14 мин.

Штирлиц в тылу врага

Даже такой далекий от европейского футбола человек, как я, знает историю клуба United of Manchester. Ну как же, практически сказка о том, как в отдельно взятом городе попытались построить спортивный коммунизм – создать команду, финансируемую и управляемую болельщиками. По-настоящему свой клуб для каждого фаната: ты не просто получаешь зрелище по выходным за свои кровные, нет. Ты – совладелец, твоими деньгами клуб живет, твой голос влияет на решения, принимаемые управляющими и даже определяет кто находится у руля. Сказка!

Однако же, сказка конкретно FC United of Manchester пока что не имеет счастливого конца – клуб забуксовал в седьмой по значимости лиги Англии, не имеет своего стадиона и собирает примерно по две тысячи болельщиков на матч в среднем. Не густо, прямо скажем. Но «U of M» это далеко не единственный пример «фанатской» команды. В той же Великобритании подобных клубов несколько десятков; есть они и в других странах. В Швеции и Турции вообще все футбольные клубы находятся во владении болельщиков (если верить Википедии). Но, как я уже говорил, европейский футбол меня интересует мало, а вот американский – куда больше. И так уж случилось, что именно в американском футболе существует совершенно уникальная команда. Это один из старейших и наиболее уважаемых членов самой богатой лиги мира, многократный чемпион, по-настоящему легендарный клуб, имеющий фантастическую популярность – каждый матч собирает по семьдесят с лишним тысяч болельщиков, и это в городе, все население которого едва превышает сотню тысяч! И принадлежит он не какому-то миллиардеру или группе инвесторов, а более чем тремстам тысячам своих фанатов. И еще как минимум двум личностям, не переносящим этот клуб на дух – мне и моей жене.

* * * * * * * * * *

Green Bay Packers – команда с удивительной спортивной историей. Но что еще более поразительно, так это тот факт, что все эти достижения, победы и титулы не были бы возможны, не находись команда в общественном владении. В начале двадцатого века, когда спортивные клубы в Штатах возникали буквально из ничего – как средство для развлечения работников фабрики, как передвижная реклама заводчика собак, как цирковой аттракцион с индейцами и слонами – и так же легко уходили в небытие, Packers сумели выжить именно с помощью перехода от частной формы владения к общественной.

Первым инвестором футбольной команды в небольшом индустриальном Грин-Бэе, штат Висконсин, была местная компания по производству мясных консервов – Indian Packing Company. Отсюда, к слову, название Packers, что буквально означает «упаковщики». Спустя два года после основания команды, в 1921-м, спонсор-владелец был поглощен конкурентом, затем Packers прошли через грандиозный спортивный скандал и еще одну смену владельца и, наконец, в 1923-м году оказались на грани банкротства. Чтобы спасти «Упаковщиков» от роспуска, последний частный владелец Packers, он же основатель, тренер и игрок, Карли Лэмбо, передал команду во владение специально созданного общественного фонда. Местные бизнесмены стали первыми акционерами и собрали 5 тысяч долларов. Через шесть лет после этого «Упаковщики» завоевали чемпионский титул – первый из рекордных для NFL тринадцати.

Впоследствии клуб несколько раз выпускал дополнительные акции – в 1935-м, 1950-м, 1997-м и 2011-м годах. Именно в 2011-м я и стал одним из совладельцев Packers.

Те, кто читает мой блог регулярно, в курсе того факта, что у меня с «Упаковщиками» сложные отношения. Они – прямые и самые яростные соперники моих любимых «Викингов», и исторические антиподы географически близких мне «Медведей». Их американские фанаты еще совсем недавно освистывали моего любимого игрока, отдавшего команде из Грин-Бэя семнадцать лет своей жизни, но под конец карьеры перешедшего к конкурентам. Их русскоязычные болельщики невыносимы в своем чувстве превосходства, как и почти любые болельщики чемпионов. Короче говоря, я их терпеть не могу. Но упустить шанс стать, пусть и формальным, но совладельцем клуба NFL, и возможность посмотреть изнутри на то, как работает самая уникальная спортивная организация США, я не мог.

Сертификат, подтверждающий, что я являюсь одним из 200 тысяч человек, собравших в декабре 2011 года для Packers суммарно 64 миллиона долларов, пришел по почте сразу после Рождества. «Бессмысленная вещь», – сказала моя жена, – «которой даже ни перед кем не похвастаться». Я возразил, мол, это сродни благотворительности: ты поддерживаешь не сколько конкретную организацию или конкретных людей, но саму идею, в данном случае – идею фанатской команды, но в глубине души тоже не до конца понимал смысл нашего участия в этом. Но месяц назад нам прислали еще один конверт из Висконсина – приглашение на ежегодную встречу акционеров. Мы взяли на работе по одному дню отпуска – мероприятие пришлось на минувший вторник – и съездили в Грин-Бэй. Подробности, фотографии с места событий и о том, как изменилось мое отношение к Packers после этого – ниже.

