22 мин.

Фан-клуб Рикки Рубио в четыреста тысяч человек

Год назад в одной из первых записей в этом блоге я делился своими впечатлениями от поездки в Миннеаполис на футбольный матч «викингов». Это было совершенно замечательное приключение: во-первых, игра на открытом стадионе в лютый мороз (из-за снегопада крыша основной арены рухнула); во-вторых, оказалось, что мы видели последний матч великого Бретта Фарва; и, наконец, в-третьих, нам повезло побывать на праздничном вечере, посвященном пятидесятилетию команды. Отличная поездка, несмотря на финальный счет на табло.

В 2011-м мы решили сделать из таких выездов традицию и поехали в Город Озер еще раз – снова на матч против «Чикаго». Попутно нам удалось посетить игру баскетбольных «Тимбервулвз» против «Майами». Ниже – рассказ с фотографиями о том, как это было; сколько стоит посмотреть на Рикки Рубио; почему «викингам» действительно нужен новый стадион, и что на самом деле необходимо любому болельщику для счастья.

* * * * * * * *

Искать универсальный рецептов фанатского счастья – все равно, что искать то же самое для счастья вообще. Безнадежно. Другое дело, что в отдельных случаях срабатывает некая формула, приносящая радость вполне определенным болельщикам из конкретных городов. Чаще всего эта формула включает в себя один важный компонент – победы и титулы. Boston Celtics, LA Lakers, Dallas Cowboys, Pittsburgh Steelers – фундамент всеамериканской популярности этих команд стоит на чемпионских кубках. Но объяснять все былым или настоящим величием очень скучно. И потом, не всем же быть победителями. Кубков, корзин и прочей наградной посуды на всех не хватает. Даже в NFL, где нет династий и чемпионы меняются как в калейдоскопе, есть команды, не выигрывавшие никогда – как им радовать своих болельщиков? И чему, в свою очередь, радоваться фанатам таких клубов?

Возможно, кому-то вся эта заумь про «радость боления» кажется надуманной – ну радуются или не радуются, какая разница? Болеют, потому что хотят. Потому что нечего больше делать. Потому что привыкли. Потому что три чудака пообещали, что будут всех рвать на части в следующие несколько лет. И т.п. Не существенно. А вот и нет. Очень даже существенно – с экономической точки зрения.

Разумеется, это все чистое теоретизирование до тех пор, пока автор или кто-то из читателей не заработает миллиард, не купит свой «нью-Джерси Нетс» и не озаботится проблемами низкой посещаемости. Но разве не интересно подумать о том, почему условные «Бронкос» (последний титул – больше десяти лет назад) несколько десятилетий собирают полный стадион, а условные «Бьюканирс», выигрывавшие Супер-Боул даже позже, чем команда из Денвера, не могут продать билеты за бесценок? Или о том, почему баскетбольные болельщики Ванкувера не очень грустят про уехавших «Гриззлис», а фанаты из Сиэтла спят и видят возвращение «Суперсоникс»?

...Поездка в Миннеаполис и два похода там на стадионы – мы с женой встретили новый 2012-й в промежутке между баскетбольным и фубольным матчами – позволила мне по новой взглянуть на главные переменные в формуле болельщицкого счастья.

* * * * * * * * *

Нынешняя зима очень теплая по местным меркам. В Чикаго за редкими исключениями каждые день выше ноля, и даже северная Миннесота была под Новый Год бесснежной и совсем не холодной. Отсутствие снега плохо сказалось на привлекательности Миннеаполиса. Год назад город казался почти сказочным: занесенные снегом дома, футуристические туннели skywalk’а над безлюдными улицами; в этот же раз все было более обыденно: даунтаун, серые промышленные районы и безликие жилые пригороды. Мне кажется, в Голливуде так любят снимать фильмы-катастрофы именно потому, что американские города гораздо интереснее смотрятся во время каких-то стихийных бедствий – погребенный под снегом Нью-Йорк в «Послезавтра», раздолбанный Чикаго в «Трансформерах», ну и т.п. Катаклизмы искупают недостатки архитектуры.

