20 мин.

Футбольный букварь. Позиция номер один

Фото: REUTERS/Mark Leffingwell

Перефразируя старую поговорку о том, что в футбол играют двадцать два человека, а побеждают всегда немцы, об американском футболе можно сказать, что в него играют двадцать два человека, а главным всегда считается куотербек. И если у сборной Германии в последние годы как-то не складывается, то заметность и значимость QB не только ни уменьшается, но даже увеличивается из года в год.

Отчасти своим полубожественным статусом куотербеки обязаны медиа. Кто чаще других попадает на обложки журналов и первые страницы сайтов? Вокруг каких футболистов скандалы раздуваются прессой охотней всего? Чьи переходы из команды в команду описываются так, будто конец света уже наступил? Это все о них, примадоннах футбола. Но если посмотреть на это с другой стороны – были бы куотербеки так интересны публике, не играй они ключевую роль в NFL?

Возьмем историю титула MVP. Пятьдесят семь футболистов удостаивались чести быть названными Самым Полезным Игроком по результатам регулярного сезона в NFL. По разу этот титул достался киккеру, лайнбэйкеру и тэклу защиты. Семнадцать раз лучшим был назван бегущий. И тридцать семь раз самым полезным признавался куотербек, в том числе в девять из десяти последних сезонов. Или, допустим, драфт. С 1936-го года куотербеки выбирались под общим первым номером тридцать один раз (из семидесяти семи возможных). А в двадцать первом веке – 10 раз из 12!

Мало доказательств? Тогда перейдем к титулам. В той же NBA чемпионскую команду можно построить вокруг центрового (Хаким, Шак), или другого «большого» (Новицки, Данкан), или уникального снайпера (Джордан, Брайант), или друзей ЛеБрона Джеймса. В футболе же последней командой, победившей в Супербоуле, и не имевшей в составе звездного QB была «Тампа» в 2002-м.

Итак, с какой стороны не посмотри, куотербеки неизменно оказываются в центре футбольной вселенной. Резонным вопросом будет – «Почему?» Что такого они делают, и чем конкретно ценны? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Работать головой

Как и любая другая позиция в футболе куотербек – специализация узкая. И, на первый взгляд, кажется, что вся задача QB – точно запулить мячик далеко вперед или вовремя передать его бегущему. Большое дело, подумаешь. На самом же деле, основная работа QB – быть мозгом команды. Все остальные игроки: линейные, принимающие или бегущие, это руки, ноги и прочие части тела футбольного нападения. Части важные, но, зачастую, заменяемые или восполняемые за счет других ресурсов. Недостатки «мозга», или, чего доброго, его полное отсутствие, не компенсируются ничем. В этом смысле специализация куотербека – в первую очередь, он должен быстро думать – настолько требовательна, что ей на 100% удовлетворяют от силы полтора десятка человек во всем мире.

Справедливости ради, нужно сказать, что QB должен обладать не только светлой головой. Требования к рукам (они должны быть большие и сильные), росту (чтобы хорошо видеть из-за спин линейных), мощи и подвижности (чтобы не убили защитники) никто не отменял. Но все это отходит на второй план, если куотербек способен быстро соображать, постоянно учиться и может запоминать и обрабатывать огромные объемы информации.

К слову – лет пятьдесят назад требования к куотербекам были еще жестче, чем сегодня, несмотря на то, что сам футбол был проще. Почти все QB той эпохи часто играли на нескольких позициях сразу, и в нападении, и в защите. Сэмми Баух, лидер «Вашингтона», был великолепным дефенсив бэком и пантером. Джорджу Бланде, «великому старику» игравшему до 48-и лет, принадлежит не только рекорд по количеству тачдаун-пасов за один матч (семь), но и несколько высших достижений для киккеров. Даже после того, как футбол стал изощреннее, а неограниченные замены позволили сделать игроков специалистами, запасные куотербеки продолжали выполнять функции холдеров – тех, кто принимает и устанавливает мяч для филд-гола. С этим нехорошим делом помог покончить Тони Ромо, в своей специфической тониромовской манере:

После данного инцидента, стоившего «Ковбоям» победы в матче плей-офф, куотербеки были освобождены от всех прочих обязанностей, кроме главной – думать.

Начинает думать QB задолго до игры, когда вместе с тренерами выбирает комбинации для нападения и просматривает фильмы с записью игр соперников, изучая их защиту. Но так как мы не видим всего этого по ТВ, пропустим подготовительный этап и перенесемся сразу на поле.

