15 мин.

Футбольный букварь. Зеленая, зеленая трава

В прошлом году все, желающие приобщиться к американскому футболу, могли прочитать у меня в блоге краткое описание основных правил этой замечательной игры. Я все еще считаю, что то была очень хорошая статья, и все еще рекомендую ее для первоначального знакомства с футболом. К сожалению, для того, чтобы уместиться в размеры одной записи мне пришлось рассказывать обо всем очень кратко, намеренно игнрорируя некоторые тонкости. Теперь пришло время вернуться к тому, что упущено. Если прошлогодняя часть была, фигурально выражаясь, азбукой: мы запоминали буквы, то сейчас пора перейти к букварю и научиться складывать слова.

Главной нашей целью будет превратиться из обычного футбольного болельщика, знающего, с какой стороны у телевизора экран, в «продвинутого», понимающего все тонкости игры – насколько это, конечно, возможно для любителя. Начнем с самого начала – поговорим о стадионах и полях, а так же городских легендах, с ними связанных.

На фото: чикагский стадион Soldier Field.

N.B. Еще раз. Если вы совсем-совсем ничего о футболе не знаете – начните с азов. Пожалуйста! Хотя кое-что оттуда будет повторено ниже, но в целом дальнейший материал предполагает, что вы уже читали «Основные правила». Три ссылки на одну и ту же статью в первых двух абзацах – это рекорд?

* * * * * * * * * *

Часть 1: Зеленая, зеленая трава

О стадионах мы должны знать две вещи: что они бывают открытые и под крышей (т.н. «доум», от английского dome, или «кастрюля»), и что покрытие поля может быть из настоящей травы или искусственное. Со стороны может казаться, что особого смысла в этих деталях нет, или же наоборот, что это очень важный фактор, влияющий на игру команд. Попробуем разобраться. Но перед этим сделаем небольшой экскурс в историю.

* * * * * * * * * *

Как вообще появилось современное футбольное поле и почему оно таких странных размеров – 100 ярдов в длину (120 с эндзонами) и 53 и 1/3 ярда в ширину?

Если вы начнете искать ответ на этот вопрос в интернете, самой распространенной версией будет следующая: футбол – «потомок» регби, и в футбол играют на регбийных полях. Даже ESPN считает, что это так. Объяснение очень простое и логичное, но неправильное. Хотя бы потому, что регбийные поля и сейчас и сто пятьдесят лет назад были совсем другого размера: примерно 120 ярдов на 70.

Футбол действительно ведет свою родословную от регби, но вот поля, на которых сражались первые футболисты в девятнадцатом веке, были несколько больше по размеру, чем регбийные. Это вообще очень хорошо укладывается в американский стиль мышления: в регби играют на поле превосходящем по размеру соккерное, а мы создали свой спорт от регби, значит нам нужна поляна больше, чем регбийная! Таким образом стандартом первых футбольные поля была длину ровно в 140 ярдов, и ширину в 70.

Но футбол в те годы был совсем другой. На матч выходило по двадцать пять человек от каждой команды одновременно; правила умещались на одном листке бумаги и были совершенно непохожи на те, что мы знаем; а все меры безопасности сводились к обязательному наличию нашатыря у судьи – ограничений по применению рук и ног не было. Затем, как футбольный мессия, появился Уолтер Кэмп (Walter Camp), сначала игрок, а потом тренер команды университета Йеля. Стараниями Кэмпа  футбол преобразился в игру, которую мы знаем.

Чтобы уменьшить хаотичность и травмоопасность футбола Кэмп в 1880-м году предложил ограничить число игроков до 11, а так же отказаться от регбийного «скрама» в пользу линии скриммиджа (т.е. розыгрыш начинается не с кучи-малы, а с того, что команды выстраиваются в линии друг напротив друга). Меньше людей одновременно в игре – меньше поле. В 1881-м стандартным размером поляны стал 110 ярдов на 53 1/3 (в футах – 330 на 160). Откуда появились именно эти цифры и, самое главное, почему не была выдержана пропорция 2 к 1– неизвестно.  Возможно, кому-то показалось, что круглое число 160 футов выглядит лучше, чем 165. Чуть позже тяга неизвестных лиц к круглым числам уменьшила длину поля до 100 ярдов.

