10 мин.

«Бриллианты навсегда». История чемпионских перстней, часть 2

... 15 января 1967 года в Лос-Анжелесе состоялась игра, которой было суждено изменить всю историю профессионального американского футбола. Больше того, традиция проводить подобные матчи впоследствии серьезно повлияла на весь американский образ жизни. В стране появился новый праздник, в фольклор вошли новые шуточки – например, относительно того, что случается с канализационной системой, когда миллионы туалетов смываются в одно и то же время (в перерыве), бизнес обрел абсолютную икону телевизионной рекламы, и т.д., и т.п.

Кроме всего прочего Супер Боул – а речь именно о нем, - породил новую футбольную моду, популярность которой не уменьшается вот уже 45 лет. Формулировка ее крайне проста: It’s good to have a ring.

* * * * * * * * * * * * *

Традиция вручать чемпионам кольца, как мы уже знаем, пришла в футбол из хоккея, захватив по дороге бейсбол и баскетбол. До 1967-го наградами победителям титульного матча NFL становились другие ювелирные украшения, часы, и даже, – в сезоне 1933-го года, – медвежьи шкуры. Но для триумфаторов первого объединительного матча NFL и AFL нужно было что-то другое, особенное.

В начале февраля 1967 в город Грин Бэй, еще праздновавший победу своей команды, по приглашению главного тренера Packers Винса Ломбарди прилетел художник из ювелирной фирмы Jostens. Кеннет Вестерлунд, - так звали мастера, уже имел опыт создания дизайна для чемпионеской бижутерии: в Jostens обращались Cleveland Browns, выигравшие тьму титулов в конце 40-х – начале 50-х годов, и чемпионы 1960-го Philadelphia Eagles, и сами Packers. Ломбарди просмотрел эскизы Вестерлунда и сделал несколько замечаний. «Я пришел на телевизионную станцию Грин Бэя», - вспоминал художник, - одолжил у них аэрограф и проработал весь вечер, внося изменения в дизайн». На следующий день Ломбарди позвонил в офис Jostens и сделал заказ на партию первых в истории колец для победителей Супер Боула.

Кольцо первого Супер Боула трудно назвать уникальным в художественном плане. Если сравнить его дизайн с чемпионскими кольцами тех же Packers сезонов 1962 и 1965, сразу видно, что они довольно похожи. Один бриллиант на фоне футбольного мяча, логотип лиги, название команды. Единственное, что делает его особенным – статус.

Чемпионское кольцо Green Bay Packers 1962 года.

Чемпионское кольцо Green Bay Packers 1965 года.

Кольцо победителей Super Bowl I – 1967 год.

На следующий год Packers повторили успех, но на этот раз Винс Ломбарди твердо вознамерился сделать чемпионское кольцо неповторимым. Новое кольцо весило почти в полтора раза больше, чем прошлогоднее (47 граммов против 34) и было украшено сразу тремя бриллиантами (символизировали три победы Packers подряд).

Кольцо победителей Super Bowl II – 1968 год.

Для Ломбарди это кольцо стало последним, для NFL же оно стало первым в гонке драгоценностей. Отныне каждый клуб, становившийся чемпионом, стремился перещеголять предшественников в размерах перстня, количестве бриллиантов и помпезности символов, прославляющих историю команды.

* * * * * * * *

Большую часть колец (29 из 45) изготавливали у Jostens. Дизайн двенадцати из них разрабатывал Кеннет Вестерлунд. Девять раз команды прибегали к услугам ювелиров из компании Balfour, четырежды – Tiffany. На долю остальных компаний приходится лишь три заказа на кольца чемпионов. Для ювелиров изготовление перстней чемпионов не только большая честь, но еще и приличная прибыль. Даже несмотря на то, что на изготовлении колец для команд те же Jostens, по некоторым оценкам, теряют несколько миллионов долларов (за один набор колец для одного года *), реклама и продажи фанатской бижутерии покрывают эти расходы с лихвой. Вот, к примеру, тематический каталог с символикой Packers: больше двух десятков сувениров по цене от 20 до полутора тысяч долларов. Какой болельщик устоит? **

* Убытки получаются следующим образом: NFL платит клубу-победителя 750 000 долларов (150 колец по 5 тысяч за каждое). Реальная стоимость одного кольца – от 10 до 20 тысяч. Разницу  обычно оплачивают ювелиры, хотя официально подтвержденной информации об этом нет.

** Правильный ответ: устоит болельщик Vikings! :)

* * * * * * * *

Рассказывать о всех кольцах вообще – займет слишком много места и времени. Я выбрал 10 самых красивых и/или значимых колец Супер Боулов, на остальные вы можете полюбоваться в галереях по ссылкам, указанным в конце статьи.

10. Miami Dolphins, 1972

Dolphins-72 - первая и единственная команда, выигравшая все матчи в одном сезоне (14 побед в регулярном чемпионате и 3 в плей-офф). Награда победителям – золотое, украшенное аквамарином (цвет клуба) и бриллиантами кольцо. Строгий классический дизайн.