40 секунд до снэпа. Плейколлинг и замены

Работа куотербека во время каждого розыгрыша начинается с того, что он получает указание от координатора нападения (или, реже, непосредственно от главного тренера) о том, какая комбинация должна быть сыграна. Координатор обычно стоит на бровке, а куотербек на поле, поэтому для ускорения процесса используется радиосвязь – в шлеме у QB находится приемник.

Впервые до использования радио додумался хитроумный Пол Браун, тренер Cleveland Browns. До Брауна плейколлингом (назначением комбинаций) руководили сами QB. Джонни Юнайтес из Baltimore Colts считается многими самым великим куотербеком в истории NFL именно потому, что он обладал безошибочным чутьем на правильные комбинации. Но Пол Браун решил, что оптимальнее будет выполнять плейколлинг с бровки, где у тренеров в распоряжении все статистические выкладки и полный анализ предыдущих розыгрышей. Идея была революционной, но существовала одна сложность – как передавать команды на поле? Бегать куотербеку туда-сюда? Не вариант. Использовать карточки с сигналами? Небезопасно. В конце концов, Браун стал использовать для этой цели сменяющихся игроков, но и это решение было неидеально. Наконец в 1956-м году два изобретателя из Огайо предложили Брауну использовать для передачи команд радио. Идея сработала на отлично, но руководство лиги практически сразу же запретило новинку.

Вернулись шлемы с радио лишь в 1994-м году. Согласно новым правилам, возможность слышать тренеров получал один игрок в нападении (куотербек), а с 2008-го радио получил и один игрок в защите. Шлемы, оснащенные приемниками, помечаются специальной зеленой точкой (на фото справа).

* * * * * * * * * *

Одновременно с назначением комбинации или чуть позднее происходят замены, и куотербек обязан контролировать, кто выходит на поле, и в каком количестве. Распространенное нарушение – «двенадцать человек на поле» – часто возникает потому, что кто-то не успел смениться, или запасные запутались, кто должен подменить травмированного игрока основы. Хороший QB такие вещи отслеживает и не дает своей команде «попасть» на 5 ярдов штрафа.

Затем команда собирается в хаддл, чтобы куотербек объявил комбинацию для розыгрыша всей команде.

30 секунд до снэпа. Хаддл, шпаргалка для QB и система отсчета

Наиболее известным претендентом на роль «изобретателя» хаддла в том виде, в котором мы его знаем, является Пол Хаббард (Paul Hubbard), футболист из университета Gallaudet. Данное учебное заведение отличается от большинства других тем, что в нем учатся глухие или слабослышащие студенты; глухим же был в 1894-м году их куотербек Хаббард. Однажды ему пришло в голову, что язык жестов, который его команда вынуждены была использовать, легко может быть «перехвачен» соперниками, поэтому он предложил собираться в круг, чтобы руки были видны только своим.

Примерно такую же историю рассказывают про Альфреда Булла (Alfred E. Bull), центра университета Пенн Стэйт, тоже слабослышащего и тоже догадавшегося собирать своих партнеров по команде в круг в 1894-м.

Как бы то ни было, предназначение хаддла и сто лет назад, и сейчас, одинаковое – создать возможность коммуникации между игроками без риска быть подслушанными.

В 99% случаев единственным футболистом, говорящим что-либо в хаддле, является куотербек, а остальные десять игроков нападения лишь слушают. Кроме назначения комбинации и объяснения другим игрокам их задач, куотербек обычно еще и объявляет систему отсчета до снэпа. Ко второму мы еще вернемся, а сейчас обратим внимание на фото сверху – видите, Бен Ротлисбергер не просто что-то говорит, он еще и сверяется с некоей странной штукой на запястье.

Эта штука называется рист-бэнд (wrist band) и является не чем иным, как шпаргалкой. Что именно написано на рист-бэнд – зависит от команды и от куотербека. У некоторых там просто список редких розыгрышей. У других – комбинации для двухминутного нападения. Когда нет времени подолгу слушать, что говорит координатор, тот может просто назвать номер, и QB выберет его из списка.

