1 мин.

Интервью с детским тренером по плаванию Анной Трубниковой

«Я стараюсь больше взаимодействовать с воспитанниками. Поддержка тренера для них всегда важна на любом этапе подготовки»

Анна, будучи спортсменкой, вы становились призёром чемпионатов и первенств Москвы по плаванию, получили звание к. м. с. Какой этап своей карьеры вы считаете наиболее поучительным?

Думаю, это был тренировочный этап (этап спортивной специализации). Обычно он начинается в 9 лет и длится около пяти лет, но в моей спортивной карьере начался на год раньше. В эти годы была подготовка общая физическая, специальная физическая, тактическая, техническая, теоретическая и, что немаловажно, психологическая. В процессе тренировочного этапа тренер помог мне приобрести все навыки, которые я как спортсмен могла использовать и совершенствовать уже на следующем этапе совершенствования спортивного мастерства.

С 2019 по 2023 год вы обучались в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК» на тренерском факультете. Нравилась ли вам учебная программа? Какие дисциплины вызывали наибольший интерес?

Студенческие годы пролетели очень быстро, и от этого немного грустно. Думаю, так у всех. Наибольший интерес у меня вызывали несколько дисциплин. Конечно, это теория и методика избранного вида спорта, педагогика, теория и методика физической культуры и биоэнергетика. Интерес к этим дисциплинам помог мне посмотреть на методики обучения плаванию, так сказать, с разных сторон.

Из-за профессиональных травм вы были вынуждены завершить карьеру пловца и продолжить свой путь в мире спорта в качестве тренера. Что вам помогло в подготовке первых воспитанников?

В моём видении мира не могло произойти иначе. Если я заканчиваю свою карьеру как спортсмен, то, несомненно, перехожу на другую сторону бассейна, на бортик в качестве тренера. В подготовке первых воспитанников мне помогал мой спортивный опыт и те базовые знания, которыми я обладала. Конечно, в тот период обучалась и совершенствовалась в теории для того, чтобы применить свои знания на практике. Тренерская деятельность очень подвижна. Следует следить за тенденциями в спорте, постоянно обучаться, развивать свои навыки для того, чтобы не прибегать к догматизму.

В школе плавания «Океаника» в Измайлово вы проводите групповые и персональные тренировки с детьми 5 ‒ 17 лет. Каких результатов вы ожидаете от своих учеников?

В первую очередь для меня всегда важно сделать так, чтобы ученик заинтересовался и у него было желание заниматься плаванием. Из этих двух факторов в дальнейшем и получается прогресс в тренировочном процессе и хорошие спортивные результаты. Говорить о том, что через 6 месяцев тренировок я жду от учеников определённого спортивного разряда, было бы неверно. В спорте всё очень индивидуально. Очень много факторов, которые влияют на результат, например, генетические особенности ребёнка, его уровень двигательных функций, психические способности, влияние внешней среды. Я стараюсь больше взаимодействовать с воспитанниками. Поддержка тренера для них всегда важна на любом этапе подготовки.

До этого вы работали в фитнес-клубе. Чем работа там отличается от работы в школе плавания?

Ключевое отличие в запросе. В фитнес-клубе чаще всего запросом было похудеть посредством плавания. Я себя чувствую на своём месте, когда ко мне приходят со словами «научите меня плавать» или же «подготовьте к соревнованиям». Такой деятельностью я могу заниматься именно в школе плавания. Родители мне доверяют ребёнка, и я работаю с ним, как с чистым холстом. Конечно, мне нравится видеть результат моей работы: год назад ученик боялся воды, не мог опустить лицо в воду, а теперь я вижу, как он плывёт всеми стилями, не пропуская ни одной тренировки, с горящими глазами приходит и тренируется.

Как вы строите работу с детьми с гидрофобией? Есть ли какие-то особенные методы?

Гидрофобия — это боязнь воды. У неё всегда есть причина, и лучше всего её выяснить непосредственно у ребёнка. То, что взрослому кажется обычным делом, для ребёнка может стать травмой. С такими детьми я налаживаю особый контакт. У меня с ними всегда очень много откровенных разговоров, чтобы ребёнок доверился мне, открылся, и я нашла ту самую причину. Как показывает практика, причиной чаще всего является поездка с родителями на море или речку, где папа бросил сына в воду и сказал: «Плыви!». Дедовский метод, который родители почему-то до сих пор используют. Конечно, для ребёнка это травма. Он не сможет потом адекватно воспринимать водную среду, т. к. был сильный стресс. Никогда не стоит давить на ребёнка. Следует начинать с самых элементарных навыков: освоение с водной средой, дыхание, лежание, всплывание. Обучение поэтапное, от простого к сложному. В таком случае следует запастись терпением как тренеру, так и родителям. Борьба с боязнью воды — долгий процесс, но потом приятно смотреть, как ребёнок сам плывёт свои первые 25 метров.