Но, кроме отсутствия снега, была еще одна вещь, бросавшаяся в глаза сразу – обилие плакатов, рекламирующих «Тимбервулвз». В прошлую поездку я их не замечал вообще, в этот же раз первое, что мы увидели на остановке трамвая из аэропорта в даунтаун – большое фото Рикки Рубио с надписью «Хотите увидеть этот слепой пас еще раз? Приходите на матчи в Target Center».  И потом еще одно такое же в трамвае. И на половине промежуточных остановок. У нас были билеты только на Vikings, на первое января; идея пойти на матч «волков» мне просто в голову не приходила. Это же «волки», гм. Угробившие карьеру Гарнетта, а до него – Криса Лэйтнера и бесчисленного количества легких форвардов и разыгрывающих, выбираемых по три штуки на каждом драфте. Это же Дэвид Каааан. Да ну, нет, спасибо.

Но Рубио был повсюду. И клубная атрибутика на прохожих. И еще огромный, во всю стену, плакат с Адельманом в центре и Рубио, Лавом, Бизли и прочими вокруг. «Приходите на матчи в Target Center». Ладно, подумал я, чем черт не шутит, посмотрю расписание матчей. Вдруг что-нибудь найдется на сегодня или завтра.

– Сегодня 30-е? –спросил я жену.

– Да.

– Ну тогда как тебе идея пойти не в аквариум, а на игру «Миннесоты» против «Майами»?

– А билеты?

Да, билеты, спохватился я. В день игры. Но это же Миннеаполис, тут в прошлом году билеты отдавали бесплатно при покупке двух банок супа в супермаркете.

– Билеты, я думаю, будут, – уверенно сказал я, – зайдем в кассы стадиона.

Target Center, на котором играют «волки», и бейсбольный Target Field расположены в самом центре города. Никакого тебе соседства с сомнительными кварталами, как в Чикаго, вокруг отели, рестораны и магазины. И уже за квартал я увидел несколько человек с табличками «Куплю лишний билет». Банками супа не обойтись, подумал я. И еще – неужели Рубио и вправду так хорош? К кассам мы подходили уже без особой надежды. Все-таки матч против «Хит». В праздники. И только два часа до начала игры. Ладно, пойдем в аквариум.

– Извините, – сказала кассирша, – но я могу вам предложить только билеты на самый верх, за 35 долларов.

– Куда-куда? – переспросил я, – Почем?

Она показала на схеме. Верхний ярус, в Чикаго такие же – начиная со 110.

– Ну и еще есть, наверное, несколько билетов на трибуну сразу за скамейками запасных, но там дорого – больше двухсот долларов за билет.

На трибуну сразу за скамейками! В праздники! На матч против «Майами»! За два часа до начала игры! Вот они, настоящие прелести жизни в небольшом городе.

– Давайте за 35, – сказал я.

Баскетбол за 35 долларов выглядит примерно так. Далековато, но разглядеть можно.

* * * * * * * * * * *

Изнутри все американские стадионы одинаковы настолько же, насколько американские города снаружи. Все аккуратно, организованно, доброжелательно. Даже еда, которую продают на разных аренах в разных штатах, и та повторяется – бургеры, претцели (соленые сдобные булки к пиву), хот-доги. Везде играют музыку «вживую», есть развлечения для детей разных возрастов, масса магазинчиков фанатской атрибутики. На стадионе «Буллс» можно померяться ростом с картонным Ноа, а в Target Center – с Лавом и Рубио, ну и все такое. Самое главное различие (не считая расцветки джерси, в которые одеты болельщики) – ассортимент спиртного. На «Чикаго», я помню, в дополнение к традиционному пиву предлагался почему-то коньяк, в Миннеаполисе же было вино, причем несколько марок на выбор, а не просто «Вам какое – красное или э-э-э...  белое?»