В принципе же на рист-бэнд может быть что угодно – маршруты (если шпаргалку носит ресивер), схемы блока (для линейных), или просто любая ерунда. В 2008-м в бостонской газете The Boston Globe появилось фото запасного куотербека «Патриотов» Кевина О’Коннела c рист-бэнд, на котором было написано «Мой член тоже крохотный!» Можно только догадываться, кого О’Коннел имел ввиду…

Лавры изобретателя рист-бэнд принадлежат Дону МакКэфферти (Don McCafferty), координатору нападения Baltimore Colts в 1965-м. Перед последней игрой сезона «Кольтс» оказались в очень неприятной ситуации – оба их куотербека, Джонни Юнайтэс и Гэри Каоззо, выбыли из-за травм. Третьих QB в те времена не было, поэтому решено было доверить пост номер 1 бегущему Тому Матту, у которого был опыт игры на позиции куотербека в колледже. Чтобы облегчить Матту жизнь, координатор «Балтимора» придумал записать основные комбинации на шпаргалке. Идея, воплощённая в жизнь женой Матта, у которой был мелкий почерк, сработала прекрасно – «Кольтс» выиграли тот матч. Этот самый первый в истории NFL рист-бэнд (на фото) теперь находится в Зале Славы футбола, а успешное изобретение очень скоро завоевало всю лигу.

* * * * * * * * * *

Теперь вернемся к отсчету до снэпа.

Снэп – это не просто передача мяча от центра к куотербеку. Снэп – это одно из главнейших преимуществ нападения над защитой. Игроки атакующей команды всегда знают, когда начнется снэп, футболисты же нападения вынуждены реагировать на движение центра. Разница в доли секунды между фактическим началом розыгрыша и моментом, когда защита начинает что-то делать в ответ, очень важна. Но как сделать так, чтобы все футболисты нападения были в курсе того, когда снэп начнется? Для этого используется еще один птичий язык команд, определяющий систему отсчета.

Чтобы счет было хорошо слышно на шумных стадионах, QB обычно использует в качестве метронома слово «хат» (hut). Оно не обозначает ничего, просто его удобно кричать. Самый простой вариант счета определяет, сколько именно «хатов» куотербек объявит до снэпа.

Например, в хаддле QB объявляет что-нибудь вроде:

Gun Empty Deuce Lize Paint Screen On Two

Последняя часть – On Two – означает, что счет будет состоять из двух «хатов».

Естественно, на следующий розыгрыш нападению лучше использовать другой отсчет, чтобы запутать защиту. Или же может использоваться так называемый бесшумный счет (silent count), при котором QB вообще ничего не произносит, а центр реагирует на какой-либо знак, например, топанье ногой. Существует еще один вариант отсчета, так называемый хард-каунт (hard count), при котором QB озвучивает «хаты» нерегулярно и с разной интонацией. На видео ниже пример грамотно выполненого хард-каунта, закончившегося нарушением со стороны защиты:

А что означают слова «Black 88, Black», которые Брэйди кричит перед отсчетом? Это еще одна уловка нападения, которую мы разберем чуть позже.

Итак, в хаддле был озвучен розыгрыш и назначена система отсчета. Затем футболисты занимают свои места и за 15 секунд до конца времени, выделенного на розыгрыш, отключается радио в шлеме QB. Все, что дальше, он делает сам, на свой страх и риск.

15 секунд до снэпа. Чтение защиты, одиблы

Итак, все футболисты нападения выстроились. У QB есть еще несколько секунд, чтобы оценить успешность выбранной комбинации. Процесс это называется «чтением защиты перед снэпом» (pre snap read). Знает ли соперник, что мы собираемся играть? Будут ли они готовы к пасу, или рассчитывают на выносную комбинацию? Блиц или прикрытие? От того, насколько точный ответ на подобные вопросы может дать куотербек, зависит успешность розыгрыша.

Чтение защиты это один из тех навыков, который QB должен тренировать всю карьеру. Недостаток мастерства в этом компоненте куотербек может компенсировать только своими ногами – вот почему молодые QB чаще, чем опытные, начинают судорожно метаться с мячом по полю после снэпа. Большое количество спонтанных «скрэмблов» (когда QB сам играет вынос) у Ньютона, Пондера, Тибоу и прочих – это не только следствие их отменной физической подготовки, но и показатель проблем с чтением защиты.

На что конкретно обращает внимание QB, когда изучает защитные порядки соперника? Буквально на все. Какие игроки на поле. В каком построении. Какой вариант прикрытия они используют. Где находится «Майк» (центральный лайнбейкер). Как расположены сэйфти и корнербэки. И т.д. и т.п. Любая мелочь может служить подсказкой. В список советов для начинающего QB входит даже такой: «Если защитники выглядят злобнее, чем обычно, это может означать блиц». А может, разумеется, и не означать ничего – в защите свои мастера по дезинформации.

Но, допустим, QB понял, что первоначально выбранная комбинация может не сработать. У него еще есть время все исправить. Для этих целей служат одиблы (audible).