Но продолжал творить и Уолтер Кэмп. В 1882-м году он придумал систему даунов; до этого команда с мячом могла сохранять владение сколько угодно долго. Еще через какое-то время, опять же, благодаря Кэмпу, футбол получил свои правила подсчета очков и ограничения для защитников: игрока с мячом можно останавливать только с помощью захвата («тэкла»), а не кулаком в рыло. Наконец, в 1906 усилиями Уолтера Кэмпа был разрешен пас вперед и игра приобрела современные очертания. Держа в уме пасовые футбол, Кэмп собрался было обратно увеличить размеры футбольного поля, но тут его изобретательность вступила в противоречие с реальностью.

В 1903-м году был построен первый специализированный футбольный стадион в Гарвардском университете. И размеры его были ровно 100 ярдов на 53 и одна треть. Измени Кэмп правила футбола в сторону увеличения поля, и новенькая арена не смогла бы принимать футбольные матчи – расширить ее не было никакой возможности. Зато можно было немного удлинить, чем Кэмп и воспользовался, добавив в правила десятиярдовые зачетные зоны. Так мы и получили стандартные для нашего времени размеры футбольного поля 120 ярдов в длину и 53 ярда в ширину.

* * * * * * * * * *

Последним изобретением Уолтера Кэмпа, о котором необходимо упомянуть, являются хэшмарки (hash marks). Вспомним, как выглядит футбольное поле:

Помимо эндзон, десятиярдовых (и пятиярдовых) линий, назначение которых нам известно, на поле близко к продольной оси нанесены два ряда коротких отметок, отмечающих каждый ярд. Расстояние между этими линиями чуть больше шести ярдов. Это и есть хэшмарки. Зачем они нужны? Во-первых, по ним легче определять дистанцию при подсчете ярдов. Во-вторых, и в главных, хэшмарки служат для определения того, где будет находиться мяч в начале розыгрыша.

Предположим, только что одна из команд выполнила пант и выбила мяч за пределы поля в точке А. Их соперники обязаны будут начать свою атаку, расположив мяч в точке А1 – ближайшее место внутри хэшмарков.

Следующий розыгрыш – вынос, и игрок с мячом был остановлен в точке B, между хэшмарками. Следующий даун начнется в точности с этого места.

А если бы мяч в конце розыгрыша был за пределами хэшмарков, его бы, как и в первом случае, вернули на ближайщую границу. Идея понятна? Мяч всегда находится внутри двух этих линий.

Зачем это было придумано? Затем, чтобы команды не начинали розыгрыш слишком близко к краю поля. До введения хэшмарков нападение нередко предпочитало кучковаться возле краев, пользуясь границами поля как дополнительной защитой – вы предпочтете драться в чистом поле или если с одной стороны вас прикрывет стена?

* * * * * * * * * * * *

Теперь, когда мы знаем, откуда взялись нанешние размеры футбольного поля и что означают означают все эти отметки, вернемся к траве и крышам.

Зачем нужны крыши, объяснять, надеюсь, не надо. Если «минус пятнадцать» со снегом и ветром в Миннесоте в декабре еще куда ни шло, то «плюс тридцать семь» в Хьюстоне в сентябре – это уже совершенно невыносимо и для игроков, и для болельщиков. И именно в Хьюстоне был построен первый в США крытый стадион «Astrodome», способный принимать футбольные матчи. Произошло это в 1965-м, а командой, ради которой все затевалось, был новый бейсбольный франчайз «Houston Colt .45s» (позже переименован в «Astros»). В 1968-м под крышу «Астродоума» переехали и футбольные «Houston Oilers», тогда входившие в состав AFL.

С тех пор история строительства стадионов пошла по двум направлениям.

В городах с особо жарким или особенно холодным климатом – Далласе, Новом Орлеане, Атланте, Финиксе, Детройте и Миннеаполисе – «доумы» пришлись очень кстати по естественным причинами. В некоторых других случаях – в Сент-Луисе и Индианаполисе, к примеру, «кастрюли» были возведены потому, что на это нашлись деньги: клубы в последние пару десятилетий очень умело шантажируют городские власти, угрожая переехать, если для них не будет выстроен очередной чудо-стадион.  

С другой стороны, в некоторых городах, где «доумы» были бы оправданы из-за погоды, новые стадионы все равно строились без крыши. Это, во-первых, существенно дешевле, а во-вторых – ближе к традициям и духу футбола. И, да, что может быть прекраснее для болельщика, чем просидеть три часа на палящей солнце или под ледяным дождем, а затем прийти домой и назвать в фейсбуке фанатов «доумной» команды неженками!

