6 мин.

Борцов из России в других сборных все больше (уже 47): они обыгрывают наших на ЧМ и злят начальников

Сборная России добралась в Загреб на борцовский чемпионат мира – в нейтральном статусе, с приключениями, но полным составом (хотя есть исключения).

Это не сенсация – международная федерация борцы (UWW) одной из первых в мировом спорте вернула российских борцов на международные старты еще в 2023-м.

«Для нашего вида спорта очень важно, чтобы соревновались сильнейшие атлеты. Конечно, это непростой процесс, учитывая события, которые сейчас происходят на политической сцене. Но мы стараемся не быть подверженными политике настолько, насколько можем», – говорил президент UWW Ненад Лалович.

На Игры-2024 сборная не поехала. Несмотря на допуск 10 борцов, российская федерация борьбы отказалась от участия с емкой формулировкой:

«Наши спортсмены не пойдут на поводу у политиков и не дадут сломить дух российской команды, мы не принимаем неспортивный принцип отбора, которым руководствовался Международный олимпийский комитет, формируя список допущенных атлетов, цель которого – подорвать принцип единства нашей команды».

10 российских борцов лишились шанса выиграть олимпийскую медаль в Париже-2024, зато это сделали 8 бывших борцов из России, выступивших за другие страны – всего на Олимпиаде их было 20.

Та ситуация не стала триггером для российских чиновников, даже несмотря на находившиеся тогда в тренде лозунги про «предателей», «бомжей» и «иноагентов» в отношении спортсменов, которые согласятся на нейтральный статус перед Играми-2024.

В Федерации борьбы России вообще замалчивали факт массового оттока россиян в другие сборные – после отстранения России от международных трендов это было бы политической халатностью.   

Но в 2025-м внезапно рвануло на борцовском Евро – вы помните ту историю.

Во время награждения в весовой категории до 74 кг босс российской борьбы Михаил Мамиашвили назвал предателем бывшего россиянина Чермена Валиева, который выступал за Албанию и в финале поборол Заурбека Сидакова.

Это сопровождалось странной мимикой и жестами – и от раздраженного Мамиашивли, и от растерянного Валиева. 

Дело закончилось скандалом, за который Мамиашвили пришлось объясняться:

«Я сказал, что путь, который он выбрал, это путь предателя. Так как он уезжал. Я дал определение пути, который он выбрал. Потому что еще год назад, буквально за 4 месяца до Олимпиады, он был в нашей сборной.

Национальная команда его готовила, но сегодня он уже под албанским флагом со слезами на глазах. Может, его это смутило? Вот таким, как Чермен, им какая разница – какой флаг? Сегодня – албанский, завтра – болгарский.

Это молодые ребята, которые, к сожалению, не совсем осознают ценность знамени на своих плечах. Они не понимают ответственность за страну, которая их сделала и дала им возможность. Да, иногда в непростых условиях, но тем не менее великая Россия сделала из них спортсменов. А так – албанский флаг им в руки».

Реакция Мамиашвили была странной – кому, как не ему, знать, что в спортивной борьбе у Россия давно налажены поставки спортсменов на экспорт.

Так исторически повелось из-за безумной конкуренции – достаточно вспомнить депутата Артура Таймазова, бравшего медали и сдававшего положительный допинг-тест за Узбекистан, или бывшего директора базы в Новогорске и хранителя ноутбуков Давида Мусульбеса, выступавшего за Словакию.

Прежде Мамиашвили даже одобрял такие переходы, объясняя их высокой конкуренцией в сборной России.

«Это нормальный процесс. Если бы не условия, в которых мы сейчас находимся, то никто бы и не заметил, что масса спортсменов в силу тех или иных причин поменяли гражданство. У нас эта процедура проходила, уверен, и будет проходить.

Спортсмен заканчивает. Он уже не является лидером, у него нет возможности состоять в сборной. Конечно, для того, чтобы продлить спортсмену его спортивную жизнь, реализовать себя, нормальный процесс», – два года назад Мамиашвили еще не бесновался от натурализации, оправдывая ее высокой плотностью в сборной.