Одиблом называется объявление комбинации непосредственно на линии скриммиджа. В принципе, так может быть названа любая комбинация из плейбука, но, как правило, лист одиблов ограничен пятью-десятью розыгрышами – чем проще, тем меньше вероятность ошибки. Все эти комбинации имеют собственные короткие имена или номера. Например, в видео выше Том Брэйди кричал «Black 88». С помощью цвета (black) куотербек «Патриотов» давал понять своим, что комбинация, назначенная в хаддле, отменена. Номер (88) означал номер конкретного розыгрыша.

Но, конечно, все могло быть совсем по-другому. Чтобы защита не расслаблялась, нападение использует и ложные одиблы – то же «Black 88» могло не значить совсем ничего. Отличить настоящий одибл от ложного можно только зная плейбук: там прописано, какие цвета являются «живыми» (live), а какие – ложными. На первую четверть, например, живым может быть «черный», а на вторую – «зеленый», и так далее.

Одиблы используются еще в одном случае, когда в хаддле была озвучена только формация, но не розыгрыш. Это так называемое «check with me» нападение. Суть его проста – зачем объявлять комбинацию заранее, если чтение защиты подскажет лучший вариант? Кроме того, защиту может читать не только QB, но и координатор. Да, у него уже не будет возможности связаться с куотербеком по радио, но он может показать сигнал типа «комбинация 88»  жестами. QB это увидит и объявит все те же «Black 88».

Одиблы в NFL используются почти всеми командами (только самые безумные координаторы, вроде Майка Мартца, запрещают своим QB менять розыгрыши на линии скриммиджа), но настоящим мастером одибла считается Пэйтон Мэннинг:

Обратите внимание, среди разных дурацких слов и «хатов» встречается еще и слово «сет» (set). По этому сигналу игроки оффенсив лайн должны занять свои позиции. После «сета» двигаться могут все, кроме линейных – это будет называться «шифт», а один игрок нападения может быть в движении даже во время снэпа («ин моушн»).

0 секунд – снэп. Шаги, плей-экнш, фейки и конверт

В тот момент, когда QB произносит последнее «хат», центр начинает снэп. И как только мяч переходит в руки куотербеку, начинается активная фаза действий розыгрыша, та, которую мы видим по ТВ. Длится она всего несколько секунд, но за это время происходит множество событий.

Для начала рассмотрим, что происходит при пасе.

В зависимости от разыгрываемой комбинации куотербек после снэпа делает с мячом несколько шагов, обычно три, пять или семь (three-, five- или seven-step drop). Количество шагов определяет: во-первых, время, на которое блок должен устоять против защиты; во-вторых, дистанцию, которую успевают пробежать ресиверы и, как следствие, максимальную дальность на которую QB может бросить пас. Фактически это метроном для всего нападения. Кроме того, каждый шаг дает куотербеку время на то, чтобы понять, что же именно делает защита и увидеть, кто из ресиверов открыт, а кто нет.

На видео Джей Катлер показывает как правильно делать three-step drop:

Подробнее о том, какие бывают пасовые розыгрыши, мы поговорим в главе, посвященной ресиверам. Пока же запомним, что пасы после трех шагов, как правило, очень точные, но приносят немного ярдов. Пасы после семи шагов позволяют набрать чудовищное количество ярдов, но чреваты сэками и не отличаются большой точностью. Ну и five-step drops это что-то среднее. Смотреть футбол по ТВ и считать шаги куотереков – довольно увлекательное занятие, попробуйте при случае.

Но пас – не единственный вариант развития атаки.  Вторым в нашем списке будет вынос.

Вынос в большинстве случаев осуществляется силами бегущих, но для начала QB нужно передать им мяч. Этот процесс тоже имеет свое название – хэндофф (handoff).

Кроме показанного на видео, существуют и другие варианты хэндоффа, включая различные варианты обманных движений. К примеру, плей-экш (play-action) – «показали, что передали мяч, а сами сделали пас»):

Или фейк после хэнд-оффа – когда куотербек уже передав мяч бегущему продолжает делать вид, что мяч у него.

Иногда мяч от QB к бегущему может передаваться не передачей из рук в руки, а пасом назад – так называемый питч (pitch). Питч обычно выполняется двумя руками, броском снизу вверх.