На входе в Target Center болельщиков встречает памятник легендарному центровому Minneapolis Lakers Джорджу Майкену

Ну и еще одно, чего я не видел в Чикаго – активная реклама дешевых билетов: «Купите билет на любые девять матчей и получите билеты на десятый в подарок. От 80 долларов». Я подошел, поговорил с улыбчивыми менеджерами, оказалось, что 80 долларов – это цена сразу на десять игр, на те места, что нам в кассе продали по 35. Т.е. один матч выйдет в 8 баксов. Хот-дог стоит 6 долларов, для сравнения. В ту же копилку «фанатских завлекалочек» идут акции «Только сегодня! Фирменная курта всего за 35 долларов вместо 65!» В городах, где лист ожидания на сезонные абонементы растягивается на тысячи, такие приемы не нужны, но для «Тимбервулвз» с их 24-м местом в НБА по посещаемости в прошлом сезоне, все приемы хороши, лишь бы ходили.

Слово «Timberwolves» в дословном переводе означает «лесные волки» или даже «волки чащоб». На самом деле речь идет о так называемом степном волке, подвиде обычного серого волка. По всем Штатам волков почти истребили, только в Миннесоте и осталась более-менее приличная популяция. Но название это не только удачно с натуралистической точки зрения, но еще и очень удобно для фанатов. Потому что можно натурально выть волком. Я вот не помню, чтобы на матчах «быков» кто-то мычал, и с трудом представляю, какие специфические звуки могли бы издавать болельщики на домашних играх «Санс» или там «Клипперс». А вот в Миннеаполисе вой – фирменный знак местных фанатов. Звучит это довольно необычно поначалу, но очень здорово. Выть начали до начала матча, воем приветствовали своих игроков и очень много выли всю игру.

...С начала матча «Майами» уверенно ушли вперед; Бизли нахватал фолов, Миличич играл как Миличич, запасные терялись, и даже Рубио в первое свое появление впечатлил не особо. Все изменилось во второй четверти – разыгрались два Энтони (Толливер и Рэндольф), удачно вернулся Лав – после нескольких точных бросков и пары подборов в нападении трибуны начали скандировать  «M-V-P! M-V-P!» Но самое главное – пошла игра у Рикки Рубио. Даже с высоты последнего яруса трибун было видно, как испанец временами выдавал такие номера, что кружилась голова не только у зрителей и соперников, но и у остальных «волков».

Если вы не видели этот матч – найдите запись, оно того стоит. Или посмотрите одну из более поздних игр «Миннесоты». «Волки» в итоге уступили «Хит» – за четыре секунды до конца Уэйд забил победный мяч – но это был тот редкий вечер, когда болельщики проигравшей команды не жалели ни о чем. А кричать «Ру-би-о! Ру-би-о!» оказалось почти так же легко, как и «M-V-P! M-V-P!».

В половину второго ночи – мы все-таки пошли в аквариум уже после матча – я краем уха слышал диалог охранника и уборщицы:

– Ну что, «волки» проиграли два очка?

– Да, но Рубио, говорят, был великолепен.

Правду говорят, хотелось подтвердить мне.

Есть такие игроки, матчи с участием которых запоминаются навсегда. Особенно, если видишь их вживую. В свое время я довольно часто ходил на московский ЦСКА, видел Холдена, Сонгайлу, Андерсена, Туркана, Гиричека, Лэнгдона и многих других хороших баскетболистов. Но лучше всего я помню, как играл молодой Кириленко. В каком-то смысле это был баскетбол с другой планеты, может быть, не на уровень выше всех остальных, но в другой плоскости. Иногда думаешь – вот если б игроку А больше скорости и бросок, то был бы совсем как Б, звезда первой величины. Про молодого АК-47 сказать такое было невозможно – представляя любого другого баскетболиста чуть быстрее, выше, прыгучее, более умелым и старательным, чем он был на самом деле, получить Кириленко было нельзя. Я не был большим фанатом Кири, нет, у меня были другие любимцы, но эта его необычность бросалась в глаза.