* * * * * * * * * * *

В Грин-Бэе проживает чуть больше сотни тысяч человек. Это сравнимо с населением Евпатории, в которой я прожил большую часть детства и юности, но сами города отличаются очень сильно. Например, в Грин-Бэе есть аэропорт. В Штатах вообще почти в любой город, даже в такой, который едва можно найти на карте, можно добраться по воздуху, но обычно для этого необходимо владение особым билетным дзеном или же, попросту, нужно бронировать билеты сильно заранее. За две недели до поездки я смог найти только один билет из Чикаго до Грин-Бэя – с двумя пересадками и за 700 с лишним долларов. Примерно столько же стоило бы полететь на Аляску, так что решено было ехать на машине.

Подробно описывать поездку я не буду, скажу только, что дорога заняла примерно четыре с половиной часа в одну сторону, и что восточная часть Висконсина – весьма своебразное место. Сюда в основном приезжали эмигранты из северной Европы, поэтому в названиях местных населенных пунктов часты немецкие, голландские, фламандские и прочие корни. Иногда городишко может называться совсем просто – Дания, например, или Бельгия.

Ночной вид на даунтаун Грин-Бэя (сверху); медведь в джерси Аарона Роджерса на набережной реки Фокс (снизу).

Грин-Бэй, на фоне этих крошечных даний и бельгий, выглядит как настоящий мегаполис, но, как я уже писал, сто тысяч человек в Висконсине это совсем не то же самое, что в России или Украине. Центр, он же «даунтаун» Грин-Бэя – это две улицы, Вашингтон и Бродвей, расположенные по обеим сторонам реки Фокс, впадающей в озеро Мичиган. В самом высоком здании целых семь этажей. Дальше от реки начинаются типичные пригородные кварталы с одноэтажными жилыми домами, а вдоль против и по течению – промышленные зоны. Поэтому дешевый мотель, который в большом городе находился бы где-то на окраине, здесь расположен на одной из двух центральных улиц. «Добро пожаловать, акционеры!» – висел большой плакат рядом со стойкой портье.

Футбольный стадион находится чуть дальше – примерно 10 минут на машине – в районе, где каждая улица названа в честь какой-нибудь легенды Packers. Lombardi Avenue, Bart Starr Road, Holmgren Way, Reggie White Way и, к моему удивлению, Brett Favre Pass.  Не пас, в смысле, а проезд.

Перед центральным входом на стадион Lambeau Field установлены две статуи: Винсу Ломбарди (вверху) и Карли Лэмбо (внизу).

Само собрание проходило прямо на стадионе – акционеры сидели на алюминиевых скамьях, которые на Lambeau Field заменяют кресла (зимой проще сметать снег), а члены совета директоров выступали с временной трибуны, плюс велась трансляция на новые большие ТВ-экраны, установленные в районе энд-зон. «Видите эти экраны?» – начал свое выступление президент клуба Майк Мерфи – «вот на что пошли ваши деньги».  За два с половиной часа вступили несколько членов совета директоров. Был спортивный доклад, об успехах и неудачах последнего года, финансовый, инвестиционный, и прочие. Все довольно краткие, наглядные и по делу.

Всего собрание акционеров посетило 12 с половиной тысяч человек. Это не рекорд, но для той жары, которая сейчас стоит в Висконсине (+35 в тени) вполне прилично.

В частности, рассказали на что пошли 64 миллиона долларов, собранные с помощью нового выпуска акций – на стадионе начата масштабная реконструкция, с целью добавить около семи тысяч мест, плюс были установлены новые телеэкраны-табло. Общая смета работ – 140 с лишним миллионов, разницу покрыли за счет прибыли, которая в последний, пост-титульный год была рекордной.

Новый HD-экран и незаконченная стройка в южной энд-зоун.

Как non profit (т.е. бесприбыльная) организация Green Bay Packers не платит своим акционерам дивиденды – все заработанные деньги возвращаются в клуб и тратятся на зарплату игроков, поддержание и развитие клубной инфраструктуры, и резервный фонд для покрытия будущих крупных расходов.

Президент клуба Майк Мерфи зачитывает свой доклад. Люди в желтом под экраном - рабочие.

Спортивный доклад зачитывал Тед Томпсон, вице-президент и ГМ команды.

Некоторая, довольно значительная сумма денег, ежегодно уходит на благотворительность и помощь местным организациям. Различных акций, вроде встреч игроков с детьми, посещения ими больниц и т.п. проводится около 500 каждый год.