Вы отмечали, что благодаря своему спортивному прошлому очень хорошо понимаете своих воспитанников, что они чувствуют при обучении. А с какими страхами в своё время сталкивались вы?

В четыре года, когда меня учили плавать, я очень боялась опускать лицо в воду, затем категорически отказывалась ложиться на спину. Мне было страшно плавать на спине, ведь само горизонтальное положение для человека нетипично, а тут ещё и лицом вверх. Тренер у меня был понимающий и решил дождаться момента, когда мне надоест плавать только на груди, и я сама попрошу лечь на спину. Так и случилось. Это очень естественно для детей. Когда видишь, что остальные плавают и на груди, и на спине, а у тебя никакого разнообразия, ты сам приходишь к тому, чтобы учиться дальше. Я поступаю так же, как когда-то поступил со мной мой тренер. Если вижу, что ребёнок не хочет ложиться на спину, что он боится, просто жду того момента, когда он сам скажет: «Анна: Викторовна, сегодня давайте на спине!». Я поняла, что этот метод работает со всеми.

В физическом воспитании учеников вы придерживаетесь принципа наглядности. В вашей практике данный принцип включает только показ упражнения преподавателем или каких-то учебных видеоматериалов тоже?

Сначала показываю с бортика. Бывает, что на какой-то тренировке захожу в воду и показываю в воде. Конечно, видеоматериалы также использую. Таким образом у ребят в голове складывается цельная картина того, что именно и как им нужно сделать. Чаще всего видеоматериалы я использую при обучении плаванию брассом и дельфином, т. к. это сложнокоординационные способы плавания. Иногда показываю и технику стартов и поворотов на видео.

Предоставляете ли вы свободу выбора ребятам на тренировках?

При обучении предоставляю. Если ребёнок боится плавать на спине, я его ни в коем случае не заставляю, он плавает другими способами. Что касается уже тренировочного этапа, то есть программа, которой мы должны следовать. В некоторых заданиях здесь имеет место быть метод «выбор без выбора» — когда есть задание, которое в любом случае выполнить нужно, Но на выбор ребятам предоставляется инвентарь. Они сами могут выбрать, с какой доской будут выполнять данное задание, с какими лопатками они его проплывут и т. д. Такие задания обычно им очень нравятся.

Тренеры в основном делятся на тех, кто старается просто привить ребёнку любовь к своему виду спорта, и тех, кто мечтает вырастить из него чемпиона. А вы к какому типу относитесь?

Думаю, я отношусь к первому типу тренеров. Это даже не мечта, а задача, которую каждый раз хочу выполнить. Но если посмотреть на чемпионов, то в большом спорте остаются именно те спортсмены, которые влюблены в плавание. Они полностью увлечены и, наверное, уже не представляют свою жизнь без спорта.

Тренер почти всегда оставляет отпечаток на мышлении спортсмена. Замечали ли вы за собой, что иногда во время работы с подопечными говорите словами своего наставника?

Я тренировалась не у одного тренера. Смена тренера на определённых этапах — нормальная практика у спортсменов. Повзрослев и набравшись опыта, в голове я часто анализировала деятельность своих тренеров. Думала, почему тогда тренер поступил так или почему на этом этапе давал такие упражнения и говорил такие-то слова. В своей практике иногда замечаю, что говорю словами одного из моих тренеров, а именно Марины Сергеевны Лесковской. Бывает, использую те же средства и методы, что и Марина Сергеевна. Думаю, это потому, что наши с ней цели как тренеров совпадают.

В 2023 году вы стали победителем II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых учёных «Молодые – науке» по направлению «Медико-биологические проблемы физической культуры, спорта и туризма». Какой была основная тема вашего исследования?

Тема исследования — «Состояние осанки подростков 13-14 лет, занимающихся плаванием». Исследование было посвящено обоснованию эффективности плавания как средства коррекции нарушений осанки у детей среднего школьного возраста. Оценивалось состояние осанки испытуемых по плечевому показателю и методу «ромб Машкова». В результате исследования было выявлено 15% пловцов со сколиотической осанкой, что в разы меньше, чем среди подростков, не занимающихся спортом. Школьники со сколиозом составили 80%. Выявлено 15% пловцов и 40% школьников с кифотическим типом осанки. Результаты исследования позволили установить положительное влияние плавания на состояние осанки подростков 13-14 лет. Данное исследование актуально именно обновлением данных в этой сфере в 2023 году. Можно найти статью в научном сборнике «Молодые — науке» и ознакомиться с работой, она получилась очень интересной.

Анна, какими советами вы могли бы поделиться с родителями, которые хотят отдать своего ребёнка на плавание?

Если вы решились отдать ребёнка на плавание, то следует обратиться к тому тренеру, которому вы целиком и полностью доверитесь. Вы доверяете своего ребёнка тренеру и создаете лишь внешние факторы, которые помогут тренировочному процессу — это ваша поддержка, атмосфера дома и, конечно, похвала ребёнка за его старания.