....Однажды мне самому довелось побывать на матче в экстремальных погодных условиях, и я буду рассказывать об этом внукам.

* * * * * * * * * *

«Доумы» принесли не только защиту от плохой погоды и новый повод для болельщиков поругаться друг с другом, но и проблему травы. Чтобы расти, траве нужно солнце. Под крышей солнца нет. Следовательно, под крышей нет травы. В хьюстонском «Астродоуме» данную проблему сначала пытались решить с помощью полупрозрачной крыши и специального сорта травы, приспособленного для роста в помещениях. Но блики от крыши слепили игроков, и пришлось сделать ее непрозрачной. Траву в итоге заменили синтетическим покрытием, громко названным «Астротурф». Если вы видели кадры из старых футбольных матчей по NFL Network, то могли заметить и первые версии астротурфа или его аналогов – тонкий коврик бледно-зеленого цвета. Падать на такой конечно получше, чем на голую землю, но все же не слишком. А уж падение со скольжением причиняет невыносимую радость. Но новые крытые стадионы продолжали строиться, и все больше и больше команд играли на искусственном покрытии. А затем и на некоторых открытых аренах траву заменили на синтетику.

Преимущества искусственной травы очевидны – она дешевле в эксплуатации из-за несравнимо большей долговечности. К ее недостаткам раньше относили повышенную травмоопасность, но последние исследования показывают, что на новых версиях «астротурфа» и его вариаций футболисты травмируются не чаще и не сильнее, чем на обычной траве. Ну и конечно, держим в уме тот факт, что в глазах некоторых личностей синтетическая трава может быть «не тру».

Половина команд NFL играет на синтетике, другие, включая «Хьюстон» и «Аризону», чьи домашние стадионы накрыты крышей, на настоящей траве. Еще несколько используют траву в сочетании с небольшим количеством синтетических волокон. Я не буду приводить подробный список, он есть в Википедии.

* * * * * * * * * * *

Теперь переходим к главному стадионному вопросу. Трава или синтетика, крыша или открытое небо – все это должно как-то влиять на игру, не так ли? Общепринятые точки зрения на этот счет таковы:

  • клубы из «кастрюль» плохо играют в гостях у команд, на чьих стадионах крыш нет;

  • искусственное покрытие «быстрее», поэтому игра на нем совсем другая, нежели на траве.

Доказательство первого «мифа» кажется тривиальным. За последнее десятилетие только две команды, чьи домашние арены имеют крышу, выигрывали Супер-Боул: «Индианаполис» в сезоне-2006 и «Новый Орлеан» в 2009-м. Довольно красноречиво, не так ли? Но нужно принять во внимание тот факт, что всего крытых стадионов не так уж и много: только 9 из 31-го. Как же тогда считать?

На замечательном сайте «Advanced NFL stats» эту проблему решили, собрав статистику по всем матчам за последние одиннадцать лет и скореллировав ее с температурой в день игры, а так же с тем, к каким погодным условиям были привычны гости. Получилась следующая картина:

Четыре линии на графике показывают данные для четырех типов команд. Синяя линия (cold) – клубы из регионов с холодным климатом; красная (dome) – команды из «кастрюль»; зеленая (mod) – из средней полосы; и, наконец, сиреневая (warm) из регионов с теплым климатом. По оси абсцисс (горизонтальной) отложены температуры в момент начала матча (в градусах Фаренгейта), по оси ординат (вертикальной) – процент гостевых побед.

Для «холодных» и «умеренных» команд процент побед в гостях колеблется между 40% и 50% и в целом не зависит от температуры. У «теплолюбивых» клубов частота побед несколько снижается при низких температурах. Но настоящей катастрофой холод оказывается для команд из крытых стадионов: уже при нуле по Цельсию (32 по Фаренгейту) они побеждают только в одном случае из пяти! И чем холоднее, тем их результаты хуже.

Итак, первый миф, о том, что «кастрюльные» команды плохо играют в холоде, подтвержден.

* * * * * * * * * *

Теперь про «быстроту» искусственных полей. Все, включая бывших игроков, поигравших на разных типах покрытий, утверждают, что по астротурфу получается бегать быстрее, можно делать более резкие повороты, ну и т.п. Что на этот счет говорит статистика?

