6 мин.

Плацебо. Кто, как и почему читерит в NFL

Пока еще отзвуки очередного скандала, в который вляпались «Пэтс» не совсем утихли (сдутые мячи там, вот это все, уверен, вы слышали), имеет смысл задаться вопросом – а только ли обитатели Новой Англии подвержены странному недугу, не позволяющему им вести честную игру и вынуждающему с завидной регулярностью попадать все в новые и новые некрасивые истории?

Глядя на то, какие дела творятся в мире футбола европейского – начиная с малого (симуляции, затяжки времени итд) и до самых верхов (нарушение системы трансферов молодых игроков «Барсой», коррупционные скандалы) – логично предположить, что лозунг «Цель оправдывает средства» имеет повсеместное распространение и по другую сторону океана.

 

 

Сказка об украденном плэйбуке

С год назад, когда новоиспеченный главный тренер «Кливленда» Майк Петтин покидал ставшие (как казалось) родными пенаты Рекса Райана, он успел наговорить про того изрядное количество гадостей. Одной из таковых стала история плэйбука «Джетс», который главный тренер (теперь уже бывший) зачем-то вручил/показал Нику Сэйбану (главному тренеру Университета Алабамы и самому статусному из действующих тренеров NCAA). Чего именно хотел добиться этим Рекс Райан, история умалчивает (если она вообще правдива) – может похвастаться, а может, наоборот, поплакаться. Глядя на результаты сезона – скорее второе.

Сэйбан же, в свою очередь, незамедлительно передарил плэйбук своему бывшему ментору и, по совместительству, главному тренеру «Нью-Ингленда» Биллу Белличеку. Все упомянутые действующие лица, понятное дело, историю отрицали, но осадочек, как бывает в таких случаях, остался. А заодно и породил вопрос – а какова на самом деле вероятность «найти» конфиденциальную информацию из плэйбука команды-соперника?

Как говорил парень со стодолларовой купюры: «Трое могут хранить тайну, только если двое из них мертвы». Обладателями же «тайного знания» из глубин плэйбука каждой конкретной команды за сезон становится не меньше сотни человек различной степени порядочности. Более того, среди обладателей плэйбука так или иначе будут те, кто из команды в какой-то момент будет отчислен. Даже если игрок всего лишь промаялся пару недель в «практис сквод» - это уже автоматически делает его носителем информации о сигналах QB на линии скриммеджа, возможных трюках на спец.командах и планах на специфические ситуации вроде 4-и-1.

Стоит ли говорить, что те, кто не может похвастаться жирным и длительным контрактом, понимая, что они в любой момент могут перейти грань, отделяющую профессионального атлета от страхового агента, стремятся всячески монетизировать свои знания, используя их как дополнительную строчку в резюме при трудоустройстве в стан непримиримого противника?

Думаю, что в данном случае картинка говорит сама за себя. Болельщики «Сихокс» могут решить, что я просто цепляюсь к их любимцам, но, на самом деле, я просто использую пример, который знаком мне чуть лучше других. Уверен, если вы покопаетесь в истории перемещения игроков между вашей командой и командой соперников по дивизиону, вы легко отыщете аналогичные примеры.

 

 

Сказка о фальшивых болельщиках

Не успело очередное межсезонье начаться, как свежая порция всевозможных скандалов незамедлительно вылилась в медийное пространство. Если отфильтровать все однотипные новости про аресты не обременённых интеллектом темнокожих атлетов, то самая, пожалуй, интересная из оставшихся – признание владельца «Атланты» в том, что команда использовала искусственный шум на домашних матчах. Т.е. включала на полную громкость запись болельщицких воплей, чтобы хоть как-то скомпенсировать недостаток реальных эмоций на трибунах.

Честно говоря, я даже боюсь представить, насколько надо дойти до ручки, чтобы заниматься подобными вещами – это же примерно как писать самому себе смс-ки или выдумывать воображаемых друзей. Уровень одиночества и понимания собственной никчемности у такого человека (в данном случае – организации) должен быть просто запредельным. Впору даже посочувствовать беднягам.

Кстати, после прочтения этой новости до сих пор не могу отделаться от следующей мысли: в «Колыбельной» Паланика упоминается о том, что большая часть закадрового смеха, использующегося в американских ситкомах, была записана еще в 1950-ые. Т.е. потребитель подобного развлечения в буквальном смысле слушает смех мертвецов. Мне вот интересно, Артур Бланк и его подчиненные тоже крутили на «Нью Атланта Стэдиум» «мертвечину» или специально записывали что-нибудь посвежее?

 

 

Сказка о мальчике, который любил клей

Джерри Райс, безусловно, является величайшим ресивером в истории NFL и именно непререкаемость его статуса позволяет ему рассказывать о себе и своей карьере некоторые вещи, которые для других стали бы пятном на репутации. Комментируя историю со сдутыми мячами, Райс, как бы невзначай, упомянул, что он в определенный  момент своей карьеры использовал «стикум» - клейкую субстанцию, призванную улучшать сцепление перчаток ресивера с мячом и официально запрещенную лигу.

Если с первым аргументом Райса («все так делали») согласиться сложно (хотя праведное негодование персонажей вроде Майкла Ирвина выглядит не менее деланным), то в одном Райс, на мой взгляд, безусловно, прав – подобное читерство скорее направлено не на то, чтобы получить реальное преимущество над оппонентом, а на то, чтобы убедить самого себя в том, что благодаря ему ты станешь играть намного круче.

Если вы вдруг смотрели какую-то из серий «Гарри Поттера» (ладно-ладно, не делайте такое лицо, гордиться тут особо нечем, но смотрели же), то возможно помните ситуацию, в которой Рыжий выпрашивал у главного героя какое-то «зелье удачи», а получил в итоге обычную воду, но в той же упаковке. Закончилось все более чем успешно – даже обычной воды вполне хватило для того, чтобы получить необходимую уверенность в себе, которая помогает по жизни куда больше, чем всякие «зелья», «стикумы» и прочая муть.

История с Райсом, как мне кажется, из той же оперы – она про маленький ритуал, в котором именно легкий элемент «недозволенности» гарантирует уверенность в собственных силах. Будь этот клей действительно каким-то супер-действенным, к мячу после контакта с Райсом начал бы прилипать и Джо Монтана и прочие участники действа.

Да и сама «запрещенность» этого «стикума» заставляет задаться вопросом – а где же в действительности проходит граница между разрешенными примочками и запрещенными? С тех далеких времен, когда ресиверы ловили мяч голыми руками, минуло уже не одно десятилетие. Перчатки, которыми они пользуются, бесконечно совершенствуются именно на предмет максимального сцепления с мячом и мало чем напоминают те, в которых копают картошку на огороде или те, что настойчиво призывал снять Юрий Семин.

Что-то подсказывает мне, что перчатки образца 2015 года, вполне возможно, держат мяч даже лучше, чем те, которые получались у Райса после всех его ухищрений. Просто "эффект плацебо" подчас оказывается действенней, чем сами не совсем честные приемы.