. Сам результат уходит на второй план. Соревнования — это праздник. И подготовка к ним начинается задолго до мероприятия. Сначала это беседы с учениками, потом с их родителями. Ребята рисуют плакаты, иногда даже вместе с родителями. По школе расклеиваем объявления о мероприятии. А после соревнований отмечаем таких учеников на общих сборах, делаем публикацию в соцсетях.

Что вы цените в своих подопечных?

Открытость, честность, способность брать ответственность на себя.

Анна, какие слова напутствия можете сказать нынешним школьникам?

Труд — это ключ к успеху. Не бойтесь трудиться, а в случае неудачи не сдавайтесь. Помните, что ошибки — это возможность стать сильнее.