Теперь все поменялось, и в Загребе-2025 у начальника российской борьбы может возникнуть 47 поводов для маленьких аутодафе на церемониях награждения – ровно столько бывших российских борцов выступят в Хорватии под другими флагами. 

Они представляют 16 стран: Бахрейн (6), Азербайджан (5), Болгария, Словакия, Таджикистан, Франция (по 4), Албания, Беларусь, Венгрия, Северная Македония (по 3), Греция, Бельгия (по 2), Казахстан, Румыния, Сербия и Австралия (по одному). 

Большинство из них – совсем не сбитые летчики из архивных объяснений Мамиашвили, а элитные борцы с ворохом титулов.

● Ахмед Тажудинов – первый борец в истории Бахрейна, ставший олимпийским чемпионом. На ЧМ-2023 он выбил в полуфинале Абдулрашида Садулаева, от конкуренции с которым и уходил в Бахрейн. Сейчас Тажудинову 22 года, и это заявка на длительную доминацию в категории 97 кг.

● Другой новый бахрейнец (с 2024 года) Шамиль Шарипов уже в Загребе выбил из сетки россиянина Абдуллу Курбанова в четвертьфинале 125-килограммовой весовой категории. До золота Шарипов не добрался, но и бронза на дебютном чемпионате мира – успех.

● Чермен Валиев, так возмутивший Мамиашвили, не только чемпион Европы, но и бронзовый призер Олимпиады-2024 – в Албании были счастливы.

● Еще один албанец Зелимхан Абакаров, получивший новое гражданство в 2021-м, не сходил с пьедесталов чемпионатов мира (золото в 2022-м, бронза в 2023-м), но в Загребе неожиданно выбыл на ранней стадии. Его дважды соотечественник Ислам Дудаев взял бронзу в Париже-2024.

● 30-летний Владимир Егоров из Якутии уже десятый год выступает за Северную Македонию и в 2022-м, наконец, выиграл чемпионат Европы.

● Исмаил Мусукаев тоже выиграл Евро-2022, но за Венгрию, которую представляет с 2019-го. До этого он дважды брал серебро на чемпионате России за Кабардино-Балкарию, а в 2023-м, наконец, стал чемпионом мира – в 30 лет. В Загребе-2025 Мусукаев уже навредил России – выбил в одном из раундов Сайына Казырыка.

● Бывшие россияне Осман Нурмагомедов и Магомедхан Магомедов после давнего перехода в Азербайджан стабильно берут медали чемпионатов мира – 5 подиумов на двоих.

Для многих борцов такая смена гражданства – лишь бюрократическая формальность, проходка на топ-турниры.

Некоторые даже не покидают Россию, продолжая тренировки на базах сборной: бахрейнец Ахмед Тажудинов выкладывает фотки с тренировок в спортшколе имени Абдулрашида Садулаева, узбек Разамбек Жамалов – с олимпийской базы в Кисловодске, болгарин Магомед Рамазанов и албанец Зелимхан Абакаров готовились к Олимпиаде в родном Дагестане, а, например, Айаалу Лазареву земляки-депутаты Якутии были готовы платить пожизненную стипендию за медали, завоеванные для Киргизии.

Кажется, в международной федерации тоже осознали масштаб проблемы и разрабатывают механизмы защиты от засилья натурализованных борцов из России, усложняя правила перехода.

Теперь меняющему гражданство спортсмену необходим паспорт новой страны (раньше хватало вида на жительство), 3-летний карантин с последнего международного старта, а для федераций введены ограничения на один мужской переход в год и две лицензии на олимпийскую квалификацию для натурализованных борцов.

Но пока это никак не влияет на количество легионеров – по сравнению с прошлым чемпионатом мира оно не уменьшилось, хотя процент бывших россиян в вольном стиле все равно вырос.

А главный вопрос современных чемпионатов мира по борьбе: какая сборная возьмет больше медалей – составленная из нынешних борцов сборной России или из бывших?

Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев; Wu Wei/XinHua, IMAGO/United World Wrestling/Global Look Press; East News/Milos Miskov / ANADOLU AGENCY / Anadolu via AFP