Хотя команду нельзя назвать градообразующим предприятием в обычном смысле этого слова – по количеству постоянных рабочих мест Packers не входят даже в городскую десятку, но ее финансовое влияние на город очень велико. Местный мелкий бизнес расцветает во время каждой домашней игры. На матч открытия в сезоне 2011 в Грин-Бэй кроме обычных семидесяти тысяч болельщиков прибыло еще около полутора сотен футбольных фанатов, которые просто посмотрели концерт перед игрой и потом разбрелись по барам. Плюс временные рабочие места: та же стройка дала работу 1600-м местным жителям; заработной платы было выплачено на 70 миллионов долларов.

После окончания всех докладов акционеры разошлись по подтрибунным помещениям – ели, пили, и закупались фанатскими безделушками с командной символикой и надписями типа «Мне принадлежит часть Packers». Мы же отправились в Зал Славы команды, расположенный в цокольном этаже.

Атриум (холл) стадиона. Вид от главного входа (сверху) и с третьего этажа (снизу).

Герои Packers используются в рекламе (сверху) или просто украшают собой стены подтрибунных помещений (снизу)

Разумеется, перед возвращением домой мы не могли упустить возможности пообедать в ресторане Бретта Фарва, расположенного в проезде имени Бретта Фарва, рядом со стадионом, на котором Фарв провел 119 матчей и одержал 90 побед.

Сверху - плакат "Спасибо, Бретт!" в Зале Славы Green Bay Packers, снизу - экспозиция, изображающая раздевалку команды там же.

...Доедая двойной бургер, приготовленный по рецепту понятно кого, я, наконец, сформулировал для себя новое отношение к Packers: уже не только как к соперникам, но и как в явлению в спорте.

При том, что демократия в управлении командой иллюзорна – триста тысяч акционеров не могут иметь  общего мнения по всем вопросам, а один голос не стоит ничего – финансовый подход «Упаковщиков» к делу это лучшее, что вообще может быть в спорте.

Ресторан "Стейкхауз Бретта Фарва".

Банкетный зал ресторана (сверху) и футбольные мячи с автографами Фарва (снизу).

Во-первых, клуб не зависит от доходов одного конкретного человека, а обеспечивает себя сам. Самообеспечение, в частности, является мощным ограничивающим фактором – не имея денег «из тумбочки» команда никогда не будет делать бездумных трат на «звезд», залезать в долги, и т.п. В лигах вроде европейских футбольных или MLB, где отсутствует потолок зарплат, такие ограничения автоматически записали бы Packers в вечные середняки, но в NFL все траты ограничены жестким потолком, поэтому команда даже с такого крошечного рынка, как Грин-Бэй, может оставаться конкурентной.

Во-вторых, поскольку у «Упаковщиков» нет задачи приносить прибыль, команда может себе позволить не экономить на скрепках. Проблемы, присущие клубам, находящимся во владении прижимистых дельцов, для которых бесприбыльный год – это катастрофа, не тревожат Packers. Команда не тратит много (см. выше), но и не сражается за каждый доллар.

Некоторые фанаты не только болеют за две команды, но и носят джерси сразу двух.

Наконец, грамотная работа с болельщиками – «вы не просто фанаты, вы владельцы» – привела к безумной популярности клуба среди местного населения. Последние пятьдесят лет каждую домашнюю игру Packers их стадион заполняется под завязку. А лист ожидания для сезонных абонементов настолько длинен, что если записаться сегодня, ждать своей очереди придется до второго пришествия – около тысячи лет, по некоторым оценкам. Классическая обратная связь для команд-победительниц – успешны, поэтому популярны, популярны, поэтому успешны – которая в некоторых случаях разрывается после одного-двух провальных сезонов, здесь подпитывается извне даже в неудачные в спортивном плане годы. Именно за счет соучастия болельщиков в делах Packers.

Четыре кубка Ломбарди - четыре победных Супер-боула (сверху). Чемпионский перстень в хранилище трофеев в Зале Славы (снизу).

Ну и, наконец, последний немаловажный факт. В отличие от некоторых клубов, чьи хозяева могут перевезти их из одного города в другой в погоне за прибылью, «Упаковщики» навсегда привязаны к своему Грин-Бэю. Это прописано в уставе клуба и не может быть изменено. В печали и в радости, как говорится.

В общем, все хорошо... за исключением того, что удачный пример Packers не может быть использован больше никем, по крайней мере в NFL. Современный устав лиги требует, чтобы у команд был один основной владелец с минимальной долей в 30%. И, вдобавок, запрещена свободная продажа небольших пакетов акций – поэтому владельцы тех же «Ягуаров», или «Chargers», или «Викингов» не могут продать болельщикам, скажем, 10% от команды, сохранив контрольный пакет.

Но, может быть, Packers послужат примером тому же United of Manchester или другим европейскми клубам. Будем их уважать за это... а болеть все-таки продолжим за других.