5 мин.

Бег на месте

Мои извинения тем, кто ожидал результатов конкурса прогнозов на прошлой неделе. Регулярно писать получается не всегда, к тому же время от времени отвлекают другие события.

Тем не менее – вот фанфары.

Победитель конкурса – Владимир Платонов (echo_1): 10 правильных результатов из 11! Отличное чутье, поздравим Владимира.

Коллега echo_1, у Вас есть шанс выбрать себе приз. Допустим, статью по заданной теме, которую Вы хотели написать сами, да все руки не доходили, или что-нибудь в таком же духе.

Второе место занял пользователь с ником Some Puerto Rican Guy, тоже показавший отменный результат: 9 из 11.

Третье разделили двое: восстание локофана и balderz (по восемь точных прогнозов).

Призеры тоже могут попросить что-нибудь нематериальное, клятвенно обещаю выполнить заказ.

Всего же в конкурсе приняло участие 56 человек (полная таблица результатов). К следующему году я подумаю, как автоматизировать процесс для большего удобства, ну и новые поклонники футбола, надеюсь, появятся.

* * * * * * * * * *

Теперь о главной теме этой и нескольких последующих записей в блоге.

Минувший Супер-Боул был прекрасен. Это знаем мы все тут, плюс читатели примерно четырех русскоязычных сайтов, посвященных футболу, а так же большая часть населения США. Агенство Nielsen Ratings, «ведущий эксперт в области маркетинговой информации», буквально на следующий же день после победы Giants рапортовало о том, что последняя игра сезона стала самой популярной телетрансляцией за всю историю американского TV. 111.3 миллиона телезрителей посмотрело большую часть матча. Еще примерно 50 миллионов видели хотя бы несколько минут игры. Фантастика, говорит Nielsen. Потрясающий результат, вторит им NBC.

Но мы же умеем считать, правда? Сравним, как росла телеаудитория Супер-Боулов за последние 20 лет с тем, как менялась численность населения Соединенных Штатов:

Вертикальная шкала слева – телезрителей, в миллионах. Вертикальная шкала справа – население, в миллионах.

Сюрприз: особого прироста в относительном размере аудитории не заметно. Чтобы увидеть это еще четче, можно рассчитать процент американцев, смотревших Супер-Боул за тот же промежуток времени:

Как видим, процент американцев, увлеченных футболом, почти не изменился за два десятка лет.

Оценивать этот факт можно с двух точек зрения.

С одной стороны, количество спортивного контента на ТВ, в интернете и печатной прессе сегодня, в 2012, несравнимо с тем, что в 1993-м. Разница в объемах информации, составляет, вероятно, несколько порядков. Но, как мы видим, все эти NFL Network, ESPN, журналы, шоу, и прочая-прочая, фактически, работают впустую – в смысле привлечения новых болельщиков. Провал?

Но можно взглянуть на это и под другим углом. За те же двадцать лет у среднего жителя планеты Земля появилась уйма новых способов провести время. Взять тот же интернет: социальные сети, многопользовательские игры,  блоггинг,  микро-блоггинг, youtube, впишите-нужное. Да и телевидение прилично развилось за тот же срок. Но даже в современной, перенасыщенной информацией (и информационным мусором) среде, NFL привлекает внимание примерно такого же количества человек, что и раньше. Успех?

Следуя совету Королевы из «Алисе в Стране Чудес» – «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте» – американский футбол, прилагая отчаянные усилия на всех фронтах, удерживает позицию самого популярного спорта и самого популярного шоу в Америке. А как насчет того, чтобы добиться большего? Для этого, продолжая аналогию, потребуется «бежать как минимум вдвое быстрее». Возможно ли это в принципе?

Как мне кажется, в США футбол достиг максимума. Нет, ну правда же: треть страны смотрит Супер-Боул. Половина – как минимум включает ненадолго. Т.е. все, кроме маленьких детей, больных в коме, путешествующих, работающих в воскресенье и жителей гетто, пропивших телевизор. Больше зрителей неоткуда взять просто физически. Финита. Конец истории.

Но. Все прекрасно знают, что за пределами Штатов ситуация совершенно противоположная. Пока та же NBA успешно продает себя в Азии и потихоньку продвигается в Европе, а NHL заводит русскоязычную версию сайта, NFL довольствуется буквально крохами иностранной аудитории.

Разумеется, какие-то шаги в популяризации американского футбола за пределами США делаются. У лиги есть целое подразделение, NFL International, с отделениями в Канаде, Китае, Японии, Мексике и Великобритании. Проводятся игры в Лондоне. Тот же Супер-Боул транслируется, цитирую, «на территории двухсот с лишним стран, на сорока языках». Но попробуйте найти какие-нибудь конкретные цифры по телеаудитории Супер-Боулов (или американского футбола в целом) во всем мире – гарантирую массу потраченного впустую времени. В лучшем случае можно наткнуться на приблизительные подсчеты, скажем, от 3 до 25 миллионов телезрителей. Даже если брать максимальное значение – это ничтожно мало.

Да, разумеется, соккер и баскетбол более «народные» виды спорта. Да, конечно, футболу, в котором 99% игроков – американцы, не хватает своих александров овечкиных и джереми линнов. Но только 25 миллионов зрителей во всем мире за пределами Штатов? Даже у рэгби и крикета, совсем не тех видах спорта, в которые играют мальчишки на заднем дворе, телеаудитория исчисляется миллиардами! И не надо мне про стоимость формы для ам. футбола и, мол, мяч не достать в дикой бедной Африке: в Формулу-1 тоже не погоняешь на досуге, а меж тем каждый этап – это десятки миллионов телезрителей.

Итак, получается, что лиге пока что нет дела до зарубежных болельщиков. Получили матч в Лондоне? Радуйтесь хоть этому. Но нет никаких сомнений в том, что долго так продолжаться не сможет. Если NFL хочет выжить, ей придется бежать все быстрее, и, в том числе, на чужой территории.

Подобные попытки экспансии на заокеанские рынки лига уже предпринимала не раз. К несчастью, они все провалались. К счастью, шишки уже набиты и необходимый опыт приобретен. Поскольку нам все равно нечего делать в межсезонье, предлагаю ознакомиться с тем, как NFL пыталась завоевать Европу в прошлом. Начало – в следующей записи в блоге, а всего будет две или три записи на эту тему.

Кроме цикла «Неудавшееся вторжение» я планирую немного рассказать о событиях на NFL Scouting Combine (в прошлом году я уже писал, что это такое, а в этом году Алексей Лебедев тоже отметился ликбезом). Ну а в отдаленных планах еще много чего. Поживем – увидим.