Интервью с тренером по плаванию Анастасией Никитиной
«Эффективный тренинг — это тот, который помог увидеть проблему у себя и отработать её»
Анастасия Викторовна, как в вашей жизни появилось плавание?
Я очень часто болела, и в 7 лет родители привели меня в бассейн, чтобы укрепить иммунитет.
Где вы тренировались на протяжении своей спортивной карьеры? Кто вас привел к званию к. м. с.?
Я из Санкт-Петербурга. До 15 лет тренировалась в бассейне ВМФ (сейчас СКА) на Васильевском острове. Мой тренер — Валерий Константинович Костылев. Хотела бы продолжать дальше, но нашу школу закрыли. Были разные сложные моменты за время тренировок, однако я считаю это одним из лучших периодов в моей жизни. И именно там были сформированы лидерские качества.
У вас за плечами 23 года практической тренерской деятельности. За это время с каким отношением клиентов к себе вы сталкивались? Встречали людей, которые воспринимают тренера как обслуживающий персонал?
Да, в индустрии фитнеса такое бывает. И, как правило, это зависит от самого тренера: с одним так себя ведут, а с другим — нет. И если так происходит, надо задать себе вопрос: что нужно изменить?
Уверена, что для тренера важно уметь держать чёткие границы профессионала, который помогает клиенту достичь своих целей, а не просто выполняет команду.
Я очень ценю всех, с кем встречаюсь в своей работе. Мои отношения, будь они со взрослыми или детьми, всегда связаны с заботой и уважением. Мне везёт. Очень часто наши отношения становятся не просто рабочими, а дружескими и продолжают существовать долгое время.
Расскажите, что собой представляет методика Монтессори, которую вы используете в работе с детьми?
Всё началось, когда моя младшая дочь в два с половиной года пошла в Монтессори-центр.
Мария Монтессори была первым врачом в Италии и выдающимся педагогом. Основательница педагогических методик, которые акцентируют внимание на самостоятельности и активном обучении детей, что приводит к их росту в соответствии с их собственными способностями и темпом. Её девиз: «Помоги мне сделать самому!» вдохновил меня изучать её философию. Я попробовала некоторые элементы применить в своей практике обучения детей плаванию. Моё удивление было уже на первом занятии, когда оно прошло без борьбы, стресса, непонимания и капризов со стороны ребёнка. Я подумала: наверно, у ребёнка было просто хорошее настроение. Однако стала пробовать на разных детях и возрастах, в группе и в индивидуальных занятиях. Я точно выделила, что работает, что нет, и пришла к выводу, что, нет непослушных и плохих детей и необходимо отталкиваться от врожденных особенностей каждого. А ещё, что научить плавать можно любого, без ущемления его достоинства, а ментальное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое.
Есть мнение, что если плаванием заниматься с детства, то можно увеличить природный рост минимум на 10 см. Насколько это соответствует действительности?
Рост — сложный биологический процесс, который зависит от многих факторов, включая генетику, питание, гормональный баланс и образ жизни. Плавание может обеспечить правильное развитие и рост детей, но ожидаемое увеличение роста от одной активности нереально, особенно в таких значительных пределах, как 10 см.
Вы основатель коммерческой школы плавания «Спринт». Использовали чей-то опыт при её создании? Какие подводные камни вообще существуют в этой нише?
У меня уже был большой опыт управления бизнесом, и я убеждена, что каждый бизнес-процесс должен быть отлажен так, чтобы всем участникам было удобно, просто и быстро работать. От клиента до исполнителя. Брала инструменты из разных ниш, включая В2В. Основные подводные камни, с которыми сталкиваются мои коллеги: нет понимания, для какой ЦА работает школа, каково главное преимущество школы и какие проблемы она решает. Не знают, какими инструментами привлекать, удерживать и возвращать клиентов. Нет профиля должности (кто твой идеальный тренер? с какими качествами?), системы оценок, плана развития тренерского состава, анализа деятельности на каждом этапе, стратегического, финансового и маркетингового планов. Не определена корпоративная культура на самоорганизации.
В 2020 году вы создавали обучающие программы для руководителей школ плавания и тренеров. Сейчас вы что-то бы изменили в этих программах?
За два года они хорошо себя показали, и я видела большие успехи у коллег.
В 2022 году я получила ещё одно дополнительное образование — бизнес-тренера. Узнала, что обучение взрослых выделяется в отдельную область образования — андрагогику. Ключевыми принципами являются учёт опыта, самостоятельности, ориентация на решение собственных жизненных проблем. И эти знания способствовали тому, что я пересмотрела все программы и сейчас заново пишу методическую часть. Изменился мой подход к подаче информации и понимание, как отследить степень её усвоения.
В Институте практической психологии «Иматон» вы проходили повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы практической психологии спорта». Какой главный вывод для себя сделали после обучения?
Эта программа была в пределах 40 академических часов. Её прекрасно вели два ведущих лектора: Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, и Елена Евгеньевна Хвацкая, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Национального государственного университета физической̆ культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, где я получала первое высшее образование.
После курса я поняла, что мне нужно больше информации для работы с тренерами и спортсменами. Курс был в декабре, к июню я подготовилась и подала документы в магистратуру СПбГУ, была зачислена на бюджет на кафедру спортивной психологии. Так я стала магистром по психологии спорта.