Факт первый: согласно исследованию, опубликованному Национальной Ассоциацией Физических Кондиций (National Strength and Condition Association), разница в скорости бега по искусственному полю и по травяному отличается на 0.2%. Меньше сотой доли секунды на дистанции в 40 ярдов. «Быстрое поле», ну да. Чуть-чуть лучше обстоят дела для бега со сменой направления: у астротурфа небольшое преимущество в 3% – 0.15 секунды на том же отрезке. Почему разница столь незначительна, ведь искусственное покрытие имеет лучшие сцепные свойства?

Ответ на этот вопрос находится на ногах футболистов. В матчах на синтетике игроки носят обычные кроссовки, а для травы надевают шиповки, причем длина шипов может от половины дюйма (1.27 см) до дюйма (2.54 см). Шипы и обеспечивают необходимое сцепление, позволяя бегать по траве так же быстро, как и по «ковру».

Факт второй: специализированный сайт «Pro Football Reference» сравнил статистику эффективности игры на выносе для одних и тех же футболистов на траве и на синтетике. Результаты весьма удручающие для мифа о быстроте искусственного покрытия: при том, что некоторые футболисты лучше играют на траве, а другие более продуктивны на астротурфе, в среднем по лиге влияние покрытия на эффективность выноса близка к нулю.

Других исследований на эту тему мне найти не удалось, но, думаю, даже этих двух достаточно для развенчания легенды о том, что искусственное покрытие быстрее чем трава.

Остается только одно разумное объяснение того, откуда взялось это всеобщее заблуждение – погода. Футбольный сезон длится с сентября по февраль; и одно дело – бегать по зеленой травке в начале осени, и совсем другое – месить грязь или скользить по льду в середине зимы. Грязь и лед – действительно несравнимо более медленные покрытия, чем искусственная трава. То, что многие матчи, особенно важные, в конце сезона и в плей-офф, приходились на зиму, и повлияло на восприятие стадионов с астротурфом как быстрых, а полей с травой (или ее остатками) – как медленных.

* * * * * * * * * *

Последнее, о чем мы поговорим сегодня – футбольные ворота. Я уже писал про мячи, и про игроков, которые эти мячи пинают ногами, как в другом футболе, но все не находилось места для рассказа про сами ворота. Исправляюсь.

Ворота и филдголы были в футболе с самого начала. Более того, в первых играх, в том числе в историческом матче Рютрегс против Принстона (1869-й гол), филдгол был единственным способом набрать очки (по одному очку за каждый). Тачдауны повились лишь несколько лет спустя, а первая комплексная система подсчета очков, – лишь в 1883-м усилиями известного нам Уолтера Кэмпа. В той редакции правил филдгол оставался самым ценным ­– 5 очков, тачдаун ценился чуть меньше – 4 очка, реализации после тачдауна и сэйфти приносили по 3 очка. В 1887-м тачдаун подняли в статусе и уравняли с филдголом – по пять очков за каждый. После этого ценность филдголов несколько раз снижалась: сначала до 4-х очков (1904), затем до современных трех (1909).

До изобретения эндзон ворота находились на лицевых линиях, на границе поля. Когда добавили две зачетные зоны по краям, ворота оказались на зачетных линиях, т.е. в десяти ярдах от границ. В результате игрок, врывающийся в зачетную зону имел все шансы впечататься головой в столб ворот. Вот пример того, как это однажды произошло в CFL (лига канадского футбола), где ворота все еще находятся на зачетных линиях:

В NFL подобные коллизии с исходами разной степени тяжести случались вплоть до 1974-го года, затем ворота были отодвинуты на лицевые линии, где они и находятся по сей день. Помимо уменьшения количества травм, это новшество снизило результативность киккеров – дистанция филдгола сразу увеличилась на 10 ярдов. Вполне возможно, что когда-нибудь в будущем правила изменятся еще раз, и ворота будут отодвинуты еще дальше – в этом случае пробитие extra point перестанет быть такой тривиальной задачей, как сейчас.

Последний факт на сегодня – ширина ворот в точности повторяет расстояние между хэшмарками: 18 футов и 6 дюймов, или 6 и 1/6 ярда.

* * * * * * * * * *

В следующий раз мы перейдем от неодушевленных предметов к людям: обсудим игроков, их позиции, о том, как отличить лайнбэйкера от сэйфти, а так же уделим немного внимания судьям и прочим личностям второго плана.