Наконец, если у куотербека не получилось расстаться с мячом, он может сам попробовать набрать сколько-то ярдов с помощью своих ног, или же попросту выбросить мяч куда-то в сторону, чтобы не допустить сэк. Последнее чревато нарушением, называемым intentional grounding (буквально «умышленный неточный пас»), за которое в лучшем случае нападение будет наказано десятью ярдами и потеряет даун, в худшем же будет зафиксирован сэйфти и защита заработает два очка. Сэйфти засчитывается в том случае, если во время intentional gounding куотербек находился в своей зачетной зоне. Вот отличный пример из последнего Супер-Боула:

В данном клипе хорошо видны все признаки умышленного неточного паса, отличающего его от простого инкомплита, за который не штрафуют: во-первых, Брэйди находился в «конверте» (см. ниже), во-вторых, пас был таким, что его никто из ресиверов не мог поймать при всем желании. «Конверт» (он же «карман» по оригинальному термину «pocket») – это условная зона вокруг куотербека, левая и правая границы которой определяются по положению тэклов нападения. Т.е., чтобы избежать нарушения intentional grounding куотербеку достаточно отбежать в сторону. Проделать это, однако же, удается далеко не всегда...

5 секунд после снэпа. Перехват и девичья память

Кроме сэка, различных нарушений (в этот раз я все их вынес в самый конец статьи) и неточных пасов существует еще один, самый неприятный вариант завершения атакующего розыгрыша – перехват.

В перехвате не всегда виноват QB: бывает так, что ресивер не удерживает мяч, и тот рикошетом попадает в руки защитника. Но в итоговом протоколе перехват всегда записывается в минус куотербеку. В самом худшем случае футболист, перехвативший мяч, заносит его в энд-зоун нападающей команды и зарабатывает шесть очков за тачдаун. Такие перехваты называют «pick six» (pick – это перехват, а six ­– число очков). Мой любимец Бретт Фарв в шутку очень гордился тем, что его первый же пас в NFL закончился тачдауном. К несчастью, тачдауном соперника – Фарв бросил pick six. Можно подумать, что у Фарва извращенное чувство юмора, но на самом деле умение спокойно относиться к своим ошибкам... даже нет, способность забывать о них как можно скорее – очень полезное качество для QB. У всех хороших куотербеков короткая девичья память: на поле нет места для рефлексии. Не получилось в этот раз? Ничего, будет новый розыгрыш, и нужно будет все делать заново. И лучше думать об этом, чем переживать по поводу ошибок. Ведь думать куотербеку приходится очень много.

* * * * * * * * * * *

Нарушения

Ниже описаны распространенные нарушения до и сразу после снэпа.

«Нарушение состава» (More than 11 players on the field , 12 men in the huddle) – в том случае, если в хаддле нападения есть лишний игрок, нарушение определяется сразу же. Во всех остальных случаях за лишнего игрока на поле штрафуют по окончанию розыгрыша. Наказание – 5 ярдов. Сигнал судьи на картинке слева.

* * * * * * * * * *

«Задержка времени» (Delay of game) – в том случае, если нападение не начало снэп до истечения 40 секунд. Наказание – 5 ярдов или 15 ярдов, если это первый розыгрыш в любой из половин матча. Cигнал судьи на картинке справа.

* * * * * * * * * *

«Умышленный неточный пас» (Intentional grounding). Определяется, если пас не мог быть пойман игроками нападения, а куотербек находился в конверте.  Наказание – 10 ярдов и потеря дауна. В том случае, если данное нарушение зафиксировано, когда QB находился в собственной зачетной зоне, засчитывается сэйфти. Intentional grounding показывается судьями так, как на картинке слева, сэйфти – как на картинке справа внизу.

 

 

 

 

 * * * * * * * * * * *

«Офсайд» / «нарушение нейтральной зоны» / «контакт до снэпа» (offside / neutral zone infraction / encroachment).  По смыслу примерно одинаковые нарушения со стороны защиты.

Оффсайд – это фальстарт со стороны защиты, фиксируется в том случае, если игрок защищающейся команды пересек линию скриммиджа до снэпа. Оффсайд не останавливает розыгрыш.

«Нарушение нейтральной зоны». Нейтральная зона – это условная полоса вдоль линии скриммиджа, ширина которой равна длине мяча. Если игрок защиты заступает в нейтральную зону до снэпа, и провоцирует этим игрока нападения совершить ответное движение вперед, свистится данное нарушение и розыгрыш останавливается немедленно.

«Контакт до снэпа» – это вариант оффсайда, при котором защитник касается игрока нападения.

Все эти нарушения наказываются пятью ярдами. Сигнал судьи – слева.

* * * * * * * * * * * *

Послезавтра матчем Hall of Fame Game откроется предсезонка, о которой, скорее всего, особого смысла писать не будет. Так что на август у нас остаются ресиверы, бегущие, и, вероятно, спецбригады. Защиту перенесем на следующее межсезонье – как видите, размеры статей не позволяют писать их очень часто.