9. Washington Redskins, 1987

Первое кольцо от Tiffany и первое же кольцо, украшенное исключительно синтетическими драгоценными камнями.

8. New York Giants, 1986

В эпоху, когда каждый владелец команды желал, чтобы перстни его команды были Самими Большими и Самыми Ослепительными, Giants, выигравшие свой первый титул, сумели удержаться в рамках простого элегантного дизайна. Бриллиантовый кубок Ломбарди на синем фоне – ничего лишнего.

7. Dallas Cowboys, 1995

Каждый раз, когда какая-либо команда выигрывала Супер Боул не в первый раз, кольцо обязательно подчеркивало этот факт. Несколько бриллиантов, два, три и т.п. кубков Ломбарди – любым способом нужно было показать, что победа не первая. Далласу, выигравшему в 1995-м, необычайно повезло в этом плане. Пять бриллиантов, составляющих пятиконечную звезду (эмблема команды) – идеальное подтверждение того, что это был пятый Супер Боул для «Ковбоев».

6. New England Patriots, 2004

Это кольцо известно во-первых тем, что оно самое большое в истории – 115 граммов белого золота и 124 бриллианта. Во-вторых, это единственное кольцо, официально находящееся в России.

В 2005-м владелец «Патриотов» Роберт Крафт прибыл в Санкт-Петербург в составе группы ведущих американских бизнесменов. Высоких и безусловно дорогих гостей (помимо Крафта, состояние которого оценивается в полтора миллиарда, в Россию приехали CEO таких немаленьких компаний как IBM, Intel, Citygroup и т.п.) принимали первые лица государства, в том числе и президент Владимир Путин. Желая произвести на русского президента впечатление, Крафт снял с пальца свой перстень и протянул его Путину. «Это кольцо Супер Боула», - с гордостью сказал владелец Patriots. «Спасибо», - сказал ВВП и положил перстень в карман. Позже Крафт сделал вид, что это и был подарок, но судя по начальной реакции он совсем не собирался расставаться с перстнем. Кольцо ныне находится в кремлевской библиотеке, а Крафт заказал у Jostens дубликат.

5. San Francisco 49ers, 1981

Золото, надпись «Сан-Франциско – Чемпионы Мира» и бриллиантовый футбольный мяч – настоящая классика.

4. Baltimore Colts, 1970

Супер Боул 1970 года стал первым после официального объединения двуг лиг, NFL и AFL, в одну. Перстни того года впервые в истории были украшены логотипом победившей команды – подковой Colts и сапфирами, отлично подходящим к цвету униформы Балтимора.

3. Chicago Bears, 1985

Если «Дельфины»-72 были самой побеждающей командой в истории, то «Медведи»-85 были, безусловно, самой доминирующей. 15-1 в регулярном чемпионате, и три разгромных (суммарный счет 91-10!) победы в плей-офф. Песню, восхваляющую победу Чикаго в Супер-Боуле записали до матча (!!), и никого это не удивило - им просто не было равных. В историю победа Bears попала еще по одной причине – перстень Уильяма Перри по прозвищу «Холодильник» является самым большим по размеру. Для Перри пришлось делать кольцо 25-го размера, при том, что средний мужской размер кольца – 10.

2. New Orleans Saints, 2009

Кольцо прошлогодних чемпионов не только выгодно отличается элегантностью и скромностью на фоне монструозных перстней последнего десятилетия, но еще и единственное, которое можно было получить, будучи обычным болельщиком. В 2010-м «Святые» устроили лотерею в фонд помощи жителям побережья Мексиканского залива, пострадавших от нефтяного пятна. Главным призом для участников лотереи являлось чемпионское кольцо. Принять участие можно было всего за 10 долларов. Победителем стал некто Кристофер С. Линн, нейролог из Миссиссиппи. Для сравнения – перстень Green Bay Packers 1996-го был продан на eBay всего-то за 40 тысяч.

1. Pittsburgh Steelers, 2008

Последний перстень Steelers просто великолепен. Выполненный в форме футбольного мяча в узнаваемой черно-золотой гамме, украшеный логотипом команды и шестью огромными бриллиантами (по одному на каждый титул) – произведение исскуства.

* * * * * * * *

Заканчивая рассказ о перстнях победителей нельзя не упомянуть и о другой награде. О ней редко пишут, ее не вручают на торжественных церемониях и не демонстрируют с гордостью в телекамеры. Это приз вторых, перстни, которыми награждают проигравших в Супер Боуле. Официально – это награда победителям конференции, неофициально – утешительный бонус для некоторых великих игроков, так и не ставших чемпионами. NFL выделяет в два раза меньший бюджет на эти кольца, так что они существенно попроще, чем награды для победителей.

Кольцо чемпионов NFC Minnesota Vikings, 1973-й год.

Кольцо чемпионов AFC Tenessee Titans, 1999-й год.

Ссылки по теме:

1. Все кольца от Jostens

2.  Галерея колец победителей Супер Боулов

3. Небольшие истории о перстнях и их владельцах