«Пустота… Летите, в звезды врезываясь». Каким мы запомним Андреа де Чезариса
По запросу «Andrea de Cesaris» гугл выдает мне около восьмидесяти тысяч фотографий черноволосого итальянца в возрастном диапазоне от двадцати до пятидесяти с хвостиком лет. Почти на всех фото он в гоночных комбинезонах разных расцветок, почти везде он улыбается доброй, немного смущенной улыбкой. Я помню это лицо с самого первого сезона, когда я начал смотреть «Формулу-1», с 1992-го. Не потому, что этот гонщик проделывал что-то фантастическое на трассе, нет. Просто у него было запоминающееся имя – Андреа де Чезарис, – практически как у художника эпохи Возрождения, и еще потому, что он, в моих глазах, выглядел как энциклопедическое определение понятия «итальянский пилот F1».
Много желания, тонна скорости, мировой запас обаяния и масса невезения. Всегда плохая машина, иногда неожиданно хорошие результаты. Очень часто – аварии. И, конечно же, всегда после шумного схода с дымом, пылью, и отлетевшими деталями от машины, типичный итальянский пилот возвращается пешком к пит-лейну, держа в руке шлем и улыбаясь доброй, немного смущенной улыбкой.
В этот, последний раз, он не смог вернуться.
В 1981-м, в самом начале своей карьеры в «Ф-1», де Чезарис умудрился попасть в аварию восемнадцать раз в течение первых двенадцати Гран-при. Неудивительно, что его немедленно наградили метким прозвищем «де Врезалис» (в оригинале – de Crasheris). Как тут не вспомнить строчку Маяковского из стихотворения на смерть Есенина: «Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота. Летите, в звезды врезываясь». Да, врезаться де Чезарис он умел замечательно.
При этом он был фантастически быстр – эпизодами. Я перебираю старые фото, отмечающие его удивительно долгую и насыщенную событиями карьеру.
Сезон-1981 – несколько живописных фото разбитых «Макларенов». С Большого Приза Нидерландов команда сняла его от греха подальше после аварии на тренировке (на фото вверху). В тот год Андреа набрал одно очко в зачете чемпионата мира.
Сезон-1982 – де Чезарис становится самым молодым на тот момент пилотом (в 22 года), завоевавшим поул-позицию: во время Гран-при США-Запад. Единственный его поул и последний поул для «Альфа-Ромео». Конечно же, он разбил свою машину в той гонке. Первый подиум – в Монте-Карло.
Сезон-1983 – два вторых места: в Германии (на фото) и в Южной Африке.
Сезоны-1984 и 85 – два года в «Лижье», шесть очков, одна зрелищная «бочка» с четверным (!) переворотом в Австрии в 85-м, после которой Ги Лижье решил избавиться от итальянца, пока тот не сломал себе шею. Другой, говорили, причиной увольнения де Чезариса было то, что начали роптать механики команды, уставшие чинить разбитые машины.
Сезон-1986 – убогая «Минарди», запомнившаяся только эффектно сгоревшим двигателем на Гран-при Италии.
Сезон-1987 – последний год «Брэбэма», тогда еще принадлежащего Берни Экклстоуну. Третье место во время третьего по счету «Большого Приза», в Бельгии, и тринадцать сходов подряд после этого.
Сезон-1988 – еще одна совершенно невозможная команда, «Риал», да еще и денег у которой хватило только на одну машину. Удивительно, но Де Чезарис начинает меняться – к скорости добавился опыт. Андреа регулярно квалифицируется в середине второй десятки (из двадцати шести машин), а из тринадцати сходов только два обозначены в протоколах как «столкновение». Неожиданное четвертое место в США. После схода в Монако (из-за проблем с давлением масла) де Чезариса до боксов подбросил еще один «быстрый неудачник» того времени – Стефан Йоханссон (второе фото сверху).
Сезон-1989 – снова в итальянской команде, на этот раз в «Далларе». Чуть ли не впервые в карьере де Чезарис оказывается не самым сумасшедшим пилотом в команде: у него только один сход из-за аварии за весь год, а у Алекса Каффи – три (один, правда, по вине напарника). Но темперамент никуда, оказывается, не делся: в Монако де Чезарис едва не подрался с Нельсоном Пике прямо на трассе, не выходя из машины. Осталась и скорость: в Канаде, под дождем, Андреа завоевал последний подиум в карьере.
Сезон-1990 – очень красивая машина. Ноль очков и несколько аварий в духе старого доброго итальянца без головы.
Сезон-1991 – выступление за дебютанта чемпионата команду «Джордан». Девять очков, молодой напарник по имени Михаэль Шумахер, плюс фантастическая гонка в Бельгии, где он приехал бы вторым сразу за Айртоном Сенной, если бы за три круга до финиша не сошел из-за проблем с двигателем.
Сезоны-1992 и 93 – «Тиррелл» со смешным вздернутым носиком. Четыре финиша «в очках», включая четвертое место в Японии с сезоне 92-го и ничего хорошего годом спустя.
Последний, 1994-й – уже без постоянного места, заменяя то дисквалифицированного Эдди Ирвайна в «Джордане» (четвертое место в Монако), то травмированного Карла Вендлингера в «Заубере» (шестое место во Франции).
214 Гран-При, 208 стартов, ни единой победы – антирекорд. И еще несколько рекордов со знаком «минус», включая 148 сходов с дистанции и неофициальный, по количеству часов, потраченных механиками команд, за которые он выступал, на ремонт разбитых машин. Но, при всем при этом, Андреа де Чезарис ухитрялся набирать очки на любом самом раздолбанном корыте (за исключением «Минарди» в 1986-м).
...В последний раз я его видел на трассе буквально пару недель назад, когда пересматривал первую гонку Grand Prix Masters в ЮАР, сезона 2005-го года. Это серия была попыткой создать нечто вроде «Формулы Чемпионов На Пенсии» – Мэнселл, Патрезе, старший Фиттипальди, несколько французов из 80-х, Уорик, Йоханссон. В Кьялами Андреа приехал четвертым. По ходу гонки комментатор назвал его «знаменитым» и я, после недолгого раздумья, признал, что по отношению к де Чезарису это вполне заслуженно. Он, надо признать, чертовски хорошо умел ездить.
И он, к сожалению, слишком хорошо умел врезаться.
Теперь – только в звезды.
Кстати, отлично сказано про художника эпохи Возрождения, в 92-м очень похожие ассоциации у меня были. А 214 Гран-При и 208 стартов я вижу не антирекордом, а рекордом, столько провести Гран-при не выиграв и удержавшись в седле.
З.Ы. Лично я буду рад, если автор и дальше будет нас баловать материалами о золотом периоде Формулы - турбоэре 80-х
Спасибо