Что, по вашему мнению, может быть ресурсом для достижений в спорте?
Ресурсы могут быть абсолютно разными: физическими, техническими, психологическими, образовательными, финансовыми, социальными, временными, материальными, специализированными и т. д. У каждого они свои, их надо знать и уметь ими управлять.
Если мы говорим про психологический ресурс профессионального спортсмена, то это внутренняя мотивация и эмоциональная устойчивость.
Вы ведёте частную практику как бизнес-тренер и даже были номинантом Russian Fitness Award на звание «Лучший бизнес-консультант для фитнеса 2022 года». Можно ли сказать, что суть вашей деятельности заключается в том, чтобы вдохновлять и мотивировать?
Я расскажу вам одну индийскую сказку. В Индии люди считают, что рай — это такое место, где растут особенные деревья, выполняющие желания. Ты просто сидишь под этим деревом, желаешь чего-то, и твоё желание исполняется тут же, без промедлений. Так вот, эта история об одном человеке, который случайно попал в рай. Он устал и прилёг под такое дерево. И заснул. А когда проснулся, понял, что голоден. И тогда он подумал: «Я так проголодался, вот бы мне сейчас чего-нибудь съесть!». И тут же прямо из воздуха появилась вкусная еда. Он тут же начал есть и наслаждаться вкусом, как никогда ранее в жизни. А когда наелся, у него появилась ещё одна мысль. «Я хочу пить!» — подумал он. И тут же перед ним появились разнообразные напитки. Он налил себе бокал вина, расслабляясь под тенью дерева в прохладе, начал думать: «Что со мной происходит? Это сон или вокруг меня какие-то духи, которые играют и шутят со мной?». И тут же появились духи. Они были страшные, очень страшные. И тогда он напугался и подумал: «Теперь они меня убьют!». И был убит.
Изменение собственного способа мыслить и реагировать непосредственно отражается на окружающем мире. И мы сами строим свою жизнь по своему желанию. Поэтому если мы можем вообразить свою мечту, мы можем это и сделать! А инструменты появляются из обучения. (Улыбается.)
Насколько важно для бизнес-тренера обладать харизмой?
Харизматичные тренеры (бизнес, спорт, фитнес) обладают обаянием, уверенностью, хорошими коммуникативными навыками и способностью вдохновлять и мотивировать других.
Часто на харизму влияют сложности, разные трудности или горе в личной жизни, когда ты начинаешь быть более человечным и тонким. Как писал Максим Горький: «Харизма возникает не из счастливых событий, а из драмы и стойкости в них». Поэтому каждому харизматичному тренеру есть что рассказать. (Улыбается.)
Вы провели 52 тренинга для 370 фитнес-тренеров. Какой тренинг вы называете эффективным?
Эффективный — тот, который помог увидеть проблему у себя и отработать её. Уйти с желанием закрепить и совершенствоваться дальше. Есть более популярные тренинги, есть менее. Я иду от запроса руководителя или собственника. Иногда этот запрос может меняться в интервью. А иногда мы понимаем, что тренинг ситуацию не спасёт, нужно пересматривать весь бизнес-процесс организации. Но все тренинги построены для взрослых, с учётом специализации фитнес-индустрии. А так как я сама тренер с многолетним стажем, я очень тонко чувствую, что происходит на тренинге с коллегами. И привожу кейсы, понятные для них. Каждый свой тренинг готовлю заново после необходимого анализа проблемы.
Часто бизнес-тренеры выгорают. Что вы делаете для того, чтобы не дойти до такого состояния? Насколько я понимаю, вы даже изучали эту тему в контексте магистерской диссертации.
Конечно, я по себе знаю, как это бывает. И профессиональное выгорание у меня было в роли тренера по плаванию.
Именно поэтому я взяла тему «Особенности профессионального выгорания и повышение устойчивости к нему у фитнес-тренеров». В каждой профессии люди выгорают. Но вот в фитнес индустрии эта тема очень мало изучена.
И я считаю, что в педагогике и тренерской работе одна из профессиональных компетенций — это уметь определять у себя симптомы профессионального выгорания и заниматься профилактикой. И если выгорание уже есть, то необходимо с этим работать и не доводить до последний стадии, в которой карьера, как правило, заканчивается. Люди просто уходят из профессии.
Обычно мешает отсутствие знаний о симптомах эмоционального истощения, навыков целеполагания и планирования, саморегуляции, рефлексии и эмпатии, обесценивание своих профессиональных компетенции
А что тренер хочет? Стабильный рост дохода, быть в физической форме и в энергичном состоянии. Мотивировать своих клиентов/спортсменов на достижение результатов. Искренне хотеть и сопереживать успехам подопечных.
Сейчас я обучаюсь в университете «Мир игропрактики» на курсе «Авторская игра» и конструирую уникальную трансформационную игру по выгоранию. Надеюсь, к декабрю смогу её представить для всех фитнес-тренеров. Это будет отличным рабочим инструментом по профилактике и восстановлению.
Анастасия Викторовна, каким советом вы могли бы поделиться с начинающими тренерами?
Всегда оставаться открытым для новых знаний и опыта. Быть любопытным и задавать вопросы — в первую очередь себе. И искать ответы. А самый глупый вопрос может быть тот, который не задан.