То же самое можно сказать про Рубио. Он очень «сырой», ему еще пахать и пахать над игрой в защите (и не факт, что это вообще даст какие-то плоды), но он уже сейчас человек с другой планеты. Или, точнее, «волк» из другого леса. Дэвид Кан не зря ждал его два года. Миннеаполис не за просто так увешан его фотографиями.

* * * * * * * * * *

Вот так неожиданно получилось, что спонтанное посещение баскетбольного матча стало главным событием из нашей новогодней поездки.

Футбол 1-го января тоже был хорош, но не игрой, увы – обе команды уже ни на что не рассчитывали в этом сезоне, в составах было много травмированных, так что интересного матча не получилось.

Любопытно было побывать на стадионе Metrodome: здесь начинали свою историю в НБА баскетбольные «Волки», здесь двадцать лет играли «викинги», здесь же в прошлом декабре, как предвестник апокалипсиса, настигшего команду в этом сезоне, обвалилась крыша от снега. «Метродоум» тоже чистенький и аккуратненький, как и все виденные мной американские арены, но уже ощутимо старый и довольно тесный. Впервые в Штатах я увидел, как в большом перерыве спортивного мероприятия была очередь в мужской туалет.

Skol, Vikings! – это начало припева боевой песни команды из Миннеаполиса.

Последняя игра сезона 2011, хоть и не была захватывающей, получилась для Миннесоты исторической. Во-первых, Джаред Аллен побил рекорд франчайза по сэкам за сезон (22) и лишь немного не дотянул до рекорда лиги. Во-вторых, этим матчем завершал карьеру тай-энд Джим Клейнсэссер (Jim Kleinsasser). Всю свою карьеру, с 1999-го года, Клейнсэссер провел в Миннеаполисе; он не был звездой, да и трудно стать заметным, играя блокирующего TE, чернорабочего нападения. Но таких футболистов, преданных клубу и вкалывающих до седьмого пота на тренировках и полностью выкладывающихся в играх, болельщики любят ничуть не меньше, чем звезд. Футбол, это не баскетбол – здесь «таскающих рояль» гораздо больше, и роль их важнее.

Очень порадовали болельщики «Викингов», увлеченные футболом и активные. Никакого сравнения с Тампой или Атлантой. Этот же матч по телевизору вызвал бы у меня только сожаление о бездарно завершившемся сезоне и желание переключить на другой канал. А с трибуны все смотрелось совсем иначе – да, проиграли, но все же... все же не хотелось встать и уйти. «Свой» стадион, «свои» фанаты вокруг, кто-то дует в рог, маскот Виктор Викинг заигрывает с чирлидершами и все такое. По какой-то причине у меня было хорошее настроение, и не только от сопричастия к Viking Nation, или от наступившего нового года, или по каким-то другим личным причинам. Чуть позже в тот же день я, кажется, понял, почему.

Вечером, уезжая в аэропорт, мы познакомились на остановке травмая с местной болельщицей Vikings. Она была в сиреневой куртке, мы – в клубных шарфах и шапках. Оказалось, что она ходит на все игры «викингов» уже 17 лет.

– Это был ужасный сезон для владельца сезонного абонемента, – сказала она.

– Увы, – согласился я, – это был ужасный сезон даже для тех, у кого сезонного абонемента нет.

– В нашем секторе постоянно были свободные места, в первый раз за последние годы... Да и сегодня тоже. Первого января? Идти на игру? Такой команды? – Она скорчила гримасу, показывая, что она думает о нынешней «Миннесоте». – Ладно, у меня все равно хорошее настроение.

Опять! Но почему? Мы же проиграли? У Vikings худший сезон с 1984-го года!

Наверное, внезапно подумалось мне, потому что есть надежда на то, что дальше будет лучше.

Наверное поэтому весь город превратился в фан-клуб Рубио, – потому что появление Рикки у «волков» означает надежду на лучшее будущее.

Возможно, любому болельщику, если не победы нужны или титулы, то вообще надежда. У местных баскетбольных фанатов она появилась потому, что есть кто-то, чью фамилию хочется скандировать с трибун. Потому что есть ощущение, что клуб движется в правильном направлении – даже если и остаются обоснованные сомнения в достижимости чемпионства.

Болельщикам «викингов» досталась лишь частичка надежды – на то, что уж следующий сезон не может быть хуже нынешнего, – но даже ее хватило, чтобы превратить игру в праздник. А что было бы, если бы был настоящий повод для оптимизма? Действительный символ прогресса команды? Взять, к примеру, новый стадион для Vikings. Он ведь нужен не только потому, что старый уже тесен и не приносит владельцу достаточной прибыли. А для того, чтобы болельщики видели, что команда движется вперед. Развивается.

Ведь если не чудесное настоящее и не золотое прошлое – нам нужна хотя бы надежда на лучшее будущее, так же?

Если бы я был владельцем непобеждающей команды, я бы делал все, чтобы болельщики не думали, что у нас застой. Строил бы новый стадион или перестраивал старый. Менял бы логотип и дизайн формы. Тасовал тренеров. Гнал бы из состава всех, кто не показывает хорошую игру прямо сейчас. Проворачивал сумасшедшие обмены. Сидел в первом ряду, как Кьюбан, и спорил с судьями. До тех пор, пока мы бы не выиграли первый титул. После этого можно стать консерваторами. Можно говорить, что мы команда чемпионских традиций. Но до того, как это случится – пусть у фанатов будет хотя бы надежда. Пусть у них будет хотя бы новый стадион. Или Рикки Рубио.

* * * * * * * *

Еще несколько фотографий с обоих матчей.

Перед игрой фанаты «Хит» ожидают баскетболистов из Майами возле отеля.

За пятнадцать минут до начала матча. Странные манипуляции со щитом.

Первыми на площадку выходят чирлидерши...

...потому игроки на разминку: местной команды...

....и гости.

А потом снова девочки из группы поддержки и маскот.

Затем начинается световое шоу и представление T-wolves.

Последние напутствия перед игрой.

К началу матча стадион почти заполнен.

Кевин Лав уумудряется забивать и подбирать через всех.

ЛеБрон Джеймс, впрочем, тоже работает как автомат.

Рубио пробивает штрафные...

...и швыряет «трехи».

И снова чирлидерши.

Разогрев перед футбольным матчем. Суровые северные мужики играют рок.

А вот как видно футбол за 100 долларов. Болеть за баскетбол дешевле – из расчета на один матч.

Предматчевое представление на Metrodome. «Викинги», как и полагается викингам, выходят на поле из драккара.

Тим Тибоу не единственный футболист, который молится перед матчем.

Напоминание болельщикам: «Мы Викинги, а не варвары». Фанаты, впрочем, и без того дружелюбны.

Один из двух маскотов «Викингов» – Рагнар

У телеоператоров перед глазами подсказка – фото и фамили игроков.

У «Миннесоты» на позиции куотербека матч начал Кристиан Пондер (номер 7)...

...А у «Чикаго» – Джош МакКоун (номер 15). Пондер – новичок, МакКоун глубокий запасной.

Лонгвелл (номер 8), киккер «Викингов», промажет два филд-гола в этом матче.

Удачный пас.

То немногое, что у «Миннесоты» лучшее в NFC North – чирлидерши.

Девочки и второй маскот – Виктор Викинг.

Обычно на местах за воротами удобно наблюдть за результативными атаками. За неимением таковых оставалось только фотографировать группу поддержки.

Никакой NFL League Pass не покажет вам эту сторону футбола! :)

Неприятный момент – травму получил Брайан Урлакер, лучший лайнбейкер «Чикаго».

К счастью, травма оказалась не очень серьезной.

Джаред Аллен (номер 69), только что установил рекорд клуба по сэкам за сезон.

Конец матча, конец сезона.

Викингомобиль.